Железо

Шагнуть через поколение: как европейцы истребитель FCAS проектировали

Главной новинкой парижского авиационного салона Ле-Бурже 2019 стал полноразмерный макет франко-германского истребителя FCAS. Откуда он взялся, справедливо ли метит в шестое поколение и почему ситуация вокруг него вызывает дежавю? Сейчас расскажем.

Юрий Кужелев /
15K
18
13
103

Главной новинкой парижского авиационного салона Ле-Бурже 2019 стал полноразмерный макет франко-германского истребителя FCAS. Откуда он взялся, справедливо ли метит в шестое поколение и почему ситуация вокруг него вызывает дежавю? Сейчас расскажем.

Долгое отставание

В то время как в СССР и США в 80-е годы активно шла разработка самолётов так называемого пятого поколения, европейский авиапром впервые в истории серьёзно отставал. Уже существующие машины во всём проигрывали F-15 и F-16, Су-27 и МиГ-29.

Французы долго и проблемно доводили свой «Рафаль», который никак не хотел летать как надо. Немцы и британцы потихоньку пилили единый «Еврофайтер Тайфун». Столь затяжные программы объяснялись просто — европейцы собирались перепрыгнуть ступеньку и сразу начать строить самолёты поколения «четыре с плюсом», что позволило бы обойти советских и американских конкурентов. Проектирование следующего, пятого поколения самолётов, или не велось, или осуществлялось в фоновом режиме.

В конце 80-х немцы разрабатывали ударный стелс, аналог F-117, но далеко эти работы не зашли
В конце 80-х немцы разрабатывали ударный «стелс», аналог F-117, но далеко эти работы не зашли

Развал СССР и сокращение финансирования не прибавили живости обеим европейским программам. «Рафаль» пропихнули в серию только в 2001 году, «Еврофайтер» домучали лишь в 2003. 

Несмотря на то, что оба самолёта получились на голову выше раннего четвёртого поколения, хитрый план европейцев превзойти конкурентов полностью провалился. К тому моменту, как и «Рафаль», и «Еврофайтер» довели до ума, на рынке вооружений уже давно продавали российские и американские самолёты поколений «четыре плюс» и даже четыре с двумя плюсами. Вместо захвата рынка, как представлялось в мечтах в восьмидесятые, пришлось участвовать в честной конкуренции и зачастую проигрывать. В итоге ни денег, ни возможности заниматься пятым поколением у Европы просто не было.

В нулевых в Dassault показали, как мог бы выглядеть стелс вариант Рафаль. Дальше идеи этот проект не ушёл
В нулевых в Dassault показали, как мог бы выглядеть «стелс» вариант «Рафаль». Дальше идеи этот проект не ушёл

Пилотируемый или нет?

Шли годы. Британцы с их корпорацией «BAE Системс», прорвавшейся на американский рынок и к американским технологиям, помахали материковым неудачникам рукой и начали работу над своим пятым поколением. Наши же главные герои — Франция и Германия — о пятом поколении пока и не думали.

Немцы на фоне жутких сокращений бюджетов пытались хоть как-то продолжать закупки «Еврофайтер». Французы вообще заявили, что смысла в новом поколении пилотируемых самолётов нет. Будущее за дронами, за обычной авиацией остаётся лишь роль командира. А командовать из-за спин бездушных машин можно и на самолёте предыдущего поколения. Потому все силы корпорация «Дассо» бросила на программу nEUROn — перспективного ударного БПЛА. На его основе в будущем собирались разработать и беспилотный истребитель.

БПЛА nEUROn и Рафаль
БПЛА nEUROn и «Рафаль»

Ситуация начала меняется в 2012 году. Немцы наконец закупили большую часть из планируемых «Тайфунов» и начали задумываться о будущем. На повестке дня стоял вопрос о замене истребителей-бомбардировщиков «Торнадо IDS». Первый вариант — закупать ещё «Еврофайтер» отбросили сразу. Одноместный «Тайфун» хоть и мог выполнять ударные задачи, но заточен под это не был. Немцам хотелось двухместный самолёт: второй пилот мог куда эффективнее управлять вооружением, и, что не менее важно, дронами. Для ударных миссий неплохо было бы обзавестись и модным «стелс», чтобы ПВО врага было сложнее работать. Со всеми этими требованиями немцы обратились к главному европейскому самолётостроительному гиганту «Эйрбас». Так стартовала программа NGWS (Next Gen Weapon System).

Эйрбас NGWS
«Эйрбас» NGWS

Тем временем французы неожиданно заметили, что не они одни работают над перспективным беспилотниками. По ту сторону пролива в рамках программы SUAV (E) (Strategic Unmanned Air Vehicles (Experiment)) островитяне работали над очень похожим беспилотником под названием «Таранис». Вместе работать легче, решили французы, и в 2012 году было объявлено о сотрудничестве французском «Дассо» и британской «BAE Системс». Они должны были делиться наработками для своих nEUROn и «Таранис» и вместе разрабатывать следующее поколение БПЛА, ничем не уступающее пилотируемым машинам. Именно эта программа и получила название FCAS.

БПЛА SUAV E BAE Таранис
БПЛА SUAV (E) BAE «Таранис»

Важным отличием подхода французов и англичан было отношение к пилотируемым самолётам. Французы думали, что поколения четыре плюс для управления группами БПЛА вполне хватит. Британцы считали необходимым иметь к «стелс»-дронам и крутой пилотируемый «стелс»-самолёт. В «Дассо» желаниям британцев сопротивляться не стали.

К тому моменту своим пятым поколением обзавелись в России и Китае. Шли разговоры в Японии, Корее и даже Турции.

Макет БПЛА, разрабатываемого в рамках программы FCAS справа, рядом с макетом БПЛА Taranis
Макет БПЛА, разрабатываемого в рамках программы FCAS (справа), рядом с макетом БПЛА Taranis (фото: Andrzej Hładij)

Но была у европейцев своя фишка. Поскольку планировалась закупка F-35, самолёт пятого поколения у британцев уже был. Оттого все перспективные самолётные программы ещё с конца 90-х гордо назывались поколением шестым.

Что это такое, никто не знал, потому прокатывало.

Шестым поколением назвали и самолёт, разрабатываемый в рамках FCAS. Так сами европейцы решили повторить свой трюк из 80-х: пока весь мир разрабатывает поколение пятое, обойти их и захватить рынок с поколением шестым.

Возможный внешний вид пилотируемого самолёта, разрабатываемого по программе FCAS во время англо-французского сотрудничества
Возможный внешний вид пилотируемого самолёта, разрабатываемого по программе FCAS во время англо-французского сотрудничества

Новые союзы

В то время как французы и англичане мечтали о шестом поколении, дела у немцев шли не очень хорошо. К 2014 году стало ясно: в одиночку перспективный самолёт Германия не потянет. Продолжая потихоньку финансировать работы над NGWS, немцы стали искать и другие варианты.

Разумеется, первыми образовались ушлые американцы с их F-35. «Лучший ударный самолёт в мире» предложили и немцам. На все возражения, что F-35 совсем не двухместный, да и несёт вооружения не так много, как хочется военным, парни с далёкого континента лишь подбрасывали деньги лоббистам — и вопрос о закупке «Лайтнинг II» поднимался снова.

Бедных немцев довели до того, что глава немецких ВВС пообещал уволить любого, кто при нём ещё раз заговорит о F-35.

Но главной проблемы это не решало.

Вариант закупить модернизированные «Еврофайтер» тоже отбросили. «Тайфун» — хоть и современный самолёт, но хотелось что-то покруче. Оставалась последняя опция — старое доброе общеевропейское сотрудничество.

F-35 в немецкой ливрее
F-35 в немецкой ливрее (фото: Lockheed Martin)

В 2016 году начались переговоры с французами об участии немцев и «Эйрбас» в FCAS. Хоть франко-британская программа была нацелена на создание замены для «Рафаль» и «Еврофайтер Тайфун», немцы решили участие принять и просто создать на основе базового самолёта двухместный вариант под свои задачи. Да и замена «Тайфун» в будущем вполне бы пригодилась. В итоге всё шло к совместной работе над единым будущим истребителем Европы. Но тут случился Брекзит. Британцы, расплевавшись с ЕС, заявили, что хотят полной автономности всех своих оборонных программ. И, если в танкостроении или стрелковке без тех же немцев обойтись было никак, в авиастроении благодаря «BAE Системс» достигнуть независимости было куда проще.

BAE Темпест
BAE «Темпест» (фото: BAE)

Два пути

В 2017 году участие Британии в программе FCAS приостановили. А уже в 2018 британцы гордо заявили, что создают собственный конгломерат для разработки перспективного истребителя и дронов к нему — «Тим Темпест», состоящий из компаний, подконтрольных BAE, и примкнувшей к ним итальянской корпорации «Леонардо S.p.A.»

Как понятно из названия, строить они должны были самолёт «Темпест», макет которого показали в том же 2018 году. На основе истребителя в перспективе планируют разработать и новый беспилотник, что и позволит британцам продолжать классифицировать их проект как самолёт шестого поколения — из-за наличия опциональной пилотируемости.

Британский перспективный истребитель в сопровождении дронов
Британский перспективный истребитель в сопровождении дронов (фото: BAE)

За новым немецко-французским союзом осталось старое название FCAS. Сам самолёт получил название NGF (New Generation Fighter), будущий беспилотник к нему назвали RC (Remote Carrier).

Интересно, что ещё почти год французы и немцы под видом NGF показывали совсем разные самолёты.

Это подтверждало слухи о том, что «Дассо» и «Эйрбас» продолжают вести разработку своих вариантов, пока идёт согласование о совместных требованиях к новому истребителю и вкладе в него. Французская машина выглядела посовременнее: бесхвостка, без вертикальных килей, со сложной системой управления вектором тяги. Немецкий вариант смотрелся попроще. И кили на месте, и общие обводы не такие зализанные — ближе к уже существующим «стелс» самолётам.

NGF от Дассо
NGF от «Дассо»
NGF от Эйрбас
NGF от «Эйрбас»

Наконец, на Ле-Бурже 2019 представили макет якобы единого варианта NGF. Его внешний вид стал неожиданностью для многих. Схема бесхвостки осталась в прошлом, появились наклонные цельноповоротные кили по типу использованных на F-23. Необычным оказалось и крыло — в то время как для пятого поколения во всём мире типично крыло трапециевидной формы, у NGF мы видим уже почти забытое стреловидное крыло с трапециевидным центропланом. Несмотря на то, что самолёт больше не опционально пилотируемый, да и по немногим известным характеристикам он не превосходит F-22 или Су-57, — NGF продолжают гордо именовать шестым поколением.

Дассо Эйрбас NGF, многие называют его FCAS, что не совсем верно
«Дассо Эйрбас» NGF, многие называют его FCAS, что не совсем верно
Разрабатываемый в рамках программы FCAS беспилотник RC
Разрабатываемый в рамках программы FCAS беспилотник RC

В итоге на 2019 год ситуация с европейскими истребителями очень напоминает то, что мы видели в начале 80-х. Одновременно разрабатываются два очень похожих самолёта — просто в этот раз совместно работают французы с немцами, а британцы отдельно. Несмотря на гордое звание «шестого поколения» и «Темпест», и NGF не сильно превосходят свои аналоги в других странах. И даже сроки первого полёта у них одинаковые — примерно 30-е годы.

Многие находят новый NGF очень похожим на более старый британский проект ВАЕ Реплика. Это уже вызывало ряд обвинений в воровстве идей от авиалюбителей туманного Альбиона
Многие находят новый NGF очень похожим на более старый британский проект ВАЕ «Реплика». Это уже вызывало ряд обвинений в воровстве идей от авиалюбителей туманного Альбиона

Построят ли европейцы эти самолёты, сказать трудно. Вполне может случиться так, что они снова вернутся к идее стаек продвинутых беспилотников под командованием более старых пилотируемых машин. Куда интереснее выглядят азиатские проекты из Японии, Южной Кореи и Турции. Шанс на реализацию у них как бы не больше, чем у старушки Европы, которая мечтает показать, что ей по зубам передовое авиастроение.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново
Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.
13K
18
2
1
Пистолет, появившийся раньше времени
Где-то на пару тысяч лет

Болтеры — самое знаменитое, наверное, стрелковое оружие фантастической вселенной Warhammer 40k — известны тем, что используют реактивные снаряды, стабилизируемые в полете вращением. Этим чудовищем, например, штурмовые отряды Adepta Sororitas (сплошь гарные девицы!) устрашают еретиков по всей галактике в далёком будущем. Есть у него и современный реальный прототип, который тоже известен, но в основном в кругу фанатов стрелковки.

21K
14
7
2
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой
Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.
40K
36
16
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

19K
17
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34
Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…
31K
31
5
6
Вьетнамские хоббиты
Тихое оружие тоннельной войны
Мы знаем о войне на суше, воде и в небе, а вот в 1967 году, в самый разгар войны во Вьетнаме, американцам пришлось повоевать под землей. Вьетконговцы выкопали целые лабиринты тоннелей, в которых находилось всё нужное для жизни. Прямо как у хоббитцов во «Властелине колец», только эти хоббитцы ни разу не были добродушны и гостеприимны. Разбомбить их сверху не получалось, и американцам приходилось спускаться в тесные переходы, кое-где перемещаясь чуть ли не ползком. Обычное оружие в тоннелях только мешало.
13K
18
4
0
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»
1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!
11K
19
0
2
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения
Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».
30K
18
9
4
Стреляй, кисть качай!
Пистолет для фитоняшек XIX века
В конце XIX века самозарядные пистолеты были новинкой. И, конечно, многим хотелось выделиться и приобрести не револьвер «как у всех», а что-нибудь эдакое, но при этом всё-таки доступное уму. Например, затейливый неавтоматический пистолет, перезаряжающийся с помощью мускульной силы. Такие в шутку называли «эспандерами». Мы расскажем об одном из примеров пистолетного хайпа начала века.
8.2K
12
2
0
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

35K
34
49
511
Пять поворотных моментов операции «Багратион»: как немцы потерпели самое крупное поражение

Операция «Багратион» — крупнейшее поражение немецкой армии за всю её историю! Чтобы просто неудача и прорыв переросли во вселенскую катастрофу, нужно было не раз и не два сделать правильный выбор места и времени ударов, и добавить щепотку импровизации и мастерства. Что же именно происходило 75 лет назад во время Великой Отечественной войны?

28K
45
52
636
Прохоровка: о чём хочет забыть Die Welt?

Когда о каком-то факте или событии неожиданно и внешне немотивированно вспоминают, у людей в теме возникает вопрос: «О чём же они хотят забыть?». Статья в Die Welt о Прохоровке — именно такая. Самый лёгкий способ заставить о чём-то забыть — потопить воспоминания в крике и хайпе на постороннюю тему.

27K
65
170
1.5K
Мортсейфы от «воскрешателей»: как в Англии охотились за мертвецами

Ходячие мертвецы, упыри, вихты… Не из-за них ли на старых английских кладбищах до сих пор можно видеть железные «клетки» на могилах? А вот и нет! Мортсейфы ставили, чтобы тела не достались «воскрешателям». О кладбищенской войне, развернувшейся в Англии в XIX веке, — в материале WARHEAD.SU.

24K
25
9
204
Как живёт реактор? Путешествие на ЛАЭС

Сериал «Чернобыль» посеял семена сомнения по всему миру. Кажется, что даже после катастрофы на Фукусиме люди столько не интересовались атомными электростанциями, их безопасностью и тем, насколько опасна радиация. Вот и редакция WARHEAD.SU выделила наименее ценного сотрудника, замаскировала его под научного журналиста и отправила на Ленинградскую атомную электростанцию.

23K
27
32
89
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

23K
32
28
569
Самолёт-перебежчик: 30 лет назад советский истребитель улетел на Запад без пилота

Ровно тридцать лет назад из социалистического лагеря прямо в капитализм сбежал самолёт. Нет-нет, не лётчик, а именно сам самолёт. Лётчик остался верен присяге, а вот самолёт, привлечённый капиталистическими миражами, рванул в страны Западной Европы, пролетев самостоятельно более девяти сотен километров.

22K
27
11
672
Страх и ненависть в Лапландии: амфетаминовый рейд Айво Койвунена

Финны вслед за союзниками-немцами в годы войны плотно подсели на метамфетамин. Широкий ассортимент побочных эффектов впечатлял: от депрессий и полного истощения сил до военных преступлений в припадках бешенства и сражений с «глюками». Особенно впечатляюще от «спидов» пострадал один финский разведчик. В отличие от Хантера Томпсона, у него было только тридцать таблеток — но ему хватило.

21K
31
18
826
Кто кого: мадьяры против всей Европы

Пока на берегах Европы хозяйничали викинги, на суше её жителей поджидала ничуть не меньшая напасть. Дальние родственники степенных финнов и эстонцев, они же — близкая родня сибирских оленеводов, научились у индоевропейцев, скифов и тюрков разному плохому, и устроили в Старом Свете фантастический кавардак на долгие полвека.

21K
41
29
974
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
124K
69
37
897
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

62K
60
18
742
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС
В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.
47K
38
73
361
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

45K
40
10
432
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

43K
34
9
466
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

40K
32
23
467
Ликбез: что такое испанские терции и почему они проиграли?
Испанская армия больше ста лет господствовала на полях сражений. Испанцы громили всех, кто рисковал выступить против величайшей военной машины Европы. Но внезапно солдаты, которых боялись лучшие полководцы континента, начали проигрывать сражение за сражением. Почему?
40K
28
8
276
Тест: какой вы боец спецназа?

Бойцы спецназа во многом взаимозаменяемы, но всё же у каждого из них есть своя специализация. Медики, штурмовики, группа поддержки… Пройдите наш тест и узнайте, что же вам ближе.

39K
2
2
90
Советские партизаны под итальянским солнцем: самый далёкий «фронт» Великой Отечественной

В ХХ веке жители СССР оказались в Италии не по своей воле — сюда их привезли нацисты на принудительные работы и смерть. Тысячам удалось бежать. Они продолжили войну в рядах итальянского Сопротивления, сражались плечом к плечу с британскими SAS и даже прошли победным маршем по улицам Рима под красным знаменем — на встречу с папой римским.

36K
47
6
284
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
124K
69
37
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

90K
50
9
869
Ликбез: зачем танку бревно
Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.
75K
35
26
457
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе
Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.
71K
30
12
172
Тест: Какой вы военачальник?
Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.
70K
5
3
276
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы
Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.
64K
29
28
679
Одна пуля, изменившая ход великой войны
«Friendly Fire Isn’t Friendly» (дружественный огонь ни разу не дружественный) — эту истину знают все, кто хоть раз побывал в зоне боевых действий. Он часто приводит к трагическим последствиям. А один неизвестный иракский солдат из расчёта противовоздушной обороны ухитрился таким образом изменить весь ход Второй мировой войны.
64K
18
12
302
Гранатомёт Таубина: как Сталин не получил супероружие
Хотите предложить товарищу Сталину оружие, которое убьёт всех врагов? А конструктор Таубин сделал такое оружие в реальности. Казалось бы — вот оно! Сейчас Рабоче-Крестьянская Красная Армия покажет империалистам. Однако на вооружение вундерваффе так и не приняли. Почему?
63K
26
27
328
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

62K
27
17
346