itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Последняя осада. Падение Константинополя во сне и наяву

Жители империи сопротивлялись до последнего человека, но судьба главного города была уже решена. 29 мая 1453 года Константинополь пал. Ключевое событие истории легло в основу спектакля «Театра.doc» «150 причин не защищать Родину». О том, как столицу Византии защищали 567 лет назад — и на сцене театра, — в материале Романа Шляхтина.

/
5K
24
16
367

Жители империи сопротивлялись до последнего человека, но судьба главного города была уже решена. 29 мая 1453 года Константинополь пал. Ключевое событие истории легло в основу спектакля «Театра.doc» «150 причин не защищать Родину». О том, как столицу Византии защищали 567 лет назад — и на сцене театра, — в материале Романа Шляхтина.

Осада города

Ранним утром 29 мая 1453 года османские войска вошли в Константинополь. После полутора месяцев сопротивления Византийская империя пала. Это было главное сражение XV века, в котором немногочисленному — около 7000 человек — гарнизону города противостояли около 40 или 50 тысяч османов и их союзников.

Во главе турок стоял молодой и амбициозный султан Мехмед, позже получивший прозвище Завоеватель. Византийцев возглавлял император Константин XI Палеолог.

За достаточно долгую жизнь — а прожил Константин 48 лет — он успел повидать несколько османских султанов. Будущий император Византии родился через три года после того, как на Османское государство обрушился Тамерлан, разбивший армию Баязида под Анкарой и увезший султана в плен. Когда Константин был ещё юн, турки подошли к Константинополю в первый раз. Присутствовал он при этом или нет, мы не знаем, однако рассказы о трёхмесячной осаде города и о чудесной победе ромеев над многочисленной армией завоевателей в 1422 году он слышал наверняка. Императором Константин стал в 1449 году — и, по словам его биографа Мариоса Филиппидеса, знал, на что шёл.

Константин XI Палеолог
Константин XI Палеолог (фото: Деннис Вонг)

Как и многие другие правители поздней Византии, он реалистично оценивал патриотизм собственных граждан, поэтому надеялся на помощь Запада — и не совсем прогадал. На стенах Константинополя вместе с православными сражались католики Венеции, Германии и Англии. Их аркебузы, доспехи и тяжёлое вооружение внесли свой вклад в защиту города. И если формально византийцев на стенах возглавлял великий дука Лука Нотара, то фактическим командиром осаждённых стал генуэзский патриций Джованни Джустиниани Лонго. По словам биографа, Константин XI понимал ограниченность своих военных талантов и следил, чтобы защитники города не начали сражаться друг с другом.

Чудом в данной ситуации можно назвать не то, что Константинополь пал, а то, что он продержался полтора месяца. Против передовой техники турок у императора Византии были только люди.

Даже немногочисленные пушки, по легенде, убрали со стен, чтобы отдача не разрушила кладку, сложенную во времена Юстиниана и Феодосия. Однако люди у императора Византии были отменные. На каждое турецкое изобретение — будь то огромная бомбарда венгерского мастера Орбана, осадные башни, батарейный огонь из трёх орудий с пристрелкой или православные сербские мины — усталые и вымотанные христиане находили свой ответ.

Защитники восстанавливали разрушенные стены, сжигали осадные башни, отбивались от янычар из аркебуз и за 470 лет до Багратиона использовали флеши, чтобы остановить ядра.

Город пал только тогда, когда все ответы кончились.

После трёх волн ночной атаки и жесточайшего обстрела был смертельно ранен лидер защитников Джованни Джустиниани. Две волны нападающих византийцы успели отразить, однако третья смогла прорваться в город. Османы довершили дело, начатое султаном Баязидом в 1402 году.

Мехмед II въезжает во врата поверженного Константинополя
Мехмед II въезжает во врата поверженного Константинополя

Византийцы сражались до последнего человека, и свидетельством этой отчаянной борьбы до сих пор служат разрушенные стены Стамбула в районе так называемых пятых военных ворот, Худжум Капысы. Расположенные на светлом зелёном склоне, эти стены даже днём производят жуткое впечатление, а местные жители традиционно стараются избегать этого района, оставляя его цыганам.

В начале XXI века власти Стамбула решили исправить ситуацию и построили рядом с древними воротами кварталы социального жилья. Однако они до сих пор стоят пустыми (не очень понятно почему).

О судьбе последнего императора ромеев мы не знаем ничего, потому что свидетелей его смерти в живых не осталось. Можно предположить, что он покончил с собой или же погиб в бою. В Турции о нём говорят шёпотом и с презрением, а в Греции ему ставят памятники.

В русском дискурсе Константин XI предстаёт последним правителем православного царства — именно так его описывал янычар и перебежчик Нестор Искандер, именно так о нём рассказывали дореволюционные учебники и современная православная историография. Одновременно с этим ещё с XV века в текстах на русском языке заметны симпатии к османам, которые смогли взять город и сокрушить вековую империю.

Последняя осада. Падение Константинополя во сне и наяву

Именно на этих двух направлениях — симпатии к защитникам и уважении к победителям — и строится спектакль Елены Греминой «150 причин не защищать Родину». Впервые за много лет в русской культуре предпринята попытка осознать событие, серьёзно повлиявшее в том числе и на русскую историю, — падение Константинополя.

«Елена Анатольевна говорила нам, что падение Константинополя сыграло большую роль для России. Мы все об этом думали, в спектакле есть соединения с этой мыслью», — говорит актриса Татьяна Паршина.

Спектакль

Автором постановки выступила основательница «Театра.doc» Елена Гремина.

Она родилась в семье кинодраматурга Анатолия Гребнева, получила образование во французской спецшколе и всегда любила исторические сюжеты. Ещё в советское время окончила отделение драматургии Литературного института имени Горького, работала сценаристом. Вместе с мужем Михаилом Угаровым Елена создала «Театр.doc» — первую некоммерческую и негосударственную театральную площадку в России.

Елена Гремина
Елена Гремина (фото: RFE/RL)

В своих постановках режиссёры театра опирались на реальные тексты, которые производит современность, — судебные стенограммы, дневники, тексты в блогах. Бо́льшая часть спектаклей делались по методу вербатим — специального интервью с будущим персонажем пьесы, реальным человеком. Гремина и Угаров особое внимание уделяли борьбе с привилегиями и социальной работе: вместе с ними актёры театра бесплатно выступали для московских стариков и учили трудных подростков в школах-колониях.

Спектакль «150 причин не защищать Родину» несколько выбивается из репертуара театра. Это повествование не о проблемах современности, а о ключевом событии прошлого — падении Константинополя в 1453 году.

История создания спектакля похожа на рассказы суфийских поэтов. В 2013 году постановка приснилась Елене Греминой, которая начала собирать для неё тексты и думать, кто из актёров мог бы в ней сыграть. Режиссёр проделала огромную работу с историческим материалом.

В спектакле звучат стихотворения турецкого поэта-мистика Юнуса Эмре, цитируются рассказы о взятии города, а также воспоминания людей, которые находились рядом с Константинополем.

Однако главное в постановке — не источники и тексты, а люди.

«Роль не идёт от головы. И если бы я повторяла то, что прочитала в книгах и увидела в фильмах, я была бы просто „головастик“, который что-то вещает на сцене. Что-то, что все при небольшом усилии могут просто прочитать», — говорит актриса и режиссёр Варвара Фаэр.

Для Елены Анатольевны Греминой этот спектакль был ещё более важен как первый самостоятельный и большой режиссёрский опыт. Людей для своей постановки она подбирала так же тщательно, как и тексты. Идея была в том, чтобы традиционно мужские роли читали женщины. Это были очень разные люди, с очень разными бэкграундами и отношением к теме. Однако, несмотря на это, никаких разногласий между актрисами не было — роли как будто сами их нашли.

Последняя осада. Падение Константинополя во сне и наяву
(Фото: Мария Тер)

«Елена Анатольевна собрала нас пятерых. Говорит: „вот девочки, хочу с вами делать спектакль про это, персонажи такие, выбирайте, кто кого будет играть“. И мы сами выбрали», — рассказывает Анастасия Патлай.

Работа над спектаклем шла долго. Во время первых собраний труппы Елена Анатольевна приглашала актрис за стол, приносила нехитрую еду, разливала чай. «Не было готовой пьесы. Она рассказывала истории, что-то предлагала, смотрела, как это откликается у каждой из нас. И постепенно всё уложилось,»— говорит Наталья Сапецкая. Работа над спектаклем была не из лёгких, режиссёру приходилось долго выстраивать сценический нарратив и отвечать на вопросы. Во время представления в центре сцены находятся одна или две актрисы а остальные заняты другим. «Я ее спрашивала, что я делаю, когда я стою у стены или сижу молча?» — вспоминает Варвара Фаэр, у которой во время репетиций был непростой момент в жизни. На это Гремина ответила: «Вы с вашими переживаниями просто часть этой фрески». В другой ситуации режиссёр смогла мобилизовать актрис вопросом о том, интересна ли им эта история.

Запуск спектакля шёл сложно — у Елены Анатольевны умерла мама, и эта потеря замедлила работу над постановкой. Международная премьера прошла в Праге. «Репетировали в театре и в лобби отеля, когда в театре было занято. Почти без сна», — вспоминает одна из актрис.

Постановка потрясла и зрителей, и участников. «Зал театра был огромным — стандартная итальянская высокая сцена и огромный зрительный зал. Чтобы приблизить действо к доковской камерности, мы посадили зрителей на сцену, поставив стулья амфитеатром. И вот за их спинами была темнота и пустота огромного зала», — вспоминает Сапецкая.

Актрисы не только читали тексты, но и сами работали с ними. Методика у каждой была своя. «Я прочла всю книгу своего героя, пришлось поискать её, чтобы купить», — говорит Наталья Сапецкая. На сцене она читает отрывки из достаточно большого произведения.

Последняя осада. Падение Константинополя во сне и наяву
(Фото: Мария Тер)

«Я смотрела научные сериалы — кажется, не турецкие, скорее англоязычные», — рассказывает Анна Котова.

У Варвары Фаэр постановка легла на почву её научного интереса к турецкому кино и работам режиссёра Тефика Гюнея, а у Анастасии Патлай — на личные впечатления от пребывания в Константинополе и жизни внутри города, в квартале Султанахмет. Когда её персонаж на сцене произносит реплику о Святой Софии, то можно представить себе Великую церковь и то впечатление, которое она производила на окружающих.

В итоге спектакль собирал полные (камерные) залы не только в Москве, но и в Праге, городах Грузии и Армении. У актрис были идеи вывезти его в Турцию, однако режиссёр в итоге сделать это не решилась.

Успешная постановка игралась на сцене «Театра.doc» с 2013 по 2020 годы.

Попытка рецензии

Говорить об исторических ошибках в спектакле невозможно. Во-первых, никто точно не знает, как пал Константинополь, — и действо, приснившееся русскому режиссёру, вряд ли уступает по точности генуэзским и венецианским пересказам историй современников тех событий. Во-вторых, театральное искусство не преследует цели воссоздать события прошлого. Это не историческая реконструкция, а рассказ о сути людей, которые жили в то время, и о вопросах, которыми они задавались.

Последняя осада. Падение Константинополя во сне и наяву
(Фото: Мария Тер)

Один из явных плюсов — ввод русского зрителя в событие мирового масштаба.

От спектакля в «Театре.doc» ждёшь обыгрывания современности, однако в этой постановке происходящее на сцене выводит зрителя за рамки повседневности — и шире, за рамки русской истории.

В одном из поздних интервью Иосиф Бродский писал, что русский человек замкнут на том, что происходит внутри страны, и вовлечён в постоянно воспроизводящуюся иерархическую систему.

Спектакль разбивает эту цепь, разрушает порочный круг. Русский человек вдруг оказывается в кругу всемирной истории, в стороне от традиционного нарратива.

Наедине с общечеловеческими вопросами, которые требовали ответа в эпоху аркебуз и арбалетов и требуют их в эпоху твиттера, телеграма и быстрых новостей.

На сцене можно услышать стихи суфия Юнуса Эмре, цитаты из «Записок янычара» и пересказ Нестора Искандера — свидетеля осады, потом написавшего об этом текст, популярный на Руси.

Ещё одним героем камерного спектакля — или героиней, если учитывать особенность постановки, — является сам Константинополь (который в греческом языке обозначается существительным женского рода — πόλῖς). Когда Лука Нотара говорит о Святой Софии, в которой вершится латинская литургия, каждый, кто был в Великой церкви, понимает, о чём идёт речь. Когда мастер Орбан — венгерский пушкарь — говорит про своё орудие, способное разрушить стены города, можно предположить, что играющая Орбана актриса была на месте событий и видела холм возле ворот Топкапы, на котором стояла орбанова бомбарда. Личное переживание пространства делает спектакль глубже и добавляет ему дополнительное измерение.

Последняя осада. Падение Константинополя во сне и наяву
(Фото: Мария Тер)

В происходящем на сцене чувствуется глубокая человечность, полифония защитников, осаждающих, «европейских партнёров», которых играют пять актрис.

Это напряжённое повествование, от которого невозможно оторваться до самого конца, несмотря на то, что он очевиден.

Глубокое, иррациональное проникновение в характеры людей позволяет оживить страницы текстов, уйти от статичной памяти. Но главный плюс в том, что все роли играют женщины — и традиционно мужской нарратив о борьбе султана с императором вдруг приобретает новые, непривычные тональности. Возможно, как раз так следует рассказывать эту историю в будущем.

Говорить о недостатках здесь сложно. Главный из них — это нерешённый вопрос о достоинстве империи. Не очень понятно, за что так отважно боролся император Константин, что он защищал. Возможно, этот вопрос не был решён самой Еленой Греминой. И если османская сторона — сторона молодая и победительная — в спектакле показана ярко, то Византия предстаёт довольно блёклой. В ней есть православие, есть науки, но нет единого общего понимания, нет ощущения взаимосвязи и старой культуры, которыми была проникнута вся ромейская вселенная.

Последняя осада. Падение Константинополя во сне и наяву
(Фото: Мария Тер)

Во время действа хочется спроецировать на стену зала мозаики и фрески Хоры и показать, как разные искусства сочетались одно с другим и образовывали причудливую вязь империи. Для постсоветского человека такая империя, империя смыслов, кажется невозможной, но для османов и византийцев всё было иначе.

После взятия Константинополя султан Мехмед не стал переименовывать город, а сохранил его имя — аль-Кунстантинийя. Себя он назвал «кайсар-ар-рум» — «цезарем Римским», тем самым подчеркнув наследство от Константина. В спектакле этого нет — его создательница хоть и любит Родину, но кажется устала от зла, и её героини не очень понимают зачем империю защищать.

Второй момент — фокус изображения осады на Керкопорте. Он сосредоточен на калитке, которую византийцы якобы оставили открытой — и через которую янычары утром 29 мая ворвались в город. Поиск этой калитки в течение полутора веков результатов не дал, предлагались разные варианты, однако историки Ханак и Филиппидес в монографии пришли к выводу, что это легенда, призванная объяснить падение города.

Скорее всего, защитники не смогли отразить штурм по длинной линии периметра и янычары ворвались в город в нескольких местах, в том числе и через калитку.

Лука Нотара, которого обвиняют в предательстве, не имел к этому району никакого отношения — он контролировал уязвимые стены на Золотом Роге, через который в 1204 году крестоносцы ворвались в город. Однако, во-первых, в Керкопорту верили очень многие, а во-вторых, монография Ханака и Филиппидеса, в которой история про калитку ставилась под вопрос, вышла только в 2011 году. Профессионалы оценили её только через четыре года, поэтому сложно упрекнуть Елену Гремину в том, что она её не прочитала.

Однако главное — вопросы: «кто я?», «где я?», «за что я готов умереть?» — в спектакле есть. Ответы самые разные, как и мотивации персонажей. «Мой герой — конформист-резонёр», — говорит Анастасия Патлай. «Я играю человека, который всю жизнь был обижен на отца», — отмечает Анна Котова. «Мой персонаж — человек, который не может смириться с нашествием нового мира. Он совершает ошибки самозабвенно, с чистым сердцем», — говорит Татьяна Паршина.

Все эти ответы имеют право на существование хотя бы потому, что историки не готовы с ними спорить. Источники спутаны и писались через много лет людьми, далёкими от событий. О последних минутах последнего императора не известно ничего — и все наши реконструкции не более, а может быть, и менее достоверны хора пяти женщин, рассказывающих о судьбе главного города мира.

Последняя осада. Падение Константинополя во сне и наяву
(Фото: Мария Тер)

«Перед тем как играть спектакль, мы всегда, с подачи Елены Анатольевны, говорим, что мы отстоим город. Важно выходить (на сцену. — Прим.ред.) с верой, что это получится», — говорит актриса Наталья Сапецкая.

Однако всему приходит своё время. В 2018 году из жизни ушёл муж Елены Греминой Михаил Угаров. Очень скоро умерла и сама Елена Анатольевна. После этого постановка просуществовала ещё два года. Последний показ состоялся в марте 2020 года, когда актрисы снова собрались вместе.

Спектакль закончен.

«Больше мы его не будем играть», — спокойно говорит Анастасия Патлай, которая взяла на себя часть административной работы после смерти Греминой. С ней согласны и другие актрисы спектакля. Пока же спектакль «150 причин не защищать Родину» можно посмотреть на документальном портале Nonfiction — и пожалуй, сделать это стоит, чтобы понять, какой Константинополь готов защищать каждый из нас.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Как Нолан «продинамил» зрителя
О чём молчат пустынные пляжи киношного Дюнкерка

С историческими фильмами в последнее время одна и та же беда — выходишь из кинотеатра, щурясь от света, чешешь репу и думаешь — что это было, и точно ли «это» именно про ту историю? Фильм Кристофера Нолана «Дюнкерк», богатый разными другими достоинствами, не поражает масштабами. В отличие от реальных событий, которые он был призван нам показать.

17K
24
10
1
Три главные ошибки стратегии и тактики в «Игре Престолов»

Джордж Мартин любим поклонниками за историческую достоверность, однако сериал уже два сезона как оторвался от книг и летит по пачке Беломора. Динамики прибавилось, да и персонажи почти перестали умирать, зато реалистичность сражений вызывает сомнения. И вовсе не потому, что в них участвуют живые мертвецы и драконы.

36K
26
9
160
«Белый тигр» — в кино в пять раз лучше
Что посмотреть про танчики

Снимать фильмы по книгам — дело выгодное. Писателю копеечка капает, киношникам меньше возни с сюжетом и гарантия, что на «Пятьдесят сумерек дивергента» как минимум читатели, да сходят. Ну а зрителям, на худой конец, можно зарубиться в спецолимпиаде на тему: что круче — первоисточник или экранное воплощение. Обычно книга лучше… Но с «Белым тигром» Шахназарова по мотивам романа Ильи Бояшова все вышло наоборот. И вот почему.

15K
21
12
74
Здравствуй, белочка
Суровый северокорейский кавай

По выжженным полям ползут тяжёлые, усеянные шипами мамонт-танки с тремя стволами. Генерал походя расстреливает агента по завершении спецоперации. Попавшее в засаду отделение противника сжигают заживо из огнемётов… Что происходит?

22K
28
5
299
Крепкий орешек по-советски
Бабушки и дирижабли против эсэсовцев под веществами

На рубеже кукурузно-оттепельной эпохи Хрущёва и портвейно-застойной брежневской эры на советские экраны вышел фильм «Крепкий орешек». Повествующий отнюдь не о борьбе Ивана Маклейнова в условиях развитого социализма. Впрочем, чего ещё можно ожидать от ленты, сценарий к которой писал Эфраим Севела?

17K
17
8
338
С той стороны: 5 немецких романов о Второй мировой

Мы все знаем книги «Живые и мертвые», «Прокляты и убиты», «Судьба человека», «В окопах Сталинграда», «А зори здесь тихие» и десятки других произведений о Великой Отечественной войне. Но что писали о ней те, с кем мы воевали?

61K
18
20
600
«Армия Спасения»
«Клюква», которая стоит просмотра

Если хочется провести пару часов длинным осенним вечером за лёгкой военной киношкой в стиле «Red Alert», то вот вам развесистая и сочная клюква. В 2000 году, на фоне саркастичного угара «ДМБ», фильм «Армия спасения» остался практически незамеченным. А зря.

10K
10
3
108
Василий Верещагин — художник, что рисует солнце
(но все почему-то замечают только отрезанные головы)

Первая и часто единственная картина Верещагина, которую показывают школьникам, — «Апофеоз войны». От этого у публики о нём зачастую создается ложное представление как о хиппи, ненавидевшем насилие и топившем за мир во всём мире. О невероятной биографии Верещагина можно снять сериал, и ещё на сборник анекдотов останется.

10K
23
4
114
Советские танки в Фульдском коридоре? Ня!
Веселые картинки экран покажет наш

Нет такого явления, о котором не сняли бы аниме. В начале 80-х вышел шизомилитаристский опус про Третью мировую с ядерными грибами над Нью-Йорком и Москвой, снятый по мотивам романа Джона Хакетта. Аниме Future War 198X, при всех штампах, клюкве и невменяемости персонажей заслуживает внимания. Где ещё можно увидеть наполненную пафосом сцену прорыва Фульдского коридора танками 8-й гвардейской армии?

17K
32
2
251
«Грейхаунд» Тома Хэнкса: развесистая клюква или новый киношедевр?

Свершилось! Нашумевшая военная драма о подводной войне — «Грейхаунд» — вышла на экраны. О том, что же приготовил зрителю новый блокбастер и оправдал ли он ожидания, — в нашем материале.

35K
89
118
1.5K
Невозможная эвакуация Ханко: как пулемёты-призраки прикрывали отход советского гарнизона

У советских войск, оборонявшихся на полуострове Ханко, не было сложной электроники. Однако они сумели превратить пулемёты в дотах и дзотах в автоматические, чтобы обмануть финнов и получить шанс на эвакуацию. Она была почти невозможной, но стала первым успехом советского флота в годы войны.

33K
131
41
1.2K
Госсекретарь США Помпео дал старт новой холодной войне

Мы долго думали, как лучше отреагировать на сенсационную речь Майка Помпео, но в итоге решили, что любые аналитики и эксперты тут бессильны — этот текст прекрасен сам по себе. WARHEAD.SU предлагает вам полный перевод речи госсекретаря Майка Помпео, в которой он объявил Китайскую Народную Республику прямым и явным врагом США и всего «свободного мира».

31K
50
312
6K
Пистолет-пулемёт Калашникова снова встанет в строй. Возвращение к корням?

22 июля 2020 года концерн «Калашников» объявил о появлении на свет нового образца — ППК-20, пистолета-пулемёта Калашникова образца 2020. Что это значит, и кому может пригодиться новое оружие? Мы разобрались.

27K
59
18
822
Почему арбалеты проиграли раннему огнестрелу?

Хороший мощный арбалет — дальнобойное точное оружие. Почему и как оно сдало позиции огнестрелу?

23K
75
131
1.5K
«Глубокая тактика»: что делать, если завтра война

Что делать, если на дворе 30-е годы, вот-вот грянет война и надо, чтобы победила мировая революция? Воспользоваться брошюрой советского военачальника и теоретика Владимира Триандафиллова «Глубокая тактика»! Но всё ли, описанное в ней, оказалось верным? Мы разобрались.

23K
61
71
217
Не стрелявшие в спины: подвиг заградотрядов 16-й армии

Заградительные отряды — не расстрельные команды. И бойцы таких подразделений совершали настоящие подвиги. Как заградотрядовцы 16-й армии стали последним рубежом советской обороны на реке Жиздра в августе 1942-го — в нашем материале.

22K
113
241
1.9K
Империя, которой никогда не было: 10 фактов о Византии

История этой державы давно превратилась в легенду. Утрачены даже её имя, настоящее название столицы и герб. В нашей подборке — факты о Византии, одном из самых великих, но незаслуженно забытых государств в европейской истории.

20K
80
53
707
Швейцарский армейский — морская свинка в мире ножей

Помните анекдот про морскую свинку? О том, что она к морю имеет примерно столько же отношения, сколько и к свиньям. Вот примерно те же чувства вызывает швейцарский армейский нож, когда первый раз держишь его в руках. А это точно нож? И почему он такой маленький? Как с ним швейцарские военные обращаются и откуда он вообще взялся?

21K
75
73
508
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

82K
128
63
979
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

64K
76
77
862
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

57K
79
410
703
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

53K
110
378
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

48K
71
88
1.7K
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

45K
128
134
6.1K
Маниакальный ужас: топ-7 серийных убийц древности и Средневековья

Жиль де Ре, граф Дракула, кровавая графиня Батори — их вы и так прекрасно знаете. Но были и другие — те, кому не довелось попасть в учебники, хотя деяния их были едва ли не более омерзительными. Семёрка забытых убийц далёкого прошлого — в нашем сегодняшнем материале.

41K
45
14
238
Пожалуй, худшее историческое кино: сериал «Екатерина. Самозванцы»

Если вы хотите в подробностях узнать, как не надо снимать исторические сериалы, то сейчас для этого есть все шансы — на экраны страны вышел сериал «Екатерина. Самозванцы». В нём плохо абсолютно всё — от сценария до игры актёров. WARHEAD с огромным усилием начал знакомиться с новым масштабным телепроектом.

41K
50
60
844
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

40K
133
107
1.4K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

282K
127
93
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

152K
41
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

139K
76
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

134K
101
25
869
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

105K
50
10
274
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

105K
57
34
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

103K
104
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

100K
11
4
276
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

84K
47
8
358