Берсерки: как воевали универсальные «машины для убийства»

Берсерки: как воевали универсальные «машины для убийства»

Что мы знаем о берсерках? Они сражались как звери, грызли щиты и, казалось, шли на войну практически безоружными. Это то, что нам рассказывали о них. Однако, вопрос о том, кто они были на самом деле, до сих пор вызывает споры среди ученых.

Слово «берсерк»

Вопросы о берсерках начинаются уже с их названия. Откуда произошло это слово? Впервые оно упоминается в Старшей Эдде, затем его использует скальд Торбьерн. Долгое время, до середины XIX века, ученые были уверены, что berserkr означает «без рубашки». Однако Свейнбьёрн Эгильссон предположил в своем словаре, что «берсерк» означает «медвежья рубашка». Это предположение было охотно принято, хотя связи между медведями и берсерками в родовых ирландских сагах не обнаружено. С тех пор началась путаница.

Влияние на образ берсерков оказали дохристианские представления об оборотничестве, поэтому перевод «медвежья рубашка» был встречен мифологами с воодушевлением. Он открывал им большой простор для интерпретаций. Однако, до сих пор нет единого мнения о происхождении этого слова.

Источники

Берсерки были впервые упомянуты скальдом Торбьёрном Хорнклови в стихотворении о победе короля Харальда Прекрасноволосого в битве при Хаврсфьорде (предположительно 872 год). О них скальд написал: «Берсерки рычали, / битва кипела, / облаченные в волчьи шкуры выли / и потрясали мечами». Берсерки упоминаются и в «Эдде» дважды. Оба раза они представлены как полулегендарные герои. Полулегендарными же являются и жены берсерков, которые сражаются в «Песнях о Харбарде» с самим Тором.

Главным источником информации о берсерках стала глава, посвященная Одину, из «Истории норвежских королей», написанной Снорри Стурлусоном: «Один умел делать так, что в битве его враги слепли или глохли, или их охватывал страх, или их мечи становились не острее, чем палки, а его люди шли в бой без доспехов и были словно бешеные собаки и волки, кусали щиты и сравнивались силой с медведями и быками. Они убивали людей, и их было не взять ни огнем, ни железом. Это называется впасть в ярость берсерка». Здесь берсерки представлены как «люди Одина», что интересно, поскольку в сагах и мифах до этого Один не сопровождается воинами.

В исландских родовых сагах берсерки представлены как реальные люди, но их образ не вызывает симпатии. Они приходят в дома к простым людям накануне Рождества и устраивают там разгром, грабят и насилуют женщин. В таких сюжетах положительным героем обычно выступает бравый исландец, который побеждает берсерков при помощи дубины (потому что они якобы неуязвимы для огня и железа) или хитростью, так как считается, что берсерки глупы. В историческом контексте этот образ берсерка наиболее близок к истине.

Конец берсерков

Принятие христианства, централизация, «переформирование армии», распад дружин викингов — все эти факторы оставили без средств к существованию большую группу бывших воинов, которые не умели делать ничего, кроме воевать. Поэтому они грабили и буянили, пока в Исландии не был принят «антиберсеркский» закон 1123 года, в котором было четко указано: «Замеченный в бешенстве берсерк будет наказан 3 годами ссылки».

Источник
Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий