Фильм «Первый король»: кровь, грязь и безграмотность

Все любят хорошие исторические фильмы. Особенно приятно, когда режиссёр понимает важность точного воссоздания изображаемой эпохи. Такой подход хоть и редко, но все ещё встречается. К примеру, Мэл Гибсон в «Страстях Христовых» и «Апокалипто» заставил актёров заговорить на арамейском и юкатекском языках, а Стэнли Кубрик в «Барри Линдоне», желая показать, как по-настоящему выглядел XVIII век, использовал лишь естественный свет восковых свечей.

Поэтому, когда появился русский перевод итальянского фильма 2019 года «Первый король», это кино немедленно привлекло моё внимание. Ведь авторы заявляли, что актёры говорят на праиталийском языке, а при съёмках не использовалось искусственное освещение. Прямо как у Гибсона и Кубрика вместе взятых! Надо смотреть?

История, да не та

Зритель получит возможность ознакомиться с событиями, предшествующими основанию Рима. Вряд ли будут спойлером сведения, что Ромул и Рем пройдут путь от жалких пленников до вождей народа латинов, от братства и крепкой дружбы до смертельного конфликта, в котором Рем падёт, а Ромул станет основателем одной из самых великих империй в мировой истории.

Но всё не так просто. История братьев и основания Рима трактуется создателями с необыкновенной вольностью. Почему-то в Альба-Лонгу попадает не Рем, а сразу оба брата, хотя история того, как Ромул пытался спасти Рема из плена уже сама по себе выглядит весьма драматично — и могла бы стать основой для кино. Да и братья совсем не предводители полуразбойничьего, полупартизанского отряда, сражающегося с этрусками, а простые пастухи.

Замецки

Я бы сказал, что «я художник, я так вижу» — это как раз в случае с Ромулом и Ремом не самая серьёзная проблема. Это ж наполовину легенда. Какая там историческая основа — вопрос насквозь дискуссионный.

Желание всячески принизить исторических героев, показать, как на вершину власти и славы попадают самые обычные люди, слишком сильно в современном кинематографе.

Побольше грязи!

Но ладно, чёрт с ней, с исторической достоверностью, — там конь не валялся, это дело привычное: что мы «Викинга» что ли не смотрели? Больше всего удручает иное. Примерно в 1970-е годы умер жанр масштабной и достоверной исторической драмы, а режиссёры захотели снимать не просто кино о прошлом, а заниматься самовыражением, всюду демонстрируя то ли собственные комплексы, то ли обострённое желание показать всему миру знаменитую формулу «я так вижу».

Рубежом стал 1994 год, когда на экраны вышел фильм «Королева Марго», в котором блестящий французский королевский двор конца XVI века показали как панковскую тусовку, участники которой заняты различными грязными делами. Потом все вдруг решили, что «народу нравится», и понеслось…

«Первый король» достойно продолжает эту традицию — он начинается и заканчивается в грязи.

Бо́льшая часть фильма тоже не обманывает надежд зрителя, так что грязи будет преизрядно. Там, где её поменьше, покажут брызги крови и прочую расчленёнку.

В общем, ложно понятый натурализм просто выел мозги создателям фильма, которые внезапно решили, что люди научились мыться, носить чистую одежду и причёсывать волосы только в ХХ веке. А до этого они были похожи на этаких незамутнённых павианов, с гордостью расхаживающих посреди своей охотничьей территории, показывая всем недругам оголённый зад. Чтобы враги, понимаешь, почувствовали уровень презрения к ним.

В истории и на экране

К сожалению, потратив немало сил на работу с лингвистами из Римского университета «Сапиенца», создатели кино почему-то не догадались обратиться на соседнюю кафедру античной истории. Потому что иначе мы не увидели бы столь вопиющие исторические ляпы, что наблюдаются в этом фильме.

Вот, скажем, нам показывают Альба-Лонгу. Что мы видим на экране? Небольшой посёлок из полутора десятков убогих хижин. А это, извините, один из великих городов древней Италии!

Более того, благодаря археологическим находкам, историкам хорошо известна материальная культура племён и народов этого региона. Они, подобно грекам этого же времени, уже давно строили каменные города с регулярной планировкой. Так что нам должны были показать нечто вроде «златообильных Микен» — но выдали забытую всеми античными богами деревеньку, где в грязи копошатся свиньи. Хотел было написать «на городских улицах», но увы, там даже улиц нет.

Жизнь в могиле

Но самое интересное впереди. Я долго вглядывался в жалкие домишки и внезапно понял, откуда они появились в воспалённом сознании художников фильма. Это же этрусские круглые погребения с конусовидной крышей! Первые такие некрополи раскопали ещё в начале ХХ века, они хорошо известны всем, кто интересуется историей античности. Прямо с фотографий раскопок и рисунков исторических реконструкций эти места последнего упокоения перекочевали в кино, где стали хижинами, в которых обитают ещё вполне живые этруски. Впрочем, их всё равно убьют — с большей или меньшей степенью цинизма.

Одевались этруски и латины не в шкуры, достойные разве что неандертальцев, а носили обычные туники и плащи. К тому же события фильма происходят летом. Всякий, кто был в Италии, может подтвердить — там даже ночью очень тепло, в одежде из шкур нет никакой нужды. Зато льняная туника и плащ способны эффективно защитить от палящего южного солнца.

Да что там туники! Сохранилось немало изображений и скульптур, которые ясно свидетельствуют, что эти народы тяготели к пышному восточному стилю и одевались со всей возможной роскошью. И воины того времени облачались в бронзовый панцирь. Но в кино вместо этого максимум, что мы увидим, — небольшую круглую бляху на груди, защищающую грудинную кость (одну из самых прочных в человеческом организме), и пугающую металлическую маску, словно позаимствованную из арсенала БДСМ‑игр.

От царей до гладиаторов

Взглянем на культуру Италии времён Ромула и Рема в целом. Она была очень развитой и мало уступала греческой, с которой была тесно связана. В городах стояли величественные каменные храмы с колоннадами. В кино же храмы изображают полузаброшенные грязные сараи. Цари и жрецы носили пышные церемониальные костюмы, украшали головы венцами, использовали дорогую, искусно сделанную посуду из бронзы, серебра и золота.

Поселения окружали высокими каменными стенами для обороны от врагов — благо италийские племена постоянно воевали между собой. В реальности по дорогам Италии маршировали армии, экипированные по последнему слову античной военной науки.

Вместо всего этого нам показывают мрачных бомжей‑убийц.

Этруски были изобретателями гладиаторских игр, которые тоже показаны в фильме. Только в действительности это была не драка «на кулачках» в яме, наполненной жидкой грязью, а ритуальное жертвоприношение, которое должно было умилостивить духов мёртвых, и устраивали его на похоронах.

Вывод — всё получилось как всегда. Вместо достоверного исторического кино на экраны вышла безграмотная фантазия «по мотивам», в которой от реального прошлого остался только праиталийский язык. Да и он был в немалой степени придуман, поскольку точного звучания слов того времени мы не знаем. Так что смотреть эту псевдоисторическую поделку, разумеется, не стоит.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий