«Добыл и съел»: что такое «правильная» и «неправильная» охота

Оскал и Бэмби

Для начала, дорогие читатели, давайте определимся с зубами. Встаньте перед зеркалом и оскальтесь (хорошее, кстати, слово). Третьи от осевой линии зубы называются «клыки». Они есть у хищников и всеядных млекопитающих. На этом вопрос, является ли поедание животной пищи естественным процессом для человека, можно считать закрытым. Следствие: охота также является для человека естественным занятием.

Замецки

Правду сказать, хватает травоядных, у которых клыки тоже есть. Но факт — наши предки, ещё только встав на две ноги, уже были не дураки заточить кабанчика.

Поэтому всякого рода «зелёных», завывающих о бескровном единении с природой, я обычно отношу к категории безобидных городских дурачков. Смешнее них выглядят лишь граждане, воспитанные на диснеевском «Бэмби», но регулярно потребляющее кем-то выращенное и забитое мясо: «Ах, как это отвратительно — убивать животных! Мерзкие убийцы, это вы так самоутверждаетесь — больше ничего не можете! Хочешь самоутвердиться — возьми копьё и победи медведя в схватке один на один!»

Сами при этом предпочитают покупать курочку в магазине: ещё бы, схватиться с таким страшным зверем врукопашную и оттяпать ему голову топором — кишка тонка. Впрочем, Бог с ними, каждый имеет право на свою собственную придурь. Охотники — тоже.

Итак, охота

Пресловутая «Википедия» определяет любительскую и спортивную охоту как процесс, осуществляемый физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях. То есть — добыл — съел — заодно расслабился. Прогресс, однако, в большой степени снизил пищевую ценность охоты, поставив во главу угла именно рекреацию: приведение в порядок психики, измотанной городскими стрессами.

Оговорюсь сразу: собственно убийство животного имеет повышенную ценность лишь у молодых особей Homo Sapiens, да ещё у «перворазников»: сказывается кровь предков — древние обряды инициации и прочие ветхозаветные атавизмы (не столь уж глупые, как может показаться на первый взгляд).

У людей более опытных на первом месте стоит именно отрыв от типичной городской жизни, пресловутое «единение с природой». Возможность просто постоять с ружьём пару часов, подышать свежим воздухом, услышать, как поют птицы, — дорогого стоит. Так же поступают и рыбаки, и грибники, и туристы (не те, которые «Египет 9 дней олинклюзив»). Некоторые охотники со временем вообще переходят просто к созерцанию леса, фотоохоте и прочим милым, окончательно безобидным развлечениям.

Однако человек — животное культурное и потому желает нехитрый процесс «единения с природой» по возможности усложнить и приукрасить всякими рюшечками. Чем сложнее процесс — тем (в теории) больше получаемое удовольствие. Усложняют прежде всего правилами (вполне разумными). Не пакости в лесу. Не оставляй подранков, стреляй метко. Не охоться ради забавы: убил — съел. Всё логично, не правда ли?

Но человеку этого мало.

«Эстетика охоты»

Человек — он эстет и своё эстетство волочёт с собой в лес. Не пешком идёт — на дорогом автомобиле (а то и на вертолёте). В специальном твидовом охотничьем костюме модной в этом сезоне расцветки (камуфляж? Фу-у-у! Какое гадкое слово!). В лесу, на базе (специальный охотничий коттедж с надворными постройками) его встречают егеря (в специальной егерской форме, а как же). Они же охотников расставляют по местам. Кстати, оружие должно быть не абы какое — только специально сконструированное для охоты известным мастером или уважаемой фирмой.

Упаси Боже, если оно хоть как-то напоминает армейские образцы — вас выгонят с позором из уважаемого сообщества! Вокруг убитого животного тоже следует произвести разнообразные красивые ритуалы, подчёркивающие значимость момента: снять шляпу, омочить еловую веточку в крови убиенного и оную веточку в шляпу вставить. Приезжает специальный автомобильчик, тушку везут на базу — там следует торжественная выкладка дичи в определённом порядке, а затем оркестр охотников-эстетов дует в рога/валторны, знаменуя окончание охоты.

При этом, рассуждая логически, дохлому кабану глубоко пофиг, в каком порядке его разложили, насколько скорбную мину скорчил человек с ружьём над его тушей, и фальшивил ли, дуя в валторну, герр Пухман. Но вся эта мишура совершенно необходима человеку: он уверен, что таким образом выражает уважение добытому животному, сохраняет Охотничьи Традиции — и так далее.

Таким образом, обычная добыча еды превращается в сложный спектакль, театральную постановку, «искусство для элиты». Вершиной подобного усложнения жизни самому себе является классическая британская охота на лис, в которой животное до последнего издыхания загоняла свора собак, а после те же собаки раздирали лисицу на клочки.

Пищевая ценность такой охоты, разумеется, нулевая, это просто очень красивое действо для знати.

Британская аристократия, кстати, очень поэтично оплакивала нововведения XIX–XX веков, когда в это элитарное действо полезла всякая шваль: скоробогатые купчишки, фабриканты и прочая нечистая публика из третьего сословия. Имущественный ценз перестал действовать.

Труба пониже, дым пожиже — но всё ещё «правильные»

Что делать, если установить имущественный ценз не получается, а выделиться всё же охота? Тоже упирай на традиции.

Цитата из Сети:

«…очень большое количество охотников сегодня, особенно среди молодых или только начинающих охотиться, которые уже и не знают, что такое рожон или как изготовить рогатину, способную удержать тушу огромного и разъярённого зверя. Они не задумываются и о разнице между определениями „добыть“ или „убить“ дикого зверя. <…> Где жажда тихого и скрытного любования и наслаждения красотой первозданного мира, а не протаскивания в лес войны, продукции урбанизации, механизации и военно-фантастического дизайна, вездесущих гаджетов, ширпотреба, боевого оружия и придатков к нему в виде тепловизоров, электроманков или приборов ночного видения?».

Ох, я прямо вижу внутренним взором: седой бородатый старец при свете лучины, скорбно кряхтя, царапает эти строки на куске бересты. Правда, почему-то эти стенания опубликованы в Сети нашим современником, есть все основания полагать, что написаны они на вполне современном компьютере, и автор расположился перед ним в удобном кресле, а вовсе не на кривом берёзовом чурбаке.

Спасибо хоть в валторны дуть не заставляют и дресс-кодом не понукают.

Основные претензии у таких «правильных» охотников в основном к применяемому оружию: только двустволки-переломки! Лучше вообще курковки! Только карабины с продольно-скользящим затвором! Никаких полуавтоматов! Никаких помп! Это всё военное, неправильное, диавольское наваждение, которому не место на Правильной Охоте!

У помпы/полуавтомата больше патронов в магазине, это «настраивает психику стрелка на непреклонную жестокость» и уничтожение всего живого! Животному надо давать шанс! А каким образом этот шанс появится? Что, двустволка стреляет хуже?

Что же касается увеличенной ёмкости магазина, то, по моим наблюдениям, она ведёт исключительно к бóльшему количеству промахов, не более того. И что-то мне подсказывает, что на поклонников двустволок под унитарный патрон каких-нибудь полтора века назад ревнители традиций тоже призывали всяческие проклятия, ибо Правильная Охота должна быть только с капсюльной «шомполкой». А до того — с «кремнёвкой». А до того — с луком. А до того — с каменным топором.

Когда таким гражданам напоминаешь, что столь любимые ими «болтовики» в 90 процентах случаев построены на базе классического «маузеровского» затвора от вполне себе военной винтовки k98 (из которой наколотили кучу народа), что из охотничьих помп успешно стреляет весь североамериканский континент, что «ковбойские» карабины с рычажной перезарядкой вполне себе состояли на вооружении, — тут же начинаются потрясание кулаками и невнятные вопли о традициях. Дескать, «это ж совсем другое дело», то было спроектировано для убийства людей, а это — для охоты.

Главное — не показывать им фото винтовок Remington 700-й серии, которые применяются в качестве и охотничьих, и спортивных, и снайперских, а то таких граждан может удар хватить…

Личное мнение автора

Да, разумеется, современная охота не жизненная необходимость — это в значительной степени культурное явление. И сохранение охоты как обычая, несомненно, хорошее дело. Человек не должен забывать, зачем ему даны клыки. И пусть существуют разнообразные охотничьи клубы — со своими традициями, обычаями, порядками. Пусть опытные передают знания молодым. «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ», как говаривал покойный Председатель Мао. Но зачем же непременно хаять своих же единомышленников? Полагаю, огульно объявлять ту или иную охоту «неправильной» норовят лишь граждане, желающие подчеркнуть свою исключительность и лишний раз принизить коллег.

Этот дешёвый снобизм — живая иллюстрация к старым анекдотам про «новых русских», малиновые пиджаки и барабаны Страдивари.

В конце концов, существует закон об охоте: там много разного понаписано, в том числе и откровенная нелепица, но нигде не упоминаются ни валторны, ни малиновые зелёные пиджаки, ни обязательное применение двустволок. И всё, что этому закону соответствует, — правильно, а что нет — то нет.

Вот вам и весь сказ.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий