Фильм «Спасти Ленинград»: страсти по барже  752

Реальная история

В ночь с 16 на 17 сентября 1941 года в водах Ладожского озера разыгралась страшная трагедия. Во время сильнейшего шторма затонула баржа № 752, на которой из Ленинграда эвакуировали курсантов и преподавателей нескольких военных училищ и членов их семей, а также гражданских лиц, в основном, женщин и детей. Судно было перегружено сверх всякой меры. По некоторым данным, на нём находилось больше 1500 человек.

Деревянная речная баржа не была приспособлена для плавания по водам Южной Ладоги, известной своими штормами и коварными огромными волнами, которые могли бить по судну одновременно с разных углов и направлений. Баржа № 752 предсказуемо не выдержала ударов стихии и была буквально разорвана на части. В холодной воде погибло более 1000 человек. Части из них не удалось даже выйти из трюма.

Трагедия на Ладоге вошла в список самых страшных водных катастроф, а баржа получила прозвище «Ладожский „Титаник“», ибо количество жертв на этих двух судах сопоставимо.

Сюжет

Когда появилась информация, что эту историю будут экранизировать, многие из тех, кто знаком с участью людей, по воле рока оказавшихся на борту баржи, испытали чувство некоторого недоумения — ужасные сцены, разыгравшиеся в тот день на Ладоге, находятся за пределами человеческого воображения. Однако уже из первого трейлера стало понятно, что конечный продукт сгодится только на корм заклёпочникам.

Итак, по сюжету фильма некий капитан 1-го ранга отправляет из Ленинграда баржу. Её задача — найти путь к спасению Ленинграда. Вероятно, речь идёт о Новой Ладоге, и каперанг не знает местоположения этого порта на востоке озера.

Несколько позже мы узнаем, что кроме этого каперанг должен доказать, что речные баржи могут (или не могут) пересекать озеро. Но это не имеет никакого значения, ведь уже завтра по Ладоге должны пойти другие суда. А если не пойдут, то каперанга расстреляют.

В итоге наш герой устраивает так, что на № 752 попадает эвакуируемая из Ленинграда рота курсантов Ленинградского артучилища — в ней состоит его сын. Но вот незадача! В последний момент курсантов-артиллеристов снимают с судна и отправляют воевать (об этом чуть позже). Неунывающий каперанг задерживает своего сына и заставляет его переодеться в заранее припасённую форму курсанта.

В реальности искать путь до Новой Ладоги особой необходимости не было. Этот пункт был нанесён на карту. Фарватер в силу того, что его особо не использовали, размечен не был (это сделали позже). Но суда через него всё же проходили, хотя и крайне редко. Более того, уже 12 сентября 1941-го на «ленинградский» берег прибыли первые баржи с продовольствием, а до 16 сентября первые суда ушли на Новую Ладогу.

Но вернёмся к фильму.

Эпопея с Невским пятачком

Зачем курсантов сняли с баржи? Оказывается, для того, чтобы перебросить их на Невский пятачок. Что они там будут делать? Карабкаться под ураганным огнём немцев на почти отвесную гору. Зачем? Потому, что Ленинграду нужен фарватер. Так, во всяком случае, кричит бойцам полковник войск НКВД.

Мало того, что бои за Невский пятачок начались через несколько дней после описываемых событий, так целью их было не дать Ленинграду фарватер, а получить плацдарм для прорыва блокады. Что же касается фарватера, то Нева вообще-то вытекает из Ладожского озера в районе Шлиссельбурга, который немцы в тот момент крепко удерживали.

В фильме демонстрируются настоящие чудеса. Курсанты, чтобы попасть от Осиновецкого маяка до точки, из которой будут форсировать Неву, должны преодолеть минимум 30 километров (это если напрямки). Командир (странного вида капитан в гимнастёрке размера на два больше, чем положено) приказывает им совершить марш-бросок на 15 километров. Надеюсь, бедных курсантиков, прежде чем заставить форсировать Неву днём, хотя бы чуточку провезли на машинах.

И ещё вопрос, который возникает у зрителя по ходу просмотра. А зачем, собственно, нам показывают этот самый Невский пятачок? Какое он имеет отношение к сюжету? Фильм же про баржу.

Главного героя же оставили на ней. Можно сосредоточиться на трагическом рейсе.

В действительности этот плацдарм играет в повествовании важную роль. Во-первых, на нём погибает отец главной героини — бывший заключённый, которого АМНИСТИРОВАЛИ ещё год назад, но что-то напутали в бумагах, и он отсидел ещё год. Отсидел ровно для того, чтобы зайти домой, получить от жены рапорт, что она отреклась от него ради дочери, а затем тут же оказаться на Невском пятачке.

Во-вторых, именно с пятачка, по приказу упоминавшегося полковника НКВД, старшина роты курсантов — грубый, неприятный, но смелый и добрый внутри — отправляется… в Новую Ладогу. Чтобы оттуда встретить баржу.

По прямой от плацдарма до Новой Ладоги — километров 90. Всего ничего, учитывая, что уже завтра днём старшина будет плыть на катере навстречу барже. Но вот какая незадача — нужно будет идти через позиции немцев. В результате старшина переходит Неву обратно (метров триста пешком по воде до катера), как-то добирается с блокированной территории до Новой Ладоги (вероятно, существует более короткий путь для спасения Ленинграда, чем тот, по которому плетётся № 752) и наконец встречает судно.

Старшина, кстати, не только встречает баржу и регулярно бьёт главного героя кулаком в живот (в первой части фильма). У него в этой истории важная функция: в начале повествования он отбирает у курсантика отцовские часы. Отбирает с тем, чтобы в финале торжественно вернуть. Позднее эти часы останутся у главной героини как единственная реликвия, напоминающая ей о юношеской любви. В общем, старшина — это такой кратковременный Кристофер Уокен.

Трагедия с хеппи-эндом?

Но вернёмся на баржу. В неё постепенно набиваются пассажиры, один другого краше. Девушка главного героя, она же рассказчица, попала сюда благодаря протекции курсанта, отцу которого можно вообще всё. Чекист по фамилии Петручик. Мужчина на машине, в хорошем костюме и модной шляпе. Всегда в перчатках. Именно он арестовывал отца главной героини, а теперь везёт на Большую землю его трёхтомное дело в составе — почему-то — архива НКВД Эстонской ССР.

Чекист ходит со зверской рожей и страшно щерится. Это не от того, что он злодей. Хороший, в общем, мужик.

Всё дело в том, что он страдает от тяжелейшего сперматоксикоза (одержим похотью). Сначала возникает иллюзия, что чекист Петручик будет преследовать главную героиню, но он довольно быстро переключается на грудастую скрипачку и даже пытается овладеть ею в салоне своего автомобиля. Ночью. Уже во время шторма. Но безуспешно. Помешал враг.

Вообще, о движении баржи осведомлены все. Следит за ней Борис Щербаков, на которого нацепили петлицы генерала армии (в указанный период человек с такими петлицами в Ленинграде был и звали его Георгий Константинович Жуков). Следят немцы, которые хотят помешать найти путь к спасению города. Злобный нацистский фельдмаршал даже высылает на перехват плавсредства два «мессершмита», ведомых весьма вялыми лётчиками. Следит за № 752 и каперанг. В какой-то момент он внезапно садится на моторную лодку (причём подчинённые сообщают ему, что заправлена она только на полпути) и едет на ней вслед за баржей.

В конечном счёте баржа тонет. Её гибель ничем не напоминает судьбу реального прототипа. Шторм заканчивается ещё ночью, днём стоит полный штиль, и баржа просто постепенно набирает воду через трещины и пробоины. Ни о каких трагедиях, произошедших при свете дня 17 сентября, не идёт речи. Всё происходит равномерно.

Конечно, герои погибают. Но нет сорвавшегося румпеля, который раскалывает черепа людям, пытающимся выйти из трюма на палубу. Нет страшных волн, разорвавших баржу пополам и не дававших подоспевшим судам вытаскивать тонущих из воды. Нет молоденьких моряков-курсантов, которые держали на вытянутых руках трёхлетнюю девочку, уже потерявшую родителей. Они до последнего момента пытались не дать утонуть ей, но погибли все.

Вообще, подлинная история баржи № 752 — это история невероятного героизма и самопожертвования. Вместо неё зрителю подсунули невменяемый микс из цитат, надёрганных из «Титаника», «Утомлённых солнцем-2» и много чего ещё.

Скрипачки играют грустное. Супружеская пара остаётся в трюме, поскольку им не разрешают вынести из него комнатную собачку (её потом выловит из воды каперанг). Главный герой щёлкает из трёхлинейки вражеские истребители. И главное, всё заканчивается хеппи-эндом. Баржа утонула, значит путь на Новую Ладогу найден! Влюблённые пережили все испытания и зафиксировали сей факт поцелуем. Ленинград, надо полагать, спасён. Впрочем, мать главной героини умудряется замёрзнуть в своей квартире аж в декабре 1942 года. А каперанг так и останется в неподвижной моторной лодке, со шпицем на руках. В глазах его будет читаться мысль: «Сдаётся, господа, это была комедия».

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий