itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Настольные варгеймы: интеллектуальное развлечение

Компьютерные игры заполнили все доступное пространство, но старинные забавы с фишками и игровыми полями продолжают жить. Вот уже более ста лет люди самых разных возрастов и статуса периодически собираются вместе, чтобы расставить на столе свои армии и почувствовать себя генералами.

/
24K
16
6
58

Компьютерные игры заполнили все доступное пространство, но старинные забавы с фишками и игровыми полями продолжают жить. Вот уже более ста лет люди самых разных возрастов и статуса периодически собираются вместе, чтобы расставить на столе свои армии и почувствовать себя генералами.

История варгеймов уходит в начало XIX века, когда известные своей любовью к новациям в военном деле пруссаки решили, что для подготовки хороших штабных офицеров им неплохо бы приобрести опыт управления войсками на поле боя. Но как научить командира вести войско в бой, если войны в этот момент нет? Да и жалко отдавать солдат под командование дилетанта, который может никогда не станет ни великим полководцем, ни даже просто хорошим военачальником.

Для решения этой задачи пруссаки придумали военно-штабные игры c использованием оловянных солдатиков. В дополнение к солдатикам были написаны правила, позволяющие рассчитывать перемещение войск на поле боя, их манёвры и атаки, потери и моральный дух. Вскоре оказалось, что офицеры, играющие в военные игры, оказываются в реальном бою гораздо более подготовленными, чем те, кто изучал сражения лишь по книгам историков и учебникам. А к концу XIX века выяснилось, что чуть упрощенные правила позволяют сделать из военных игр прекрасное развлечение, в котором каждый желающий сможет попробовать себя на месте Наполеона и попытаться переиграть сражение при Ватерлоо.

В 1960-х варгеймы обрели широкую популярность, а в последние два десятилетия создание игр превращается в гигантскую отрасль с миллионами покупателей «настолок» и миллиардными доходами их производителей. В этом обзоре мы расскажем про те игры, в которые чаще всего играют в России.

Warhammer

Начнем с безусловного короля этого жанра, игр серии Warhammer, которые выпускает английская компания Games Workshop. Среди них главное место занимает Warhammer 40 000 — игра про то, как в мрачном будущем сорокового тысячелетия сражаются за возможность выжить армии империи человечества, инопланетных рас и порождения хаоса, желающие уничтожить весь мир. Мир Вархаммера 40 000 существует уже почти три десятка лет. Это темная готическая космическая фантастика, где нет места размышлениям о совершенствовании и развитии общества, в нем нет утопизма и стремления к светлому будущему. Напротив, хорошо известно, что золотой век человечества позади, многие технологии утрачены, а те, что есть — воспроизводятся порой без понимания того, как они работают.

Суть игры — командование небольшими отрядами войск, чаще всего 20-30 моделей воинов и боевой техники. Поэтому основной уровень командования — тактический, игрок управляет отдельными воинами и достигает успеха за счет уловок и нанесения потерь противнику, а не создания стратегического перевеса своей армии. Каждая из сражающихся сторон имеет свои особенности, но самая знаменитая из них, это, конечно, Божественные Астартес — Космический десант. В качестве главных сил эта опора Империи Человечества использует генетически модифицированных суперсолдат в силовых доспехах.

Миниатюры солдат на поле боя
Миниатюры солдат на поле боя (фото: Warhammer 40 000 Core Rulebook)
Каждый из орденов космического десанта имеет свои цвета и эмблемы
Каждый из орденов космического десанта имеет свои цвета и эмблемы (фото: Warhammer 40 000 Core Rulebook)

Вторая большая серия игр Warhammer ранее называлась Warhammer Fantasy Battle, но в 2015 году после масштабной кампании «Конец времен» старый мир рухнул и на его осколках появилась новая игра Warhammer Age of Sigmar. Warhammer Fantasy это мир похожий на нашу землю в которой смешались европейцы Ренессанса и высокого средневековья, древняя магия и фантастические расы эльфов, гномов, орков, человекоящеров. Карта Warhammer Fantasy похожа на немного измененную карту Земли, на которой легко угадываются очертания Евразии, Африки и Америки. Первоначально Warhammer Fantasy предполагал более высокий уровень управления войсками — в битвах участвовали не отдельные воины, а полки, но как оказалось игроки предпочитают командовать меньшим числом воинов и поэтому Age of Sigmar стал более похож на Warhammer 40 000.

Армии Warhammer Fantasy очень разные по стилю игры, причем различаются даже родственные фракции. Так, человеческая империя обладает множеством хорошей пехоты, которую поддерживают немногочисленные рыцари, закованные в прочную броню и различная техника от пушек до паровых танков. Другая людская фракция — Бретония — полагается на рыцарскую армию, а их пехота хотя и многочисленна, но плохо обучена и слаба, ведь это не профессиональные воины, а вчерашние крестьяне.

Так выглядит поле битвы в игре Warhammer Fantasy
Так выглядит поле битвы в игре Warhammer Fantasy (фото: Иллюстрация из книги Warhammer Rulebook (8E))
Высшие эльфы сражаются с войском демонов
Высшие эльфы сражаются с войском демонов (фото: Иллюстрация из книги Warhammer Khaine Book 2)
А это уже бой в игре Age of Sigmar. Воины бога Сигмара сражаются с хаосом. Заметно, что масштаб игры существенно уменьшился
А это уже бой в игре Age of Sigmar. Воины бога Сигмара сражаются с хаосом. Заметно, что масштаб игры существенно уменьшился (источник фото)

Warmachine

Следующая игровая система — Warmachine, созданная компанией Privateer Press появилась всего 15 лет назад и в последние годы уверенно увлекла значительную долю игроков в фентезийные варгеймы. Warmachine отчасти похожа на Warhammer, но имеет характерную лишь для нее особенность: одно из главных мест в игре занимают огромные боевые паровые роботы. Мир Warmachine называется «Железные королевства», где соперничает множество враждующих между собой государств. В основе Warmachine лежит очень широкое использование магических сил (колдунов в этом мире много и магия очень распространена) в сочетании со стимпанком, в котором паровые роботы не только воюют, но и выполняют сложные работы, помогая людям.

Эта игра более ориентирована на «спортивный стиль». Баланс между различными армиями тщательно выверяется, а корректировки правил могут выходить не раз в несколько лет, а ежемесячно. Моделей на столе обычно немного, поэтому ценность каждого воина очень велика и его потеря может привести к поражению. В то же время игра заканчивается после гибели командира армии, поэтому распространена стратегия жертвы своими войсками ради убийства вражеского генерала. Отдельных книг по армиям нет — издается общая книга правил, заодно рассказывающая про мир игры.

Типичное сражение в Warmachine. На поле боя над простыми солдатами возвышаются паровые роботы
Типичное сражение в Warmachine. На поле боя над простыми солдатами возвышаются паровые роботы (источник фото)
Уланы империи Кейдор, чьим прототипом отчасти является Россия
Уланы империи Кейдор, чьим прототипом отчасти является Россия (источник фото)

Malifaux

Еще более молодая игра, уже успевшая завоевать популярность — Malifaux от компании Wyrd, вышедшая в 2009 году. Действие в ней происходит на альтернативной Земле, а стилистика мира объединяет готику, стимпанк, хорор, викторианство и все это в мире похожем на наполненный магией Дикий Запад. История вселенной Malifaux началась в 1787 году, когда маги, озабоченные падением своих способностей, решили сотворить грандиозное заклинание, которое дало бы им огромные магические силы, обнаруженные в параллельном мире, отделённом от Земли лишь тонким барьером. Граница была разорвана и на «той стороне» был обнаружен покинутый город Malifaux, в котором нашли источник камней душ, дающих колдунам энергию для заклятий. Именно вокруг борьбы за камни душ и вращается сюжет.

Масштаб игры небольшой, игрок управляет командой авантюристов, которые отправляются в неизведанный мир на поиски драгоценного камня душ. Число моделей на столе обычно не превышает десятка с каждой стороны. Особенностью системы является отказ от броска кубиков, которые определяет вероятность попадания или успешность применения магии, в пользу колоды карт, определяющих возможности и успех действий игрока. Стороны, всего их семь, отличаются идеологически, эстетически, а так же по используемым войскам и магическим способностям.

Типичный небольшой отряд, отправляющийся на поиски камня душ
Типичный небольшой отряд, отправляющийся на поиски камня душ (источник фото)

SAGA

Первый в нашем списке пример исторического варгейма SAGA, созданного Gripping Beast и Studio Tomahawk. Эта игра посвящена Средневековью от эпохи викингов до Крестовых походов. Для русской аудитории интересным будет то, что среди доступных армий присутствуют и русские княжества. Кроме того есть викинги, англо-саксы Британии, европейские рыцарские армии крестоносцев, византийцы, нормандцы, испанцы, мавры, монголы и прочие фигуранты книг по военной истории. Фигурки на поле боя делятся на четыре вида: полководец, присутствие которого на столе обязательно, элитные войска, латники и ополчение. Каждая армия обычно включает 30-40 воинов, а наборы, выпускаемые для игр, стоят недорого, причем совместимые с SAGA миниатюры выпускает множество разных компаний, а не только создатели игры.

Различные армии имеют особые свойства, носящие на первый взгляд фентезийные наименования вроде «Матушка зима» или «Молот Тора», но на самом деле это эпические определения, отражающие дух времени, когда миф ощущался людьми чем-то очень близким к реальности. Для использования эпических свойств применяются так называемые «кубики саги», которые дает своей армии полководец.

Осада крепости
Осада крепости (источник фото)
Армия русского князя
Армия русского князя (источник фото)

Flames of War

И наконец, представитель варгеймов, посвященных Второй Мировой войне — Flames of War, созданная компанией Battlefront Miniatures в 2002 году, с тех пор успешно развивающаяся и завоевавшая множество поклонников система моделирующая тактические сражения близкой нам эпохи. Разумеется, на игровой стол можно выставить армию одной из стран, игравшей более или менее значительную роль в Мировой войне. На полях сражений господствуют главные герои: Красная армия, Вермахт, армия Великобритании, императорская армия Японии, армия США и армия королевства Италия. Но и любители экзотики найдут для себя сторону: можно играть финнами, румынами, венграми, поляками, греками. Для интересующихся войнами второй половины ХХ века есть расширения правил, позволяющие сыграть во Вьетнамскую или арабо-израильские войны. По договоренности с противником можно даже устроить настольный World of Tanks, выставив только танковые отряды и сыграв эпизод из танкового сражения под Прохоровкой.

Правила игры просты и тот, кто играл в Warhammer, разберется в Flames of War за полчаса. Вооружение войск исторично и полностью следует времени проведения боя. Армии позднего периода войны оснащены мощными танками, артиллерией и современным стрелковым оружием, армии же раннего периода, представляют собой картину переходного времени, когда многие страны все еще полагали, что новая война будет похожа на Первую Мировую. В игре присутствуют именные части, к примеру 101 десантная дивизия США, или 8-й Гвардейский стрелковый корпус и герои, такие как снайпер Василий Зайцев. Их использование дает армии бонусы.

Впрочем, и тут не обошлось без недостатков. Советский комиссар может расстреливать своих солдат, чтобы повысить их боевой дух, а качество советских войск сильно уступает их противникам. Впрочем, при неудачном броске, расстреливаемые солдаты могут восстать и убить комиссара — таковы традиционные представления о том, как воюют русские на Западе. Впрочем, к концу войны Красная армия получает множество новой техники, а качество советских войск улучшается.

Поле боя и укрепившиеся войска
Поле боя и укрепившиеся войска (источник фото)
Так выглядит отряд Британской армии в поздний период войны
Так выглядит отряд Британской армии в поздний период войны (источник фото)

Кроме шести перечисленных здесь игр, можно найти и другие: те, кому по душе фэнтези выберут Hobbit, отправляющую игрока в сражения Средиземья. Найдется варгейм и для поклонников вселенной Star Wars, для интересующихся миром BattleTech есть игра, посвященная сражениям гигантских шагающих роботов — Mechwarrior. Ну а сторонников исторического хардкора ждут правила De Bellis Antiquitatis, охватывающие все периоды военной истории от античности до наших дней

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Битва при Сволли
Двое против тридцати

5 сентября 1612 года маленькая английская эскадра из четырех кораблей — Red Dragon, Hosiander, James и Solomon, — бросила якорь на рейде индийского порта Сурат в устье реки Тапти. Командовал ей капитан Томас Бест. Его экспедиция была последней отчаянной попыткой Ост-Индской компании наладить в здешних краях торговый пост. В 1609 году король Иаков, разозлённый отсутствием результатов, дал ей три года сроку. Если бы Бесту не удалось добиться успеха, Компании оставалось бы несколько месяцев.

29K
22
7
0
15 головоломных фактов о войне в Корее

Что мы знаем о чучхе? Ничего. И то не все. Корейская война 50-53 годов — из разряда тех исторических событий, где все участвующие стороны «предательски напали из засады», виноватых не найти, да и кому перед кем извиняться — непонятно.

76K
92
115
30
Дарфурская резня
Кровавое наступление сахарских песков

О резне в суданской провинции Дарфур все уже успели подзабыть за более яркими конфликтами. Но её стоит вспомнить в качестве примера, как изменения климата могут влиять на судьбы стран и народов.

49K
28
4
73
Война за ухо Дженкинса
«Псс, не хотите немного Casus Belli?»

«Сasus belli» — формальный повод к войне. Этот термин ввели в оборот юридически грамотные римляне, задолго до нас знавшие свои права. Классический пример повода к войне — пресловутый «сараевский выстрел». Но история знает и куда более сюрреалистические casus belli. Не правда ли, занятно, когда в названии войны присутствует часть человеческого тела? Осталось ответить на вопрос: кто, кому и что отрезал, а главное, зачем? И почему только ухо? Чего так скромно? Отправимся за ответами в не столь далёкий XVIII век.

18K
26
2
63
4 примера идиотских поражений
Когда «логику придумали трусы!»

Иногда провальность выбранной стратегии и тактики лежат на поверхности. Но тщеславие и жажда лёгкой победы настолько застилают глаза полководцам, что ведут их прямиком к позорному поражению.

46K
60
0
76
Сэндвич «Цезарь»
Самая необычная осада древности

«Пришёл, увидел, победил», — сказал про себя великий Цезарь в 47 году до н.э. Однако в 52 до н.э. крылатое выражение могло бы звучать как «пришёл, увидел, осадил». Или, если ещё точнее: «пришёл, организовал инженерно-сапёрные работы, построил осадные укрепления, чуть было не лишился головы, когда подошло галльское подкрепление, но в последний момент, благодаря контратаке и личному обаянию, всё-таки победил».

20K
27
5
93
Атака лёгкой кавалерии здорового человека
Как польская конница совершила невозможное и открыла Наполеону дорогу на Мадрид

Любители истории прекрасно знают, что такое «Атака лёгкой кавалерии» (ей посвящены и картина, и поэма, и фильм с одноимённым названием). В битве под Балаклавой элитная бригада британской конницы из-за ошибки командования угодила под перекрёстные залпы русских пушек и ружей. И хотя отчаянные британцы под ураганным огнём прорвались-таки к назначенной им целью батарее и попутно опрокинули казачий полк, контратака русских улан заставила их отступить. Бригада понесла катастрофические потери, а бой стал для бриттов образцом «слабоумия и отваги» — первое в отношении командования, второе — всадников.

33K
28
27
249
Самые глупые поводы для войны (1/2)
За что умирали люди: футбол, гуано и религиозные видения

Война — дело серьёзное. И повод для неё нужен серьёзный. Например, уникальные месторождения невредных ископаемых, фокусы с оружием массового поражения, геноцид… Но попадаются и ещё более уважительные причины.

24K
20
4
100
Самые глупые поводы для войны (2/2)

В первой части нашей подборки перечислены далеко не все идиотские причины кровопролитных войн. К сожалению, таких примеров в истории было довольно много. Вот ещё несколько.

22K
15
10
111
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

132K
100
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Поездка в Тихий Холм. История одной командировки
Игра WARHEAD.SU

Странная командировка в маленький городок, который не найти даже на карте. Смутное ощущение тревоги от встречи с Тихим Холмом перерастает в настоящий ужас, когда становится понятно — этот город вовсе не то, чем кажется.

7.8K
26
27
88
Как фантаст Хайнлайн боролся с американскими военными: «последние дни США»

Мечтаете о крахе США? А вот фантаст Роберт Хайнлайн дал детальный прогноз о конце Соединённых Штатов ещё в далёком 1946 году. Что сбылось из его предсказаний, а что нет — в нашей статье.

18K
79
76
209
Тест: а что там у союзников?

Мы привычно презираем невежественных иностранцев, ничего не знающих про битву за Сталинград или Курскую дугу. Но намного ли мы сами лучше их? Конечно, никто не сомневается, что читатели хорошо знают ход войны на советско-германском фронте — а как насчёт того, что в это же время происходило у наших союзников по антигитлеровской коалиции?

58K
33
45
260
Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Каждому поколению — свои игры. Те, кто родились в 80-е, всегда будут считать знаковыми для себя игрушки с консолей «Денди» и, конечно, Sega Mega Drive. Именно о последней мы сегодня и будем вспоминать.

4.2K
34
38
48
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

222K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

132K
100
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0