Железо

Паруса или турбины: возможно ли возвращение парусников

Парусные корабли — это красиво, экологично и, конце концов, быстро. По крайней мере, газета «Гардиан» пишет о том, что американские клиперы середины XIX века показывали скорость едва ли не бо́льшую, чем у современных грузовых судов. Так может, пора, возродить парусники? WARHEAD.SU взвесил плюсы и минусы.

Сергей Махов /
17K
26
44
115

Парусные корабли — это красиво, экологично и, конце концов, быстро. По крайней мере, газета «Гардиан» пишет о том, что американские клиперы середины XIX века показывали скорость едва ли не бо́льшую, чем у современных грузовых судов. Так может, пора, возродить парусники? WARHEAD.SU взвесил плюсы и минусы.

Последнее время в некоторых статьях журналистов и фанатов парусников всё больше звучит призыв вернуться к использованию парусных кораблей в океанах в качестве основных перевозчиков на дальние расстояния. Так, в 2010 году в газете The Guardian вышла статья с броским заголовком: «Современные сухогрузы плавают медленнее парусных клиперов». Речь о знаменитых «чайных клиперах» XIX века.

Краткая аннотация к статье гласит: «Современные сухогрузы пересекают океаны за большее время, чем Cutty Sark 130 лет назад, потому что нынешние судовладельцы стали использовать супермедленный ход (super-slow steaming)».

Катти Сарк
«Катти Сарк»

Справедливо ли это утверждение? Давайте разбираться.

Назад в XIX век?

Итак, The Guardian пишет, что проблемой всему — две причины: экономический спад в морских перевозках, начавшийся в 2008 году, и ужесточение требований по охране окружающей среды в Европе. Если в 1980-х годах стандартная скорость сухогруза в океане составляла 25 узлов (примерно 46 км/ч), то потом она понизилась до 20 узлов, а в 2008 году — до 12 узлов. То есть скорость перевозки груза на отдельном судне упала ровно в два раза. Время прохождения судна между США и Китаем или между Австралией и Европой теперь сопоставимо с тем, сколько тратили на это парусники в XIX веке. И даже немного медленнее, как утверждается в статье. А ведь американские клиперы середины XIX века в среднем давали 14-17 узлов скорости, а некоторые — и до 22 узлов.

Вот оно, решение! Паруса экологичны, не расходуют драгоценное топливо (нефть, мазут, уголь), да ещё и дают больше скорости. Так за чем же дело стало? Примеров ведь масса!

Тот же бостонский клипер Sovereign of the Seas, с очень длинным и узким корпусом (соотношение длины к ширине у него было 5:1, на обычных кораблях века паруса — 3,5:1), построенный в 1852 году, действительно прошёл расстояние от Нью-Йорка до Ливерпуля всего за 13 дней и 13,5 часов. При этом его средняя скорость составила 22 узла. Cutty Sark показала среднюю скорость на 2 183 морских милях в 15 узлов. Из Плимута в Сидней судно шло всего 72 дня, тогда как считалось, что этот путь займёт не меньше 100 дней. Клипер Flying Cloud затратил на переход между Нью-Йорком и Сан-Франциско через мыс Горн 89 дней.

Sovereign of the Seas, художник — Джеймс Баттерворт
Sovereign of the Seas, художник — Джеймс Баттерворт

Какова же была его средняя скорость? Давайте посчитаем. Чтобы узнать скорость, нам нужно всего лишь расстояние поделить на время, правильно? Расстояние между Нью-Йорком и Сан-Франциско через мыс Горн составляет 21 300 км, или 11 500 морских миль. 11 500 морских миль делим на 89 дней и получаем 130 миль в день, или… 5.4 узла. Как же так, спросит читатель! А вот так!

Может быть, посчитаем другой путь? Расстояние Нью-Йорк-Ливерпуль, которое прошёл клипер Sovereign of the Seas, — 5 300 км, или 2 860 морских миль. Делим на 13 дней, получаем 220 миль в день, или девять узлов.

В том-то и проблема, что в статье The Guardian брались пиковые показатели значений скорости парусных кораблей. То есть некоторые отрезки парусные клиперы действительно шли со скоростью и 14 узлов, и 18 узлов, и даже 22 узла. Но ведь нам-то важна средняя скорость! А она получалась гораздо меньше.

Паруса или турбины: возможно ли возвращение парусников

Давайте посмотрим на винджаммеры — знаменитые парусники-«выжиматели ветра» начала XX века. Там мы также встретим среднее значение скорости восемь-девять узлов. Не кратковременные показатели пиковой скорости на небольших участках, а именно нормальная средняя скорость перехода. Да, некоторые рудовозы (балкеры, то есть суда с трюмами насыпного типа) идут с той же средней скоростью восемь-девять узлов, но если парусники XIX века имели полезное водоизмещение от трёх до восьми тысяч тонн, то современные суда имеют водоизмещение до 330 тысяч тонн (так называемые кейпсайзы — корабли, которые из-за своей осадки и размеров не могут пройти Панамским или Суэцким каналом, и вынуждены огибать мыс Доброй Надежды или мыс Горн), то есть могут принять груз, эквивалентный 41 паруснику!

А может, построить парусник водоизмещением в 100 тысяч тонн? Нельзя, ибо за подобный рост водоизмещения надо платить либо снижением скорости, либо увеличением площади парусного вооружения судна. Что в результате получится — представить страшно!

И всё же давайте прикинем. Тот же барк «Крузенштерн» (бывший «Падуя») имеет водоизмещение 3000 тонн, при этом площадь парусов у него составляет 3400 кв. м. Понятно, что зависимость тут более сложная, но давайте для простоты примем линейную зависимость площади парусов от водоизмещения. Итак, 3000 тонн — это 3400 кв. м. парусов, а 100 тысяч тонн — это… 113 тысяч кв. м. парусов!!! Самая большая площадь парусов за всю историю парусного флота была у пятимачтового винджаммера Preussen — 6806 кв. м.

Выглядело это вот так
Выглядело это вот так

Как разместить 113 000 кв. м. парусов — это даже представить невозможно.

Попутного ветра в паруса

А теперь вернёмся к вопросам скорости парусного судна. Почему скорость парусного судна нестабильна? На это чётко отвечает такая наука, как метеорология.

Допустим (для простоты), что у парусника всегда попутный ветер, и что ему не приходится идти зигзагами или уклоняться от курса. Да, ситуация фантастическая, но тем не менее сделаем такое допущение. Неужели в таком варианте парусник не сможет идти как тот самый сухогруз — с постоянной скоростью? Ответ — нет, не сможет.

Дело в том, что к югу от экватора начинаются зоны «тихих ветров», которые дуют со скоростью от 0.3 до 1 м/с. А как мы с вами понимаем, скорость парусного судна напрямую зависит от силы ветра. Нет ветра — нет скорости. И в случае с парусниками, заменяющими «кейпсайзы», клиперами или винджаммерами на пути к мысу Горн или мысу Доброй Надежды придётся пройти область тихих ветров, что замедлит их среднюю скорость перевозки груза. И это — даже при нашем с вами допущении, что парусник идёт с попутным ветром весь свой путь. А ведь это далеко не всегда бывает возможным, особенно в «ревущих сороковых» (широты между 40° и 50° в Южном полушарии Земли, где дуют сильные ветры западного направления и часты штормы. — Прим.ред.) или у мыса Горн.

Паруса или турбины: возможно ли возвращение парусников

Таким образом получается, что даже «супермедленный ход» в восемь-двенадцать узлов на современных судах обеспечивает более быстрое прибытие грузового судна из точки «А» в точку «Б», чем использование на дальних маршрутах парусных кораблей. Просто потому, что корабль на двигателе не зависит от силы и направления ветра и медленно, но неуклонно идёт по заданному маршруту.

Ну и ещё одно обстоятельство — экипажи. На Cutty Sark экипаж составлял 28 человек. На знаменитых «летающих П» («Памир», «Падуя», «Пассат») начала XX века — 28-35 человек. На знаменитом рудовозе Berge Stahl (61 тысяча тонн) экипаж составляет 16 человек. Самый большой контейнеровоз в мире Emma Maersk (170 тысяч тонн) — 13 человек. И это логично, ведь для работы с парусами нужно гораздо больше рабочих рук, чем для управления машиной современного судна.

Паруса или турбины: возможно ли возвращение парусников

Вот и получается, что пока возвращение парусников для рутинной работы — мечты фанатов и энтузиастов; экономика и финансовый расчёт на стороне двигателей дизельного типа и турбин. Но ушли ли парусники в прошлое насовсем? Время покажет.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново
Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.
13K
18
2
1
Пистолет, появившийся раньше времени
Где-то на пару тысяч лет

Болтеры — самое знаменитое, наверное, стрелковое оружие фантастической вселенной Warhammer 40k — известны тем, что используют реактивные снаряды, стабилизируемые в полете вращением. Этим чудовищем, например, штурмовые отряды Adepta Sororitas (сплошь гарные девицы!) устрашают еретиков по всей галактике в далёком будущем. Есть у него и современный реальный прототип, который тоже известен, но в основном в кругу фанатов стрелковки.

21K
14
7
2
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой
Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.
40K
36
16
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

19K
17
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34
Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…
31K
31
5
6
Вьетнамские хоббиты
Тихое оружие тоннельной войны
Мы знаем о войне на суше, воде и в небе, а вот в 1967 году, в самый разгар войны во Вьетнаме, американцам пришлось повоевать под землей. Вьетконговцы выкопали целые лабиринты тоннелей, в которых находилось всё нужное для жизни. Прямо как у хоббитцов во «Властелине колец», только эти хоббитцы ни разу не были добродушны и гостеприимны. Разбомбить их сверху не получалось, и американцам приходилось спускаться в тесные переходы, кое-где перемещаясь чуть ли не ползком. Обычное оружие в тоннелях только мешало.
13K
18
4
0
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»
1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!
11K
19
0
2
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения
Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».
30K
18
9
4
Стреляй, кисть качай!
Пистолет для фитоняшек XIX века
В конце XIX века самозарядные пистолеты были новинкой. И, конечно, многим хотелось выделиться и приобрести не револьвер «как у всех», а что-нибудь эдакое, но при этом всё-таки доступное уму. Например, затейливый неавтоматический пистолет, перезаряжающийся с помощью мускульной силы. Такие в шутку называли «эспандерами». Мы расскажем об одном из примеров пистолетного хайпа начала века.
8.2K
12
2
0
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

35K
34
49
511
Пять поворотных моментов операции «Багратион»: как немцы потерпели самое крупное поражение

Операция «Багратион» — крупнейшее поражение немецкой армии за всю её историю! Чтобы просто неудача и прорыв переросли во вселенскую катастрофу, нужно было не раз и не два сделать правильный выбор места и времени ударов, и добавить щепотку импровизации и мастерства. Что же именно происходило 75 лет назад во время Великой Отечественной войны?

28K
45
52
636
Прохоровка: о чём хочет забыть Die Welt?

Когда о каком-то факте или событии неожиданно и внешне немотивированно вспоминают, у людей в теме возникает вопрос: «О чём же они хотят забыть?». Статья в Die Welt о Прохоровке — именно такая. Самый лёгкий способ заставить о чём-то забыть — потопить воспоминания в крике и хайпе на постороннюю тему.

27K
65
170
1.5K
Мортсейфы от «воскрешателей»: как в Англии охотились за мертвецами

Ходячие мертвецы, упыри, вихты… Не из-за них ли на старых английских кладбищах до сих пор можно видеть железные «клетки» на могилах? А вот и нет! Мортсейфы ставили, чтобы тела не достались «воскрешателям». О кладбищенской войне, развернувшейся в Англии в XIX веке, — в материале WARHEAD.SU.

24K
25
9
204
Как живёт реактор? Путешествие на ЛАЭС

Сериал «Чернобыль» посеял семена сомнения по всему миру. Кажется, что даже после катастрофы на Фукусиме люди столько не интересовались атомными электростанциями, их безопасностью и тем, насколько опасна радиация. Вот и редакция WARHEAD.SU выделила наименее ценного сотрудника, замаскировала его под научного журналиста и отправила на Ленинградскую атомную электростанцию.

23K
27
32
89
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

23K
32
28
569
Самолёт-перебежчик: 30 лет назад советский истребитель улетел на Запад без пилота

Ровно тридцать лет назад из социалистического лагеря прямо в капитализм сбежал самолёт. Нет-нет, не лётчик, а именно сам самолёт. Лётчик остался верен присяге, а вот самолёт, привлечённый капиталистическими миражами, рванул в страны Западной Европы, пролетев самостоятельно более девяти сотен километров.

22K
27
11
672
Страх и ненависть в Лапландии: амфетаминовый рейд Айво Койвунена

Финны вслед за союзниками-немцами в годы войны плотно подсели на метамфетамин. Широкий ассортимент побочных эффектов впечатлял: от депрессий и полного истощения сил до военных преступлений в припадках бешенства и сражений с «глюками». Особенно впечатляюще от «спидов» пострадал один финский разведчик. В отличие от Хантера Томпсона, у него было только тридцать таблеток — но ему хватило.

21K
31
18
826
Кто кого: мадьяры против всей Европы

Пока на берегах Европы хозяйничали викинги, на суше её жителей поджидала ничуть не меньшая напасть. Дальние родственники степенных финнов и эстонцев, они же — близкая родня сибирских оленеводов, научились у индоевропейцев, скифов и тюрков разному плохому, и устроили в Старом Свете фантастический кавардак на долгие полвека.

21K
41
29
974
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
124K
69
37
897
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

62K
60
18
742
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС
В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.
47K
38
73
361
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

45K
40
10
432
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

43K
34
9
466
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

40K
32
23
467
Ликбез: что такое испанские терции и почему они проиграли?
Испанская армия больше ста лет господствовала на полях сражений. Испанцы громили всех, кто рисковал выступить против величайшей военной машины Европы. Но внезапно солдаты, которых боялись лучшие полководцы континента, начали проигрывать сражение за сражением. Почему?
40K
28
8
276
Тест: какой вы боец спецназа?

Бойцы спецназа во многом взаимозаменяемы, но всё же у каждого из них есть своя специализация. Медики, штурмовики, группа поддержки… Пройдите наш тест и узнайте, что же вам ближе.

39K
2
2
90
Советские партизаны под итальянским солнцем: самый далёкий «фронт» Великой Отечественной

В ХХ веке жители СССР оказались в Италии не по своей воле — сюда их привезли нацисты на принудительные работы и смерть. Тысячам удалось бежать. Они продолжили войну в рядах итальянского Сопротивления, сражались плечом к плечу с британскими SAS и даже прошли победным маршем по улицам Рима под красным знаменем — на встречу с папой римским.

36K
47
6
284
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
124K
69
37
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

90K
50
9
869
Ликбез: зачем танку бревно
Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.
75K
35
26
457
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе
Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.
71K
30
12
172
Тест: Какой вы военачальник?
Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.
70K
5
3
276
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы
Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.
64K
29
28
679
Одна пуля, изменившая ход великой войны
«Friendly Fire Isn’t Friendly» (дружественный огонь ни разу не дружественный) — эту истину знают все, кто хоть раз побывал в зоне боевых действий. Он часто приводит к трагическим последствиям. А один неизвестный иракский солдат из расчёта противовоздушной обороны ухитрился таким образом изменить весь ход Второй мировой войны.
64K
18
12
302
Гранатомёт Таубина: как Сталин не получил супероружие
Хотите предложить товарищу Сталину оружие, которое убьёт всех врагов? А конструктор Таубин сделал такое оружие в реальности. Казалось бы — вот оно! Сейчас Рабоче-Крестьянская Красная Армия покажет империалистам. Однако на вооружение вундерваффе так и не приняли. Почему?
63K
26
27
328
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

62K
27
17
346