Москва — Северный Полюс — США: первый беспосадочный трансполярный перелёт

Нереализованная идея

Полярный лётчик Сигизмунд Леваневский был одним из первых Героев Советского Союза. Но радость от этого гордого звания была неполной. Сигизмунд получил его за активное участие в спасении зимующих на льдине челюскинцев в 1934 году. Леваневский совершил почти что кругосветное путешествие — через Европу, Атлантику и всю Америку на Аляску; всё для того, чтобы купить там самолёт и вылететь к терпящим бедствие. Но в итоге он разбил его у побережья Чукотского моря — и, как следствие, не вывез из лагеря ни одного человека.

Надо было как-то исправлять неоднозначность ситуации. Тут же подвернулся подходящий самолёт — Туполевский АНТ-25, созданный специально для рекордов дальности. Машина могла пролететь без посадки свыше 12 тысяч километров, находясь в воздухе более трёх суток. На таком можно было лететь в США через Северный полюс — чего ещё не делал никто.

АНТ-25 (источник фото)

Идею в Москве оценили. Тем более, что Леваневского в Америке воспринимали хорошо — в 1933 году он спас и вернул на родину американского лётчика Джеймса Маттерна, потерпевшего крушение на Чукотке. Грядущий перелёт, разумеется, согласовали с американской стороной и успели его неплохо прорекламировать. Но на деле случился конфуз.

Взлетев 3 августа 1935 года, АНТ-25 Леваневского вскоре вернулся. Проблемой стала утечка масла. Уже сев под Новгородом, лётчики, к тому же, случайно подожгли самолёт — на крылья попало слитое в воздухе горючее, которое воспламенилось из-за случайно сработавших осветительных ракет. К счастью, возгорание удалось быстро потушить, и АНТ-25 пострадал не очень сильно.

Увы, этого нельзя сказать об отношениях Туполева с Леваневским. Конструктор считал, что неисправность была пустяковая, и её можно было исправить в воздухе. Сам Леваневский, вероятно, понимал это не хуже, поэтому решил играть на опережение — на разборе полётов в Кремле обвинил Туполева во вредительстве и наотрез отказался летать на его самолётах.

Второе дыхание

Второй пилот из команды Леваневского — Георгий Байдуков — был с этим радикально не согласен. Он вызвался защитить честь АНТ-25 — лётчик верил, что при должной доводке из него можно сделать надёжный самолёт, и был готов лететь на нём хоть к чёрту на куличики, а лучше сразу в США через Северный полюс, как и задумывалось ранее. Но сперва следовало подобрать хорошую команду.

Кандидатура на роль командира нашлась быстро — Валерий Чкалов, талантливый пилот и уже достаточно знаменитый на тот момент испытатель (хоть и не без проблем с законом в прошлом). Они с Байдуковым давно и крепко дружили. Нашёлся и штурман — здоровяк Александр Беляков, заведовавший кафедрой в Военно-воздушной академии.

Экипаж АНТ-25 — Байдуков, Чкалов, Беляков (источник фото)

Казалось, никаких проблем в покорении Северного полюса не предвиделось.

Залив Счастья

Идея была смелая — оттого и не вызвала понимания в Кремле. Понять руководство страны вполне можно — только что обернулось изрядным конфузом возвращение Леваневского. А ведь страна отчаянно нуждалась в хорошей репутации! И дело было не в тешащей самолюбие показухе — демонстрация успехов оборачивалась изменением общественного мнения за рубежом. Что, в свою очередь, вело к менее проблемному заключению контрактов, расширению возможностей для внешней политики и прочим приятным вещам.

Практиковать вторично международный перелёт на той же машине после громкой неудачи не стали.

Вместо этого дали возможность реабилитировать самолёт, совершив беспосадочный перелёт на Камчатку — разумеется, по полярным широтам. Там следовало сбросить вымпел, после чего развернуться и сесть в Хабаровске.

Подготовка АНТ-25 к полёту (источник фото)

Сделать это было не так-то просто. Неприятности начались ещё до начала операции — 10 июля 1936 года во время тестового полёта у самолёта оборвались тросы шасси. В результате их стойки замерли в промежуточном, около 45 градусов, положении. Садиться так означало основательно повредить самолёт.

С невероятным трудом, используя парашютную стропу, ломик и худощавого инженера, который, обдираясь в кровь, добрался до шасси по внутренней полости крыла, экипажу удалось поставить одну из стоек в 90-градусное положение. Вторая никак не поддавалась — да и время уже было позднее. Садиться так в темноте никому не улыбалось, и Чкалов решил сделать посадку на «полторы стойки». Это ему удалось очень аккуратно — повреждения самолёта, лишь чиркнувшего землю крылом, оказались минимальными.

Десять дней спустя АНТ-25 отправился в полёт через всю страну. Лётчиков ждали циклоны, обледенение и кислородное голодание. Главная декларируемая цель полёта — Петропавловск-Камчатский — была достигнута, вымпел сброшен. Теперь оставалось добраться до Хабаровска. Из-за плохой погоды сделать этого не получилось, и сажать самолёт пришлось на острове Удд, что в заливе Счастья. Местность здесь изобиловала неровностями и камнями, но Чкалову удалось почти невозможное — посадить машину, отделавшись лишь небольшими повреждениями.

Чкалов, Байдуков и Беляков после посадки на острове Удд

Несмотря на неполное достижение изначальной задачи, в Москве все были в восторге. Позади было 56 часов полёта и 9375 километров. Вся тройка получила звания Героев. Остров Удд переименовали в честь Чкалова, а два его соседа стали носить имена Байдукова и Белякова.

Цель — Соединённые Штаты

Теперь полёт через Северный полюс в США выглядел обоснованным. Добавился ещё один фактор — выгруженная на лёд в мае 1937 года первая в мире полярная станция Северный полюс-1. Во время полёта Чкалова она так и не связалась с самолётом, на котором временно вышло из строя радио, и не передала сводку о погоде. Но на стадии планирования станция была весомым аргументом.

Карта перелёта

АНТ-25 оторвался от полосы Щёлковского аэродрома ранним утром 18 июня 1937 года. Впереди лежали бесконечные 63 часа полёта. Главной проблемой этого рейса стал недостаточный запас кислорода — метеорологи ошиблись в расчётах. Поэтому у самой Америки, когда самолёту потребовалось миновать Скалистые горы и подняться повыше, весь кислород пошёл пилотировавшему Байдукову. Чкалов с Беляковым попытались войти в «энергосберегающий режим» — фактически, они бессильно лежали на дне кабины, истекая кровью из ушей и носа и страдая сильнейшей головной болью и тошнотой.

Страдания завершились 20 июня — в половину восьмого вечера АНТ-25 совершил посадку на военный аэродром города Ванкувер (штат Вашингтон). Позади лежало 9130 километров. До изначально планировавшейся точки — Сан-Франциско — самолёт не дотянул.

АНТ-25 в США

Воздушный педант

Этот недостаток купировал второй АНТ-25 под командованием опытнейшего лётчика-испытателя Михаила Громова. Если Чкалов был талантливым, но импульсивным пилотом, то Громов, казалось, представлял собой бесстрастную машину — и экипаж себе подобрал соответствующий.

Хладнокровно, экономя каждый грамм веса при погрузке, каждый метр высоты и литр бензина при полёте, Громов мог выдавать невероятные результаты.

Кроме того, он отлично знал АНТ-25 — ведь именно он дал ему путёвку в небо в 1933 году. На испытаниях на дальность в сентябре 1934 года Громов выжал из АНТ-25 75 часов полёта и более 12 тысяч покрытых километров.

Условия над Северным полюсом и в малознакомой Америке были, конечно, тяжелее, но и там педантичный Громов показал отличный результат — 62 часа и 11500 километров. Это выходило далеко за пределы установленной точки в Сан-Франциско. Топлива Громову хватало хоть до Панамы. Но впечатлять кого-то в Латинской Америке Советскому Союзу тогда ещё было не особо интересно, и с земли передали, что садиться надо на территории США.

АНТ-25 в Сан-Джасинто

Постаравшись выбрать максимально южную точку, Громов посадил машину в калифорнийском Сан-Джасинто. Это произошло 14 июля — чуть меньше месяца спустя после приземления Чкалова.

Триумф

Устроенный советским пилотам приём был ничем не хуже яростного обожания Линдберга, перелетевшего через Атлантику десять лет назад. Общение с прессой, бесконечные приёмы, банкеты, встречи с президентом США — этой радости лётчики хлебнули сполна.

(Фото: Мемориальный музей В. П. Чкалова)

Москва, довольная подскочившим международным авторитетом, не стала экономить на народных героях. Шестёрка рекордсменов останавливалась в лучших местах, путешествовала в роскошных вагонах и каютах, жила на широкую ногу. Лётчики приобрели себе в Штатах по автомобилю — большинство выбрали представительские «Паккарды», а Громов — довольно редкий сегодня «Корд».

Вернувшись домой, победители Арктики окунулись в новый виток народного обожания.

Вскоре они вернулись к любимому делу и продолжили летать.

Чкалов, увы, разбился на испытаниях истребителя И-180 в декабре 1938 года. Но другие прожили долгие, полные ярких событий жизни. Последним ушёл самый активный вдохновитель трансполярных перелетов. Георгий Байдуков скончался в возрасте 87 лет, в декабре 1994 года.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий