itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

«Рождённый ползать — летать не будет», или как армия США пыталась завести свои самолёты

В середине XX века США захотели испытать несколько хм… интересных самолётов. Но «взлететь» у этих странных инженерных поделок так и не получилось — то ли по техническим причинам, то ли по бюрократическим. Мы разобрались, что же там происходило.

/
9.6K
20
4
37

В середине XX века США захотели испытать несколько хм… интересных самолётов. Но «взлететь» у этих странных инженерных поделок так и не получилось — то ли по техническим причинам, то ли по бюрократическим. Мы разобрались, что же там происходило.

Мы тоже хотим в небо!

После Второй мировой войны американские генералы от ВВС вместе со всем прогрессивным человечеством дружно осуждали нацистского рейхсмаршала Геринга. Но… вместе с тем в глубине души считали, что некоторые идеи «толского Германа» были очень даже ничего. К примеру, формулировка «всё, что летает — моё!».

Отличная шутка, особенно в свете грядущих разборок за бюджет!

Подковёрная грызня и пихание локтями у корыта закончились в 1949 году подписанием соглашения Брэдли-Ванденберга. Увы, в отличие от моряков, которые годом ранее в Ки-Уэсте выспорили у ВВС право на собственную военно-морскую авиацию, армейцам повезло меньше. Им оставили только аппараты, способные вести разведку и эвакуацию раненых с поля боя.

Чтобы понадёжнее задавить поползновения «рождённых ползать», ВВС позаботились, чтобы в соглашении вес разрешённых для армии леталок с неподвижным крылом ограничивался 2500 фунтами (1134 кило). Больше всего армейцев удручало, что ВВС загребли себе функции CAS (Close Air Support, непосредственная поддержка на поле боя). Армия помнила, что и в прошедшую войну у ВВС далеко не всегда получалось бомбить там, где надо и когда надо. А уж теперь, когда летуны увлеклись клепанием мега-армады стратегических бомбардировщиков, тактические задачи они явно стали бы рассматривать по остаточному принципу.

Пока одни представители армии США сходились с авиацией в бюрократических баталиях, другие занимались более продуктивным делом. Публика увлечённо следила за испытаниями футуристических реактивных ранцев или «летающих джипов», но более серьёзные надежды армейских генералов были связаны с другими машинами — самолётами вертикального взлёта и посадки.

«Летающий вентилятор» и его приятель

Идея «вертикалок» очень импонировала пехотным генералам. Новые машины не требовали дорогостоящих и уязвимых бетонных аэродромов. Теоретически они могли базироваться рядом с линией фронта, тем самым сокращая время реакции на запросы о CAS до минимальных значений.

Работы начались ещё в начале 50-х годов. В первом подходе приняли участие самолеты «Вертол» VZ-2, VZ-3 «Вертиплейн» от «Райан Аэронаутикал» и «Доук» VZ-4. Аппарат «Вертола» стал первым в мире летательным аппаратом с реализованной концепцией поворотного крыла. Что касается VZ-4, то нечто весьма похожее на него отлично помнят все любители игр — по летающим юнитам блока GDI «Orca».

Вертол VZ-2
Вертол VZ-2

Пожалуй, наиболее оригинально выглядел VZ-3 — в отличие от «вертолов», на фирме «Райан» решили не возиться с поворотом двигателей, а поворачивать лишь закрылки… нет¸ не так — ЗАКРЫЛИЩА!

VZ-3 Вертиплейн
VZ-3 Вертиплейн

Все три самолёта создавались в рамках первоначальной «лёгкой» концепции, так что из полезной нагрузки поднимали только самого пилота, да и то — плохо и недолго.

Доук VZ-4
Доук VZ-4

Но пока эти три самолётика только готовились летать, в споре двух «силовых структур» произошел качественный скачок.

После трёх лет «нытья, жалоб и ругани» армии удалось добиться пересмотра соглашения.

В 1952 году ВВС нехотя согласились поднять лимит армейских самолётов до пяти тысяч фунтов (2268 кило). В эту массу можно было впихнуть уже не только летающие скорлупки, но и нечто более существенное — с реактивным движком. Или движками — это как получится.

Первой «ласточкой» стал XV-4 «Колибри», разрабатываемый на фирме «Локхид». Первый вариант имел два двигателя, расположенных по бокам фюзеляжа и сложную систему клапанов и эжекторных устройств, что позволяло направлять газы из турбин либо в сопла для обычного горизонтального полёта, либо в систему для вертикального взлёта. Ещё одной особенностью самолёта стал искусственный «сквозняк». Поскольку расчёты показывали, что тяги двигателей будет недостаточно для взлёта, створки в фюзеляже пришлось устраивать не только снизу, но и сверху, чтобы обеспечить подсос холодного воздуха. Первый полёт «Колибри» состоялся в 1962 году, а ещё через год прототип «Локхида» выполнил переход из вертикального в горизонтальный полёт и обратно.

XV-4 Колибри
XV-4 «Колибри»

Вторым кандидатом на роль «крыльев армии» стал самолёт с «говорящим» названием XV-5 Vertifan («вертикальный вентилятор») от уже знакомой компании Ryan Aeronautical Co. Как и в случае с первым самолётом, на «райане» решили не морочить себе голову какими-то там поворотными системами. Вместо этого самолёт получил два обычных турбореактивных двигателя Дженерал Электрик J85-GE-5. При этом за «вертикальную» часть полёта отвечали три… вентилятора, два из которых устанавливались в крыльях, а ещё один, поменьше — в носовой части фюзеляжа.

XV-5 Вертифан
XV-5 Вертифан

Со всеми этими свиристелками масса пустого самолёта перевалила за пять тонн, однако наблюдавшие за проектом армейцы решили, что как-нибудь утрясут вопрос. Лишь бы оно взлетело!

Вы заставляете нас летать на гробах

К большому сожалению многозвёздных генералов, с полётами у их птичек не ладилось. Первым 10 июня 1964 года упал прототип «Локхида», пилот погиб при крушении. Походив вокруг груды алюминиевого лома, конструкторы решили, что система с эжекторами как-то «не очень зашла» и начали проектировать новый аппарат — с двумя основными двигателями и четырьмя подъёмными.

27 апреля 1965 года на авиабазе Эдвардс должен был состояться демонстрационный полёт двух опытных XV-5. Первому надо было просто пролететь, а второму — перейти в режим висения и сесть перед трибунами. Однако вместо триумфа случилась трагедия. «Вертифан» сильно накренился вперед, лётчик-испытатель Лу Эверетт попытался катапультироваться, но парашют зацепился за высокий хвост самолёта.

XV-5
XV-5

У Ryan Aeronautical оставался ещё один самолёт. Но тут кому-то некстати вспомнилось, что среди задач, отводимым «вертикалкам», была и медицинская эвакуация, а XV-5 проектировался как двухместный. Вообще к этому времени в роли медэваков уже вовсю использовались вертолёты, однако теоретически «вертикалки» могли обеспечить более быструю доставку тяжелораненых в госпиталь.

К сожалению, и в этот раз благие намерения не пошли впрок. На испытаниях 5 октября 1966 года спасательный трос втянуло в один из крыльевых вентиляторов. Тем не менее, самолёт сохранил управляемость, хотя посадка вышла довольно жёсткой. Но в момент касания сработала катапульта, и вот этого лётчик-испытатель Боб Титтл уже не пережил.

Пока «райаны» пытались отремонтировать упавший самолёт, вновь пришла очередь XV-4, теперь уже в варианте B. Тестовые полёты показали, что новая многодвигательная схема имеет преимущество перед эжекторной системой. Увы, в данном случае это «чуть лучше» всё равно было не очень-то хорошо.

14 марта 1969 года во время очередного испытательного полёта упал и модернизированный вариант. Хорошая новость была лишь одна — на этот раз катапультная система сработала штатно, и пилот Харлан Квамм выжил.

Нет, ребята, пулёмет я вам не дам

Глядя на хронику лётных происшествий с заказанными в США «вертикалками», армейцы попытались просочиться в программу испытаний строящего союзниками по НАТО «Хокер Сиддли» P.1127. В начале 1966 года США приобрели шесть опытных самолётов для оценки возможностей британской «вертикалки». К двум из них в 1967 году дали доступ армии — с очень плачевными последствиями.

Хокер Сиддли P.1127
Хокер Сиддли P.1127

Сначала 27 августа при посадке борт XS694 приложили о бетон аэродрома так, что самолёт осталось только списать. Месяцем позже, 21 сентября, на самолёте XS693, который пилотировал армейский лётчик, загорелся двигатель.

Пилот благополучно катапультировался, а из обломков двух самолётов соорудили нечто вполне подходящее… для стояния в музее.

Возможно, увенчайся хоть одна из затеваемых армией «самолётных» программ хоть каким-то успехом, наземные генералы смогли бы отстоять их в битве с ВВС, как это удалось Корпусу Морской Пехоты, заполучившему в 70-х британские «харриеры». Но подходящего самолёта не нашлось, а мантра ВВС «всё что летает и стреляет — моё» возымела своё действие.

Армии запретили вооружать разведывательные и транспортные самолеты. В этих условиях возня с «вертикалками» потеряла всякий смысл. Уцелевшие прототипы сдали в музей, а руководство армейской авиации сосредоточилось на боевых вертолётах.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

23K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

51K
49
22
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

25K
29
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

34K
34
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

32K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

14K
22
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
10
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

11K
14
0
0
Ад над Германией: самый огромный провал «летающих крепостей»

17 августа 1943 года американские лётчики готовились к масштабному рейду вглубь Германии — это должно было стать жёстким и впечатляющим ударом по вражеской промышленности. Но на деле американцев ждала самая кровавая воздушная битва в небе над Третьим рейхом.

19K
72
34
691
Почему Россия массово скупает патроны: мини-расследование WARHEAD.SU

Мы расспросили экспертов и выяснили: скупают не только патроны, но и оружие; спрос местами вырос не на 130%, а на 500%; и ещё — средний чек некоторых оружейных магазинов достиг 1,5 млн рублей.

15K
40
1
460
Рейд на Пакистан: как советский спецназ штурмовал укрепрайон моджахедов

В течение суток подразделения двух батальонов советских спецназовцев действовали против баз афганских душманов на границе с Пакистаном, разгромили опорный пункт в ущелье Карера и вернулись на базу. Этот рейд стал одной из самых дерзких и кровопролитных операций спецназа ГРУ.

13K
72
20
769
Лучшие аниме для «настоящих пацанов»

Многие терпеть не могут аниме. Дескать, это всё какая-то «девчачья дичь». И совершенно зря. Аниме — огромный мир, по разнообразию сравнимый с игровым кинематографом. В нём есть настолько лихие и крутые боевики разных видов и стилей, что многие классические образчики жанра могут разве что постоять в стороне и нервно покурить.

12K
22
30
204
На грани жизни и смерти: прошло ли время штурмовиков?

Одни классы самолётов появляются, другие исчезают, но вокруг некоторых из них не утихают споры. И самый главный объект для обсуждений — штурмовики. Казалось, они окончательно погибли в 50-х, с наступлением сверхзвуковой эры. Затем их класс возродился, но сейчас вновь стоит на пороге исчезновения. Почему так сложилось и какая судьба ждёт штурмовики?

12K
68
93
384
Как заразить Сан-Франциско: незаметно и безнаказанно

Американская военщина распыляет микробы по американскому же городу… 70 лет назад это было не фантастикой и не бредом, а просто скучной реальностью. Осенью 1950 года американский тральщик бороздил воды бухты Сан-Франциско. Но бороздил не просто так, а с абсолютно секретной миссией. Он распылял в воздухе бактерии. Зачем?

12K
52
58
340
Китай в ловушке: как довести до краха великую империю

Нанкинский договор заставил Китай открыть для свободной торговли с европейцами порты Амой, Фучжоу, Нинбо и Шанхай. Остров Гонконг перешёл в вечное владение Великобритании. Империи Цин предстояло выплатить Лондону 21 миллион долларов в течение трёх лет! Это был первый унизительный и неравноправный договор Китая с европейцами. Но как же так получилось?

12K
52
38
374
Самая большая в мире мышь: сверхтяжёлый танк «Маус»

Масса и размеры боевых машин неуклонно растут. Сходите на «Армию» и обалдейте от габаритов того же Т-15! Но даже новейшие танки не «разжирели» настолько, чтобы составить конкуренцию «Маусу» — порождению 40-х годов. Как немцы дошли до создания двуухсоттонного танка, мог ли существовать батальон «маусов» и как бы с ним стали бороться?

12K
58
31
419
В погоне за чудом. Мифы о реактивных истребителях Третьего рейха

Третий рейх в свои последние годы имеет очень противоречивый образ в массовом сознании. С одной стороны, это уже обречённое преступное государство, а с другой — страна с немыслимым уровнем технологий, особенно в авиации. Многие уверены, что немцы опережали своих противников чуть ли не на десятилетия. Но так ли это? Мы разобрались.

12K
76
89
459
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

127K
67
48
467
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

97K
92
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

67K
99
58
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

62K
54
57
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

60K
59
47
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

57K
69
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

57K
77
35
719
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

57K
52
11
432
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

50K
38
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

233K
105
63
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

127K
87
22
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

127K
67
48
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

119K
33
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

97K
92
27
742
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

95K
45
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

91K
7
4
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

78K
35
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

78K
28
17
346