Настольные варгеймы: интеллектуальное развлечение

История варгеймов уходит в начало XIX века, когда известные своей любовью к новациям в военном деле пруссаки решили, что для подготовки хороших штабных офицеров им неплохо бы приобрести опыт управления войсками на поле боя. Но как научить командира вести войско в бой, если войны в этот момент нет? Да и жалко отдавать солдат под командование дилетанта, который может никогда не станет ни великим полководцем, ни даже просто хорошим военачальником.

Для решения этой задачи пруссаки придумали военно-штабные игры c использованием оловянных солдатиков. В дополнение к солдатикам были написаны правила, позволяющие рассчитывать перемещение войск на поле боя, их манёвры и атаки, потери и моральный дух. Вскоре оказалось, что офицеры, играющие в военные игры, оказываются в реальном бою гораздо более подготовленными, чем те, кто изучал сражения лишь по книгам историков и учебникам. А к концу XIX века выяснилось, что чуть упрощенные правила позволяют сделать из военных игр прекрасное развлечение, в котором каждый желающий сможет попробовать себя на месте Наполеона и попытаться переиграть сражение при Ватерлоо.

В 1960-х варгеймы обрели широкую популярность, а в последние два десятилетия создание игр превращается в гигантскую отрасль с миллионами покупателей «настолок» и миллиардными доходами их производителей. В этом обзоре мы расскажем про те игры, в которые чаще всего играют в России.

Warhammer

Начнем с безусловного короля этого жанра, игр серии Warhammer, которые выпускает английская компания Games Workshop. Среди них главное место занимает Warhammer 40 000 — игра про то, как в мрачном будущем сорокового тысячелетия сражаются за возможность выжить армии империи человечества, инопланетных рас и порождения хаоса, желающие уничтожить весь мир. Мир Вархаммера 40 000 существует уже почти три десятка лет. Это темная готическая космическая фантастика, где нет места размышлениям о совершенствовании и развитии общества, в нем нет утопизма и стремления к светлому будущему. Напротив, хорошо известно, что золотой век человечества позади, многие технологии утрачены, а те, что есть — воспроизводятся порой без понимания того, как они работают.

Суть игры — командование небольшими отрядами войск, чаще всего 20-30 моделей воинов и боевой техники. Поэтому основной уровень командования — тактический, игрок управляет отдельными воинами и достигает успеха за счет уловок и нанесения потерь противнику, а не создания стратегического перевеса своей армии. Каждая из сражающихся сторон имеет свои особенности, но самая знаменитая из них, это, конечно, Божественные Астартес — Космический десант. В качестве главных сил эта опора Империи Человечества использует генетически модифицированных суперсолдат в силовых доспехах.

Миниатюры солдат на поле боя (фото: Warhammer 40 000 Core Rulebook) Каждый из орденов космического десанта имеет свои цвета и эмблемы (фото: Warhammer 40 000 Core Rulebook)

Вторая большая серия игр Warhammer ранее называлась Warhammer Fantasy Battle, но в 2015 году после масштабной кампании «Конец времен» старый мир рухнул и на его осколках появилась новая игра Warhammer Age of Sigmar. Warhammer Fantasy это мир похожий на нашу землю в которой смешались европейцы Ренессанса и высокого средневековья, древняя магия и фантастические расы эльфов, гномов, орков, человекоящеров. Карта Warhammer Fantasy похожа на немного измененную карту Земли, на которой легко угадываются очертания Евразии, Африки и Америки. Первоначально Warhammer Fantasy предполагал более высокий уровень управления войсками — в битвах участвовали не отдельные воины, а полки, но как оказалось игроки предпочитают командовать меньшим числом воинов и поэтому Age of Sigmar стал более похож на Warhammer 40 000.

Армии Warhammer Fantasy очень разные по стилю игры, причем различаются даже родственные фракции. Так, человеческая империя обладает множеством хорошей пехоты, которую поддерживают немногочисленные рыцари, закованные в прочную броню и различная техника от пушек до паровых танков. Другая людская фракция — Бретония — полагается на рыцарскую армию, а их пехота хотя и многочисленна, но плохо обучена и слаба, ведь это не профессиональные воины, а вчерашние крестьяне.

Так выглядит поле битвы в игре Warhammer Fantasy (фото: Иллюстрация из книги Warhammer Rulebook (8E)) Высшие эльфы сражаются с войском демонов (фото: Иллюстрация из книги Warhammer Khaine Book 2) А это уже бой в игре Age of Sigmar. Воины бога Сигмара сражаются с хаосом. Заметно, что масштаб игры существенно уменьшился (источник фото)

Warmachine

Следующая игровая система — Warmachine, созданная компанией Privateer Press появилась всего 15 лет назад и в последние годы уверенно увлекла значительную долю игроков в фентезийные варгеймы. Warmachine отчасти похожа на Warhammer, но имеет характерную лишь для нее особенность: одно из главных мест в игре занимают огромные боевые паровые роботы. Мир Warmachine называется «Железные королевства», где соперничает множество враждующих между собой государств. В основе Warmachine лежит очень широкое использование магических сил (колдунов в этом мире много и магия очень распространена) в сочетании со стимпанком, в котором паровые роботы не только воюют, но и выполняют сложные работы, помогая людям.

Эта игра более ориентирована на «спортивный стиль». Баланс между различными армиями тщательно выверяется, а корректировки правил могут выходить не раз в несколько лет, а ежемесячно. Моделей на столе обычно немного, поэтому ценность каждого воина очень велика и его потеря может привести к поражению. В то же время игра заканчивается после гибели командира армии, поэтому распространена стратегия жертвы своими войсками ради убийства вражеского генерала. Отдельных книг по армиям нет — издается общая книга правил, заодно рассказывающая про мир игры.

Типичное сражение в Warmachine. На поле боя над простыми солдатами возвышаются паровые роботы (источник фото) Уланы империи Кейдор, чьим прототипом отчасти является Россия (источник фото)

Malifaux

Еще более молодая игра, уже успевшая завоевать популярность — Malifaux от компании Wyrd, вышедшая в 2009 году. Действие в ней происходит на альтернативной Земле, а стилистика мира объединяет готику, стимпанк, хорор, викторианство и все это в мире похожем на наполненный магией Дикий Запад. История вселенной Malifaux началась в 1787 году, когда маги, озабоченные падением своих способностей, решили сотворить грандиозное заклинание, которое дало бы им огромные магические силы, обнаруженные в параллельном мире, отделённом от Земли лишь тонким барьером. Граница была разорвана и на «той стороне» был обнаружен покинутый город Malifaux, в котором нашли источник камней душ, дающих колдунам энергию для заклятий. Именно вокруг борьбы за камни душ и вращается сюжет.

Масштаб игры небольшой, игрок управляет командой авантюристов, которые отправляются в неизведанный мир на поиски драгоценного камня душ. Число моделей на столе обычно не превышает десятка с каждой стороны. Особенностью системы является отказ от броска кубиков, которые определяет вероятность попадания или успешность применения магии, в пользу колоды карт, определяющих возможности и успех действий игрока. Стороны, всего их семь, отличаются идеологически, эстетически, а так же по используемым войскам и магическим способностям.

Типичный небольшой отряд, отправляющийся на поиски камня душ (источник фото)

SAGA

Первый в нашем списке пример исторического варгейма SAGA, созданного Gripping Beast и Studio Tomahawk. Эта игра посвящена Средневековью от эпохи викингов до Крестовых походов. Для русской аудитории интересным будет то, что среди доступных армий присутствуют и русские княжества. Кроме того есть викинги, англо-саксы Британии, европейские рыцарские армии крестоносцев, византийцы, нормандцы, испанцы, мавры, монголы и прочие фигуранты книг по военной истории. Фигурки на поле боя делятся на четыре вида: полководец, присутствие которого на столе обязательно, элитные войска, латники и ополчение. Каждая армия обычно включает 30-40 воинов, а наборы, выпускаемые для игр, стоят недорого, причем совместимые с SAGA миниатюры выпускает множество разных компаний, а не только создатели игры.

Различные армии имеют особые свойства, носящие на первый взгляд фентезийные наименования вроде «Матушка зима» или «Молот Тора», но на самом деле это эпические определения, отражающие дух времени, когда миф ощущался людьми чем-то очень близким к реальности. Для использования эпических свойств применяются так называемые «кубики саги», которые дает своей армии полководец.

Осада крепости (источник фото) Армия русского князя (источник фото)

Flames of War

И наконец, представитель варгеймов, посвященных Второй Мировой войне — Flames of War, созданная компанией Battlefront Miniatures в 2002 году, с тех пор успешно развивающаяся и завоевавшая множество поклонников система моделирующая тактические сражения близкой нам эпохи. Разумеется, на игровой стол можно выставить армию одной из стран, игравшей более или менее значительную роль в Мировой войне. На полях сражений господствуют главные герои: Красная армия, Вермахт, армия Великобритании, императорская армия Японии, армия США и армия королевства Италия. Но и любители экзотики найдут для себя сторону: можно играть финнами, румынами, венграми, поляками, греками. Для интересующихся войнами второй половины ХХ века есть расширения правил, позволяющие сыграть во Вьетнамскую или арабо-израильские войны. По договоренности с противником можно даже устроить настольный World of Tanks, выставив только танковые отряды и сыграв эпизод из танкового сражения под Прохоровкой.

Правила игры просты и тот, кто играл в Warhammer, разберется в Flames of War за полчаса. Вооружение войск исторично и полностью следует времени проведения боя. Армии позднего периода войны оснащены мощными танками, артиллерией и современным стрелковым оружием, армии же раннего периода, представляют собой картину переходного времени, когда многие страны все еще полагали, что новая война будет похожа на Первую Мировую. В игре присутствуют именные части, к примеру 101 десантная дивизия США, или 8-й Гвардейский стрелковый корпус и герои, такие как снайпер Василий Зайцев. Их использование дает армии бонусы.

Впрочем, и тут не обошлось без недостатков. Советский комиссар может расстреливать своих солдат, чтобы повысить их боевой дух, а качество советских войск сильно уступает их противникам. Впрочем, при неудачном броске, расстреливаемые солдаты могут восстать и убить комиссара — таковы традиционные представления о том, как воюют русские на Западе. Впрочем, к концу войны Красная армия получает множество новой техники, а качество советских войск улучшается.

Поле боя и укрепившиеся войска (источник фото) Так выглядит отряд Британской армии в поздний период войны (источник фото)

Кроме шести перечисленных здесь игр, можно найти и другие: те, кому по душе фэнтези выберут Hobbit, отправляющую игрока в сражения Средиземья. Найдется варгейм и для поклонников вселенной Star Wars, для интересующихся миром BattleTech есть игра, посвященная сражениям гигантских шагающих роботов — Mechwarrior. Ну а сторонников исторического хардкора ждут правила De Bellis Antiquitatis, охватывающие все периоды военной истории от античности до наших дней

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий