Летающая бомба для Парижа: как над Эйфелевой башней чуть не взорвали самолёт

11 сентября 2001 года множество людей в разных уголках планеты приникли к экранам телевизоров, следя за развернувшейся в прямом эфире хроникой теракта, — угнанные террористами самолёты таранили нью-йоркские башни-близнецы. И мало кто вспоминал, что подобные кадры могли появиться ещё в 1994 году.

/
3.6K
26
9
63

11 сентября 2001 года множество людей в разных уголках планеты приникли к экранам телевизоров, следя за развернувшейся в прямом эфире хроникой теракта, — угнанные террористами самолёты таранили нью-йоркские башни-близнецы. И мало кто вспоминал, что подобные кадры могли появиться ещё в 1994 году.

В Алжире идёт дождь…

Это не было кодовой фразой — в тот сочельник, 24 декабря, в Алжире действительно шёл дождь и, как решили впоследствии, это помогло террористам проникнуть на взлётное поле. Впрочем, скорее всего, они смогли бы сделать это и без дождя: контроль безопасности в аэропорту Хуари Бумедьен (Aéroport d’Alger Houari Boumediene) оставлял желать лучшего — некоторые пассажиры попадали на борт без посадочного талона. Месяцем ранее разведчики из DGSE (Direction générale de la Sécurité extérieure, объединённая служба внешнеполитической и военной разведки Франции) в очередной докладной записке сообщили о возможных проблемах из-за нарушения правил безопасности. Но конкретного указания на рейс Air France 8969 там не было, а чиновники авиакомпании дежурно сообщили, что у них всё соблюдается и под контролем.

Четверо боевиков из «Вооружённой исламской группы» во главе с Абдулом Яхья отлично подготовились к мероприятию. Они запаслись оружием — два автомата Калашникова, пистолеты-пулемёты «Узи» — и взрывчаткой, тщательно изучили варианты проникновения в закрытую зону аэропорта и даже сумели раздобыть форму полиции и авиакомпании Air Algeria. Полицейская форма помогла им проникнуть на борт под предлогом проверки документов у пассажиров, а лётная, по их планам, должна была помешать снайперам полиции уверенно отличить их от настоящих пилотов.

Чаша весов

Несанкционированная задержка вылета всё же насторожила службу безопасности аэропорта — самолёт начали окружать. Путь на взлётную полосу был заблокирован автотранспортом.

Первые требования террористов, переданные по связи через командира экипажа, частично были «местными» — боевики требовали освободить двух лидеров «Исламского фронта спасения» и провести пресс-конференцию. Однако уже через два часа к требованиям добавился вылет в Париж — чтобы «поговорить» с журналистами там.

Airbus A300 до захвата боевиками
Airbus A300 до захвата боевиками

Обстановка вокруг самолёта снаружи почти сразу же стала не менее напряжённой, чем внутри него. С 1991 года в Алжире фактически шла гражданская война между сторонниками Исламского фронта спасения и военными властями из правящей партии Фронта национального освобождения во главе с генералом Зеруалем. Генералы Мохамед Ламари (командир алжирского антитеррористического спецназа GSI) и Мохамед Бетчин требовали разрешить им штурм самолёта. Франция, которой принадлежал самолёт и чьими гражданами была примерно треть пассажиров, требовала участия в операции своего спецназа.

Оперативники GIGN (часть которых уже успела разъехаться на Рождество) спешно собрались на базе и отправились на остров Мартиника — ближайшую к Алжиру точку. Для полёта они выбрали Airbus A300, аналогичный захваченному. GIGN начали подготовку к штурму. С самого начала было понятно, что предстоит очень сложная операция — террористы были хорошо вооружёнными и решительно настроенными боевиками.

Впоследствии руководивший операцией GIGN Дени Фавье описывал это словами: «Самолёт — это замкнутое пространство, заполненное керосином».

Но алжирские силовики (сами не так давно считавшиеся террористами из ФНО), были категорически против появления французских военных на территории Алжира. Сам генерал Зеруаль пока колебался: с политической точки зрения уступка исламистам, появление французских военных в Алжире или практически неизбежная гибель граждан Франции при штурме алжирским спецназом — всё казалось плохим вариантом.

Однако террористы тоже не были настроены просто сидеть и ждать. Первой жертвой стал обнаруженный при проверке документов среди пассажиров офицер алжирской полиции — его вытащили на верхние ступеньки трапа и застрелили. Разрешения на вылет по-прежнему не было, и утром 25 декабря террористы казнили второго заложника — им стал сотрудник посольства Вьетнама Буи Гианг То. Как вспоминали свидетели, вьетнамец полагал, что его, как не причастного к алжирским или французским делам, просто выпустят, — и даже вернулся к своему сиденью, чтобы забрать кожаную куртку. Однако уйти дальше трапа ему не дали.

Летающая бомба для Парижа: как над Эйфелевой башней чуть не взорвали самолёт

Тем не менее, алжирские власти не желали выполнять требования террористов и выпускать самолёт. Им удалось добиться, чтобы террористы отпустили часть пассажиров, в основном женщин и детей, — всего 63 человека. Примечательно, что часть алжирцев отказалась покинуть самолёт, несмотря на разрешение боевиков, решив разделить судьбу французов.

Опознав лидера нападавших, власти доставили для переговоров его мать, но это лишь ещё больше разъярило Яхью. Также не удалось обмануть боевиков ложным сообщением об освобождении одного из заключённых — переданная по радио речь оказалась записью 1993 года.

Итогом затягивания стала третья жертва. На борту захваченного самолёта находились два сотрудника посольства Франции в Алжире. Выбор террористов пал на Яника Бюгнетта, повара посольства.

После этого террористы передали, что будут убивать по заложнику каждые тридцать минут, если им не разрешат вылет.

В свою очередь, премьер-министр Франции заявил генералу Зеруалю, что с этого момента власти Алжира будут нести ответственность за гибель французских пассажиров. В итоге алжирцы всё же сдались, разрешив захваченному самолёту взлететь.

Марсельская остановка

Поскольку на самолёте все это время работала вспомогательная силовая установка, командир экипажа смог убедить боевиков, что на полёт до Парижа топлива не хватит. Промежуточной остановкой должен был стать Марсель.

Тем временем во французские спецслужбы из разных источников поступали сообщения об истинных намерениях террористов. По одним — целью должен был стать парижский аэропорт, по другим — Эйфелева башня. Ещё один источник сообщил, что самолёт взорвётся в небе над Парижем, и после изучения схемы закладки бомб взрывотехники подтвердили, что детонация разорвёт фюзеляж, превратив воздушное судно в огненную бомбу.

Летающая бомба для Парижа: как над Эйфелевой башней чуть не взорвали самолёт

Подозрения переросли в уверенность, когда после посадки в Марселе боевики потребовали полностью заправить самолёт. Для полёта к Парижу было бы достаточно 8-10 тонн топлива, поэтому решение руководителей операции было категорическим — из Марселя аэробус уже не должен взлететь.

На диспетчерской вышке заняли позиции снайперы спецназа. Ещё часть бойцов под видом сотрудников аэропорта изучили выходы из самолёта и разместили на обшивке подслушивающие устройства. Террористам, которые настаивали, что они хотят провести в Париже пресс-конференцию, было предложено устроить её прямо в Марселе — мол, журналисты всего мира уже собрались тут.

То ли боевики решили увеличить число заложников, то ли впрямь захотели покрасоваться перед камерами напоследок, но идея им поначалу понравилась. Они даже заставили пассажиров перейти в заднюю часть самолёта, чтобы освободить пространство для сьёмки.

Top Action

Однако настроение уставших и взвинченных террористов могло измениться в любую секунду. Не дождавшись журналистов, Яхья снова пришёл в ярость и приказал лётчикам взлетать. Другой боевик открыл люк и начал расстреливать из автомата диспетчерскую вышку.

Ждать больше было нельзя, и Дени Фавье передал по рации Top Action — сигнал к началу штурма. Группы спецназа на трёх трапах двинулись к самолёту. Вблизи оказалось, что трапы установлены выше, чем надо (на тренировках самолёт был пустой) и блокируют люк. Лишь когда трап чуть сдал назад, один из бойцов, буквально повиснув на двери, сумел её открыть.

Одним из первых в коридор, ведущий к кабине, ворвался боец GIGN Тьерри Прюньо (Thierry Prungnaud). Застрелив из револьвера двух террористов и ранив ещё одного, он получил в упор очередь из АК. Прежде чем другие бойцы успели его оттащить, рядом взорвалась одна из гранат.

Удивительно, но после стольких ранений Тьерри остался жив и даже продолжил службу в роли инструктора — хотя стрелять ему пришлось с левой руки.

Потом Тьерри шутил: «Во мне теперь столько металла, что я звеню на каждой рамке».

Бо́льшая часть бойцов занялась эвакуацией заложников через кормовые люки. Оставшиеся террористы стреляли из кабины. Снайперы не смогли сразу открыть огонь, поскольку второй пилот Жан-Поль Бордери заблокировал им сектор обстрела. Лишь когда он вылез через окно и спрыгнул на землю, они смогли начать обстрел кабины.

Бой за аэробус затянулся на 16 минут. Кроме Тьерри, были ранены ещё девять бойцов спецназа, лёгкие ранения во время эвакуации получили также 13 пассажиров. Бомбы обезвредили сапёры.

Проведённая французским спецназом операция заслуженно считается одной из самых сложных и при этом успешных в истории освобождения захваченных самолётов.

В 1995 году боевики «Вооружённой исламской группы» устроили серию терактов в парижском метро. В результате взрывов бомб погибли восемь человек и 179 получили ранения. Сколько жертв могло быть, если бы над толпой вокруг Эйфелевой башни взорвался самолёт с полными баками горючего — можно лишь гадать.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

52K
61
66
862
Пожалуй, худшее историческое кино: сериал «Екатерина. Самозванцы»

Если вы хотите в подробностях узнать, как не надо снимать исторические сериалы, то сейчас для этого есть все шансы — на экраны страны вышел сериал «Екатерина. Самозванцы». В нём плохо абсолютно всё — от сценария до игры актёров. WARHEAD с огромным усилием начал знакомиться с новым масштабным телепроектом.

32K
44
56
842
Топ-5 безбашенных воинов Средневековья

Знаете, говорят про некоторых «вообще отбитый»? И при этом у «отбитого» нередко вполне получается то, за что он берётся, — то ли благодаря, то ли вопреки лихости и отчаянности. Вот о таких «отбитых» средневековых воинах, вошедших в легенды, мы и поговорим.

28K
60
15
875
Как американский робот выбрал свободу: «побег» D-21 в СССР

Американский шпион из Зоны 51 убил американского же пилота, разбил новейший самолёт — а потом вообще сбежал в СССР! Причём шпион был роботом! Как секретный беспилотный разведчик оказался у Туполева — в нашей статье.

20K
61
13
413
Тест: хорошо ли вы знаете историю Античности и Древнего мира?

Вы уверены, что прекрасно знаете историю. Но сможете ли вы сопоставить события, происходившие в различных странах в одно время? Проверим?

19K
3
18
87
Ас-торпедоносец Разгонин: как из истории вычеркнули героя

Далеко не каждый подвиг, даже совершённый всем опасностям назло, находит своё признание. Но куда хуже, если это признание потом стирается по политическим мотивам. Именно в такой ситуации оказался один из лучших советских лётчиков-торпедоносцев — Александр Разгонин.

18K
53
34
707
Диванная аналитика: бомбардировщик Ту-160 обогнал пару F-35A, но это не точно

Стратегический бомбардировщик Ту-160, разработанный ещё в 1980-е, легко оторвался и ушёл от новейших истребителей пятого поколения F-35A, которые пытались преследовать его над Японским морем. По крайней мере, так сказали нам китайские журналисты. Было ли это на самом деле, а если было, то что именно? Отдел диванной аналитики WARHEAD.SU разобрался.

17K
35
68
305
Тест: знаете ли вы историю Древней Руси?

Вы давно окончили школу, но интерес к истории сохранили? А вот давайте проверим, хорошо ли вы знаете историю Древней Руси.

17K
5
12
259
Торгутский побег: цена возвращения на историческую родину

В 1771 году калмыки откочевали в Джунгарию с Волги. Стремились ли они вернуться под власть Великого государя Вселенной или им стало тесно на насиженных территориях? О том, чем обернулось возвращение ойратов на землю предков, — в материале WARHEAD.SU.

16K
36
32
923
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

80K
68
21
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

79K
45
33
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

73K
23
11
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

58K
41
77
361
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

52K
61
66
862
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

51K
41
54
591
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

51K
42
10
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

51K
64
34
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

48K
44
33
1.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

199K
89
55
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

106K
58
16
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

85K
39
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

82K
7
3
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

80K
68
21
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

79K
45
33
467
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

75K
33
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

73K
27
17
346
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

73K
23
11
81