Тайное увлечение Дейнеки. Художник и его самолёты

Мэтр изображал самые разные транспортные средства. Но к авиации у него была подлинная страсть, и летательные аппараты на его картинах появляются чаще, чем прочая техника. Если рассматривать произведения Дейнеки в хронологическом порядке, то можно запросто составить презентацию на тему «История авиации Черноморского флота в картинках». Более того, есть в творчестве художника и загадки, связанные именно с авиатехникой.

Несколько месяцев назад в Facebook состоялась интересная дискуссия: пользователь Сергей Сигачёв опубликовал картину «Бегущие девушки» и остроумно доказал, что, во-первых, девушки на картине — не главное, а во-вторых, паровоз на заднем плане картины — не просто «я-художник-я-так-вижу» паровоз, а редкая модификация паровоза «ЭУ», у которой тендер для воды и угля был конструктивно интегрирован с самим локомотивом. Но удивительнее всего не это (по первой профессии Дейнека железнодорожник), а то, что такие паровозы сохранились в виде памятников по сей день.

А. Дейнека, «Бегущие девушки». Фрагмент Паровоз Эу, памятник на ст. Долинская, Кировоградская обл., Украина (фото: Источник)

Но если паровозы, а также автомобили и прочие пароходы у Дейнеки обычно лишь часть фона, то самолёты часто становятся центральными элементами картин художника. На 30-е годы пришёлся пик интереса Александра Александровича не просто к авиации, а к гидроавиации. Наступила золотая эра гидропланов, и все полагали, что за ними будущее, а сухопутные самолёты и дирижабли — это так, побаловаться. Художник к тому же очень любил изображать море и небо. Только к концу десятилетия гидропланы постепенно сходят с его полотен, уступая место самолётам сухопутного базирования.

Пока одни пользователи Facebook комментировали героинь картины «Бегущие девушки», а другие участвовали в дискуссии о паровозе, автора этой заметки заинтересовало другое: а что за птица летает на известном полотне Дейнеки «Будущие лётчики»? Картина написана в 1937 году, изображает трёх пионеров, сидящих на мраморной набережной летнего приморского города, один из них, на вид постарше, указывает другим на парящий в небе белый гидроплан. Какой?

А. Дейнека, «Будущие лётчики». Фрагмент

Вскоре, хвала гуглу, выяснилось: изящный биплан с толкающим винтом и хвостовым оперением в виде лепестка — это Savoia-Marchetti S.62, лёгкий итальянский разведывательный гидросамолёт. И тут оказалось, что исполненный романтики классический шедевр соцреализма скрывает за собой забавную страницу истории отечественной авиации.

Savoia-Marchetti S.62 (производился в СССР по лицензии как МБР-4)

Самолёт, как уже было сказано, итальянский, а Италия в те годы была… ну вы поняли, фашистская она была. Тем не менее, Италия и Советский Союз вовсю сотрудничали. Прежде всего в сфере производства и закупок вооружений (причём даже во время гражданской войны в Испании, когда итальянские и советские военные друг друга убивали). А летающие лодки фирмы SIAI (известные под брендом «Savoia-Marchetti» и активно закупавшиеся СССР в 20-е и 30-е гг.) оставили яркий след в истории авиации: итальянцы осуществили два массовых трансатлантических перелёта на двухфюзеляжных S.55. Кстати, этому самолёту своим рождением обязан… Комсомольск-на-Амуре. Именно на S.55 к месту постройки будущего города прилетела комиссия, которая этим вопросом занималась.

Плакат, посвящённый международному перелёту Рим-Чикаго (1933). Гламурный фашизм как он есть

Командиром трансатлантичесего перелёта 1933 года был Итало Бальбо, министр авиации Италии и второй после дуче фашист страны (ему даже дали прозвище «наследник Муссолини»). История изображённой на «Будущих летчиках» «савойи» связана с министром самым непосредственным образом. В конце 20-х годов Советский союз сделал заказ на постройку в Италии 50-ти S.62 и купил лицензию на их производство. Но возникла проблема с проведением испытаний — для них не хватало лётчиков. Тогда на одном из официальных приемов советский военно-воздушный атташе подкатил к маршалу Бальбо и пожаловался: мол, облётывать машины некому, помогите. «Не вопрос», — ответил фашист № 2. И со следующего дня испытанием построенных самолётов занимались его подчинённые из итальянских ВВС.

К моменту появления картины «Будущие летчики» лодка S.62 постепенно уходила в прошлое — в 1936 году машины передали в учебные части, а вскоре летающие лодки вообще были сняты с вооружения. Правда, Дейнека изображал «савойю» и раньше — известны ещё три работы, где она запечатлена.

А. Дейнека, «Гидропланы над кораблями». Фрагмент А. Дейнека, «Пионер». Фрагмент А. Дейнека, «Севастополь». Фрагмент

Но не только S.62 славна авиационная составляющая работ Дейнеки. Александр Александрович писал и другие военные гидропланы Черноморского флота: посмотрите на Dornier Wal (акварель «Гидропланы», 1934), поплавковую версию АНТ-7 («Этюд с гидропланами» того же года), МБР-2 (картина «Летающая лодка», 1940) и другие.

А теперь загадка. На картине «Севастополь. Водная станция „Динамо“» (1934) изображён автожир, причём, без всякого сомнения, это А-7 конструкции Николая Камова. Уж больно характерные у него законцовки крыльев. Внимательным был Александр Александрович к деталям летательных аппаратов.

А. Дейнека, «Севастополь. Водная станция „Динамо“». Фрагмент

Но А-7 на картине просто не могло быть! В мае 34-го в ЦАГИ закончили постройку первого экземпляра и передали его для наземных испытаний. В воздух самолёт впервые поднялся лишь в сентябре и никуда из Москвы не улетал. Остаётся только гадать, как А-7 появился на картине, посвящённой летнему Севастополю. Возможно, Дейнека был на аэродроме, где испытывался автожир, и, вдохновлённый необычным летательным аппаратом, решил поместить его на одно из своих свежих полотен.

С годами самолётов на картинах Дейнеки становится всё меньше, но за несколько лет до смерти мэтр решил вспомнить былые навыки. Вероятно, он стал самым именитым советским художником, изобразившим Ил-62. Но Ил-62 ли?

Евгений Башин-РазумовскийЭксперт по историческим вопросам

Эта картина — вторая авиационная загадка Дейнеки. Она написана в 1964 году, к сожалению, более точной датировки наш искусствовед не предоставил. Проблема в том, что Ил-62 в 1964 был в виде двух прходивших испытания прототипов, и встанет он на линии два года спустя, в 1966-м. Весной того же 1964 года на линии вышел британец Vickers VC-10 с идентичным расположением моторов, вот и гадай, то ли мастер увидел в аэропорту английского гостя, то ли подсмотрел за испытаниями нового советского лайнера? А может, и то, и то верно?

А. Дейнека, «Все флаги в гости будут к нам». Фрагмент

Так что вовсе не обнаженными юношами и девушками славно творчество одного из самых известных советских художников, а самолётами, у каждого из которых своя удивительная история.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий