itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Летающая бомба для Парижа: как над Эйфелевой башней чуть не взорвали самолёт

11 сентября 2001 года множество людей в разных уголках планеты приникли к экранам телевизоров, следя за развернувшейся в прямом эфире хроникой теракта, — угнанные террористами самолёты таранили нью-йоркские башни-близнецы. И мало кто вспоминал, что подобные кадры могли появиться ещё в 1994 году.

/
4K
26
9
63

11 сентября 2001 года множество людей в разных уголках планеты приникли к экранам телевизоров, следя за развернувшейся в прямом эфире хроникой теракта, — угнанные террористами самолёты таранили нью-йоркские башни-близнецы. И мало кто вспоминал, что подобные кадры могли появиться ещё в 1994 году.

В Алжире идёт дождь…

Это не было кодовой фразой — в тот сочельник, 24 декабря, в Алжире действительно шёл дождь и, как решили впоследствии, это помогло террористам проникнуть на взлётное поле. Впрочем, скорее всего, они смогли бы сделать это и без дождя: контроль безопасности в аэропорту Хуари Бумедьен (Aéroport d’Alger Houari Boumediene) оставлял желать лучшего — некоторые пассажиры попадали на борт без посадочного талона. Месяцем ранее разведчики из DGSE (Direction générale de la Sécurité extérieure, объединённая служба внешнеполитической и военной разведки Франции) в очередной докладной записке сообщили о возможных проблемах из-за нарушения правил безопасности. Но конкретного указания на рейс Air France 8969 там не было, а чиновники авиакомпании дежурно сообщили, что у них всё соблюдается и под контролем.

Четверо боевиков из «Вооружённой исламской группы» во главе с Абдулом Яхья отлично подготовились к мероприятию. Они запаслись оружием — два автомата Калашникова, пистолеты-пулемёты «Узи» — и взрывчаткой, тщательно изучили варианты проникновения в закрытую зону аэропорта и даже сумели раздобыть форму полиции и авиакомпании Air Algeria. Полицейская форма помогла им проникнуть на борт под предлогом проверки документов у пассажиров, а лётная, по их планам, должна была помешать снайперам полиции уверенно отличить их от настоящих пилотов.

Чаша весов

Несанкционированная задержка вылета всё же насторожила службу безопасности аэропорта — самолёт начали окружать. Путь на взлётную полосу был заблокирован автотранспортом.

Первые требования террористов, переданные по связи через командира экипажа, частично были «местными» — боевики требовали освободить двух лидеров «Исламского фронта спасения» и провести пресс-конференцию. Однако уже через два часа к требованиям добавился вылет в Париж — чтобы «поговорить» с журналистами там.

Airbus A300 до захвата боевиками
Airbus A300 до захвата боевиками

Обстановка вокруг самолёта снаружи почти сразу же стала не менее напряжённой, чем внутри него. С 1991 года в Алжире фактически шла гражданская война между сторонниками Исламского фронта спасения и военными властями из правящей партии Фронта национального освобождения во главе с генералом Зеруалем. Генералы Мохамед Ламари (командир алжирского антитеррористического спецназа GSI) и Мохамед Бетчин требовали разрешить им штурм самолёта. Франция, которой принадлежал самолёт и чьими гражданами была примерно треть пассажиров, требовала участия в операции своего спецназа.

Оперативники GIGN (часть которых уже успела разъехаться на Рождество) спешно собрались на базе и отправились на остров Мартиника — ближайшую к Алжиру точку. Для полёта они выбрали Airbus A300, аналогичный захваченному. GIGN начали подготовку к штурму. С самого начала было понятно, что предстоит очень сложная операция — террористы были хорошо вооружёнными и решительно настроенными боевиками.

Впоследствии руководивший операцией GIGN Дени Фавье описывал это словами: «Самолёт — это замкнутое пространство, заполненное керосином».

Но алжирские силовики (сами не так давно считавшиеся террористами из ФНО), были категорически против появления французских военных на территории Алжира. Сам генерал Зеруаль пока колебался: с политической точки зрения уступка исламистам, появление французских военных в Алжире или практически неизбежная гибель граждан Франции при штурме алжирским спецназом — всё казалось плохим вариантом.

Однако террористы тоже не были настроены просто сидеть и ждать. Первой жертвой стал обнаруженный при проверке документов среди пассажиров офицер алжирской полиции — его вытащили на верхние ступеньки трапа и застрелили. Разрешения на вылет по-прежнему не было, и утром 25 декабря террористы казнили второго заложника — им стал сотрудник посольства Вьетнама Буи Гианг То. Как вспоминали свидетели, вьетнамец полагал, что его, как не причастного к алжирским или французским делам, просто выпустят, — и даже вернулся к своему сиденью, чтобы забрать кожаную куртку. Однако уйти дальше трапа ему не дали.

Летающая бомба для Парижа: как над Эйфелевой башней чуть не взорвали самолёт

Тем не менее, алжирские власти не желали выполнять требования террористов и выпускать самолёт. Им удалось добиться, чтобы террористы отпустили часть пассажиров, в основном женщин и детей, — всего 63 человека. Примечательно, что часть алжирцев отказалась покинуть самолёт, несмотря на разрешение боевиков, решив разделить судьбу французов.

Опознав лидера нападавших, власти доставили для переговоров его мать, но это лишь ещё больше разъярило Яхью. Также не удалось обмануть боевиков ложным сообщением об освобождении одного из заключённых — переданная по радио речь оказалась записью 1993 года.

Итогом затягивания стала третья жертва. На борту захваченного самолёта находились два сотрудника посольства Франции в Алжире. Выбор террористов пал на Яника Бюгнетта, повара посольства.

После этого террористы передали, что будут убивать по заложнику каждые тридцать минут, если им не разрешат вылет.

В свою очередь, премьер-министр Франции заявил генералу Зеруалю, что с этого момента власти Алжира будут нести ответственность за гибель французских пассажиров. В итоге алжирцы всё же сдались, разрешив захваченному самолёту взлететь.

Марсельская остановка

Поскольку на самолёте все это время работала вспомогательная силовая установка, командир экипажа смог убедить боевиков, что на полёт до Парижа топлива не хватит. Промежуточной остановкой должен был стать Марсель.

Тем временем во французские спецслужбы из разных источников поступали сообщения об истинных намерениях террористов. По одним — целью должен был стать парижский аэропорт, по другим — Эйфелева башня. Ещё один источник сообщил, что самолёт взорвётся в небе над Парижем, и после изучения схемы закладки бомб взрывотехники подтвердили, что детонация разорвёт фюзеляж, превратив воздушное судно в огненную бомбу.

Летающая бомба для Парижа: как над Эйфелевой башней чуть не взорвали самолёт

Подозрения переросли в уверенность, когда после посадки в Марселе боевики потребовали полностью заправить самолёт. Для полёта к Парижу было бы достаточно 8-10 тонн топлива, поэтому решение руководителей операции было категорическим — из Марселя аэробус уже не должен взлететь.

На диспетчерской вышке заняли позиции снайперы спецназа. Ещё часть бойцов под видом сотрудников аэропорта изучили выходы из самолёта и разместили на обшивке подслушивающие устройства. Террористам, которые настаивали, что они хотят провести в Париже пресс-конференцию, было предложено устроить её прямо в Марселе — мол, журналисты всего мира уже собрались тут.

То ли боевики решили увеличить число заложников, то ли впрямь захотели покрасоваться перед камерами напоследок, но идея им поначалу понравилась. Они даже заставили пассажиров перейти в заднюю часть самолёта, чтобы освободить пространство для сьёмки.

Top Action

Однако настроение уставших и взвинченных террористов могло измениться в любую секунду. Не дождавшись журналистов, Яхья снова пришёл в ярость и приказал лётчикам взлетать. Другой боевик открыл люк и начал расстреливать из автомата диспетчерскую вышку.

Ждать больше было нельзя, и Дени Фавье передал по рации Top Action — сигнал к началу штурма. Группы спецназа на трёх трапах двинулись к самолёту. Вблизи оказалось, что трапы установлены выше, чем надо (на тренировках самолёт был пустой) и блокируют люк. Лишь когда трап чуть сдал назад, один из бойцов, буквально повиснув на двери, сумел её открыть.

Одним из первых в коридор, ведущий к кабине, ворвался боец GIGN Тьерри Прюньо (Thierry Prungnaud). Застрелив из револьвера двух террористов и ранив ещё одного, он получил в упор очередь из АК. Прежде чем другие бойцы успели его оттащить, рядом взорвалась одна из гранат.

Удивительно, но после стольких ранений Тьерри остался жив и даже продолжил службу в роли инструктора — хотя стрелять ему пришлось с левой руки.

Потом Тьерри шутил: «Во мне теперь столько металла, что я звеню на каждой рамке».

Бо́льшая часть бойцов занялась эвакуацией заложников через кормовые люки. Оставшиеся террористы стреляли из кабины. Снайперы не смогли сразу открыть огонь, поскольку второй пилот Жан-Поль Бордери заблокировал им сектор обстрела. Лишь когда он вылез через окно и спрыгнул на землю, они смогли начать обстрел кабины.

Бой за аэробус затянулся на 16 минут. Кроме Тьерри, были ранены ещё девять бойцов спецназа, лёгкие ранения во время эвакуации получили также 13 пассажиров. Бомбы обезвредили сапёры.

Проведённая французским спецназом операция заслуженно считается одной из самых сложных и при этом успешных в истории освобождения захваченных самолётов.

В 1995 году боевики   «Вооружённой исламской группы» устроили серию терактов в парижском метро. В результате взрывов бомб погибли восемь человек и 179 получили ранения. Сколько жертв могло быть, если бы над толпой вокруг Эйфелевой башни взорвался самолёт с полными баками горючего — можно лишь гадать.

Hoвости СМИ2
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

41K
123
132
6.1K
Жил грешно и умер смешно. 5 нелепых смертей командующих «Оси»

Умереть при приземлении на минное поле. Стать жертвой пропеллера собственного самолёта. Отдать концы, попав под раздачу ни за что. Многие командующие стран «Оси» погибли на Восточном фронте при весьма затейливых обстоятельствах. В нашей подборке — наиболее «отличившиеся» кадры: те, кому в смерти не повезло. И поделом.

28K
139
125
2.3K
Как отучить дезертиров сдаваться в плен — метод сержанта Глазкова

Чтобы отучить бойца переходить на сторону врага, нужен особист. Только не такой, как в «Штрафбате», а настоящий герой-чекист, способный на риск и подвиг. Таким оказался сержант НКВД Иван Глазков из 114-й стрелковой дивизии. После него желание принимать перебежчиков у противника отпало раз и навсегда.

26K
75
320
2.1K
Всегда стоят насмерть: румыны о советских солдатах и РККА

«Остаётся мёртвым, где поставил командир». В разгар битвы за Сталинград командование 3-й румынской армии разослало в свои части документ, оценивавший боевые качества Красной армии. Это исследование базировалось на оценке вермахта, которую румыны обогатили своим опытом войны с СССР. О том, как видели РККА и красноармейцев их враги, — в нашем материале.

23K
87
45
3.6K
Дизайн против функциональности: разбираем новый скафандр SpaceX

Скоро к Международной космической станции стартует новый пилотируемый космический корабль Crew Dragon! И пока все ждут этого эпохального события, мы решили разобрать последние фотографии модных скафандров, разработанных компанией SpaceX, и взяли комментарий у Николая Моисеева — специалиста по скафандростроению и основателя компании Final Frontier Design.

22K
58
91
1.8K
«Куда пропали пленные Эйзенхауэра?»: тайна миллиона солдат Третьего рейха

Злобные американцы во главе с генералом Эйзенхауэром уморили миллион немцев! Или нет? Что на самом деле случилось с солдатами Третьего рейха в американском плену — в нашей статье.

20K
93
189
460
Танк или недоразумение: как воевал Т-60

Одни говорят, что это был едва ли не худший танк войны — слабый, с малокалиберной пушчонкой, тонкой бронёй и дохлым мотором, который даже ездить без «старших братьев» не всегда мог. Другие — что именно эта машина спасла Москву. Кто же прав? И вообще, что такое Т-60 — танк или недотанк, «машина танкового шлейфа»?

19K
85
132
788
Почему английские лучники сражались без штанов при Азенкуре?

Известная, славная битва вошла в историю Англии — сражение при Азенкуре, когда английские лучники напрочь разбили французов. Правда, в учебниках обычно опускают один забавный факт, о котором мы вам и расскажем.

17K
77
34
2.9K
Удача, полководческий талант и дурость противника: пять неравных битв Средневековья

У вас нет денег, ваши вассалы разгромлены, а союзники готовы вонзить нож в спину. Как воевать? Спокуха! Победить сильного врага можно, даже уступая ему в численности. Немного везения, грамотные манёвры и идиотизм противника творят чудеса. Даже в Средневековье, где всем рулит рыцарская кавалерия.

17K
79
56
1.4K
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

72K
110
58
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

66K
62
71
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

63K
63
48
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

61K
73
76
862
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

60K
61
11
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

58K
78
35
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

51K
70
406
703
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

45K
68
83
1.7K
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

44K
95
353
786
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

258K
118
83
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

128K
35
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

133K
74
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

130K
95
24
869
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

100K
98
29
742
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

98K
53
31
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

94K
8
4
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

79K
39
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

79K
29
18
346