Экскурсия на «Морской старт»: уникальный комплекс глазами редакции

Мне повезло так, как я и не мог ожидать. На встрече в январе 2020 года Дмитрий Рогозин пообещал, что свозит журналистов и блогеров, приглашённых на встречу, на космодром «Восточный». Я уже обрадовался, но в дело вмешался коронавирус и согласованная поездка отложилась, а затем ещё и ещё раз. В итоге на Восточный мне удалось попасть лишь в сентябре.

Первым пунктом поездки, организованной пресс-службой «Роскосмоса», стал «Морской старт», приобретённый российской компанией S7.

(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU)

«Никомуненадобность»

Предыстория приобретения этого морского космодрома достаточно странная. Компания S7 выкупила платформу для запусков Odyssey и сборочно-командное судно Sea Launch Commander в тот момент, когда члены консорциума начали разбегаться в разные стороны, кожей ощущая близкое бесславное завершение проекта. Действительно ли S7 верила в возможность создания прибыльного пускового бизнеса или совершала эту покупку от безысходности, мы, наверное, уже никогда не узнаем.

(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU)

С тех пор прошло много времени. Проблемы в отношениях с Украиной оставили Россию без возможности закупать у «Южмаша» ракеты «Зенит-3SL», под которые и был рассчитан морской старт. В авиакатастрофе погибла Наталья Филёва, одна из руководителей компании S7 Space. Стало ясно, что единственная возможность вновь использовать старт по прямому назначению — дождаться создания перспективной ракеты «Союз-5», а точнее, её морской версии.

Поэтому в начале зимы 2020 года началась перевозка платформы для запусков и командного судна из солнечного Лос-Анджелеса в российский Владивосток. Сейчас платформа находится в посёлке Славянка, на территории судоремонтного завода (Славянский СРЗ).

Если честно, я очень боялся смотреть платформу. Почему-то внутренне был уверен, что она находится не в самом лучшем состоянии. Реальность оказалось совсем другой. Вот судоремонтный завод действительно старый, ржавый и производит самое гнетущее впечатление.

Если же вспомнить, как два года назад там затопили док, становится совсем грустно.

Днём ранее прошёл тайфун, и все реки по пути из Владивостока в Славянку переполнились рыжей, взбаламученной водой. Весь путь, что мы ехали, за окнами мелькали оранжевые таблички «Земля леопардов». Лес за окном выглядел таким сырым после дождей, что скрывающихся там леопардов было очень жалко.

Места вокруг очень красивые: бухта Славянка, окружённая сопками, вдали уже виднеется свинцово-серое Японское море. Для начала мы посмотрели комплексы снаружи, чтобы поснимать судно и платформу, а затем уже поехали на завод.

(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU) (Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU)

На заводе жутковато, такое ощущение, что сюда суда приходят уже умирать. Две громады — платформа для запусков Odyssey и сборочно-командное судно Sea Launch — высятся над зданием. Раньше мне казалось, что самое интересное — это платформа, но нет: везде есть, на что посмотреть. Наиболее интересная часть на судне — монтажно-испытательный трюм, огромное внутреннее помещение, где происходит сборка ракеты-носителя и полезной нагрузки.

(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU) (Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU)

Яркий свет, тельферы и краны — всё для того, чтобы собрать и проверить ракету, подготовить её к погрузке на пусковую платформу. Сразу стоит отметить, что на судне есть место только для одной ракеты, поэтому варианта загрузки сразу нескольких, с последующим запуском, у «Морского старта» нет. Кроме того, процесс перегрузки с судна на платформу до сегодняшнего времени проводился только в условиях гавани и отсутствия волнения. Реально ли это было бы сделать на открытой воде — неясно.

(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU) (Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU)

Вот и получается, что каждый раз на экватор требуется гонять оба судна и делать только один запуск. А с учётом скорости хода (судно идёт 21 узел, платформа — около 11 узлов) получается, что на один запуск тратится не меньше «чистого» месяца. Добавляем время для работы в порту и отдыха и получается, что в лучшем случае в год «Морской старт» может сделать не более шести пусков.

Любая остановка или задержка — и прибыль сильно уменьшается.

И это практически не изменить, так что даже с самой лучшей ракетой проект всегда будет балансировать на грани прибыльности, а с учётом того, что запуски дороже не становятся, чем дальше, тем ситуация будет хуже.

«Нет ракеты — нет запусков»

И судно, и пусковая платформа находятся в очень хорошем состоянии. Чисто, всё покрашено, убрано. Даже там, где команда извиняется, что «всё имуществом заставлено», все очень аккуратно.

(Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU) (Фото: Михаил Котов / WARHEAD.SU)

Кстати, в команде сейчас есть несколько российских специалистов, участвовавших в работе платформы с самого начала и на всех стартах, и норвежцы, которые перегоняли судно и пусковую платформу из США. Они готовы запускать, работать, но, увы, в ближайшие годы шансов на это просто нет. Нам рассказали, что американская сторона демонтировала американское и украинское оборудование перед отправкой платформы в Россию, но именно это нам не показали, так что фотографиями подтвердить не получится.

Впрочем, команда судна говорит, что всё это оборудование можно заменить на российские аналоги и особо много времени это не займёт. Остаётся одна проблема — ракета. Сейчас предполагается, что «Морской старт» будет использовать «Союз-5», которая в настоящее время только разрабатывается. И шансов, что это произойдёт раньше 2023 года, — очень и очень немного.

Нет ракеты — нет и запусков.

Вот и зависла уникальная и впечатляющая конструкция без дела.

Будет ли стоять «Морской старт» в Славянке и дальше? Пока неизвестно, условия там не самые лучшие. Слишком мало электричества могут выделить, и нет газификации, чтобы поставить свою газовую электростанцию. Пока «Морской старт» остаётся в Славянке, но хочется надеяться, что мы ещё увидим стартующие с него ракеты.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий