Кто кого: «турецкое единение» против английской мощи

Немецкая сталь

Миноносец типа S-165 «Муавенет-и Миллие» по происхождению был чистокровным немцем. Его заложили в 1908 году на верфи Шихау в Эльбинге для германского флота.

Летом 1910 года S-165 и три его систершипа продали Османской Империи. Турки отчаянно пытались обзавестись современными кораблями всех классов, чтобы противостоять своим многочисленным врагам.

Миноносец получил новое название, в переводе с турецкого означавшее «народное единение».

Деньги на покупку кораблей частично собирали пожертвованиями — об этом и напоминало данное имя.

Немецкий миноносец S-168, аналогичный «Муавенету»

«Муавенет» имел полное водоизмещение в 765 тонн при длине в 74 метра и мог разгоняться до 26 узлов. Был вооружён четырьмя орудиями: два — калибром 75 мм и ещё два — 57 мм. Но главным его оружием были три 450-мм торпедных аппарата.

К моменту вступления Османской империи в Первую мировую в ноябре 1914 года миноносец был одним из самых современных и боеспособных кораблей турецкого флота.

Хорошая подготовка — половина дела

В начале мая 1915 года, через считанные недели после высадки войск Антанты на Галлиполийском полуострове, союзники пытались захватить проливы и открыть путь на Константинополь; бои на суше приобрели характер позиционного тупика. Турецкие солдаты, дравшиеся с отчаянностью обречённых, стояли насмерть за каждый метр земли.

Англичане для поддержки своих наземных войск активно использовали тяжёлые корабли.

Огонь орудий броненосцев сметал османские окопы вместе с находившимися в них солдатами.

Особенно неприятными для турок были удары корабельной артиллерии на правом фланге, в районе лощины Керевес Дери. Каждую ночь два британских броненосца из бухты Морто безнаказанно расстреливали турецкие позиции с фланга. А на рассвете уходили, чтобы не попасть под огонь батарей османов с азиатского берега.

Рельефная карта Дарданелл с отмеченными на ней позициями

Шестого мая немецкому капитан-лейтенанту Фирле, командиру полуфлотилии миноносцев турецкого флота, поручили проработать возможность атаки британских броненосцев. Фирле решил провести ночную торпедную атаку силами одного миноносца.

Немец выбрал «Муавенет» под командованием храброго и компетентного турецкого офицера Ахмеда Саффета.

После наблюдений за англичанами прямо из упиравшихся в море турецких окопов Фирле и Саффет решили, что, прижавшись к европейскому берегу, «Муавенет» сможет проскользнуть мимо патрулирующих британских эсминцев. Те старались держаться ближе к середине пролива, а на фоне тёмных скал европейского берега «Муавенет» будет не так заметен. Фарватер, которым миноносец будет выходить в атаку, тщательно — но скрытно — обвеховали.

Корабль основательно готовили к атаке: на трубы установили искрогасители — ни одна вспышка не должна выдать миноносец. Чтобы максимально уменьшить его осадку и как можно ближе прижаться к берегу, с корабля начали снимать всё лишнее.

Топливо? Минимальный запас, идти недалеко. Орудия? Снять всё. Если англичане заметят, из них успеют дать разве что прощальный салют. Личные вещи экипажа, мебель, все припасы — оставить на берегу. На борту только торпеды.

Кроме Фирле из немцев на «Муавенете» будут ещё два офицера и дюжина старшин и матросов для подстраховки турок.

«Муавенет-и Миллие»

В удачное возвращение корабля никто не верил. Турецкие матросы надеялись: когда их миноносец пойдёт ко дну, хотя бы некоторые счастливчики смогут спастись, самостоятельно доплыв до берега.

«Муавенет» был один против всех.

Решающая ночь

13 мая после полуночи корабль начал свой прорыв. Время выбрали не случайно: стояла полная темнота, а внимание английских моряков ослабло из-за усталости.

Прижимаясь к береговым скалам, миноносец скользил по воде малым ходом, позволяя мощному выносному течению нести себя в сторону противника. Условия были самыми подходящими: безлунная тёмная ночь и туман над водой.

В 0:45 в нескольких сотнях метров показались тёмные силуэты двух британских эсминцев. Ни «Бигль», ни «Бульдог» ничего не заметили, и турецкий миноносец проскочил мимо.

Британский броненосец «Голиаф»

В 01:10 «Муавенет» вышел из тумана прямо на два стоящих на якоре британских броненосца, увлечённо стрелявших по берегу. «Корнуолис» и «Голиаф» по меркам 1915 года были безнадёжно устаревшими кораблями, но для обстрела берега их четырёх 12-дюймовок и дюжины шестидюймовок хватало за глаза.

На кораблях не стояли противоторпедные сети, а всё внимание команды было устремлено на берег. Какие в море могут быть турки?

В 01:13 приближавшийся миноносец заметили с мостика «Голиафа» и начали запрашивать опознавательные. Англичане решили: это кто-то из своих. Может быть, просто потерявшийся. В ответ с «Муавенета» сигнальной лампой передавали всякую тарабарщину — тянули время. Каждая секунда приближала турок к их цели.

Они приблизились уже на 500 метров, а с мостика «Голиафа» на них вовсю кричали в мегафон. Уже после англичане утверждали, что с турецкого корабля им даже что-то прокричали в ответ на идеальном английском.

Саффет и Фирле решили: момент настал. «Муавенет» резко увеличил скорость и выпустил торпеды.

Картина, на которой запечатлена атака. В реальности турки были куда ближе, ночь была куда темней, а на миноносце не было орудий

С такого расстояния они не могли промахнуться. Три торпеды распороли борт «Голиафа», и тот в течение нескольких минут лёг на борт и перевернулся. На секунду на мостике «Муавенета» задумались: а не перезарядить ли торпедный аппарат (на борту была одна запасная торпеда) и попытаться торпедировать ещё и «Корнуолис»? Но затем решили не рисковать.

Миноносец развернулся и на полной скорости растворился в тумане.
Британские эсминцы снова ничего не заметили. И даже на «Корнуолисе» атаку на «Голиаф» обнаружили только тогда, когда броненосец лёг бортом на воду.

В результате уже в два часа ночи ликующая и невредимая команда «Муавенета» оказалась в безопасных водах.

«Турки заслужили медаль»

На борту «Голиафа» погибли 570 моряков во главе с капитаном, 180 членов экипажа удалось спасти.

Потопление броненосца, а также неудачи в боях на земле вызвали политический скандал. В результате свои посты оставили Первый лорд адмиралтейства, Уинстон Черчилль, и Первый морской лорд, адмирал Фишер.

Турецко-немецкий экипаж миноносца на палубе после награждения

Весь экипаж «Муавенета» был награждён и немецким, и турецким командованием. Это была одна из самых громких побед османского флота в годы Первой мировой.

Неприятельские корабли топили не только турецкие моряки. В марте 1915 года героический артиллерист Коджа Сейит в одиночку остановил прорывавшуюся через Дарданеллы британскую эскадру, потопив при этом броненосец «Оушен». Вот такими отчаянными противниками могут быть османы!

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий