Бегство с Сицилии, или эвакуация по-немецки

Судьбу больших сражений иной раз решают невысоких званий люди, которым оказывается не всё равно. Именно таким человеком стал фрегаттен-капитан Густав фон Либенштайн, назначенный в мае 1943 года командовать 2-й высадочной флотилией в Италии. Она никуда не собиралась высаживаться, но состояла из кораблей и судов, первоначально созданных для морских десантов.

Двойной десант

Намётанный глаз имел все шансы увидеть призрак грядущего задолго до начала немецкой эвакуации с Сицилии. Когда в ночь с 9 на 10 июля 1943 года союзники начали операцию «Хаски» и высадились с моря и воздуха на Сицилию, немцы всерьёз хотели удержаться. Итальянцы — да, сдавались пачками, но немцы упирались, как могли. В бой пошли даже тяжёлые танки   «Тигр».

Солдаты британской 51-й (горской) пехотной дивизии высаживаются на Сицилии (источник фото)

Толковый разведчик-аналитик мог (и должен был!) уже тогда задаться вопросом: «А за чей счёт этот банкет?».

Каким чудом немцы набили выжженный солнцем остров людьми и техникой?

В мае фон Либенштайн застал полный разброд и шатание. Понятно, что паромов мирного времени почти не осталось. К июлю деятельный фрегаттен-капитан навёл порядок — и прежде всего в перевозках на Сицилию с континента. Ничего героического: лишь чётко отлаженные процедуры погрузки и новые причалы в стороне от портов. Ещё до начала вторжения через Мессинский пролив в Сицилию гнали людей тысячами в сутки вместе с грузовиками и танками. А после — снабжение перебрасывалось на остров уже десятками тысяч тонн. Казалось бы, пришло время задуматься: «А что, если нацисты этот конвейер развернут в обратную сторону?».

Но никто не задумался.

Самобеглые гаражи

Немецкая БДБ в море. Облик посудины трудно назвать изящным (источник фото)

Если спросить знатоков истории, какой корабль германского флота доставил больше всего неприятностей союзникам, то многие назовут   «Тирпиц» или подводную лодку VII серии. Ответы разумные, но в пятёрку самых вредных кораблей ВМФ Германии точно входят быстроходные десантные баржи (БДБ).

Это были приземистые суда, построенные вокруг гаража-трюма для колёсной и гусеничной техники с откидной рампой. БДБ первых серий имели грузоподъёмность 80 тонн, поздних серий — 100 тонн. Три дизеля обеспечивали самобеглым гаражам скорость в восемь-десять узлов (15-18 км/ч. — Прим. ред.). Баржи вполне могли постоять за себя, поскольку вооружали их зенитными автоматами.

Немецкая БДБ у причала. Помимо зенитных автоматов она вооружена 75-мм французскими трофейными пушками

Еще одним «чудо-оружием» стали так называемые «паромы Зибеля», собранные из сапёрного имущества и фрагментов наплавных мостов с установленными на них двигателями. На свинченных вместе понтонах помимо хлипкой надстройки ставили зенитки, что придавало им почти грозный вид.

Главное — БДБ и «Зибели» имели небольшие размеры и поэтому были непростой целью для авиации.

«Зибель» с немецкими войсками перебирается через Мессинский пролив

Липкие пальцы страха

Командующий военно-морскими силами союзников британский адмирал Эндрю Каннингем в Первую мировую служил на миноносце в Средиземном море. Неудача английской высадки в Дарданеллах 1915 года намертво отпечаталась в памяти молодого морского офицера. Именно память заставляла его принимать решения, которые трудно назвать смелыми и безрассудными. Когда после войны американский историк Сэмюэл Морисон аккуратно спросил Каннингема о Сицилии, британец вскипел и, тыча в карту, напомнил о Дарданеллах.

Однако если на карте Мессинский пролив действительно напоминал турецкие проливы, то обстановка «на месте» принципиально отличалась.

Во-первых, в 1915 году авиация ещё пешком под стол ходила. А в 1943-м воздушная мощь союзников давала возможность крушить даже крепкие цели. Позиции старых 280-мм пушек на входе в пролив отлично «читались» с воздуха. Кроме того, расчёты орудий состояли из итальянцев, чья стойкость под конвейером бомбардировок с воздуха и моря представлялась сомнительной. Опять же, у англичан имелись диверсанты с красивыми кинжалами.

Где они были, когда решалась судьба Италии?

У немецких 170-мм полевых орудий на позициях возле морских батарей был небольшой запас снарядов, и долго продержаться они не могли.

Корабль Его Величества «Вэлиент» — один из линкоров, участвовавших в боях за Сицилию (источник фото)

Во-вторых, в 1943 году не требовалось захватывать Мессину с моря. Достаточно было ворваться в пролив и устроить избиение БДБ и «Зибелей». Союзники располагали как линейными кораблями, так и лёгкими силами флота, включая торпедные и торпедно-артиллерийские катера. Подавление береговых батарей и бросок в пролив эскадренных миноносцев и катеров могли стать фатальными для немцев. Но союзники даже не попытались это сделать.

До последнего «Тигра»!

Хотя фон Либенштайн тоже служил в Первую мировую на миноносце, он не вынес с войны липкого страха. Поэтому, когда авиация союзников стала активничать ночью, он недолго думая перенёс часть перевозок на светлое время. Наглость? Разумный расчёт — потери самобеглых гаражей оказались невелики.

Фрегаттен-капитан Густав фон Либенштайн

Отходя от рубежа к рубежу с выводом на погрузку очередного подразделения, Мессинский пролив 11–16 августа пересекли 40 тысяч немецких военнослужащих. С острова они увезли почти десять тысяч автомашин и тягачей.

Глядя на техничных немцев, с Сицилии параллельно эвакуировались 62 тысячи человек итальянских войск. Они использовали уцелевший довоенный паром, который за раз перекидывал на континент шумную толпу из трёх тысяч человек.

Как и почему это судёнышко не разыскали и не уничтожили самолёты союзников?

Можно только пожать плечами.

Более того, за две ночи немцы вывезли 34 танка и 44 штурмовых орудия. В последнюю ночь эвакуации они погрузили на паром танк «Тигр» — единственный уцелевший из семнадцати воевавших на Сицилии.

Немецкую эвакуацию часто сравнивают с Дюнкерком 1940 года. Но эти две операции принципиально отличаются. Англичане вывезли деморализованных людей, побросавших оружие и технику. В августе 1943 года через Мессинский пролив организованно переправили боеспособные подразделения с вооружением и техникой. Вскоре они дали союзникам бой за континентальную Италию — и бой этот англичанам с американцами не понравился.

Американские транспортные суда во время немецкого авианалёта в период вторжения на Сицилию (источник фото)

Когда кто-то говорит, что советский флот что-то не так делал в узком Керченском проливе осенью 1943 года, ему стоит напомнить о Мессинском проливе в августе того же года. Союзники точно так же предпочли не соваться в узкий пролив, располагая при этом куда более могучими силами и бо́льшим опытом.

Простые десантные баржи оказались сильнее огромного и мощного флота.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий