Москва — Северный Полюс — США: первый беспосадочный трансполярный перелёт

Едва авиация встала на ноги, как началась гонка за «связывание» материков на самолётах. Пересечь Атлантику, потом Тихий океан — кто окажется первым? К середине 30-х все основные направления были изведаны, но оставался Северный Ледовитый океан. Именно его предстояло пересечь летом 1937 года экипажу рекордного самолёта АНТ-25 — знаменитым Чкалову, Байдукову и Белякову.

/
4.3K
30
21
153

Едва авиация встала на ноги, как началась гонка за «связывание» материков на самолётах. Пересечь Атлантику, потом Тихий океан — кто окажется первым? К середине 30-х все основные направления были изведаны, но оставался Северный Ледовитый океан. Именно его предстояло пересечь летом 1937 года экипажу рекордного самолёта АНТ-25 — знаменитым Чкалову, Байдукову и Белякову.

Нереализованная идея

Полярный лётчик Сигизмунд Леваневский был одним из первых Героев Советского Союза. Но радость от этого гордого звания была неполной. Сигизмунд получил его за активное участие в спасении зимующих на льдине челюскинцев в 1934 году. Леваневский совершил почти что кругосветное путешествие — через Европу, Атлантику и всю Америку на Аляску; всё для того, чтобы купить там самолёт и вылететь к терпящим бедствие. Но в итоге он разбил его у побережья Чукотского моря — и, как следствие, не вывез из лагеря ни одного человека.

Надо было как-то исправлять неоднозначность ситуации. Тут же подвернулся подходящий самолёт — Туполевский АНТ-25, созданный специально для рекордов дальности. Машина могла пролететь без посадки свыше 12 тысяч километров, находясь в воздухе более трёх суток. На таком можно было лететь в США через Северный полюс — чего ещё не делал никто.

АНТ-25
АНТ-25 (источник фото)

Идею в Москве оценили. Тем более, что Леваневского в Америке воспринимали хорошо — в 1933 году он спас и вернул на родину американского лётчика Джеймса Маттерна, потерпевшего крушение на Чукотке. Грядущий перелёт, разумеется, согласовали с американской стороной и успели его неплохо прорекламировать. Но на деле случился конфуз.

Взлетев 3 августа 1935 года, АНТ-25 Леваневского вскоре вернулся. Проблемой стала утечка масла. Уже сев под Новгородом, лётчики, к тому же, случайно подожгли самолёт — на крылья попало слитое в воздухе горючее, которое воспламенилось из-за случайно сработавших осветительных ракет. К счастью, возгорание удалось быстро потушить, и АНТ-25 пострадал не очень сильно.

Увы, этого нельзя сказать об отношениях Туполева с Леваневским. Конструктор считал, что неисправность была пустяковая, и её можно было исправить в воздухе. Сам Леваневский, вероятно, понимал это не хуже, поэтому решил играть на опережение — на разборе полётов в Кремле обвинил Туполева во вредительстве и наотрез отказался летать на его самолётах.

Второе дыхание

Второй пилот из команды Леваневского — Георгий Байдуков — был с этим радикально не согласен. Он вызвался защитить честь АНТ-25 — лётчик верил, что при должной доводке из него можно сделать надёжный самолёт, и был готов лететь на нём хоть к чёрту на куличики, а лучше сразу в США через Северный полюс, как и задумывалось ранее. Но сперва следовало подобрать хорошую команду.

Кандидатура на роль командира нашлась быстро — Валерий Чкалов, талантливый пилот и уже достаточно знаменитый на тот момент испытатель (хоть и не без проблем с законом в прошлом). Они с Байдуковым давно и крепко дружили. Нашёлся и штурман — здоровяк Александр Беляков, заведовавший кафедрой в Военно-воздушной академии.

Экипаж АНТ-25 — Байдуков, Чкалов, Беляков
Экипаж АНТ-25 — Байдуков, Чкалов, Беляков (источник фото)

Казалось, никаких проблем в покорении Северного полюса не предвиделось.

Залив Счастья

Идея была смелая — оттого и не вызвала понимания в Кремле. Понять руководство страны вполне можно — только что обернулось изрядным конфузом возвращение Леваневского. А ведь страна отчаянно нуждалась в хорошей репутации! И дело было не в тешащей самолюбие показухе — демонстрация успехов оборачивалась изменением общественного мнения за рубежом. Что, в свою очередь, вело к менее проблемному заключению контрактов, расширению возможностей для внешней политики и прочим приятным вещам.

Практиковать вторично международный перелёт на той же машине после громкой неудачи не стали.

Вместо этого дали возможность реабилитировать самолёт, совершив беспосадочный перелёт на Камчатку — разумеется, по полярным широтам. Там следовало сбросить вымпел, после чего развернуться и сесть в Хабаровске.

Подготовка АНТ-25 к полёту
Подготовка АНТ-25 к полёту (источник фото)

Сделать это было не так-то просто. Неприятности начались ещё до начала операции — 10 июля 1936 года во время тестового полёта у самолёта оборвались тросы шасси. В результате их стойки замерли в промежуточном, около 45 градусов, положении. Садиться так означало основательно повредить самолёт.

С невероятным трудом, используя парашютную стропу, ломик и худощавого инженера, который, обдираясь в кровь, добрался до шасси по внутренней полости крыла, экипажу удалось поставить одну из стоек в 90-градусное положение. Вторая никак не поддавалась — да и время уже было позднее. Садиться так в темноте никому не улыбалось, и Чкалов решил сделать посадку на «полторы стойки». Это ему удалось очень аккуратно — повреждения самолёта, лишь чиркнувшего землю крылом, оказались минимальными.

Десять дней спустя АНТ-25 отправился в полёт через всю страну. Лётчиков ждали циклоны, обледенение и кислородное голодание. Главная декларируемая цель полёта — Петропавловск-Камчатский — была достигнута, вымпел сброшен. Теперь оставалось добраться до Хабаровска. Из-за плохой погоды сделать этого не получилось, и сажать самолёт пришлось на острове Удд, что в заливе Счастья. Местность здесь изобиловала неровностями и камнями, но Чкалову удалось почти невозможное — посадить машину, отделавшись лишь небольшими повреждениями.

Чкалов, Байдуков и Беляков после посадки на острове Удд
Чкалов, Байдуков и Беляков после посадки на острове Удд

Несмотря на неполное достижение изначальной задачи, в Москве все были в восторге. Позади было 56 часов полёта и 9375 километров. Вся тройка получила звания Героев. Остров Удд переименовали в честь Чкалова, а два его соседа стали носить имена Байдукова и Белякова.

Цель — Соединённые Штаты

Теперь полёт через Северный полюс в США выглядел обоснованным. Добавился ещё один фактор — выгруженная на лёд в мае 1937 года первая в мире полярная станция Северный полюс-1. Во время полёта Чкалова она так и не связалась с самолётом, на котором временно вышло из строя радио, и не передала сводку о погоде. Но на стадии планирования станция была весомым аргументом.

Карта перелёта
Карта перелёта

АНТ-25 оторвался от полосы Щёлковского аэродрома ранним утром 18 июня 1937 года. Впереди лежали бесконечные 63 часа полёта. Главной проблемой этого рейса стал недостаточный запас кислорода — метеорологи ошиблись в расчётах. Поэтому у самой Америки, когда самолёту потребовалось миновать Скалистые горы и подняться повыше, весь кислород пошёл пилотировавшему Байдукову. Чкалов с Беляковым попытались войти в «энергосберегающий режим» — фактически, они бессильно лежали на дне кабины, истекая кровью из ушей и носа и страдая сильнейшей головной болью и тошнотой.

Страдания завершились 20 июня — в половину восьмого вечера АНТ-25 совершил посадку на военный аэродром города Ванкувер (штат Вашингтон). Позади лежало 9130 километров. До изначально планировавшейся точки — Сан-Франциско — самолёт не дотянул.

АНТ-25 в США
АНТ-25 в США

Воздушный педант

Этот недостаток купировал второй АНТ-25 под командованием опытнейшего лётчика-испытателя Михаила Громова. Если Чкалов был талантливым, но импульсивным пилотом, то Громов, казалось, представлял собой бесстрастную машину — и экипаж себе подобрал соответствующий.

Хладнокровно, экономя каждый грамм веса при погрузке, каждый метр высоты и литр бензина при полёте, Громов мог выдавать невероятные результаты.

Кроме того, он отлично знал АНТ-25 — ведь именно он дал ему путёвку в небо в 1933 году. На испытаниях на дальность в сентябре 1934 года Громов выжал из АНТ-25 75 часов полёта и более 12 тысяч покрытых километров.

Условия над Северным полюсом и в малознакомой Америке были, конечно, тяжелее, но и там педантичный Громов показал отличный результат — 62 часа и 11500 километров. Это выходило далеко за пределы установленной точки в Сан-Франциско. Топлива Громову хватало хоть до Панамы. Но впечатлять кого-то в Латинской Америке Советскому Союзу тогда ещё было не особо интересно, и с земли передали, что садиться надо на территории США.

АНТ-25 в Сан-Джасинто
АНТ-25 в Сан-Джасинто

Постаравшись выбрать максимально южную точку, Громов посадил машину в калифорнийском Сан-Джасинто. Это произошло 14 июля — чуть меньше месяца спустя после приземления Чкалова.

Триумф

Устроенный советским пилотам приём был ничем не хуже яростного обожания Линдберга, перелетевшего через Атлантику десять лет назад. Общение с прессой, бесконечные приёмы, банкеты, встречи с президентом США — этой радости лётчики хлебнули сполна.

Москва — Северный Полюс — США: первый беспосадочный трансполярный перелёт
(Фото: Мемориальный музей В. П. Чкалова)

Москва, довольная подскочившим международным авторитетом, не стала экономить на народных героях. Шестёрка рекордсменов останавливалась в лучших местах, путешествовала в роскошных вагонах и каютах, жила на широкую ногу. Лётчики приобрели себе в Штатах по автомобилю — большинство выбрали представительские «Паккарды», а Громов — довольно редкий сегодня «Корд».

Вернувшись домой, победители Арктики окунулись в новый виток народного обожания.

Вскоре они вернулись к любимому делу и продолжили летать.

Чкалов, увы, разбился на испытаниях истребителя И-180 в декабре 1938 года. Но другие прожили долгие, полные ярких событий жизни. Последним ушёл самый активный вдохновитель трансполярных перелетов. Георгий Байдуков скончался в возрасте 87 лет, в декабре 1994 года.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Джон Гловер — контрабандист 80 lvl
Как незаметно украсть целую армию

Если вы думаете, что Бард Лучник из «Хоббита» — единственный в мире рыбак, который переломил ход войны, то вы явно незнакомы с биографией Джона Гловера. Этот пролетарий во время Американской революции дослужился до генерала, а первая битва Войны за независимость не стала последней лишь благодаря его вмешательству. Но обо всем по порядку.

11K
17
6
65
Ян Кёнджон
Невероятные приключения корейца на Второй мировой

В начале 90-х в информационном пространстве всплыл любопытный персонаж, Ян Кёнджон. Может, мир никогда и не узнал бы о нём, если бы не одно «но». Этот человек за годы Второй мировой войны умудрился примерить на себя военную форму трёх стран. Прославившись, ветеран противоборствовавших армий вскоре умер. Это не помешало корейским изданиям бурно развить тему непростой и причудливой судьбы их соотечественника (правда, давно уже гражданина США).

24K
22
6
126
Доктрина Дуэ — начало

К середине XIX века некогда сильная австрийская армия представляла собой довольно унылое зрелище. Не то чтобы у тамошних Швейков от этого сильно подгорало, но быть военным отстоем Европы тоже как-то не хотелось. По итогам коллективного обращения в небесную канцелярию в списке европейских армий появилась итальянская — исключительно для того, чтобы австрийцам было кого бить.

14K
24
6
146
Звезда Михаила Скобелева
«Та сила, что богатырей нам сказочных напоминала»

Национальный герой русского и болгарского народов, один из наиболее прославленных полководцев Российской империи: как Михаил Скобелев стал настоящей звездой второй половины XIX столетия.

11K
15
0
218
Наш человек в Фивах
Строим гегемонию из фаланг и илотов

Античный полководец Эпаминонд прославился двумя вещами: тем, что жёстко покарал спартанцев, и годными военными инновациями. Собственно, именно благодаря жёсткости, чёткости и инновациям Эпаминонда, второсортный греческий полис Фивы в какой-то момент стал эллинским геополитическим гегемоном.

18K
14
1
226
Смерть белого генерала

22 июня 1882 года командир 4-го армейского корпуса Михаил Скобелев после завершения манёвров получил отпуск и выехал в Москву. Он планировал пробыть в городе несколько дней и затем отправиться в своё имение Спасское. Однако этот путь завершился его смертью, которая стала одной из загадок русской истории.

19K
8
14
368
Стоит ли бояться девушки с винтовкой?
Да, если ты ― нацист, а она ― советский снайпер

«То, что сверхметкий стрелок одним выстрелом снимет в наступающей цепи офицера и атака захлебнётся, так красиво не покажешь», ― сокрушалась когда-то лучшая женщина-снайпер Людмила Павличенко.

29K
45
8
445
Как войти в топ-10 рыцарей планеты
Этот человек мог завершить Столетнюю войну на 70 лет раньше

Если бы кто-нибудь сказал Бертрану дю Геклену в середине его жизни, что он станет коннетаблем, подружится с монархом и будет похоронен в усыпальнице французских королей в храме Сен-Дени, он бы заржал. А если бы сообщили, что после смерти французы добавят его имя к девятке величайших героев всех времен и народов, — потерял бы дар речи.

12K
24
5
47
Касем Сулеймани, Тигр Ирана
Из крестьянских сыновей — в великие полководцы

10 лет назад Иран стоял на краю пропасти. Страна ждала ударов по своим объектам, прежде всего АЭС в Бушере. Внутренняя нестабильность могла привести к большой смуте. Спустя ещё десяток лет мир с удивлением увидел, что на карте настойчиво проступают очертания древней, как мир, персидской империи.

14K
16
0
61
Пожалуй, худшее историческое кино: сериал «Екатерина. Самозванцы»

Если вы хотите в подробностях узнать, как не надо снимать исторические сериалы, то сейчас для этого есть все шансы — на экраны страны вышел сериал «Екатерина. Самозванцы». В нём плохо абсолютно всё — от сценария до игры актёров. WARHEAD с огромным усилием начал знакомиться с новым масштабным телепроектом.

33K
44
58
844
Топ-5 безбашенных воинов Средневековья

Знаете, говорят про некоторых «вообще отбитый»? И при этом у «отбитого» нередко вполне получается то, за что он берётся, — то ли благодаря, то ли вопреки лихости и отчаянности. Вот о таких «отбитых» средневековых воинах, вошедших в легенды, мы и поговорим.

28K
60
15
875
Как американский робот выбрал свободу: «побег» D-21 в СССР

Американский шпион из Зоны 51 убил американского же пилота, разбил новейший самолёт — а потом вообще сбежал в СССР! Причём шпион был роботом! Как секретный беспилотный разведчик оказался у Туполева — в нашей статье.

21K
62
13
438
Тест: хорошо ли вы знаете историю Античности и Древнего мира?

Вы уверены, что прекрасно знаете историю. Но сможете ли вы сопоставить события, происходившие в различных странах в одно время? Проверим?

19K
4
18
87
Диванная аналитика: бомбардировщик Ту-160 обогнал пару F-35A, но это не точно

Стратегический бомбардировщик Ту-160, разработанный ещё в 1980-е, легко оторвался и ушёл от новейших истребителей пятого поколения F-35A, которые пытались преследовать его над Японским морем. По крайней мере, так сказали нам китайские журналисты. Было ли это на самом деле, а если было, то что именно? Отдел диванной аналитики WARHEAD.SU разобрался.

19K
35
69
374
Тест: знаете ли вы историю Древней Руси?

Вы давно окончили школу, но интерес к истории сохранили? А вот давайте проверим, хорошо ли вы знаете историю Древней Руси.

17K
5
12
259
Торгутский побег: цена возвращения на историческую родину

В 1771 году калмыки откочевали в Джунгарию с Волги. Стремились ли они вернуться под власть Великого государя Вселенной или им стало тесно на насиженных территориях? О том, чем обернулось возвращение ойратов на землю предков, — в материале WARHEAD.SU.

17K
36
32
923
Искупившие вину: подвиг бойцов 65-й отдельной штрафроты

Стремительным броском штрафной взвод ворвался в село. Начался жаркий бой. Солдаты дрались отчаянно, но попали в окружение и почти трое суток вынуждены были держать оборону.

16K
42
19
590
Оборона Вестерплатте: первые выстрелы Второй мировой

Семидневная защита ключка суши в устье Вислы стала одним из главных патриотических столпов послевоенной польской историографии. В честь героев Вестерплатте называли военные части и улицы городов, на их примере воспитывают защитников Польши. Но некоторые говорят, что ничего особенного тогда не произошло и за легендой стоят не слишком впечатляющие события. Где же правда?

16K
47
103
351
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

81K
68
21
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

80K
45
33
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

74K
23
11
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

59K
41
77
361
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

52K
61
66
862
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

52K
41
54
591
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

51K
42
10
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

51K
64
34
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

48K
45
33
1.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

200K
89
56
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

106K
58
16
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

86K
39
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

83K
7
3
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

81K
68
21
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

80K
45
33
467
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

75K
33
14
172
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

74K
23
11
81
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

74K
27
17
346