Блоха против медведя

И вот в 1948 году началась разработка самоходного противотанкового орудия для парашютистов. Серийное производство стартовало пять лет спустя. Официально машина называлась M56 SPAT («Self-Propelled Anti-Tank», то есть «противотанковая самоходка»), но более известна под прозвищем «Scorpion» («Скорпион»).

Это был шедевр минимализма. Даже пространства для экипажа не было, самоходчики фактически сидели на машине верхом. Полностью отсутствовала броневая защита: корпус был изготовлен из алюминия. Лишь на пушке имелся небольшой щиток, прикрывавший водителя и наводчика от мелких осколков. В ходовой части для снижения веса использовались катки с пневматическими шинами и резинометаллические гусеницы. В итоге удалось сделать лёгонькую машину — 7,7 тонн в боеготовом состоянии.

Момент выстрела — хорошо видно, как сильно отбрасывает машину отдачей

Вооружением «Скорпиона» была 90-мм пушка M54. Она имела прицельную дальность в полтора километра и пробивала на этой дистанции почти любые танки конца сороковых. Неплохо. «Скорпион» развивал скорость до 45 км/ч по шоссе. Запаса топлива хватало на 225 км. Благодаря герметичности корпуса можно было ринуться и вброд (глубиной до полутора метров). Ещё лучше. «Скорпион» был одной из первых серийных боевых машин, приспособленных к ночным действиям — кроме обычных фар на него устанавливались инфракрасные, а водителю выдавались инфракрасные же очки. Совсем хорошо!

Увы, единственным военным конфликтом, в котором поучаствовали «Скорпионы», стала вьетнамская война США 1965-1973 годов. «Скорпионы» отслужили с начала и до конца, вот только ни одного документально подтверждённого случая их применения по прямому назначению — против танков — не известно. На протяжении всей боевой карьеры они использовались сугубо для непосредственной огневой поддержки — разрушения укреплений, подавления пехоты и т.п.

На улицах вьетнамского города

А всё дело в недостатках. Полное отсутствие брони — значит, к противнику даже подпускать нельзя. Уничтожить «Скорпион» можно даже огнём стрелкового оружия, не говоря уж о пулемётах или пушках. И помните анекдот?

Идёт ёжик по лесу и приговаривает: «Я — си-и-ильный! Я самый си-и-ильный!» Вдруг дует ветер, ежика сбивает с пенька.
«Я — си-и-ильный! но лё-е-егкий…»

Сочетание небольшой массы машины и мощного орудия привело к тому, что при выстреле «Скорпион» буквально подпрыгивал в воздух, отлетая на метр назад. Говорить о прицельной беглой стрельбе в таких условиях не приходится — после каждого выстрела приходилось восстанавливать наводку, прицеливаясь заново. Клубы пыли, поднимаемые машиной при прыжке, демаскировали огневую позицию. Да ещё и боекомплект вмещал всего 29 снарядов. Конечно, несложно закинуть алюминиевую коробочку вертолётом на любую позицию, вплоть до окружённого на холме взвода пехотинцев, но как снабжать «Скорпион» снарядами после того, как через полтора-два часа боя будут израсходованы те, что имеются на борту?

Отдыхает в музее

Разбрасываться красивыми машинками Штаты не захотели, так что последние представители этого вида доживают свои дни в музее. А сегодня бал на поле боя правят совсем другие противотанковые системы

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий