itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Паруса или турбины: возможно ли возвращение парусников

Парусные корабли — это красиво, экологично и, конце концов, быстро. По крайней мере, газета «Гардиан» пишет о том, что американские клиперы середины XIX века показывали скорость едва ли не бо́льшую, чем у современных грузовых судов. Так может, пора, возродить парусники? WARHEAD.SU взвесил плюсы и минусы.

/
21K
41
66
115

Парусные корабли — это красиво, экологично и, конце концов, быстро. По крайней мере, газета «Гардиан» пишет о том, что американские клиперы середины XIX века показывали скорость едва ли не бо́льшую, чем у современных грузовых судов. Так может, пора, возродить парусники? WARHEAD.SU взвесил плюсы и минусы.

Последнее время в некоторых статьях журналистов и фанатов парусников всё больше звучит призыв вернуться к использованию парусных кораблей в океанах в качестве основных перевозчиков на дальние расстояния. Так, в 2010 году в газете The Guardian вышла статья с броским заголовком: «Современные сухогрузы плавают медленнее парусных клиперов». Речь о знаменитых «чайных клиперах» XIX века.

Краткая аннотация к статье гласит: «Современные сухогрузы пересекают океаны за большее время, чем Cutty Sark 130 лет назад, потому что нынешние судовладельцы стали использовать супермедленный ход (super-slow steaming)».

Катти Сарк
«Катти Сарк»

Справедливо ли это утверждение? Давайте разбираться.

Назад в XIX век?

Итак, The Guardian пишет, что проблемой всему — две причины: экономический спад в морских перевозках, начавшийся в 2008 году, и ужесточение требований по охране окружающей среды в Европе. Если в 1980-х годах стандартная скорость сухогруза в океане составляла 25 узлов (примерно 46 км/ч), то потом она понизилась до 20 узлов, а в 2008 году — до 12 узлов. То есть скорость перевозки груза на отдельном судне упала ровно в два раза. Время прохождения судна между США и Китаем или между Австралией и Европой теперь сопоставимо с тем, сколько тратили на это парусники в XIX веке. И даже немного медленнее, как утверждается в статье. А ведь американские клиперы середины XIX века в среднем давали 14-17 узлов скорости, а некоторые — и до 22 узлов.

Вот оно, решение! Паруса экологичны, не расходуют драгоценное топливо (нефть, мазут, уголь), да ещё и дают больше скорости. Так за чем же дело стало? Примеров ведь масса!

Тот же бостонский клипер Sovereign of the Seas, с очень длинным и узким корпусом (соотношение длины к ширине у него было 5:1, на обычных кораблях века паруса — 3,5:1), построенный в 1852 году, действительно прошёл расстояние от Нью-Йорка до Ливерпуля всего за 13 дней и 13,5 часов. При этом его средняя скорость составила 22 узла. Cutty Sark показала среднюю скорость на 2 183 морских милях в 15 узлов. Из Плимута в Сидней судно шло всего 72 дня, тогда как считалось, что этот путь займёт не меньше 100 дней. Клипер Flying Cloud затратил на переход между Нью-Йорком и Сан-Франциско через мыс Горн 89 дней.

Sovereign of the Seas, художник — Джеймс Баттерворт
Sovereign of the Seas, художник — Джеймс Баттерворт

Какова же была его средняя скорость? Давайте посчитаем. Чтобы узнать скорость, нам нужно всего лишь расстояние поделить на время, правильно? Расстояние между Нью-Йорком и Сан-Франциско через мыс Горн составляет 21 300 км, или 11 500 морских миль. 11 500 морских миль делим на 89 дней и получаем 130 миль в день, или… 5.4 узла. Как же так, спросит читатель! А вот так!

Может быть, посчитаем другой путь? Расстояние Нью-Йорк-Ливерпуль, которое прошёл клипер Sovereign of the Seas, — 5 300 км, или 2 860 морских миль. Делим на 13 дней, получаем 220 миль в день, или девять узлов.

В том-то и проблема, что в статье The Guardian брались пиковые показатели значений скорости парусных кораблей. То есть некоторые отрезки парусные клиперы действительно шли со скоростью и 14 узлов, и 18 узлов, и даже 22 узла. Но ведь нам-то важна средняя скорость! А она получалась гораздо меньше.

Паруса или турбины: возможно ли возвращение парусников

Давайте посмотрим на винджаммеры — знаменитые парусники-«выжиматели ветра» начала XX века. Там мы также встретим среднее значение скорости восемь-девять узлов. Не кратковременные показатели пиковой скорости на небольших участках, а именно нормальная средняя скорость перехода. Да, некоторые рудовозы (балкеры, то есть суда с трюмами насыпного типа) идут с той же средней скоростью восемь-девять узлов, но если парусники XIX века имели полезное водоизмещение от трёх до восьми тысяч тонн, то современные суда имеют водоизмещение до 330 тысяч тонн (так называемые кейпсайзы — корабли, которые из-за своей осадки и размеров не могут пройти Панамским или Суэцким каналом, и вынуждены огибать мыс Доброй Надежды или мыс Горн), то есть могут принять груз, эквивалентный 41 паруснику!

А может, построить парусник водоизмещением в 100 тысяч тонн? Нельзя, ибо за подобный рост водоизмещения надо платить либо снижением скорости, либо увеличением площади парусного вооружения судна. Что в результате получится — представить страшно!

И всё же давайте прикинем. Тот же барк «Крузенштерн» (бывший «Падуя») имеет водоизмещение 3000 тонн, при этом площадь парусов у него составляет 3400 кв. м. Понятно, что зависимость тут более сложная, но давайте для простоты примем линейную зависимость площади парусов от водоизмещения. Итак, 3000 тонн — это 3400 кв. м. парусов, а 100 тысяч тонн — это… 113 тысяч кв. м. парусов!!! Самая большая площадь парусов за всю историю парусного флота была у пятимачтового винджаммера Preussen — 6806 кв. м.

Выглядело это вот так
Выглядело это вот так

Как разместить 113 000 кв. м. парусов — это даже представить невозможно.

Попутного ветра в паруса

А теперь вернёмся к вопросам скорости парусного судна. Почему скорость парусного судна нестабильна? На это чётко отвечает такая наука, как метеорология.

Допустим (для простоты), что у парусника всегда попутный ветер, и что ему не приходится идти зигзагами или уклоняться от курса. Да, ситуация фантастическая, но тем не менее сделаем такое допущение. Неужели в таком варианте парусник не сможет идти как тот самый сухогруз — с постоянной скоростью? Ответ — нет, не сможет.

Дело в том, что к югу от экватора начинаются зоны «тихих ветров», которые дуют со скоростью от 0.3 до 1 м/с. А как мы с вами понимаем, скорость парусного судна напрямую зависит от силы ветра. Нет ветра — нет скорости. И в случае с парусниками, заменяющими «кейпсайзы», клиперами или винджаммерами на пути к мысу Горн или мысу Доброй Надежды придётся пройти область тихих ветров, что замедлит их среднюю скорость перевозки груза. И это — даже при нашем с вами допущении, что парусник идёт с попутным ветром весь свой путь. А ведь это далеко не всегда бывает возможным, особенно в «ревущих сороковых» (широты между 40° и 50° в Южном полушарии Земли, где дуют сильные ветры западного направления и часты штормы. — Прим.ред.) или у мыса Горн.

Паруса или турбины: возможно ли возвращение парусников

Таким образом получается, что даже «супермедленный ход» в восемь-двенадцать узлов на современных судах обеспечивает более быстрое прибытие грузового судна из точки «А» в точку «Б», чем использование на дальних маршрутах парусных кораблей. Просто потому, что корабль на двигателе не зависит от силы и направления ветра и медленно, но неуклонно идёт по заданному маршруту.

Ну и ещё одно обстоятельство — экипажи. На Cutty Sark экипаж составлял 28 человек. На знаменитых «летающих П» («Памир», «Падуя», «Пассат») начала XX века — 28-35 человек. На знаменитом рудовозе Berge Stahl (61 тысяча тонн) экипаж составляет 16 человек. Самый большой контейнеровоз в мире Emma Maersk (170 тысяч тонн) — 13 человек. И это логично, ведь для работы с парусами нужно гораздо больше рабочих рук, чем для управления машиной современного судна.

Паруса или турбины: возможно ли возвращение парусников

Вот и получается, что пока возвращение парусников для рутинной работы — мечты фанатов и энтузиастов; экономика и финансовый расчёт на стороне двигателей дизельного типа и турбин. Но ушли ли парусники в прошлое насовсем? Время покажет.

Hoвости СМИ2
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

24K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

53K
54
22
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

26K
31
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

35K
34
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

32K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

15K
23
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
27
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
14
0
0
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

40K
118
130
6.1K
Жил грешно и умер смешно. 5 нелепых смертей командующих «Оси»

Умереть при приземлении на минное поле. Стать жертвой пропеллера собственного самолёта. Отдать концы, попав под раздачу ни за что. Многие командующие стран «Оси» погибли на Восточном фронте при весьма затейливых обстоятельствах. В нашей подборке — наиболее «отличившиеся» кадры: те, кому в смерти не повезло. И поделом.

27K
131
123
2.3K
Как отучить дезертиров сдаваться в плен — метод сержанта Глазкова

Чтобы отучить бойца переходить на сторону врага, нужен особист. Только не такой, как в «Штрафбате», а настоящий герой-чекист, способный на риск и подвиг. Таким оказался сержант НКВД Иван Глазков из 114-й стрелковой дивизии. После него желание принимать перебежчиков у противника отпало раз и навсегда.

25K
73
311
2.1K
Всегда стоят насмерть: румыны о советских солдатах и РККА

«Остаётся мёртвым, где поставил командир». В разгар битвы за Сталинград командование 3-й румынской армии разослало в свои части документ, оценивавший боевые качества Красной армии. Это исследование базировалось на оценке вермахта, которую румыны обогатили своим опытом войны с СССР. О том, как видели РККА и красноармейцев их враги, — в нашем материале.

23K
87
45
3.6K
Танк или недоразумение: как воевал Т-60

Одни говорят, что это был едва ли не худший танк войны — слабый, с малокалиберной пушчонкой, тонкой бронёй и дохлым мотором, который даже ездить без «старших братьев» не всегда мог. Другие — что именно эта машина спасла Москву. Кто же прав? И вообще, что такое Т-60 — танк или недотанк, «машина танкового шлейфа»?

19K
85
132
788
«Куда пропали пленные Эйзенхауэра?»: тайна миллиона солдат Третьего рейха

Злобные американцы во главе с генералом Эйзенхауэром уморили миллион немцев! Или нет? Что на самом деле случилось с солдатами Третьего рейха в американском плену — в нашей статье.

19K
93
178
456
Почему английские лучники сражались без штанов при Азенкуре?

Известная, славная битва вошла в историю Англии — сражение при Азенкуре, когда английские лучники напрочь разбили французов. Правда, в учебниках обычно опускают один забавный факт, о котором мы вам и расскажем.

17K
77
34
2.9K
Удача, полководческий талант и дурость противника: пять неравных битв Средневековья

У вас нет денег, ваши вассалы разгромлены, а союзники готовы вонзить нож в спину. Как воевать? Спокуха! Победить сильного врага можно, даже уступая ему в численности. Немного везения, грамотные манёвры и идиотизм противника творят чудеса. Даже в Средневековье, где всем рулит рыцарская кавалерия.

17K
75
46
1.4K
Оружие победы: миномёт, который ценили даже враги

Это оружие копировали враги и уважали союзники. Почему же не «Катюша», не гаубица, а именно 120-мм миномёт можно назвать оружием Победы?

16K
109
139
700
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

72K
110
58
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

66K
60
70
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

63K
62
48
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

61K
72
76
862
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

60K
60
11
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

58K
78
35
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

51K
70
406
703
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

45K
68
83
1.7K
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

44K
95
353
786
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

252K
115
77
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

128K
35
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

133K
74
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

130K
95
24
869
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

100K
97
29
742
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

98K
53
31
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

94K
8
4
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

79K
38
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

79K
29
18
346