Возвращение в аббатство Даунтон

В России начались премьерные показы кинофильма «Аббатство Даунтон» — исторической саги, посвящённой жизни семьи британских аристократов графов Грэнтэм и их слуг, обитающих в родовом имении Даунтон. Автор сценария фильма — прославленный автор исторических романов Джулиан Феллоуз, награждённый «Оскаром» за фильм «Госфорд-парк», считающийся одним из лучших исторических детективов.

Уже по перечислению его регалий становится ясно, что «Аббатство Даунтон» — образец исторического кино. Эталон, достойный помещения в палату мер и весов с неброской этикеткой «Как надо снимать достоверные и красивые фильмы». Наконец-то после множества поделок и подделок, прошедших по нашим экранам, в прицел WARHEAD.SU попала по-настоящему качественная картина.

Последняя великая эпоха

«Аббатство Даунтон» — история британского общества в эпоху Интербеллума, когда старые, консервативные порядки, господствовавшие до Первой мировой войны, уже начали ломаться, а новые либеральные правила жизни ещё не устоялись. Аристократия уже теряет власть и влияние, которые всё решительнее забирает простой народ, — но всё ещё остаётся самым важным сословием Британии.

Этот с каждым днём всё более стремительно разрушающийся старый мир показан в кино одновременно масштабно и камерно благодаря такому взволновавшему всех героев событию, как посещение Даунтона королём Георгом V в 1927 году.

На фоне королевского визита произойдёт множество событий: вдовствующая графиня Грэнтэм будет сражаться за часть фамильного наследства, уплывающего из рук семьи, а леди Мэри — наследница Даунтона — пройдёт тяжёлое испытание, готовясь стать новой хозяйкой огромного имения. Случатся и два заговора — трагический, связанный с покушением на жизнь короля, и комический, когда слуги Даунтона во главе с решительной экономкой Анной Бейтс попытаются избавиться от навязчивого контроля «людей короля», приехавших в поместье.

Что такое хорошее историческое кино

Все эти сюжетные линии умело сплетены воедино и создают увлекательную панораму английской жизни той эпохи, которая буквально захватывает зрителя и не отпускает до финальных титров. И в этом огромная заслуга режиссёра Майкла Энглера, снимавшего ещё сериальное «Аббатство Даунтон», а особенно сценариста — барона Феллоуза, члена палаты лордов, который знает историю британской аристократии не понаслышке, сам являясь её частью.

В этом фильме сошлись два главных условия хорошего исторического кино — режиссёр, желающий воплотить на экране не свои фантазии, а подлинные события прошлого, и сценарист, отлично разбирающийся в том, о чём он пишет. Позволю дать рекомендацию читателям: любая работа лорда Феллоуза достойна того, чтобы обратить на неё внимание, — это всегда будет самое достойное историческое кино. Сейчас фильмов такого уровня не делает почти никто.

Продолжение

Сюжет фильма является прямым продолжением знаменитого телесериала, который с триумфом шёл на экранах с 2010 по 2015 годы, завоевал множество наград и целую армию поклонников. Собственно, единственный упрёк, который можно адресовать полнометражному кино, это слишком тесная связь с сериалом. Зрителю, который не посмотрел ни одной серии «Аббатства Даунтон», будет сложно сориентироваться в том водовороте имён и событий, в который его бросают практически без подготовки, не поясняя, кто есть кто.

Но остальным всё становится ясно с первых же секунд. Кино продолжает сюжетную линию, казалось бы, закончившуюся в финале сериала, доводя её до логического конца. (Тут должны были быть спойлеры, но лучше посмотрите сами — фильм сто́ит пары часов, проведённых в кинозале). Скажу только, что в итоге всё будет хорошо.

Короля не убьют (все ведь знают историю Англии, не правда ли?), заговор слуг увенчается успехом, спесивый паж Чёрной лестницы вместе со своими подчинёнными будет посрамлён. Даунтон не ударит в грязь лицом, и приём пройдёт на самом высшем уровне, а семья Грэнтэм получит очередной урок — что значит быть настоящим британским лордом.

«Даунтон — это сердце графства, мы живы, пока оно бьётся»

Кстати об аристократии. Удивительный факт, но фильм «Аббатство Даунтон» особенно актуален для современной России, потому что является прекрасным учебником того, что должна делать настоящая элита. Фильм стал буквально плевком в лицо современным нуворишам, корчащим из себя аристократов, но на деле отличающихся лишь богатством и непомерными амбициями.

Если современные верхи погрязли в незаслуженной роскоши и презирают тех, кто стоит ниже их, то лорд Феллоуз наглядно показывает, что высокое звание аристократа — это совсем не только жизнь в роскошных особняках в окружении множества слуг. Это прежде всего служение государству и простым людям, готовность жертвовать своими интересами и благополучием ради общества.

В «Аббатстве Даунтон» эта идея подана сразу с нескольких точек зрения. Маркиз Берти Хексхэм вынужден, следуя приказу короля, покинуть любимую жену, готовящуюся родить первенца. Ирландец Том Брэнсон, представитель простого народа, попавший в семью графов, должен сделать выбор между своими соотечественниками и долгом чести перед королём. Граф Грэнтэм отвечает за благополучие целого графства, где он — главный работодатель, а от процветания Даунтона зависит судьба тысяч людей. Разумеется, для того чтобы сделать жизнь этих людей счастливой, ему и его дочери, управляющей имением, приходится думать не только о доходе, но и о своём долге перед обществом.

Быть может, кто-то в России, наделённый властью и влиянием, посмотрев этот фильм, сделает соответствующие выводы. Если это кино изменит хотя бы несколько человек в современной элите — значит, фильм снят не зря. Понимаю, это идеализм, но, чёрт побери, существует же великая сила искусства!

От актёров до интерьеров

И наконец, стоит отметить прекрасную работу актёров. Это вам не картонные персонажи — это превосходная британская театральная школа. Особенно стоит отметить Хью Бонневилля, как будто рождённого играть обитателей ушедшей в прошлое «доброй старой Англии», и Мэгги Смит в неподражаемой роли вдовствующей графини Грэнтэм. Особенной удачей сценариста и актёров надо признать то, что фильм не превратился в унылое костюмное шоу, а оказался на редкость живым, наполненным множеством интересных, а порой очень забавных моментов из повседневной жизни англичан 20-х годов ХХ века.

Превосходна работа костюмеров. В фильме мы увидим множество костюмов — от смокингов и фраков английских лордов до парадных ливрей лакеев и мундиров территориальной милиции и стоящего гарнизоном в Йоркшире гусарского полка. Разумеется, выше всяких похвал и абсолютно достоверны интерьеры замка Хайклер — родового имения семьи графов Карнарвонов, сооружённого в стиле итальянского Ренессанса. Здесь снимались эпизоды ещё одного знаменитого сериала из жизни межвоенной эпохи — «Дживс и Вустер».

Так что если вы хотите посмотреть качественное историческое кино с интересным сюжетом, отличными актёрами и радующей глаз картинкой на экране — милости прошу. «Аббатство Даунтон» возвращается.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий