8 самых отчаянных приземлений в истории военной авиации

Падающая крепость

1 февраля 1943 года в небе над Тунисом бомбардировщик B-17 All American столкнулся с немецким истребителем. «Мессер» сразу же разорвало на куски, но и повреждения «крепости» были чудовищны: левый стабилизатор и рули высоты оторвало начисто, хвост самолета был практически отрублен, оба правых мотора вышли из строя. И все же All American сумел дотянуть до Англии, отразив по пути атаку еще двух Me-109. Ну, а самое главное — он благополучно сел на аэродром, причем никому из экипажа даже не потребовалась медицинская помощь.

Без единого ДТП

Начало марта 1945 года в Германии выдалось на редкость дождливым, а авиаполку Покрышкина, как назло, выделили немецкий летний грунтовый аэродром. Ни взлететь, ни сесть — полоса регулярно превращается в кашу. Что же делать? Внезапно обнаружилось, что совсем рядом с аэродромом проходит автобан «Берлин-Бреслау». Немного покрутившись в воздухе, Покрышкин вместе со своим ведомым дождались паузы в трафике и успешно сели на шоссе. Далее, вплоть до самого конца Берлинской операции, целая авиадивизия взлетала с автобана и садилась на него — без единой аварии.

Призрак на кукурузнике

2 февраля 1970 года, выполняя учебное задание на своем перехватчике Convair F-106, пилот Гэри Фауст почувствовал, что за ним кто-то наблюдает. Обернувшись, он увидел, что в кабине (к слову — одноместной) рядом с ним сидит призрак человека в летном костюме. Через секунду самолет ушел в штопор, Гэри сумел выровнять машину, но в этот момент самопроизвольно сработала система катапультирования. Примерно полчаса управляемый призраком самолет кружил над авиабазой «Мальмстром», а затем с минимальными повреждениями сел на брюхо на кукурузном поле возле городка Биг Сэнди. За этот «подвиг» самолет получил прозвище «Кукурузный бомбардировщик», под каковым и был выставлен в Национальном музее ВВС США.

Жить захочешь — сядешь

29 апреля 1975 года, ровно за день до капитуляции сайгонского правительства, майор ВВС Южного Вьетнама Ли Бынг сумел не только каким-то чудом упаковать в двухместную Cessna O-1 свою жену и пятерых детей, но и взлететь, пройти невредимым контролируемую «северными» территорию, найти в море американский авианосец «Мидуэй» и успешно приземлиться на палубу. Последнее, к чему приспособлена легкая спортивная «Цессна», так это к посадке на авианосец, к тому же Ли Бынг не имел ни единого часа налета в морской авиации, но и особого выбора у него не было — с офицерами бывшей армии Юга победители не церемонились.

Однокрылый еврей

1 мая 1983 года майор ВВС Израиля Зиви Недиви на своем F-15 участвовал в тренировочном бою против двух «Скайхоуков». Во время отработки маневра произошло столкновение, в результате которого самолет Зиви лишился крыла и свалился в «смертельный» штопор. Каким-то чудом майор сумел не только выровнять машину, но и посадить ее на аэродром. По мнению большинства авиационных экспертов, подобное попросту невозможно, а вот он сделал.

Рекорд Садовникова

Случай с Зиви Недиви оказался не уникальным. В том же 1983 году в СССР «ставили на крыло» Су-27. На скорости в 1000 км/ч летчик-испытатель Н.Ф. Садовников влетел в зону сильной турбулентности. Как выяснилось позже, в конструкции предкрылка были допущены ошибки, и возникшая вибрация попросту оторвала треть крыла истребителя, а отлетевший кусок бритвой прошелся по килю и стабилизатору. Тем не менее, Садовников сумел посадить машину на скорости 330 км/ч, что на 100 км выше рекомендуемой посадочной.

Следующая остановка: автобус

И снова 1983 год — урожайный выдался. Британский авианосец HMS Illustrious участвовал в учениях НАТО у Канарских островов. У Sea Harrier FRS.1 лейтенанта Йэна Уотсона вышли из строя связь и система навигации, он потерял своего ведущего и не мог вернуться на родную палубу. В баке оставались уже последние капли топлива, когда Уотсон заметил в море испанский контейнеровоз, и то, что стоящие рядком на его палубе контейнеры образуют площадку, достаточную для посадки «Харриера». После приземления самолет начал скользить и окончательно затормозил, только упершись хвостом в стоявший рядом минивэн. Поскольку испанские судовладельцы заставили королевский флот выплатить им штраф в 570 тысяч фунтов, Йэн Уотсон вместо медали получил выговор и временное отстранение от полетов. Сочувствуем тебе, братюня Йен!

Герой с дырой

В ходе воздушной фазы операции «Буря в пустыне» (1991 год) капитан Пол «Пи Джей» Джонсон на штурмовике А-10 Thunderbolt вылетел на миссию по уничтожению радара иракской системы ПВО. В момент захода на цель выпущенная с земли ракета взорвалась под правым крылом, проделав в нем дыру огромных размеров и уничтожив подчистую всю гидравлику. И все же Джонсон вернулся на родной аэродром и успешно посадил машину в буквальном смысле, как он и сказал: «на честном слове и на одном крыле» («coming in on one wing and a prayer»).

Эх, жалко, что у предыдущих славных парней видеозаписи не было и быть не могло, а то бы они стали не только героями военной авиации, но и звёздами YouTube!

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий