Спор авторов: куда японские воины дели свои щиты?

«Со щитом или на щите», — провожала спартанка своего сына на войну. В эпоху господства холодного оружия у воинов различных армий были щиты, даже в Африке и Америке. С распространением ручного огнестрела эта эпоха завершилась, но гайдзины (чужестранцы — яп. — Прим. ред.) не торопились расстаться с подобной защитой. В Европе у пикинёров щиты встречались ещё в начале XVII века, у панцирной конницы Речи Посполитой — и в конце XVII, в Индии — в XVIII веке, в Средней Азии — и в XIX веке. Второе рождением щита пришлось на XX век, когда он стал частью полицейского снаряжения.

Михаил Поликарпов

(Выхватывая катану) Когда земля была ещё плоской, но уже медленно вращалась, японцы воевали, используя прямые мечи кен и ручные щиты. А затем основной ударной силой их армий стали всадники. Инструмент это был мощный, но не всегда пригодный — конницы было мало, да и действовать она могла не везде. Япония — это в основном горы и лес. Больших открытых пространств для кавалерийского манёвра там практически нет. Основным вооружением всадников был длинный лук юми. Конных самураев защищали панцири. А щиты куда-то исчезли. У пешей челяди их тоже не наблюдалось.

Михаил Котов

(Рука всё ещё на рукояти катаны, взгляд на противника) Всё, что относится к китайскому периоду, для японцев уже столько раз мхом поросло, что и говорить не о чем. Кроме того, любой традиционализм, в том числе и японский, стоит на разделении традиций. Эти, что достались от китайцев, — не айс. А вот эти, что мы придумали, — отличные, так и надо поступать.

Михаил Поликарпов

(Атакует) Вообще, японцы — это «островные мутанты». Находясь в относительной изоляции от материка, они, скажем, смогли построить развитое феодальное общество с «феодальной лестницей», словно из учебника шестого класса. Рядом на континенте ничего подобного не наблюдалось.

Михаил Котов

(Уклоняется и наносит ответный удар) Вопрос щита не в том, остров или нет. В конце концов, связи с Китаем и Кореей пунктиром проходят сквозь всю японскую историю. Подсмотреть или выкрасть инструкцию «как сделать щит за 15 минут» — это просто. Соль ведь в том, что они сознательно не использовались.

Михаил Поликарпов

(Уход с разворотом и двойной удар катаной) И столкновений с нормальными армиями они длительное время избегали. За редкими исключениями, вроде вторжения армии Хубилая в 1274 и 1281 годах. От двух этих «Оверлордов» их спас только ураган. Поэтому, варясь в собственном котле, японские армии приобрели странные черты. И луки, и панцири были очень оригинальными. Если не сказать, что странными. Так, на континенте длинный лук был оружием пехоты — всадники применяли короткий составной. Китайские историки называли буси (самураев) «людьми длинного лука».

А например, свой шлем пехотинцы-асигару использовали и как посуду, для приготовления пищи. Да, это был шлем-кастрюля. Двойного назначения.

Михаил Котов

(Блокирует удар мечом, пытается выполнить колющий в горло) В том и проблема. «Ещё нарожают» — это не только про Россию, но и про Японию. Есть асигару, собранные из народа, и думать об их удобстве и безопасности не будет никто. Это, во многом, лишь расходный материал. Им суждено погибнуть первыми на поле боя. Это Киото, детка. Здесь никто не попытается создать из асигару серьёзную силу, подобную испанской терции. Зачем? Никто не занимается разработкой скафандров для креветок. Это же креветки, они по-любому сварятся!

Михаил Поликарпов

(Берёт в руки нагинату и размахивает ей) Японское средневековое общество было очень милитаризованным. Там воевали даже буддийские монахи, выставлявшие собственные армии. Их «фирменным блюдом» была нагината — искривлённый клинок на длинной рукояти. Или, если угодно, на древке. Это же оружие было характерно и для женщин из семей воинов.

Армии в XV веке выросли за счёт пехотинцев-асигару, которых набирали из простолюдинов. А в XVI веке, под явным влиянием круглоглазых пришельцев, в Японии произошла военная революция. Всадники перенимали европейские кирасы и копейный удар. Массово стали использовать аркебузы. Теперь пехота представляла несколько видов войск. Она включала в себя копейщиков, вооружённых длинными — до 4,5-6 метров — пиками; воинов с короткими копьями и нагинатами; лучников и аркебузиров. Стрелки прикрывались тяжёлыми стационарными щитами-татэ, которые до боли напоминали европейские павезы. Полевой артиллерии, правда, не было. Как и нормального обоза. Все-таки странные они, эти японцы.

Михаил Котов

(Атакует копьём-яри) И опять же. Ответ нужно искать внутри японцев, а не снаружи. Того, что у них есть, «необходимо и достаточно» для войн за титул сёгуна. Вести же научно-исследовательские работы, с одной стороны, не на что, с другой стороны — незачем.

И если Европа похожа на адский котёл, где не успевших эволюционировать едят живьём, то в Японии температура терпимая, рваться вперёд изо всех сил необязательно.

Есть лучники — у них переносные щиты татэ. Есть воины с пиками, нагинатами и мечами — простые, но эффективные асигару. Зачем что-то переделывать? Для кого? Понятно, что правильный ответ — «на случай боя с чужаками», но кто его тогда мог предвидеть?

Михаил Поликарпов

(Парирует яри и наносит удар нагинатой по ногам) Без переносных щитов и нормальных панцирей японские пикинёры были уязвимыми для стрел. А когда пики ломались и два строя смешивались, наступала «собачья свалка». Там воин со щитом и коротким мечом имеет преимущество перед тем, у кого только меч. Да и построить щитоносцев можно намного плотнее. Интересно, что воин с катаной может сделать против «стены щитов»?

Михаил Котов

(Подпрыгнув и увернувшись от нагинаты) Да, по сути, ничего не может. Если брать суровую реальность, а не романтические вздохи и романы, то самураи вовсе не супервоины. Скорее тут, как и всегда, сработал качественный японский маркетинг. Катана — супероружие, многократно лучше европейских мечей (увы, в реальности это не так), самураи — великие воины, каждый из которых мечник от бога. Про ниндзя в реальности и мифе я уже и не говорю.

Так и тут — соль скорее в том, что японское военное искусство уступало европейскому во многом потому, что варилось само в себе. Та же японская конница так и не «доросла» до таранного копейного удара — одного из шедевров военного искусства Средневековья. Вот и щит от него не нужен.

Михаил Поликарпов

(Берёт в руки круглый щит) Объяснять отсутствие щита тем, что в Японии не было таранного копейного удара, по меньшей мере странно. У зулусов его тоже не было, а щиты были.

Михаил Котов

(Стреляет из юми, традиционного японского лука) Стоит ли равнять все армии мира под одну гребёнку? Те же зулусы зато до двуручных мечей не доросли — слишком слабо развито у них было кузнечное дело. Дай им нормальную длинную пику и куда они денут свои щиты?

Михаил Поликарпов

(Закрывается щитом от стрелы) Как носить щит, если обе руки заняты длинной пикой? В древности македоняне решили эту проблему. Щит вешали на предплечье левой руки, дополнительно могли удерживать ремнём, перекинутым через шею. А в испанских терциях кроме пикинёров и аркебузиров одно время были щитоносцы-родельерос. В испанской армии Кортеса, отправившейся на завоевание империи ацтеков, они составляли большинство.

Михаил Котов

(Пускает к цели вторую стрелу) И это снова в копилку однобокого развития и отсутствия серьёзных столкновений с разительно отличающимися армиями. Тут все знакомо, традиционно. В нужный момент кричишь: «Выпускайте кракена — мечников!», и они решают исход битвы.

Михаил Поликарпов

(Ловит щитом и вторую стрелу) Основным оружием японской пехоты было именно древковое. Оружие первого удара. Какой бы ты ни был прекрасный фехтовальщик, против нескольких копий-яри в руках простолюдинов тебе мало что светит.

Михаил Котов

(Бьёт тати — изогнутым длинным мечом) Но разве не то же самое мы видим в Европе?! Самые простые боевые единицы — копейщики «в одном исподнем» с пикой или боевым цепом в руках (а то и выпрямленной косой). И ведь гуситские войны во многом «игрались и выигрывались» именно такими армиями. Да, меч — это дорого, меч — это надёжно. Всё бросили скорее на создание доспехов, эффективных против рубящих ударов мечом. И в этом японцы преуспели.

Михаил Поликарпов

(Разворот на колене с уходом от тати — и контратака нагинатой) Культ меча, каким мы его знаем и к которому привыкли, появился только в эпоху Эдо — мирный период XVII–XIX веков. Отсюда и эстетика харакири (сеппуку), и дуэли, и прочие японские извращения, ставшие популярными благодаря кинематографу. Тогда же самое воинственное общество стали перестраивать на мирные рельсы. Для этого и пришлось предпринять два похода в Корею — чтобы как-то «трудоустроить» воинов.

Михаил Котов

(Вкладывая меч в ножны) Хорошо, я попробую подытожить. Японцы не теряли щиты. Скорее внешние и внутренние факторы совпали так, что они оказались ни к селу. Внешние — это ограниченность театра военных действий, отсутствие новых противников и, соответственно, отсутствие новых тактик. А те задачи, что были, спокойно решались имеющимся инструментарием.

Внутренние факторы — это максимальный традиционализм, который на корню убивал поиски новых решений. Есть асигару — дешёвые и многочисленные пехотинцы, вооружённые в основном копьями. Есть самураи — они двумя руками держатся за двуручное оружие. Так и живём. А щиты просто оказались не у дел.

Михаилы обмениваются поклонами.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий