itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Летающая бомба для Парижа: как над Эйфелевой башней чуть не взорвали самолёт

11 сентября 2001 года множество людей в разных уголках планеты приникли к экранам телевизоров, следя за развернувшейся в прямом эфире хроникой теракта, — угнанные террористами самолёты таранили нью-йоркские башни-близнецы. И мало кто вспоминал, что подобные кадры могли появиться ещё в 1994 году.

/
6.3K
26
9
63

11 сентября 2001 года множество людей в разных уголках планеты приникли к экранам телевизоров, следя за развернувшейся в прямом эфире хроникой теракта, — угнанные террористами самолёты таранили нью-йоркские башни-близнецы. И мало кто вспоминал, что подобные кадры могли появиться ещё в 1994 году.

В Алжире идёт дождь…

Это не было кодовой фразой — в тот сочельник, 24 декабря, в Алжире действительно шёл дождь и, как решили впоследствии, это помогло террористам проникнуть на взлётное поле. Впрочем, скорее всего, они смогли бы сделать это и без дождя: контроль безопасности в аэропорту Хуари Бумедьен (Aéroport d’Alger Houari Boumediene) оставлял желать лучшего — некоторые пассажиры попадали на борт без посадочного талона. Месяцем ранее разведчики из DGSE (Direction générale de la Sécurité extérieure, объединённая служба внешнеполитической и военной разведки Франции) в очередной докладной записке сообщили о возможных проблемах из-за нарушения правил безопасности. Но конкретного указания на рейс Air France 8969 там не было, а чиновники авиакомпании дежурно сообщили, что у них всё соблюдается и под контролем.

Четверо боевиков из «Вооружённой исламской группы» во главе с Абдулом Яхья отлично подготовились к мероприятию. Они запаслись оружием — два автомата Калашникова, пистолеты-пулемёты «Узи» — и взрывчаткой, тщательно изучили варианты проникновения в закрытую зону аэропорта и даже сумели раздобыть форму полиции и авиакомпании Air Algeria. Полицейская форма помогла им проникнуть на борт под предлогом проверки документов у пассажиров, а лётная, по их планам, должна была помешать снайперам полиции уверенно отличить их от настоящих пилотов.

Чаша весов

Несанкционированная задержка вылета всё же насторожила службу безопасности аэропорта — самолёт начали окружать. Путь на взлётную полосу был заблокирован автотранспортом.

Первые требования террористов, переданные по связи через командира экипажа, частично были «местными» — боевики требовали освободить двух лидеров «Исламского фронта спасения» и провести пресс-конференцию. Однако уже через два часа к требованиям добавился вылет в Париж — чтобы «поговорить» с журналистами там.

Airbus A300 до захвата боевиками
Airbus A300 до захвата боевиками

Обстановка вокруг самолёта снаружи почти сразу же стала не менее напряжённой, чем внутри него. С 1991 года в Алжире фактически шла гражданская война между сторонниками Исламского фронта спасения и военными властями из правящей партии Фронта национального освобождения во главе с генералом Зеруалем. Генералы Мохамед Ламари (командир алжирского антитеррористического спецназа GSI) и Мохамед Бетчин требовали разрешить им штурм самолёта. Франция, которой принадлежал самолёт и чьими гражданами была примерно треть пассажиров, требовала участия в операции своего спецназа.

Оперативники GIGN (часть которых уже успела разъехаться на Рождество) спешно собрались на базе и отправились на остров Мартиника — ближайшую к Алжиру точку. Для полёта они выбрали Airbus A300, аналогичный захваченному. GIGN начали подготовку к штурму. С самого начала было понятно, что предстоит очень сложная операция — террористы были хорошо вооружёнными и решительно настроенными боевиками.

Впоследствии руководивший операцией GIGN Дени Фавье описывал это словами: «Самолёт — это замкнутое пространство, заполненное керосином».

Но алжирские силовики (сами не так давно считавшиеся террористами из ФНО), были категорически против появления французских военных на территории Алжира. Сам генерал Зеруаль пока колебался: с политической точки зрения уступка исламистам, появление французских военных в Алжире или практически неизбежная гибель граждан Франции при штурме алжирским спецназом — всё казалось плохим вариантом.

Однако террористы тоже не были настроены просто сидеть и ждать. Первой жертвой стал обнаруженный при проверке документов среди пассажиров офицер алжирской полиции — его вытащили на верхние ступеньки трапа и застрелили. Разрешения на вылет по-прежнему не было, и утром 25 декабря террористы казнили второго заложника — им стал сотрудник посольства Вьетнама Буи Гианг То. Как вспоминали свидетели, вьетнамец полагал, что его, как не причастного к алжирским или французским делам, просто выпустят, — и даже вернулся к своему сиденью, чтобы забрать кожаную куртку. Однако уйти дальше трапа ему не дали.

Летающая бомба для Парижа: как над Эйфелевой башней чуть не взорвали самолёт

Тем не менее, алжирские власти не желали выполнять требования террористов и выпускать самолёт. Им удалось добиться, чтобы террористы отпустили часть пассажиров, в основном женщин и детей, — всего 63 человека. Примечательно, что часть алжирцев отказалась покинуть самолёт, несмотря на разрешение боевиков, решив разделить судьбу французов.

Опознав лидера нападавших, власти доставили для переговоров его мать, но это лишь ещё больше разъярило Яхью. Также не удалось обмануть боевиков ложным сообщением об освобождении одного из заключённых — переданная по радио речь оказалась записью 1993 года.

Итогом затягивания стала третья жертва. На борту захваченного самолёта находились два сотрудника посольства Франции в Алжире. Выбор террористов пал на Яника Бюгнетта, повара посольства.

После этого террористы передали, что будут убивать по заложнику каждые тридцать минут, если им не разрешат вылет.

В свою очередь, премьер-министр Франции заявил генералу Зеруалю, что с этого момента власти Алжира будут нести ответственность за гибель французских пассажиров. В итоге алжирцы всё же сдались, разрешив захваченному самолёту взлететь.

Марсельская остановка

Поскольку на самолёте все это время работала вспомогательная силовая установка, командир экипажа смог убедить боевиков, что на полёт до Парижа топлива не хватит. Промежуточной остановкой должен был стать Марсель.

Тем временем во французские спецслужбы из разных источников поступали сообщения об истинных намерениях террористов. По одним — целью должен был стать парижский аэропорт, по другим — Эйфелева башня. Ещё один источник сообщил, что самолёт взорвётся в небе над Парижем, и после изучения схемы закладки бомб взрывотехники подтвердили, что детонация разорвёт фюзеляж, превратив воздушное судно в огненную бомбу.

Летающая бомба для Парижа: как над Эйфелевой башней чуть не взорвали самолёт

Подозрения переросли в уверенность, когда после посадки в Марселе боевики потребовали полностью заправить самолёт. Для полёта к Парижу было бы достаточно 8-10 тонн топлива, поэтому решение руководителей операции было категорическим — из Марселя аэробус уже не должен взлететь.

На диспетчерской вышке заняли позиции снайперы спецназа. Ещё часть бойцов под видом сотрудников аэропорта изучили выходы из самолёта и разместили на обшивке подслушивающие устройства. Террористам, которые настаивали, что они хотят провести в Париже пресс-конференцию, было предложено устроить её прямо в Марселе — мол, журналисты всего мира уже собрались тут.

То ли боевики решили увеличить число заложников, то ли впрямь захотели покрасоваться перед камерами напоследок, но идея им поначалу понравилась. Они даже заставили пассажиров перейти в заднюю часть самолёта, чтобы освободить пространство для сьёмки.

Top Action

Однако настроение уставших и взвинченных террористов могло измениться в любую секунду. Не дождавшись журналистов, Яхья снова пришёл в ярость и приказал лётчикам взлетать. Другой боевик открыл люк и начал расстреливать из автомата диспетчерскую вышку.

Ждать больше было нельзя, и Дени Фавье передал по рации Top Action — сигнал к началу штурма. Группы спецназа на трёх трапах двинулись к самолёту. Вблизи оказалось, что трапы установлены выше, чем надо (на тренировках самолёт был пустой) и блокируют люк. Лишь когда трап чуть сдал назад, один из бойцов, буквально повиснув на двери, сумел её открыть.

Одним из первых в коридор, ведущий к кабине, ворвался боец GIGN Тьерри Прюньо (Thierry Prungnaud). Застрелив из револьвера двух террористов и ранив ещё одного, он получил в упор очередь из АК. Прежде чем другие бойцы успели его оттащить, рядом взорвалась одна из гранат.

Удивительно, но после стольких ранений Тьерри остался жив и даже продолжил службу в роли инструктора — хотя стрелять ему пришлось с левой руки.

Потом Тьерри шутил: «Во мне теперь столько металла, что я звеню на каждой рамке».

Бо́льшая часть бойцов занялась эвакуацией заложников через кормовые люки. Оставшиеся террористы стреляли из кабины. Снайперы не смогли сразу открыть огонь, поскольку второй пилот Жан-Поль Бордери заблокировал им сектор обстрела. Лишь когда он вылез через окно и спрыгнул на землю, они смогли начать обстрел кабины.

Бой за аэробус затянулся на 16 минут. Кроме Тьерри, были ранены ещё девять бойцов спецназа, лёгкие ранения во время эвакуации получили также 13 пассажиров. Бомбы обезвредили сапёры.

Проведённая французским спецназом операция заслуженно считается одной из самых сложных и при этом успешных в истории освобождения захваченных самолётов.

В 1995 году боевики   «Вооружённой исламской группы» устроили серию терактов в парижском метро. В результате взрывов бомб погибли восемь человек и 179 получили ранения. Сколько жертв могло быть, если бы над толпой вокруг Эйфелевой башни взорвался самолёт с полными баками горючего — можно лишь гадать.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Взрыв на Уолл-стрит: бомба для банкиров

Это был обычный сентябрьский день. Вряд ли кто-то мог предположить, что в историю он войдёт как дата одного из самых крупных терактов против нью-йоркских финансистов. Нет, речь не про атаку Всемирного торгового центра в сентябре 2001 года. Эта бомба взорвалась на 80 лет раньше.

6.5K
47
39
30
Теракт в Беслане: трагедия и домыслы

Крупнейший теракт в истории современной России — и одна из самых страшных её трагедий. 1 сентября 2004 года террористы захватили школу в Беслане в Северной Осетии. В ходе штурма 3 сентября заложники были освобождены, но потери ужасали. История о Беслане зажила своей жизнью и за прошедшие годы обросла многочисленными мифами. Но что же там, собственно, произошло?

41K
230
243
2.2K
Бурная пенсия самолётов Второй мировой

Вторая мировая стала причиной мощного рывка в развитии военной техники, а «холодная война» только подстегнула перевооружение. Однако кое-кто из участников Второй мировой воевал и десятилетия спустя. Давайте вспомним этих боевых пенсионеров.

23K
29
5
221
Тест: Узнаёте ли вы самолёты Су-27?

Семейство Су-27 — пожалуй, самое удачное произведение современного российского авиапрома. Многочисленные его представители летают по всему миру, и знать их всех «в лицо» не так-то просто. WARHEAD предлагает знатокам проверить, узнают ли они все звёзды в созвездии «двадцать седьмых».

18K
0
0
171
Британские фантазии: самолёты-экранопланы и стелс-тримараны

Заглянуть в будущее — задача не самая простая. А в будущее авиации — тем более. Но в Англии на рубеже столетий появилась фирма АвПро, которая этим как раз и занималась — разрабатывала проекты перспективных самолётов будущего. Что из этого вышло — сейчас расскажем.

6.2K
15
6
45
Тест: хорошо ли вы знаете военные праздники и памятные даты?

Знание важных дат помогает нам не забывать о великих подвигах прошлых лет. Календарь из простой таблички с числами превращается в настоящую историческую летопись! Проверьте, обо всём ли вы помните?

4.7K
0
0
23
Феномен Валентина Пикуля. Стал ли писатель «русским Дюма»?

Валентин Пикуль умел писать о сложных вещах простым языком. И в советское время он многим открыл окно в мир истории.

6.3K
36
33
621
Самолёт-шпион U-2 стал узлом для цифрового поля боя

Из шпионов — в роутеры. Знаменитый самолёт-разведчик U-2 времён холодной войны научили собирать информацию, полученную истребителями F-35, и передавать её всем участникам боя, формируя единую картину происходящего.

3.5K
26
4
40
Русский богатырь, прошедший две войны. Военные успехи бомбардировщиков «Илья Муромец»

Здоровенный, многомоторный, способен летать за сотни километров и швырять сотни кило бомб. Для начального периода Первой мировой такой самолёт — на уровне фантастики. Для всех, кроме русских, — единственных, кто вступил в войну со своим большим многомоторным бомбардировщиком.

6.5K
67
54
148
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

170K
80
59
467
Поездка в Тихий Холм. История одной командировки
Игра WARHEAD.SU

Странная командировка в маленький городок, который не найти даже на карте. Смутное ощущение тревоги от встречи с Тихим Холмом перерастает в настоящий ужас, когда становится понятно — этот город вовсе не то, чем кажется.

7.8K
26
27
88
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0