Случайная статья
Happy feb 23

Тупик для «ядерного поезда»: почему «Баргузин» так и останется страшилкой

«Ядерный поезд» — боевой железнодорожный ракетный комплекс — любимая страшилка в разговорах про стратегические вооружения, уступает, пожалуй, только легендарной «нейтронной бомбе». Недавно российским гражданам сообщили об отказе от запуска в серию новейшего БЖРК «Баргузин». Мы подумаем — а так ли он был нужен?

Чёрной-чёрной ночью чёрный-чёрный поезд мчится по заснеженному-заснеженному полю и несёт в себе ядерные-ядерные ракеты. Примерно так и представляется обывателям работа боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК). Неотличимый от простых поездов, он скрытно курсирует по необъятным просторам нашей страны. Внутри же сидят суровые и насторожённые военные, пьют чай из стаканов с подстаканниками и думают о судьбах Родины, готовые в любой момент запустить ракеты с ядерной боеголовкой.

Недавно стало известно, что разработка БЖРК нового поколения «Баргузин» была прекращена на этапе проектирования. И это не так плохо, как может показаться сразу, и уж точно не подразумевает серьёзных прорех в ядерном щите нашей страны. Всё дело в том, что поезд с ядерными ракетами был идеальным оружием только с точки зрения запугивания обывателей. С практической же стороны к этому чуду техники было очень много вопросов. Начнём с начала: в предыдущем подходе к теме было сформировано 12 поездов, каждый из которых нёс три ракеты, итого 36. По сравнению с общим советским арсеналом это была капля в море.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Боевые железнодорожные ракетные комплексы РТ-23 «Молодец» несли боевое дежурство с 1987 года. В 2003–2007 годах они были утилизированы по договору СНВ-2, но две демилитаризованные пусковые установки сохранены в качестве музеев.

Вообще основная задача любого мобильного носителя — незаметно добраться на оптимальную точку пуска, отстреляться и постараться удрать живым на максимальной скорости. Ближе всех к противнику могут «подъехать» подводные лодки и самолеты-ракетоносцы, которые больше других подходят для всяких хитрых планов, с пусками из неожиданных мест и по нестандартной траектории.

Мобильные комплексы на колёсах справятся с этим хуже, зато могут двигаться, как тараканы, — легко менять направление и разбегаться после нанесения удара в разные стороны. Поезд же, как справедливо отмечал Андрей Макаревич, «проедет лишь там, где проложен путь».

Теперь посмотрим на карту железных дорог нашей страны. Эффективно прятать поезд от всевидящих глаз спутников можно только в европейской части России, где есть разветвлённая сеть железных дорог. Гнать его по нитке Транссиба весело, но глупо. Но и в европейской части БЖРК не будет чувствовать себя вольготно: за последние годы среднесуточная скорость движения транспортных составов значительно снизилась из-за необходимости часто останавливаться и пережидать пассажирские поезда и составляет — та-дамм! — девять километров в час! То есть даже если спутник-шпион будет снимать «Баргузин» раз в сутки, он не уедет дальше чем на 200 с небольшим километров от последней фотографии.

Теперь немного о пресловутой незаметности. В сети есть воспоминания «матёрых» железнодорожников, оказавшихся неспособными отличить советский БЖРК «Молодец» от обычного поезда. Честно говоря, в это не очень верится. Три локомотива, за ними три пассажирских вагона, четыре почтовых, а затем рефрижераторные вагоны не с четырьмя, а с восемью осями. Вы часто видите такие поезда? Вообще микс из пассажирских и рефрижераторных вагонов — это уже очень редкое явление на желеной дороге. Предполагалось, что новые «Баргузины» будут использовать обычные четырёхосевые вагоны, однако это не сильно исправит ситуацию, хотя, конечно, они не будут выделяться так радикально, как «Молодцы» с их системами перераспределения массы на соседние вагоны.

Поверьте, знать о том, что к ним приехал «ядерный поезд», будут все работники от диспетчерской до депо. А в эпоху мобильников, инстаграма и повсеместной геолокации это превратится в увлекательнейшую игру по поиску в сети хэштега #nucleartrain и #barguzin. Фото на фоне поезда с ракетами — это прекрасно. Что уж говорить про современные цифровые системы учёта вагонов, способные запалить такие поезда в моменты выхода на линию. В итоге мы имеем очень интересный, сложный технически и дорогой проект сомнительной полезности. Опять-таки, в качестве страшной сказки на ночь ядерный поезд идеален. Он останавливается в чистом поле, из вагона-электростанции поднимаются специальные выдвижные устройства. Они закорачивают контактную сеть, во все стороны летят искры и молнии, на протяжении ближайших километров останавливаются все электропоезда. Затем провода отводятся в стороны, ракеты поднимаются и выбрасываются из пусковой установки на небольшую высоту, включаются маршевые двигатели, и вот подарки уже летят в сторону мирно спящей Оклахомщины. Увидишь такое во сне — проснёшься в холодном поту.

С точки же зрения практической реализации всё очень дорого, сложно и ещё раз дорого. Бросковые испытания система прошла, а значит, в случае строгой необходимости может быть достаточно оперативно доведена до практической реализации. Пока же наш поезд будет «стоять на запасном пути», и ничего страшного. Тем же, кто хочет лить слёзы по «мы в советские времена уууу», я рекомендую посетить питерский музей железнодорожной техники возле Балтийского вокзала. БЖРК «Молодец» там есть — можно поностальгировать.

По некоторым данным БЖРК стоят в строю. И последний раз их дергали в 2008 году когда Грузия напала на Осетию. Так что зная как наши любят всю прятать и скрывать не удивлюсь что и "бургузин" уже в строю под каким-нибудь индексом блуждает по просторам родины.

6 декабря 2017, 17:113

А можно по подробнее? Мне, как не-специалисту статья кажется вполне логичной. Местами преувеличено, на мой взгляд, но логично.

6 декабря 2017, 20:410

С разных площадок меня удаляли поэтому поподробнее не надо. А статья просто блеск

7 декабря 2017, 16:510

Комментатор пишет красиво.Но он Неспециалист. Из правильных посылок делает неверные выводы. Опровергать их публично- это значить лить воду на мельницу "потенциального противника". Одно замечу: не надо представлять ядерную войну как одномоментный акт нажатия пусковых кнопок со стороны нападающей и ответное нажатие со стороны отвечающей. Обмен ударами будет идти несколько суток до ПОЛНОГО уничтожения противника ( ну себя, любимого)- Отсылыаю всех к книге С.С. Тармашева "Каждому- своё" Именно возможность произвести неотвратимый ответный удар и является главной изюминкой таких поездов

12 декабря 2017, 19:571

Тармашев - обычный российский фантаст третьего эшелона, типа Донцовой, чего время зря на него тратить? Ещё б Суворова читать предложили!

13 декабря 2017, 22:340

Зато благодаря наличию подобных поездов во времена СССР ж/д пути поддерживались в состоянии выдержать вес подобного поезда. Хоть что то заставляло поддерживать железные дороги в хорошем состоянии.

18 декабря 2017, 02:322

Сейчас вроде тоже следят за путями, нет?

18 декабря 2017, 06:180

Где как,больше следят сколько в карман упадёт! И как понимать что дочерняя контора РЖД не может купить новые вагоны у нашего вагн завода поскольку он под санкциями США и закупать надо на украине поэтому,разгонять надо такие конторы и снимать с должностей тех кто потакает организации подобных контор! Скоро рельсы будут в США закупать если это будет так продолжаться!

28 декабря 2017, 16:430

Не с проста США в первую очередь затребовали у ЕБНа уничтожение предыдущего железнодорожного комплекса и сейчас завывают по поводу восстановления нового поколения этого типа вооружения,стало быть актуален Баргузин и сейчас чтобы о нём не писали всеразличные диванные эксперты,разработчики не глупее всех писарей против этого типа вооружения!

28 декабря 2017, 16:350

Взвешенная статья. Интересно и полезно прочитать и узнать о судьбе БЖРК как она есть!

18 января, 14:510

Статья сильно напоминает басню про лису и виноград. А сказки про АПЛ которых у нас за 18 лет построено всего 3 шт ,это в детский сад.

26 января, 11:080

Автор видимо не служил в вооружённых силах России (СССР). Из представленной информации реально соответствует действительности только наличие дополнительных осей у спецвагона.
Теперь по реалиям. Даже 36 ракет - это 36 ракет с разделяющимися ядерными боевыми блоками (в том числе и в варианте самонаведения). Долет до цели даже трети пущенных ракет позволяет уничтожить инфраструктуру 12 регионов противника ("Скальпель" - 10 неуправляемых ББ по 550 Ктн каждая, что приблизительно 25 Хиросим), а оставшиеся в живых будут медленно умирать и очень сильно завидовать погибшим. Произошедшее в Чернобыле - ничто по сравнению со взрывом 550 Ктн ядерного устройства каждого из боевых блоков. Скрытность перемещения БЖРК была максимальной, а возможность наблюдения БЖРК из космоса полностью исключалась. По экономичности - БЖРК стоит и обходится в эксплуатации дешевле чем атомная подводная лодка, а по отходу с места пуска ракет также более скрытным. При ответного удара по пусковой установке с подлётом ракеты за 25-30 минут, БЖРК успеет проехать 30-40 км.

27 января, 12:420

Следуя выводам автора я бы вот еще добавил... ракеты шахтного базирования да их америкосы уже со спутников все вычислили, залить бетоном нах чтоб не фонили. Стратегическая авиация с ядреной бомбой? Близкий под

27 января, 19:110

Близкий подрыв ядреного заряда мнет самаль как салфетку порезать нах. Передвижные пусковые установки вломит спнцназ и дроны ,тоже в топку. Атомаходы подводные выследят сивульфы всякие, сдать на метал

27 января, 19:160

Причем прошу заметить это не проэкты пасажирских стратегических бомбардировщиков а реально работающие системы.

27 января, 19:220
Похожие статьи