World at War 85: Как редакция Warhead в Третьей мировой поучаствовала

Замецки

Коллега! Раз уж такая ситуация, грех не воспользоваться! Есть у меня в закромах современная классика: вторая редакция World at War 85. Предлагаю опробовать.

Григорий ПастушковПолевой эксперт в запасе

Наши танки рвутся к Ла-Маншу? Прекрасно! Варгеймы о несостоявшейся Третьей мировой уступят числом разве что Второй. Чур я за наших!

Замецки

Как тут отказать? Тогда я за американцев.

Варгейм World at War 85 в 2007 году издала американская фирма Lock’n Load Publishing. Поначалу он назывался World at War: Eisenbach Gap — то есть «Мир в войне: Айзенбахская брешь». Это тактический варгейм взводного уровня: одна фишка — один взвод пехоты или техники.

По сюжету летом 1985 года разразилась Третья мировая. События происходят у бывшей границы ГДР и ФРГ в Фульдском коридоре — самом коротком пути из социалистической Тюрингии к Франкфурту и Рейну.

Один гекс — шестигранник, на которые разделена карта, — символизирует площадку диаметром 150 метров. Один ход занимает десяток минут. Первая редакция отличалась удачным балансом простоты игры и комплексности правил, что принесло серии популярность. Было издано около десяти аддонов про разные фронты Третьей мировой.

В 2018 году разработчики представили на «Кикстартере» вторую редакцию. В ней поправили баланс, исправили недочёты и лучше структурировали правила. С игрой выпустили и модуль для программы Vassal, позволяющей играть в варгеймы по Сети.

Им наши авторы и воспользовались.

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

Фульдский коридор — территория Западной Германии, которую западные стратеги считали наиболее вероятным направлением главного удара СССР в случае войны в Европе. Это две речные долины у горных массивов Шпессарта и Фогельсберга, через которые массы бронетехники могли прорваться из социалистической Тюрингии к Рейну, разрубив ФРГ на две части. На этом направлении в 1985-м друг напротив друга стояли элитные части: готовая рвануть на запад 8-я гвардейская армия ГСВГ СССР и обязанный любой ценой сдержать её удар V корпус Армии США. Им в этой игре и предстоит столкнуться в битве.

Сюжет таков. Советские танковые части и мотострелки смяли передовые части НАТО и развивают прорыв по Фульдскому коридору. Задача западных войск — любыми способами замедлить наступление СССР, выиграв время на переброску американских войск через Атлантику в Европу.

Роты 1-го эскадрона 11 бронекавалерийского полка армии США при поддержке западногерманских панцергренадеров получили задачу устроить засаду у городка Менгсхаузен. Разведке советской 79-й гвардейской танковой дивизии удалось вскрыть планы НАТО. Передовые силы 2-го батальона 247-го гвардейского мотострелкового полка получили задачу устранить угрозу.

Замецки

В моё распоряжение поступают крайне ограниченные силы — взвод новейших тогда «абрамсов», взвод противотанковых комплексов ТОУ на джипах, два взвода пехоты с приданными ПТУР и БТР, батарея самоходных миномётов. Этим немногим надо сдержать советскую атаку превосходящими силами.

Чтобы победить, моему коллеге достаточно взять два любых города: объекты А, В, С и D на карте. В мою пользу работают ландшафт и выбор позиции, а также превосходство в технологиях и связи. Советские войска будут наступать с двух «входных» гексов на карте. Они отлично простреливаются с холма и ближайших городков. На возвышенности я поставлю технику, населённые пункты займёт пехота.

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

Как может заметить дотошный читатель, местность на карте условная, изображающая типичный ландшафт восточного Гессена. В игре используются универсальные карты, что не позволяет сделать местность полностью достоверной и соответствующей реальной. Впрочем, в масштабе действий взводов это не слишком критично.

А ещё карта — так уж получилось у авторов игры — перевёрнута. Поэтому не пугайтесь того, что советские войска рвутся на «восток». Это не они заблудились.

Замецки

Мой уважаемый оппонент точно будет наступать единой мощной группой. Почему я так думаю? Этого требуют правила игры — все подразделения одной формации должны быть в радиусе контроля своего штаба.

У советских штабов дальность зоны контроля меньше — всего четыре гекса. Эта условность символизирует достигнутое Западом к 85-му превосходство в системах связи. У штабов НАТО дальность пять, что удобнее, но тоже не позволяет слишком растянуть оборону.

«Абрамсы» и джипы-ПТУРовозки я поставил на холм. Отряд пехоты с TOW занял деревню перед ним. Ещё один отряд, с худшими ракетами Dragon, будет в резерве. Миномёты спрятались за холмом. Стреляют они не слишком мощно, но пригодятся для постановки дымовых завес.

Григорий ПастушковПолевой эксперт в запасе

И снова наши танки рвутся на Запад, сметая заслоны проклятых капиталистов! Но игра сделана теми самыми капиталистами, и потому правила подыгрывают им.

Советские войска многочисленны, но неважно обучены. Отражается это как в относительно низком боевом духе, так и в механике активации. Она в World at War 85 сделана интересно. Чей ход, определяется с помощью колоды карт, состоящей из карточек участвующих в бою подразделений. В нашем случае подразделений всего два: рота «Браво» 1-го эскадрона 11 бронекавалерийского полка США и силы 2-го батальона 247-го гвардейского мотострелкового полка.

Чью карточку из колоды вытащили — то подразделение и ходит. Вот только советские подразделения имеют одну карточку, а американские две! А значит, у них есть все шансы активироваться за ход дважды.

Причиной этому не антисоветский заговор, а всё то же резкое превосходство в системах связи, полевой разведки и управления войсками. На них в порядке асимметричного ответа советской танковой армаде сделали ставку в НАТО — и к середине 80-х достигли больших успехов.

Американские командиры могли гораздо оперативнее получать сведения о действиях своих и чужих войск — и своевременно реагировать, обновляя задачи своим частям почти что в режиме реального времени. Война могучего, но неповоротливого и подслеповатого великана с вёртким и стремительным противником.

Григорий ПастушковПолевой эксперт в запасе

Ещё в колоде есть две карты «Конец хода». Как только вышли обе — ход заканчивается. И если какие-то подразделения активироваться не успели, то они этот ход пропускают. Правда, на следующем ходу они активируются в обязательном порядке.

Григорий ПастушковПолевой эксперт в запасе

Состав колоды на игру. Карточка Designated Formation будет замешена в колоду на второй и третий ход. Она позволит советским войскам вызвать огонь дальнобойной артиллерии.

За счёт механики карт серьёзное численное превосходство советских войск — шесть взводов мотострелков на БМП-1 и два взвода танков Т-62 — на самом деле не такое уж и преимущество. Но и в таких раскладах мы покажем буржуям кузькину мать!

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

Механика активации — один из самых спорных моментов WaW85. Уж слишком она непредсказуема и слишком сильно влияет на игру. Особенно в небольших боях вроде этого. Ведь есть шансы, что игрок за американцев сможет сходить шесть раз подряд! Вероятность этого небольшая, но она есть. Если такое случится — победитель гарантирован. С другой стороны, бой получается непредсказуемым и оттого более интересным. Стоит ли оно того? Каждый определяет для себя сам.

Григорий ПастушковПолевой эксперт в запасе

Мне не очень везёт: первая активация за мной. Было бы лучше, если бы оппонент бесполезно активировался тогда, когда наших войск на карте ещё нет. Но что поделать?

Первая мысль: повести себя как типичный «клюквенный» русский и бросить все войска вперёд «фор Мазер Раша»! На самом деле это плохая мысль: штаб у меня один, придётся наступать одной развёртывающейся под огнём колонной. А значит, нужно проявить военную смекалку.

Два взвода мотострелков имеют при себе ПТУР «Малютка». Не самое современное оружие, но в умелых руках это всё ещё грозная сила. У коллеги на холме ждёт бронетехника, которая считает себя охотниками. Но в этот раз охотиться будем мы. Ведь в Советской России вы сами охотитесь на охотников!

Я разверну оба взвода противотанкистов на краю лесочка у верхней точки входа. Дальности противопехотной стрельбы «абрамсов» по ним не хватит. ПТУР по пехоте тоже не стреляют. Так мы или спокойно сожжём американцев, или заставим их отступить с удобной позиции. А потом пустим в прорыв остальные войска.

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

У М1 «Абрамс» и правда было не очень с фугасными снарядами для стрельбы по пехоте. Его создавали как истребитель советских «танковых орд». Но серьёзно ограничены по дальности стрельбы против пехоты и советские танки. Машины НАТО не стреляют по пехоте дальше пяти гексов, что примерно равно 750 метрам, советские — дальше шести гексов, то есть 900 метров. Возможно, так авторы хотели показать, что на больших дальностях попасть по пехоте сложнее. Но это крайне спорный подход.

Григорий ПастушковПолевой эксперт в запасе

Второе решение куда сложнее. Подразделения, которые ещё не были активированы — а сейчас это все американские отряды! — могут реагировать огнём на любое движение в их зоне видимости. Как только любая наша техника покажется на краю леса, в неё полетят снаряды и ракеты. Что радует — так отстреляться подразделение может только один раз. Потому в первых рядах у меня пойдут Т-62. Они менее ценны для победы, чем БМП с пехотой. Советская пехота здесь хорошо показывает себя в ближнем бою — ей главное до него добраться. А если коллега не станет стрелять по Т-62, они займут отличные позиции на опушке леса.

Всё происходит, как и задумано. Мой оппонент пускает ТОУ по показавшимся Т-62. Взвод гибнет. Зато противотанкисты американцев залпом растрачивают все свои ракеты: подразделения с ПТУР должны делать бросок «на боевой дух». Если он провален, они получают маркер перезарядки — в следующую активацию вместо атаки будут пытаться перезарядиться. В итоге мои БМП спокойно уходят вперёд.

Замецки

А вот этого я не ожидал! Развёртывание ПТУР в лесу серьёзно меняет ситуацию. Пусть это и не самые опасные «малютки», но им может повезти. Тогда они навредят моей главной силе — «абрамсам».

Можно было бы рискнуть и оставить их на линии огня в надежде на вторую активацию. Но первая карточка «Конец хода» вышла сразу после активации соперника. А значит, шансы на повторную активацию — всего 50 процентов.

Потому решаю не полагаться на случай и отвожу «абрамсы» за деревья. Передовые подразделения Григория им видны и оттуда. Но даже с помощью штаба, усиливающего атаку, М1 лишь подавляют передовые БМП.

Джипы с ТОУ надеются на защиту леса и остаются на огневых позициях, откуда без проблем сжигают второй и последний взвод Т-62. А вот «тренированная» американская пехота никак не может перезарядить свои ПТУР. Не получается и навести миномёты, чтобы прикрыть дымом джипы. В целом — ситуация не очень.

Замецки

Конечно же, следующей выходит вторая карточка «Конец хода». Ход заканчивается. Второй активации в этот раз не будет.

Начало второго хода радует моей активацией первым. Планы скромные — остановить передовой советский отряд. Огневой мощи для этого, по идее, вполне хватит…

Конечно же, её не хватило. М1 лишь уполовинили подавленный в предыдущий ход взвод БМП. Второй мотострелковый взвод джипы не смогли даже подавить, растратив притом все свои ракеты. От отчаянья вместо постановки дыма навожу миномёты на противника. И они накрывают не тот гекс!

Замецки

Единственная надежда — что мне повезёт и будет третья активация подряд. Увы, моей удачи не хватает. Ход переходит к Григорию.

Григорий ПастушковПолевой эксперт в запасе

И это всё, что вы можете, империалистические свиньи?!

Мы понесли потери, пусть земля танкистам будет пухом. Но в целом всё идёт по плану. С этого хода в колоду замешена карта советской артподдержки. Если она выйдет, американцам не поздоровится!

Выдвигаю штаб вперёд. Это рискованно, он оказывается в зоне досягаемости огня противника. Но это единственная возможность поддержать темп наступления. Развёрнутые «малютки» дают залп по американским джипам. К сожалению, стрелки обучены неважно. Им удаётся лишь подавить противника.

Это плохо, воины демократии легко выходят из подавления. Их надо добить.

Взвод БМП, который должен был совершить рывок вперёд и высадить пехоту в городке, остаётся на месте и даёт залп «малютками». Вот теперь американцы уничтожены! Попутно мы поджигаем лес. Пожары в игре распространяются активно, а значит, долго «абрамсы» в лесу не просидят.

Остальные подразделения я бросаю как можно быстрее вперёд. На следующий ход городишко должен быть наш! Печалит лишь то, что ни один отряд из подавления пока что вывести не удалось. Ход ожидаемо переходит к американцам.

Замецки

Вот и первые потери. Да и ещё и лес горит.

Если до того можно ещё было сомневаться, стоит ли оставить ОБТ в нём, теперь вариантов нет, надо выходить. Если огонь придёт сам, отряд всё равно отступит. При этом — в подавленном состоянии. А главное, появилась достойная цель: Григорий подставил под огонь свой штаб.

Если мне удастся его уничтожить, победа почти у меня в кармане. При уничтожении юнита, к которому присоединён штаб, есть 50% вероятности, что штаб будет или ослаблен, или уничтожен. Во втором случае вся формация на следующий ход бездействует.

«Абрамсы» спокойно уничтожают взвод БМП, с которым движется советский командир, но мне опять не везёт. Штаб выжил, хоть и ослаблен.

Пехота с ПТУР Dragon вступила в дело и ополовинила один из взводов БМП. Пехотинцы с TOW временно оказались вне зоны командования — но в этой активации она и не была нужна. Перезарядить ПТУР можно и без «контроля сверху», пехота наконец-то с этим справилась. И только миномёты никак не получается навести на цель.

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

ПТУР М47 Dragon здесь остался в тени своего тяжёлого собрата TOW. Разработчикам не удалось показать его главные преимущества — не очень большой вес и удобное наведение. В итоге получился самый плохой ПТУР в игре.

Замецки

Ход заканчивается. Григорию пока не досталась артподдержка, что радует. Да и первая активация третьего хода — за мной.

Она проходит хорошо. Мои парни стоят на месте и стреляют словно в тире. «Абрамсы» уничтожают подавленный ранее взвод БМП. Выжившую пехоту добивают наконец-то поймавшие цель миномёты. ТОУ уничтожают ещё один взвод советской бронетехники. Лишь Dragon сейчас ничего не смогли, но зато не разрядились.

Если всё продолжится без серьёзных изменений, это победа.

Замецки

Но вторая активация у меня не выходит. Зато активируются войска Григория.

Григорий ПастушковПолевой эксперт в запасе

Американцы дорого заплатят за каждого погибшего бойца, очень дорого! Но теперь потери велики, и всё висит на волоске. По сути, остался лишь один шанс — сжечь американские танки и действующий с ними штаб.

Для этого надо снова рискнуть. Мой штаб выдвигается дальше вперёд, чтобы усилить атаку оставшихся БМП. Правда, теперь пехотные «малютки» — вне зоны командования, но это допустимые неудобства.

И советское оружие снова доказывает превосходство над американской бронёй! Первый залп ПТУР с БМП ополовинивает взвод М1. Второй — добивает. Вместе с танками сгорает и штаб, а значит — американцы пропустят следующую активацию.

Победа, считай, у нас в кармане.

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

Идея установить на боевую машину пехоты ПТУР и правда была великолепной. Это значительно усилило возможности советских мотострелков в случае серьёзной войны. Очень приятно, что в игре этот момент удалось отобразить.

Григорий ПастушковПолевой эксперт в запасе

И сразу же выходит карточка артподготовки. Удар мы направляем по засевшим в лесу американцам с ПТУРами. Снаряды ложатся точно. Из горящего леса выскакивают остатки американского взвода. Теперь и они не представляют особой опасности. Остаётся лишь додавить остатки сопротивления — и вот она, победа!

Замецки

Вот так один залп оставляет меня без шанса на победу. Без ОБТ и без ТОУ, по сути, уже нечем останавливать наступление противника.

Вне зоны командования остались и миномёты — а они бы ой как помогли сейчас.

Кое-как я пытаюсь затянуть бой, организовать хоть какую-то оборону, но даже с «двойной» активацией НАТО ничего не выходит. Советская пехота под прикрытием уцелевших БМП идёт в атаку. Она несёт потери, но добивает американцев.

К концу четвёртого хода шансов не остаётся. Я признаю поражение.

Итоги

Финальный вид поля боя

Замецки

Как мне кажется, идея встретить советские войска прямо у края карты могла быть не лучшей. Мне не хватило плотности огня, чтобы их разгромить сразу при развёртывании. Решения с пехотными ПТУР я банально не ожидал и тем самым подставил свои главные юниты под атаку «малюток».

Также, возможно, стоило бы более активно маневрировать танками, скрывая их от огня противника. Благо продвинутые стабилизаторы орудий «абрамсов» позволяют делать это без особого ущерба для стрельбы.

Ну и ключевой ошибкой было использовать миномёты для уничтожения советской пехоты, а не для постановки дымов и укрытия ими М1 от советских ПТУР. Переоценил я американскую броню.

Григорий ПастушковПолевой эксперт в запасе

Бой был не из простых, несколько раз всё висело на волоске. Но, как говорится, «у нас был план, и мы его придерживались».

Как было задумано, так и вышло. Но не могу ещё раз не отметить спорное решение разработчиков выставить наши войска как нерешительных тюфяков, медленно реагирующих на обстановку, которых спасает лишь то, что их — орда. Сияющие борцы за демократию и кока-колу в реальных сражениях тоже демонстрировали, что военный без опыта — плохой военный. А опыта к 1985 году у американцев не было.

Переоценивать возможности советских войск 85-го тоже не стоит. Их системы связи и управления успели к этому времени капитально устареть. И отстать от западных с их продвинутой электроникой, которую уже при всём желании не могла нагнать советская промышленность.

«Удвоенная» активность НАТО в игре отражает именно это. Асимметричный ответ Запада на безусловное численное превосходство СССР и ОВД на европейском ТВД. Что это значит на поле боя, продемонстрировала «Буря в пустыне» в 91-м. Иракские войска были выстроены по советским образцам и имели великолепный опыт десятилетней войны с Ираном. Воздушная кампания коалиции изрядно подкосила их — но иракцы были уверены, что в сухопутных боях легко разделают «неопытных и трусливых» американцев на орех.

Реальность на земле обернулась жутким разгромом именно из-за разницы в поколениях систем управления войсками. Американские танкисты и пехотинцы раз за разом находили и сжигали иракскую бронетехнику тогда, когда командиры Хуссейна едва успевали заметить начало боя и начать отдавать приказы. Им не помогли ни уникальный опыт многолетней войны, которого не имели их противники, ни отвага, ни прекрасная советская техника. Просто началась новая эра войн, в которой микросхемы значат не меньше калибров.

Вот так вот прошёл быстрый, но запоминающийся бой между нашими авторами на полях Третьей мировой войны. Последнее ли это настольное сражение внутри нашей редакции? Вполне вероятно, что нет, — и вскоре мы расскажем о новых играх.

А вам, надеемся, понравилось и было интересно читать этот отчёт.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий