Железо

Нелепые железяки

5 самых бессмысленных конструкций на заре танкостроения
Путь к «нормальным», в нашем понимании, танкам был долог и извилист. Периодически инженеры разных стран выдавали и даже доводили до воплощения в металле таких уродцев, что один их внешний вид способен вогнать неподготовленного человека в глубочайший ступор. Вот лишь несколько танкостроительных ошибок, созданных в ходе двух мировых войн и в промежутке между ними.
Замецки
  • 33K
  • 17
  • 6
  • 14

1. «Нетопырь» Лебеденко (Россия)

Танк Лебеденко. С секторами обстрела тут тоже все очень хорошо, да. Отстрели себе колесо!

Глядя на сохранившиеся фотографии, поневоле поражаешься — ведь люди с большими чинами и военным опытом всерьёз рассматривали использование этого детского велосипеда на стероидах в качестве боевой машины. Неужели император Николай II и чины Генштаба не понимали, что достаточно одного попадания шрапнели по огромным колесам, чтобы вывести «Нетопырь» из строя? Так или иначе, деньги были выделены, прототип построен… и застрял задним колесом в маленькой ямке на первых же испытаниях. Там его и бросили, а в 1923 году танк Лебеденко разобрали на металл.

2. Бронетрактор Обрио-Габе (Франция)

Гробик на колесах, сидячая модель

Шел 1915 год. Британских «самцов» и «самок» (это не сленг, а вполне официальное в ту пору обозначение танков с пушечным и пулеметным вооружением соответственно, да) на Западный фронт еще не завезли, но сама идея вооруженной бронированной машины уже витала в воздухе. Французский инженер Обрио-Габэ решил помочь истекающему кровью отечеству и сварганить хоть какой, но танк. За основу взяли трактор Filtz, который обшили броней, а сверху водрузили огромную башню с 37-мм пушкой. Что до всего остального, то достаточно сказать, что кабель на фото должен был питать привод вращения башни, а источник питания, очевидно, следовало возить за собой на тележке.

3. Carden Lloyd Mk.1 (Великобритания)

Мужик в карден-ллойде явно печален. Можно понять, можно понять

Англичане, создатели танка, спустя 7 лет после Первой мировой войны на полном серьёзе ухитрились построить и предложить своей армии вот это. Двигатель — 14 л.с., вооружение — пулемет Льюиса, экипаж — один человек. Машину зарубили на испытаниях, когда выяснилось очевидное: один человек не может одновременно управлять танком и стрелять из пулемёта.

4. FCM Char 2C (Франция)

Артельно и батьку хорошо бить — не только русская поговорка. Французская тоже

Конечно, генералы всегда готовятся к прошедшей войне, но всё-таки строить сразу после её окончания тяжелый танк малой серией лишь по соображениям национального престижа — это как-то уже через край. 18 человек экипажа! Даже немцы, склонные тащить к себе любой металлолом из покорённых стран, захватили в 1940 году танки 2С, но так и не придумали, что с ними делать. Один экземпляр сдали в музей военных трофеев, а остальные разобрали и переплавили.

5. Танк Боба Сэмпла

Опасаясь вконец разгулявшихся на Тихоокеанском ТВД японцев, новозеландские военные внезапно решили, что им нужны танки. Но как быть, если не имеешь ни тяжелого машиностроения, ни производства броневого проката? Окей, берем американский бульдозер Caterpillar D8 и обшиваем его гофрированным кровельным железом, не забыв прорезать в «броне» дырки для 6 пулеметов «Брен».

В качестве дополнительного штриха скажем, что высота корпуса этого чуда техники составляла 3 метра 65 сантиметров — на 5 см выше, чем у немецкого сверхтяжелого танка «Маус». К счастью, Британия вскоре начала поставлять своей колонии нормальные «Валентайны».

Читая этот перечень, можно заметить одну особенность: если на заре танкостроения извращёнными конструкциями грешили крупные промышленные державы, то уже во Вторую мировую это стало уделом отдаленных местностей в чрезвычайных ситуациях (тут в пару к танку Сэмпла можно вспомнить одесский НИ — «На испуг»). После 1945 года, когда сверхдержавы унеслись в сияющие высоты технического прогресса, импровизации и прочие уродцы стали уделом мрачных бородатых дядек, которым нормальные танки не продают.

Подписки в соцсетях