«Невозможная победа»: 12 «школьных» заблуждений о сражении при Мидуэе

В школе это сражение, конечно, не проходят, так что все заблуждения порождены парой переводных книжек о нём. Книжки хорошие, но вот написаны они были в 1955 и 1967 годах, а военно-историческая наука в Японии и США с тех пор на месте не стояла.

Содержание
  1. 1. Мидуэйская операция была частью хитрого стратегического плана японцев
  2. 2. «Спусковым крючком» операции послужил рейд Дулиттла
  3. 3. Удар по Алеутским островам был отвлекающим
  4. 4. Японские силы при Мидуэе значительно превосходили американские численно
  5. 5. Благодаря радиоразведке американцы знали японский план, что и обеспечило их победу
  6. 6. Японцы не смогли своевременно обнаружить американские корабли из-за задержки со взлётом одного из самолётов-разведчиков
  7. 7. Адмирал Нагумо проиграл сражение, потому что не разбирался в авиации
  8. 8. В критический момент Нагумо начал метаться и принимать непоследовательные решения
  9. 9. Японцам не хватило каких-то пяти минут, чтобы поднять в воздух самолёты для полноценного ответного удара
  10. 10. Поражение при Мидуэе лишило Японию «сотен незаменимых пилотов»
  11. 11. Мидуэй был решающим/переломным сражением Тихоокеанской войны
  12. 12. При Мидуэе американцам очень повезло

1. Мидуэйская операция была частью хитрого стратегического плана японцев

На сам деле, как и в случае с Пёрл-Харбором, это был личный проект главкома Объединённого флота ВМС Японии адмирала Исороку Ямамото. В то время, как у японского генштаба были совершенно другие планы на второй этап «войны за Великую Восточную Азию». Но Ямамото удалось — фактически путём шантажа — убедить любимое командование принять его вариант.

Автор идеи и разработчики плана Мидуэйской операции: главком Объединённого флота адмирал Исороку Ямамото, его начальник штаба контр-адмирал Мотомэ Угаки, начальник оперативного отдела штаба, «бог операций», капитан 1-го ранга Камэто Куросима

2. «Спусковым крючком» операции послужил рейд Дулиттла

Генштаб ВМС Японии согласился на Мидуэйскую операцию ещё 5 апреля 1942 года — то есть за 13 дней до рейда. Другое дело — после американского удара по метрополии отношение к этому плану радикально изменилось. Операция, главной целью которой было исключить подобное в будущем, уже не просто допускалась, а была с энтузиазмом поддержана. На неё были немедленно выделены все запрошенные силы и обеспечено приоритетное снабжение. И даже командование сухопутных сил, до этого и слышать не желавшее ни о каких флотских авантюрах, по собственной инициативе выделило десантные и инженерные части.

3. Удар по Алеутским островам был отвлекающим

«Сверхзадачей» Мидуэйской операции было привлечь в одно место как можно больше американских кораблей с тем, чтобы уничтожить их в «решающем сражении». Любые отвлекающие действия прямо противоречили этой цели, так что в исходном плане штаба Ямамото никаких Алеут не было.

Вот такой военно-морской балет творился в северной части Тихого океана накануне сражения: три японских соединения выдвигались к Алеутским островам, ещё шесть — к атоллу Мидуэй

Но захват западной части архипелага был заложен в ещё довоенные планы. Поэтому генштаб ВМС решил провести две операции параллельно. Благо сил, по их мнению, хватало. Авиаудары по Мидуэю и Датч-Харбору на Алеутах должны были начаться одновременно, утром 3 июня 1942 года. Но из-за проблем с подготовкой начало Мидуэйской операции перенесли на день позже.

4. Японские силы при Мидуэе значительно превосходили американские численно

Американская историография традиционно изображала это как «поединок Давида с Голиафом». Двум американским соединениям противопоставлялись все имевшиеся у Японии морские силы. Есть и другая крайность: у американцев предлагается считать всё, что они теоретически могли там задействовать. Сравнение этих «полных» составов приведено в левой части таблицы.

Звёздочкой обозначены два соединения, что теоретически могли быть использованы при Мидуэе; двумя звёздочками — включая двухмоторные бомбардировщики берегового базирования

Но японцы раздробили свои силы и не смогли реализовать своё подавляющее численное превосходство. Американцы же не собирались подыгрывать вражеским хотелкам о «генеральном сражении» и отправили к Мидуэю лишь быстроходные авианосные соединения для действий в стиле «ударил-убежал». Поэтому корректней считать только те корабли и самолёты, что реально участвовали в бою. А там соотношение было совсем другим.

5. Благодаря радиоразведке американцы знали японский план, что и обеспечило их победу

Американская радиоразведка сделала очень много. Но говорить о полном знании ими японских планов не приходится.

Например, критически важное число авианосцев в мобильном соединении японцев так и не было установлено. А то, что в операции был задействован ещё и весь японский 1-й флот — семь линкоров, включая «Ямато», на минуточку, — вообще осталось неизвестным.

Содержащий оценку сил противника фрагмент оперативного плана ТФ США № 29-42 по отражению японской атаки на Мидуэй. Сравните с реальными силами японцев, задействованными в операции

Разведка действительно дала командованию шанс использовать слабые места переусложнённого японского плана, полностью зависевшего от эффекта внезапности. Словом, они сделали победу при Мидуэе возможной. Но вот с количественным и качественным превосходством противника разведка ничего поделать не могла. Так что победа была далеко не предрешена — в ходе сражения всё неоднократно висело на волоске и целиком зависело уже от «тех, кто в море».

6. Японцы не смогли своевременно обнаружить американские корабли из-за задержки со взлётом одного из самолётов-разведчиков

Как ни странно, всё было с точностью до наоборот. Из-за задержки со взлётом командир разведчика № 4 решил сократить маршрут и в результате вышел на американские корабли уже в 07:28. А в случае своевременного вылета он пересёкся бы с ними как минимум на 30-40 минут позже.

Также принято считать, что японцев подвела экономия на разведке. Однако сколько разведчиков они бы в то утро ни подняли, ни один из них не смог бы оказаться на более выгодном курсе, чем гидросамолёт на маршруте № 5. Он должен был обнаружить американцев на целый час раньше, ещё около 06:30, но не заметил их из-за погодных условий.

7. Адмирал Нагумо проиграл сражение, потому что не разбирался в авиации

Вице-адмирал Тюити Нагумо действительно не имел лётной подготовки или хотя бы опыта командования авианосцем. Но ровно то же самое можно сказать о его противниках — контр-адмиралы Фрэнк Флетчер и Рэймонд Спрюэнс подобными квалификациями тоже не обладали, но это почему-то не помешало им выиграть.

Командующий 1-м Воздушным флотом вице-адмирал Тюити Нагумо и начальник авиационного отдела штаба этого флота капитан 2-го ранга Минору Гэнда

Причём, в отличие от них, Нагумо уже больше года возглавлял 1-й Воздушный флот и имел опыт нескольких удачных операций. Кроме того, решения он принимал не единолично, а с помощью своего штаба. Авиационным отделом в нём заведовал Минору Гэнда — ведущий специалист Японии по тактике палубной авиации. Так что о непрофессионализме этой команды говорить не приходится.

8. В критический момент Нагумо начал метаться и принимать непоследовательные решения

Представление о непоследовательных метаниях Нагумо появилось из-за неправильной интерпретации «сырых данных» японцев, приложенных к отчёту о сражении Первого мобильного соединения. Ранние исследователи не совсем понимали природу этих данных, собранных из разных источников, поэтому выстраивали «тайминг» сражения, исходя из имевшихся там временных меток.

И не забываем, в каких условиях эти решения принимались: флагман 2-й дивизии авианосцев «Хирю» и его эскортный эсминец на полной скорости уворачиваются от бомб «Летающих крепостей»

Решения вице-адмирала Нагумо сейчас представляются пусть и неидеальными, но вполне адекватными — с учётом информации, которой он обладал «там и тогда». По большому счёту, Нагумо стал заложником разработанного штабом Ямамото плана, который в принципе не предполагал активных действий противника на данном этапе операции. А также заложником выявленных в ходе сражения слабых мест в японской концепции применения авианосцев.

9. Японцам не хватило каких-то пяти минут, чтобы поднять в воздух самолёты для полноценного ответного удара

После обнаружения американских кораблей японцам пришлось срочно перевооружать ударные самолёты с тяжёлых бомб на торпеды, а пикировщики — с фугасных «наземных» авиабомб на противокорабельные. Алгоритм этих мероприятий у них отработан не был. И заниматься этим пришлось в условиях активного маневрирования на полной скорости из-за атак американской авиации.

850-кг авиаторпеда обр. 91 на транспортно-подъёмной тележке. А теперь представим, что это надо было тягать по кренящейся ангарной палубе маневрирующего на скорости 30 узлов корабля

Кроме того, эти непрерывные — пусть и безрезультатные — атаки требовали постоянной ротации истребителей охранения, расстрелявших свой боекомплект. Для этого авианосцам была необходима «чистая палуба», что тоже не позволяло начать подъём ударных самолётов из ангаров.

В результате на момент атаки американских пикировщиков около 10:25 никаких готовых к вылету толп самолётов на полётных палубах японских авианосцев не было. Они всё ещё находились в ангарах. На единственном уцелевшем после первого удара авианосце «Хирю» поднять в воздух его ударную группу удалось не через пять, а лишь через 30 минут после успешной атаки американцев.

Фрагмент оперативного боевого журнала авиагруппы «Акаги». Красным подчёркнуто время последних посадок на корабль — 07:10 по токийскому времени. То есть всего за 15 минут до американской атаки палуба авианосца всё ещё оставалась свободной от самолётов

10. Поражение при Мидуэе лишило Японию «сотен незаменимых пилотов»

Безвозвратные потери японского лётного состава при Мидуэе в реальности составили 115 человек. Шестьдесят шесть из них были пилотами палубной авиации. Потери серьёзные, но далеко не катастрофические.

Квалифицированных лётчиков у Японии всё ещё хватало, чего не скажешь об авианосцах. Для сравнения — американцы в этом сражении лишились 186 человек лётного состава, включая 94 пилота.

11. Мидуэй был решающим/переломным сражением Тихоокеанской войны

Потеря четырёх эскадренных авианосцев действительно серьёзно ослабила Императорский флот. Однако он оставался достаточно сильным, чтобы нанести американцам ряд чувствительных поражений в ходе последовавшей вскоре эпопеи вокруг острова Гуадалканал. И только по результатам этой кампании Япония окончательно потеряла стратегическую инициативу.

Последний из четырёх: догорающий авианосец «Хирю»

Любые исторические сравнения являются откровенными натяжками. Но если проводить подобные грубые аналогии, то сражение при Мидуэе это не «американский Сталинград». По своему значению для данного ТВД оно сравнимо скорее с битвой за Москву: противнику нанесено первое серьёзное поражение, блицкриг остановлен, но до решительного перелома ещё воевать и воевать.

12. При Мидуэе американцам очень повезло

Если бы американцам удалось хотя бы просто нормально организовать вылет, то в небе над японским соединением должны были одновременно нарисоваться 100 пикировщиков, 40 торпедоносцев и 28 истребителей эскорта. Эта армада могла одним ударом и с минимальными потерями вынести все четыре японских авианосца, да и их эскорту бы тоже не поздоровилось. Вот это было бы «везением».

Везение как оно есть: момент торпедного попадания в авианосец «Йорктаун»

Но в реальности «везение» свелось к разрозненным атакам и десяткам выкошенных безо всякого результата торпедоносцев. К «заблудившимся» эскадрильям и тяжёлым потерям пикировщиков. К двум ответным ударам по «Йорктауну», приведшим к потере корабля. И так далее. Другое дело — потери японцев оказались намного выше.

Так что всё произошло согласно старому правилу: «Любое сражение — это всегда череда ошибок с обеих сторон. И побеждает тот, кто совершит хотя бы на одну меньше».

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.В следующей статье серии читайте о мифах по поводу судьбы Германии, если бы СССР проиграл войну >>

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий