itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"
itemscope itemtype="https://schema.org/Organization" div itemprop="logo" itemscope itemtype="https://schema.org/ImageObject" img src="https://warhead.su/images/logo_black.jpg" meta itemprop="url" content="https://warhead.su/images/logo_black.jpg" meta itemprop="width" content="250" meta itemprop="height" content="60" span itemprop="name" content="WARHEAD.SU"
article image

Шагнуть через поколение: как европейцы истребитель FCAS проектировали

Главной новинкой парижского авиационного салона Ле-Бурже 2019 стал полноразмерный макет франко-германского истребителя FCAS. Откуда он взялся, справедливо ли метит в шестое поколение и почему ситуация вокруг него вызывает дежавю? Сейчас расскажем.

/
17K
18
13
103

Главной новинкой парижского авиационного салона Ле-Бурже 2019 стал полноразмерный макет франко-германского истребителя FCAS. Откуда он взялся, справедливо ли метит в шестое поколение и почему ситуация вокруг него вызывает дежавю? Сейчас расскажем.

Долгое отставание

В то время как в СССР и США в 80-е годы активно шла разработка самолётов так называемого пятого поколения, европейский авиапром впервые в истории серьёзно отставал. Уже существующие машины во всём проигрывали F-15 и F-16, Су-27 и МиГ-29.

Французы долго и проблемно доводили свой «Рафаль», который никак не хотел летать как надо. Немцы и британцы потихоньку пилили единый «Еврофайтер Тайфун». Столь затяжные программы объяснялись просто — европейцы собирались перепрыгнуть ступеньку и сразу начать строить самолёты поколения «четыре с плюсом», что позволило бы обойти советских и американских конкурентов. Проектирование следующего, пятого поколения самолётов, или не велось, или осуществлялось в фоновом режиме.

В конце 80-х немцы разрабатывали ударный стелс, аналог F-117, но далеко эти работы не зашли
В конце 80-х немцы разрабатывали ударный «стелс», аналог F-117, но далеко эти работы не зашли

Развал СССР и сокращение финансирования не прибавили живости обеим европейским программам. «Рафаль» пропихнули в серию только в 2001 году, «Еврофайтер» домучали лишь в 2003. 

Несмотря на то, что оба самолёта получились на голову выше раннего четвёртого поколения, хитрый план европейцев превзойти конкурентов полностью провалился. К тому моменту, как и «Рафаль», и «Еврофайтер» довели до ума, на рынке вооружений уже давно продавали российские и американские самолёты поколений «четыре плюс» и даже четыре с двумя плюсами. Вместо захвата рынка, как представлялось в мечтах в восьмидесятые, пришлось участвовать в честной конкуренции и зачастую проигрывать. В итоге ни денег, ни возможности заниматься пятым поколением у Европы просто не было.

В нулевых в Dassault показали, как мог бы выглядеть стелс вариант Рафаль. Дальше идеи этот проект не ушёл
В нулевых в Dassault показали, как мог бы выглядеть «стелс» вариант «Рафаль». Дальше идеи этот проект не ушёл

Пилотируемый или нет?

Шли годы. Британцы с их корпорацией «BAE Системс», прорвавшейся на американский рынок и к американским технологиям, помахали материковым неудачникам рукой и начали работу над своим пятым поколением. Наши же главные герои — Франция и Германия — о пятом поколении пока и не думали.

Немцы на фоне жутких сокращений бюджетов пытались хоть как-то продолжать закупки «Еврофайтер». Французы вообще заявили, что смысла в новом поколении пилотируемых самолётов нет. Будущее за дронами, за обычной авиацией остаётся лишь роль командира. А командовать из-за спин бездушных машин можно и на самолёте предыдущего поколения. Потому все силы корпорация «Дассо» бросила на программу nEUROn — перспективного ударного БПЛА. На его основе в будущем собирались разработать и беспилотный истребитель.

БПЛА nEUROn и Рафаль
БПЛА nEUROn и «Рафаль»

Ситуация начала меняется в 2012 году. Немцы наконец закупили большую часть из планируемых «Тайфунов» и начали задумываться о будущем. На повестке дня стоял вопрос о замене истребителей-бомбардировщиков «Торнадо IDS». Первый вариант — закупать ещё «Еврофайтер» отбросили сразу. Одноместный «Тайфун» хоть и мог выполнять ударные задачи, но заточен под это не был. Немцам хотелось двухместный самолёт: второй пилот мог куда эффективнее управлять вооружением, и, что не менее важно, дронами. Для ударных миссий неплохо было бы обзавестись и модным «стелс», чтобы ПВО врага было сложнее работать. Со всеми этими требованиями немцы обратились к главному европейскому самолётостроительному гиганту «Эйрбас». Так стартовала программа NGWS (Next Gen Weapon System).

Эйрбас NGWS
«Эйрбас» NGWS

Тем временем французы неожиданно заметили, что не они одни работают над перспективным беспилотниками. По ту сторону пролива в рамках программы SUAV (E) (Strategic Unmanned Air Vehicles (Experiment)) островитяне работали над очень похожим беспилотником под названием «Таранис». Вместе работать легче, решили французы, и в 2012 году было объявлено о сотрудничестве французском «Дассо» и британской «BAE Системс». Они должны были делиться наработками для своих nEUROn и «Таранис» и вместе разрабатывать следующее поколение БПЛА, ничем не уступающее пилотируемым машинам. Именно эта программа и получила название FCAS.

БПЛА SUAV E BAE Таранис
БПЛА SUAV (E) BAE «Таранис»

Важным отличием подхода французов и англичан было отношение к пилотируемым самолётам. Французы думали, что поколения четыре плюс для управления группами БПЛА вполне хватит. Британцы считали необходимым иметь к «стелс»-дронам и крутой пилотируемый «стелс»-самолёт. В «Дассо» желаниям британцев сопротивляться не стали.

К тому моменту своим пятым поколением обзавелись в России и Китае. Шли разговоры в Японии, Корее и даже Турции.

Макет БПЛА, разрабатываемого в рамках программы FCAS справа, рядом с макетом БПЛА Taranis
Макет БПЛА, разрабатываемого в рамках программы FCAS (справа), рядом с макетом БПЛА Taranis (фото: Andrzej Hładij)

Но была у европейцев своя фишка. Поскольку планировалась закупка F-35, самолёт пятого поколения у британцев уже был. Оттого все перспективные самолётные программы ещё с конца 90-х гордо назывались поколением шестым.

Что это такое, никто не знал, потому прокатывало.

Шестым поколением назвали и самолёт, разрабатываемый в рамках FCAS. Так сами европейцы решили повторить свой трюк из 80-х: пока весь мир разрабатывает поколение пятое, обойти их и захватить рынок с поколением шестым.

Возможный внешний вид пилотируемого самолёта, разрабатываемого по программе FCAS во время англо-французского сотрудничества
Возможный внешний вид пилотируемого самолёта, разрабатываемого по программе FCAS во время англо-французского сотрудничества

Новые союзы

В то время как французы и англичане мечтали о шестом поколении, дела у немцев шли не очень хорошо. К 2014 году стало ясно: в одиночку перспективный самолёт Германия не потянет. Продолжая потихоньку финансировать работы над NGWS, немцы стали искать и другие варианты.

Разумеется, первыми образовались ушлые американцы с их F-35. «Лучший ударный самолёт в мире» предложили и немцам. На все возражения, что F-35 совсем не двухместный, да и несёт вооружения не так много, как хочется военным, парни с далёкого континента лишь подбрасывали деньги лоббистам — и вопрос о закупке «Лайтнинг II» поднимался снова.

Бедных немцев довели до того, что глава немецких ВВС пообещал уволить любого, кто при нём ещё раз заговорит о F-35.

Но главной проблемы это не решало.

Вариант закупить модернизированные «Еврофайтер» тоже отбросили. «Тайфун» — хоть и современный самолёт, но хотелось что-то покруче. Оставалась последняя опция — старое доброе общеевропейское сотрудничество.

F-35 в немецкой ливрее
F-35 в немецкой ливрее (фото: Lockheed Martin)

В 2016 году начались переговоры с французами об участии немцев и «Эйрбас» в FCAS. Хоть франко-британская программа была нацелена на создание замены для «Рафаль» и «Еврофайтер Тайфун», немцы решили участие принять и просто создать на основе базового самолёта двухместный вариант под свои задачи. Да и замена «Тайфун» в будущем вполне бы пригодилась. В итоге всё шло к совместной работе над единым будущим истребителем Европы. Но тут случился Брекзит. Британцы, расплевавшись с ЕС, заявили, что хотят полной автономности всех своих оборонных программ. И, если в танкостроении или стрелковке без тех же немцев обойтись было никак, в авиастроении благодаря «BAE Системс» достигнуть независимости было куда проще.

BAE Темпест
BAE «Темпест» (фото: BAE)

Два пути

В 2017 году участие Британии в программе FCAS приостановили. А уже в 2018 британцы гордо заявили, что создают собственный конгломерат для разработки перспективного истребителя и дронов к нему — «Тим Темпест», состоящий из компаний, подконтрольных BAE, и примкнувшей к ним итальянской корпорации «Леонардо S.p.A.»

Как понятно из названия, строить они должны были самолёт «Темпест», макет которого показали в том же 2018 году. На основе истребителя в перспективе планируют разработать и новый беспилотник, что и позволит британцам продолжать классифицировать их проект как самолёт шестого поколения — из-за наличия опциональной пилотируемости.

Британский перспективный истребитель в сопровождении дронов
Британский перспективный истребитель в сопровождении дронов (фото: BAE)

За новым немецко-французским союзом осталось старое название FCAS. Сам самолёт получил название NGF (New Generation Fighter), будущий беспилотник к нему назвали RC (Remote Carrier).

Интересно, что ещё почти год французы и немцы под видом NGF показывали совсем разные самолёты.

Это подтверждало слухи о том, что «Дассо» и «Эйрбас» продолжают вести разработку своих вариантов, пока идёт согласование о совместных требованиях к новому истребителю и вкладе в него. Французская машина выглядела посовременнее: бесхвостка, без вертикальных килей, со сложной системой управления вектором тяги. Немецкий вариант смотрелся попроще. И кили на месте, и общие обводы не такие зализанные — ближе к уже существующим «стелс» самолётам.

NGF от Дассо
NGF от «Дассо»
NGF от Эйрбас
NGF от «Эйрбас»

Наконец, на Ле-Бурже 2019 представили макет якобы единого варианта NGF. Его внешний вид стал неожиданностью для многих. Схема бесхвостки осталась в прошлом, появились наклонные цельноповоротные кили по типу использованных на F-23. Необычным оказалось и крыло — в то время как для пятого поколения во всём мире типично крыло трапециевидной формы, у NGF мы видим уже почти забытое стреловидное крыло с трапециевидным центропланом. Несмотря на то, что самолёт больше не опционально пилотируемый, да и по немногим известным характеристикам он не превосходит F-22 или Су-57, — NGF продолжают гордо именовать шестым поколением.

Дассо Эйрбас NGF, многие называют его FCAS, что не совсем верно
«Дассо Эйрбас» NGF, многие называют его FCAS, что не совсем верно
Разрабатываемый в рамках программы FCAS беспилотник RC
Разрабатываемый в рамках программы FCAS беспилотник RC

В итоге на 2019 год ситуация с европейскими истребителями очень напоминает то, что мы видели в начале 80-х. Одновременно разрабатываются два очень похожих самолёта — просто в этот раз совместно работают французы с немцами, а британцы отдельно. Несмотря на гордое звание «шестого поколения» и «Темпест», и NGF не сильно превосходят свои аналоги в других странах. И даже сроки первого полёта у них одинаковые — примерно 30-е годы.

Многие находят новый NGF очень похожим на более старый британский проект ВАЕ Реплика. Это уже вызывало ряд обвинений в воровстве идей от авиалюбителей туманного Альбиона
Многие находят новый NGF очень похожим на более старый британский проект ВАЕ «Реплика». Это уже вызывало ряд обвинений в воровстве идей от авиалюбителей туманного Альбиона

Построят ли европейцы эти самолёты, сказать трудно. Вполне может случиться так, что они снова вернутся к идее стаек продвинутых беспилотников под командованием более старых пилотируемых машин. Куда интереснее выглядят азиатские проекты из Японии, Южной Кореи и Турции. Шанс на реализацию у них как бы не больше, чем у старушки Европы, которая мечтает показать, что ей по зубам передовое авиастроение.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

21K
22
7
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

48K
44
21
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

24K
27
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

33K
34
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

31K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

14K
21
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
25
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

11K
13
0
0
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

28K
112
106
1.4K
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

23K
69
259
609
Революция вампиров: как свергали Чаушеску

30 лет назад в Румынии пал режим Николае Чаушеску. Споры о румынской революции не утихают по сей день. Кому был нужен переворот? На чьей совести сотни погибших? Причастны ли к свержению диктатора русские? В мифах и реальных фактах разбирался WARHEAD.SU.

20K
45
24
188
Играй, гармонь: советские разведчики против гармонистов вермахта

Каждый офицер вермахта на Восточном фронте должен был знать — никаких концертов на передовой. А иначе на звуки музыки придут русские разведчики и «поаплодируют» музыкантам гранатами и автоматными очередями. Именно так нашёл свою смерть гауптман Краум — большой любитель балалаек и гармошек.

20K
50
16
278
Кто кого? Сталин против Сталина

Когда Сталин умер, люди тут же стали рассказывать небылицы про «управление войной по глобусу». Сейчас Иосифа Виссарионовича часто представляют непогрешимым и несгибаемым. Истина же в том, что в военном отношении Сталин был неплохой стратег, но никудышный тактик.

18K
67
645
522
Операция «Козлёнок»: как спецназ ЮЗА встречал Рождество

Что делать, если Рождество встретить хочется за накрытым столом, а всех припасов — сухой паёк? Правильно — проявить недюжинную смекалку. Как южноафриканские полицейские в разгар войны в Анголе отметили новогодние праздники — в нашем материале.

16K
56
15
97
Тест: знаете ли вы биографию маршала Победы Георгия Жукова?

Георгий Константинович Жуков — полководец, сыгравший ключевую роль в победе над нацизмом. Давайте посмотрим, знаете ли вы биографию великого маршала.

16K
8
16
283
Карлсоны против сталинских соколов: шведский авиаполк Зимней войны

Формально Швеция не воевала с 1814 года. Империя Густава II Адольфа и Карла XII ещё в XIX веке предпочла сосредоточиться на самосовершенствовании. Но, когда Сталин решил исправить границу с Финляндией, а заодно принести финнам счастье коммунизма, девять тысяч шведов пошли помогать соседям. Треть всей шведской авиации отправилась оборонять небо Лапландии.

15K
45
138
243
Самолёты-«невидимки» и русский вклад: 7 мифов о «стелс»

«Стелс» придумали в СССР. Технологии снижения заметности делают самолёт полностью невидимым. Самолёт-«невидимка» должен быть из фанеры. WARHEAD.SU — против заблуждений. Поэтому мы собрали популярные мифы — и готовы дать им бой.

14K
62
44
32
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

96K
29
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

62K
94
57
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

59K
52
57
591
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

56K
68
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

55K
76
35
719
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

55K
51
11
432
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

55K
53
42
1.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

218K
95
58
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

116K
74
19
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

96K
29
13
81
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

91K
42
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

86K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

76K
34
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

76K
28
17
346