«Советский истребитель-призрак»: чем МиГ-23 так напугал НАТО в 1989 году

«Советский истребитель-призрак»: чем МиГ-23 так напугал НАТО в 1989 году

Полковник Скуридин 4 июля 1989 года сел за штурвал истребителя МиГ-23. Перед летчиком не стояли боевые задачи, это был его первый день после отпуска и по правилам он должен был провести учебный вылет, чтобы восстановить свои навыки.

Случай в небе

Первый полет в тот день прошел в штатном режиме, как и ожидали коллеги авиатора. Скуридин был опытным летчиком, в общей сложности он успел налетать более 1700 часов, а МиГ-23 он знал просто великолепно.

Второй полет в этот день с самого начала пошел не по плану. Скуридин взлетел с аэродрома Багич, который находится рядом с польским курортным городом Колобжег на берегу Балтийского моря. Менее чем через минуту после вылета он услышал хлопок в левом воздухозаборнике и ощутил неожиданное падение оборотов двигателя и тяги. Истребитель начал неуклонно терять высоту, и полковник, предположив, что двигатели МиГ-23М вышли из строя, сразу сообщил  об этом руководству.

Поступила команда покинуть воздушное судно, пилот направил самолет в сторону Балтийского моря и дернул рычаг катапультирования. Фонарь кабины отлетел в сторону, пиропатроны под сидением мощным ускорением выбросили кресло пилота и когда пелена в глазах от перегрузки спала, Скуридин увидел, что МиГ удаляется, а из двигателя валит черный дым.

Уведомление о происшествии было передано вышестоящему руководству практически сразу же. ЧП списали на технический сбой и решили, что истребитель затонул в море.

Полет одинокого самолета

Однако произошло то, чего никак нельзя было предсказать. Спустя несколько секунд после катапультирования двигатель «ожил». Самолет без человека, благодаря автопилоту набрал высоту и начал ускоряться. Фактически, неуправляемый МиГ-23 продолжил свой полёт, двигаясь на запад.

Благодаря действующей системе опознавания «свой-чужой», самолет без всяких препятствий пролетел над ГДР. Только при приближении к границам ФРГ его заметили радары НАТО. К этому моменту истребитель летел на высоте 12 тысяч метров со скоростью 740 километров в час. При пересечении границы между ГДР и ФРГ, для его боевого сопровождения были подняты два истребителя F-15 ВВС США из авиабазы в Сустерберге.

Американские летчики, увидев, что в кабине самолета никого нет, как и фонаря кабины в целом, доложили об этом руководству. Звучало настолько невероятно, что диспетчер не с первого раза поверил авиаторам НАТО.

В итоге им был отдан приказ следовать за МиГ-23М. Открывать огонь по машине было нежелательно, так как полет проходил над густонаселенной территорией и был велик риск того, что обломки воздушного судна упадут на жилые объекты.
Неуправляемый самолет пролетел на удивление далеко. Он пересек воздушное пространство ФРГ, Нидерландов, Бельгии и уверенно подбирался к границам Франции. Американские летчики опасались того, что самолет упадет на французский город Лилль и готовились сбить МиГ-23, но делать этого им не пришлось. У истребителя кончился запас горючего и он упал на ферму в бельгийской деревне Беллегем, в 15 километрах от границы с Францией.

Совсем без жертв не обошлось: в результате падения машины погиб девятнадцатилетний бельгийский парень. Но большого дипломатического скандала получилось избежать. Советские дипломаты мгновенно признали вину страны за инцидент, бельгийцам выплатили солидную компенсацию, летчик принес извинения семье погибшего молодого человека. События проходили на фоне дипломатического сближения СССР и западных стран, поэтому все участники этой ситуации были политически заинтересованы как можно скорее урегулировать эту ситуацию.

Источник
Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий