Ликбез

Илон Маск и Хан Соло: чем отличаются космические полёты в кино и в реальности?

В кино всё просто. Можно летать вокруг планеты, непринуждённо меняя орбиты, висеть в нужной точке с выключенными двигателями и даже разгоняться до сверхсветовых скоростей в течение пары секунд. А как космические корабли и ракеты летают в реальном мире? Хану Соло и Чуи однажды довелось услышать об этом от самого Илона Маска.
/ /
6.5K
27
35
202
В кино всё просто. Можно летать вокруг планеты, непринуждённо меняя орбиты, висеть в нужной точке с выключенными двигателями и даже разгоняться до сверхсветовых скоростей в течение пары секунд. А как космические корабли и ракеты летают в реальном мире? Хану Соло и Чуи однажды довелось услышать об этом от самого Илона Маска.

На тридцать пятый час починки досветовых двигателей Хан Соло сдался. Он сел на нагретый солнцем камень и стал кидать плоские камешки прямо в океан. Звезда закатывалась, и всё меньше цветов можно было различить на водной глади.

Чубакка ещё пытался ремонтировать, и от корабля иногда доносился его недовольный рёв. Но тщетно. «Чуи, похоже мы не дома».

Странная физика

В этом полёте всё пошло не так. Всё. Начиная с груза, который, согласно контракту, они не имели права осматривать, и заканчивая непонятным порталом, возникшим на пути следования. Корабль швыряло, как щепку в мутном потоке. А потом выбросило прямо к странной планете, незнакомой ни Хану, ни Чубакке, ни даже навигационной системе «Микроаксиал HyD».

Панель управления двигателем показала странную надпись «ЕГГОГ». Судя по выражению лица Чубакки, он тоже такое видел впервые в жизни.

Скорость начала падать, как и должна была.

«Остановимся сейчас», — подумал знаменитый контрабандист. — «Никогда ещё в космосе движок не чинил…»

Но, как только «Сокол» остановился, он внезапно начал падать.

Планета приближалась пугающе быстро. А её атмосфера встретила корабль огнём не хуже звена имперских истребителей. Щиты продержались несколько минут. После чего второй пилот (ну, формально второй — пилотировал Чубакка не хуже, чем Хан торговал) включил атмосферные двигатели и благоразумно сел на первый попавшийся остров.

Дальше — нудная починка, так и закончившаяся ничем.

Хан Соло уже начал подозревать, что они застряли тут надолго и пора устраивать разведывательный рейд, — как вдруг на шее запищал автоматический переводчик, выдавший порцию ругательств и что-то вроде: «Эй мужик, ты что тут делаешь?».

Незнакомец Илон Маск

Хан покрутил головой и увидел бегущего к ним мужчину в странной, очень лёгкой одежде.

Оказалось, что остров принадлежит ему. Его зовут Илон Маск, и он глава фирмы, занимающейся космической техникой.

Илон полчаса осматривал «Тысячелетний сокол», цокал языком и восхищался всем, что видел (мда, отсталый у них мир, отсталый). Затем спохватился, что уже ночь, и пригласил незнакомцев в свой домик, уютно разместившийся прямо на побережье. (Домик? Да там десяток комнат!).

После сытного ужина сели обсудить проблемы свалившихся на остров пришельцев. Илон закурил какие-то странные дымные палочки и поделился с гостями. Стало хорошо и уютно.

И.М.: Мужики, а что у вас сломалось‑то?

Х.С.: Да непонятно. Атмосферные двигатели, вроде, в норме, а космический отвалился. Мы потеряли скорость — и вот упали.

И.М.: У вас сломался космический двигатель… А как он устроен?

Этого даже Чубакка не знал. Но такая простая и всем понятная характеристика двигателя, как «75 MGLT» поставила аборигена в тупик.

Х.С.: «Сокол» разгоняется в космосе до 75 мегалайтов. Медленнее истребителя, конечно, но…

И.М.: Стоп. Ты хочешь сказать, что разные космические аппараты у вас разгоняются до разной максимальной скорости? Не разное ускорение, не разный запас тяги, а именно разная максимальная скорость?

…термины «ускорение» и «запас тяги» вызвали у Соло полное непонимание.

Х.С.: Есть реактор. Он даёт энергию. Энергия заряжает щиты, лазеры и разгоняет корабль. До определённой скорости. Отключил двигатель — остановился.

И.М.: Не может быть. У нас в космосе, выключив двигатель, продолжаешь двигаться по своей траектории. А пока двигатель работает — разгоняешься. Тормозить с выключенным двигателем можно только в атмосфере.

Х.С.: То есть у вас можно летать по кругу и не тратить энергию?

И.М.: Вообще орбиты бывают… проще нарисовать.

Конические сечения

И.М.: Это, разумеется, самый простой случай — задача двух тел. Реально на орбиты влияют Солнце, Юпитер, а вблизи Земли — ещё и Луна. И… кстати, зависнуть неподвижно можно. Но не везде.

Точки либрации, они же точки Лагранжа

«Странная у вас тут физика,» — вздохнул Соло. Чубакка печально и согласно заревел.

Х.С.: Так какую нам нужно набрать скорость, чтобы выйти на орбиту вашей планеты?

И.М.: У нас она называется первой космической скоростью. Нужно набрать 7,91 км/с, иначе после выключения двигателей корабль начнёт падать обратно. Вы же говорите, что у вас 1050 километров в час атмосферная скорость — этого мало для выхода на орбиту, сильно мало.

Х.С.: Хорошо, у нас у самих выйти на орбиту не получится. Допустим. А ты можешь взять наш «Сокол» и вытащить на орбиту вашей планеты? А там мы сумеем запустить гиперпривод.

И.М.: Ну во-первых, не получится. У вас только груза на борту сто тонн. А у нас сейчас самая мощная ракета из действующих — Falcon Heavy — доставляет не более шестидесяти тонн на низкую околоземную орбиту. А во-вторых, зависнуть над одной точкой на орбите — это не так просто.

Х.С.: Погоди-погоди, ты утверждаешь, что в вашем мире на орбите просто нельзя зависнуть над нужной точкой и спокойно висеть, вырубив двигатели?

И.М.: В том то и дело, что нельзя. Если корабль не набрал нужной скорости, он будет всё время падать на Землю. Набрал — получай в зависимости от скорости и наклонения взлёта орбиту. Ну и чем ближе к Земле, тем выше нужна скорость для поддержания требуемой орбиты. Кроме того, чтобы сменить траекторию, в космосе требуется очень много энергии. В нашем мире не получится просто летать с орбиты на орбиту. Каждый такой манёвр требует почти столько же топлива, сколько нужно для взлёта с планеты. Почему? Это физика. Чтобы отклониться от курса на 45°, вам придётся изменить свою скорость примерно на восемь км/с. Столько же, сколько нам понадобилось для выхода на орбиту. А изменение скорости — это трата топлива. Иначе никак. И да, нельзя двигаться по орбите медленнее или быстрее: если вы затормозитесь, ваша траектория изменится, ну и если ускоритесь — тоже.

Х.С.: И над одной точкой висеть нельзя? Мы с Чуи такое кучу раз проворачивали.

И.М.: В вашем мире, может, и так, а у нас над одной точкой — не получится. Или это можно на геостационарной орбите провернуть — 35 786 километров над уровнем моря. Вот там вы будете всё время находиться над одной точкой Земли.

Х.С.: А ниже нельзя?

И.М.: Нельзя. Ну то есть можно, конечно, но придётся постоянно держать двигатели работающими, а у вас они того, не фурычат.

Илон Маск посмотрел на то, как Хан Соло и Чубакка становятся всё более грустными, и продолжил разочаровывать.

И.М.: Да и вообще — я, может, чего не понимаю, но включение гиперпривода вас убьёт.

Х.С.: С чего бы это, мы так делали сто раз, мы же в космосе.

И.М.: Ну да, законы Ньютона работают и в невесомости. При вашем ускорении в несколько сотен g вас просто размажет по креслам в не самый аппетитный джем. Ускоряться надо медленно — например, на 2g. Будет неприятно, но можно терпеть.

Х.С.: И сколько же мы будем так разгоняться до световой скорости?

И.М.: Ну вообще, в нашем мире разгон до скорости света невозможен в принципе. При приближении к скорости света масса будет стремиться к бесконечности. Но если вы хотите, давайте прикину. С таким ускорением вам понадобится 15 миллионов секунд, то есть примерно 174 суток. И столько же на торможение. Хотя повторюсь, скорость света для космического корабля недостижима в принципе.

Чуи заревел.

Х.С.: Да как вы тут вообще летаете с такими физическими законами?

Теперь настало время грустнеть Илону Маску.

И.М.: Вот так — дорого, недалеко и без всяких крутых полётов. Таков он, реальный мир. Кстати, мужики, если с кораблём не решится, готов предложить вам должности в SpaceX. Физику подучите, авось что из вашего корабля сможем использовать у нас на ракетах.

Хан Соло закивал, постепенно осознавая всю сложность их положения.

Не спалось. Хан Соло подошёл к окну и стал смотреть на такое близкое и такое далёкое небо, расцвеченное узорами незнакомых созвездий, к которым ему теперь придётся привыкать. Рядом храпел Чубакка. Судя по всему, у вуки психика покрепче человеческой.

Хан посмотрел ещё раз на небо, на храпящего Чуи — и пробормотал про себя: «Чуи, похоже, мы не дома. И похоже, очень надолго».

Кстати, нужно будет посмотреть хоть, что там за груз. Доставить его вовремя точно не получится.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Как охраняют торговые суда: что можно противопоставить современным пиратам?
Пираты — главная проблема морских путей в XXI веке. И, хотя Совбез ООН ещё в 2008 году разрешил применять силу против морских разбойников, окончательно решить проблему никак не удаётся. Получив информацию из первых рук, WARHEAD.SU рассказывает, как обстоят дела с охраной на современных кораблях.
6.7K
18
5
38
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории
Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.
56K
31
7
358
Легионы американского космодесанта: традиции, слава и скелеты в шкафу
Кавалерийская дивизия — более бронетанковая, чем, собственно, сама бронетанковая. Тропическая дивизия с базами на Аляске. «Индейская» дивизия, которая на самом деле частично корейская. Альпийские стрелки — среди знаменитых горных хребтов штата Нью-Йорк. Примазавшиеся к армейским дивизиям нацгвардейцы. Всё это — реалии современной американской армии.
13K
21
16
93
«Кавалерийский шок»: кто такие кирасиры
Вплоть до появления нарезного стрелкового оружия и пулемётов на полях сражений господствовала конница. Несущиеся на неприятеля всадники были во время сражения столь сильным аргументом, что пехота порой теряла строй и отступала…
48K
25
12
444
И числом, и умением: кто такие драгуны
Это был самый многочисленный род кавалерии. В некоторых странах даже единственный. А в России — самый прославленный в боях. Происхождение его имени — загадка, а тактическое использование отличалось от любой другой конницы. Встречайте — драгуны!
18K
18
14
139
Крах европейской мечты: как Первая мировая уничтожила рантье
Больше ста лет это было великой европейской мечтой. Главной целью, показателем успешности. Ради этого европейцы отказывали себе во множестве повседневных удовольствий, экономили каждый франк и копили каждый пенс. Чтобы в один прекрасный день сказать: «Я больше никогда не будут работать!» И превратиться в рантье.
17K
24
12
476
Конституция США: менять нельзя оставить
Сразу после Американской революции молодое государство из тринадцати штатов приняло Конституцию, которая действует до сих пор — всё такая же боевая и готовая дать врагам отпор. Но не устарела ли она?
4.6K
16
0
30
Голштинская гвардия — потешные войска Петра III
У трёх правителей России были потешные войска. В течение всего XVIII века считалось, что каждый наследник престола по примеру Петра Великого должен иметь собственные военные части, которыми может полноправно распоряжаться. О потешных самого неоднозначного императора — Петра III — и мифах, связанных с его голштинской гвардией, будет наш рассказ.
5.4K
13
9
79
Самострелы и психология: секреты наполеоновских войн
Во время наполеоновских войн многие солдаты становились жертвами случайных выстрелов из своих же задних шеренг. А штыковые атаки, как правило, не приводили к штыковым боям. Какие ещё секреты сражений той эпохи мы не знаем?
9.7K
18
19
145
«Школьные» ляпы школьных учебников: как изучают Великую Отечественную войну

Бедные школьники постоянно изучают вместо правильной истории какие-то мифологические ляпы! Великая Отечественная война, увы, тоже представлена в учебниках не слишком верно. Какие ошибки удалось обнаружить — в нашем материале.

26K
32
37
517
Катастрофа в Гренландии: плутониевый Чернобыль в полярной ночи

Сгоревший стул стал причиной одной из крупнейших радиационных аварий в истории ВВС США! Но как — и к каким последствиям это привело? Мы разобрались.

24K
57
10
866
На острове Итуруп нашли сеть подземных ходов

На курильском острове Итуруп поисковая экспедиция нашла сеть подземных тоннелей. По всей вероятности, они были вырыты японцами в годы Второй мировой войны. В настоящий момент идёт изучение этих ходов.

22K
12
2
553
Линия Мажино: оболганная твердыня

«Линия Мажино была фатальна для французов!». Такое часто пытаются утверждать. Мол, отказавшись от наступательной стратегии и вложив все средства в Линию, французы оказались беззащитными перед новыми методами войны. Мы разобрались, так ли это на самом деле.

20K
42
90
443
Последнее классическое морское сражение

Морская блокада, ночное сражение, залпы главным калибром — нет, это не описание схватки линкоров во Второй мировой. Так проходил последний классический морской бой в истории, исход которого полностью решила артиллерия. Как и когда это было — читайте в нашем материале.

18K
42
15
451
Халхин-Гол: пограничный инцидент или разведка боем?

Битву за Номонган, известную у нас как бои на Халхин-Голе, ряд западных историков считает прологом Второй мировой войны. Почему же произошло столкновение — и как развивалась эта операция?

18K
39
39
877
«Сломанная стрела»: 5 американцев, вызвавших огонь на себя

«Американцы — трусы! Они не способны на такое!» — гласит распространённый миф. Мол, США воюют только с полным превосходством над противником. А также с кока-колой, кондиционером и туалетной бумагой. Они не способны на самопожертвование! Нет среди «империалистических агрессоров» ни Прохоренко, ни Матросовых, ни Гастелло! Но это не так.

18K
56
13
930
Как выстругать дубину народной войны

Русский партизан наполеоновской эпохи — это мужик с картины «Не замай»: в армяке, прикрытый буйно растущей тактической бородой и вооружённый преогромной дубиной народной войны для общего ушиба французского организма. С началом войны он стихийно поднялся против завоевателя, движимый патриотическим порывом. Классическая картина! И не во всём близкая к реальности…

18K
145
95
778
Самый выгодный крот ЦРУ: секреты в обмен на ластики, плеер и чемоданы денег

Адольф Толкачёв — советский инженер, который настолько успешно предавал СССР, что его портрет повесили в главном офисе ЦРУ. Почему он это делал и как ему это удавалось — читайте в нашем материале.

18K
35
36
545
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
178K
83
45
897
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

71K
37
31
467
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

70K
65
19
742
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС
В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.
53K
40
77
361
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли
Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.
52K
21
11
81
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

48K
41
10
432
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

46K
40
53
591
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

46K
63
34
719
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

45K
34
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
178K
83
45
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

97K
56
12
869
Ликбез: зачем танку бревно
Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.
80K
38
29
457
Тест: Какой вы военачальник?
Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.
78K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе
Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.
72K
31
14
172
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

71K
37
31
467
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

70K
65
19
742
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

70K
27
17
346
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы
Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.
66K
32
28
679