itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"
itemscope itemtype="https://schema.org/Organization" div itemprop="logo" itemscope itemtype="https://schema.org/ImageObject" img src="https://warhead.su/images/logo_black.jpg" meta itemprop="url" content="https://warhead.su/images/logo_black.jpg" meta itemprop="width" content="250" meta itemprop="height" content="60" span itemprop="name" content="WARHEAD.SU"
article image

Крылья над морем: первые шаги морской авиации

Сразу же после своего появления аэропланы пошли на службу в армию. А вот «поженить» их с флотом оказалось несколько сложней. Какими были первые шаги морской авиации — в нашем материале.

/
4.4K
46
21
223

Сразу же после своего появления аэропланы пошли на службу в армию. А вот «поженить» их с флотом оказалось несколько сложней. Какими были первые шаги морской авиации — в нашем материале.

С рождения — в строю

В одном из романов классика отечественной «попаданческой» фантастики аэроплан изобретают в России. Ну, почему бы и нет? А ещё главный герой — тот самый попаданец — более десяти лет прилагает все усилия, дабы никому не пришло в голову использовать эту новинку в военных целях, а тем более её вооружать. Тоже верю.

А вот в то, что это удалось, — не верю от слова «совсем».

В нашей суровой реальности днём рождения авиации стало 17 декабря 1903 года, когда «Флайер» братьев Райт впервые поднялся в воздух.

Но вот первые демонстрационные полёты для широкой публики создатели аэроплана провели почти пять лет спустя, в августе 1908 года.

Всё это время Уилбур и Орвилл Райт доводили до ума конструкцию, «прикрывали» её патентами, но главное — пытались найти покупателей. Как нетрудно догадаться, первыми, кому они очень задорого пытались впарить свою ещё крайне сырую «этажерку», были военные всех крупных европейских стран и, конечно же, США.

Родным вооружённым силам братья выкатили конский ценник в 100 тысяч тогдашних баксов — примерно 2,8 млн нынешних — за модель «Флайер А», уже умевшую поворачивать в воздухе. В начале 1908 года армия США заключила с ними первый контракт, урезав стоимость ровно в четыре раза. Представленный образец разбили при испытаниях, и свой первый аэроплан американские военные получили лишь второго августа 1909 года.

Орвилл Райт демонстрирует военным возможности заказанного ими аэроплана Флайер А, сентябрь 1908 года
Орвилл Райт демонстрирует военным возможности заказанного ими аэроплана «Флайер А», сентябрь 1908 года

Так что в армию самолёты пошли сразу после рождения.

В числе первых, кто озаботился авиацией, была и Русская императорская армия — это произошло уже в сентябре того же 1909 года. Одновременно первые аэропланы приобрело военное ведомство Франции. В следующем году за ними последовали Италия, Германия, Австро-Венгрия… Словом, процесс пошёл.

Аэропланы и корабли

С военно-морским применением новинки оказалось сложней. Для эффективной работы с берега дальность первых аэропланов была явно недостаточна, так что требовалось как-то «поженить» аэропланы с водой и кораблями. И тут «помогла» инициатива частной компании.

Американские пионеры морской авиации Гленн Кёртис и Юджин Эли за штурвалами первых аэропланов Кёртиса
Американские пионеры морской авиации Гленн Кёртис и Юджин Эли за штурвалами первых аэропланов Кёртиса

Ещё один американский пионер авиации Гленн Кёртис сделал ставку на родные ВМС. С начала 1910 года он вёл с ними переговоры, учил моряков летать — и построил биплан «Модель D» с расчётом продать его флоту. Но неизвестно, сколько бы это продолжалось, если бы не германская пароходная компания «Гамбург-Америка», которая объявила о планах поднять аэроплан с одного из своих лайнеров. И Кёртис банально взял адмиралов «на слабó».

Нельзя же допустить, чтобы первыми стали какие-то «колбасники»!

Для этой авантюры флот выделил лёгкий крейсер «Бирмингем» и смешную сумму на лесоматериалы, из которых корабельные плотники шустро соорудили на баке простенькую наклонную платформу длиной 25 метров.

Аэроплан Кёртиса Модель Д готовится к взлёту с лёгкого крейсера CL-2 Бирмингем, 14 ноября 1910 года
Аэроплан Кёртиса «Модель Д» готовится к взлёту с лёгкого крейсера CL-2 «Бирмингем», 14 ноября 1910 года

По идее, первыми всё равно должны были успеть немцы, но им не везло то с погодой, то с глючным аэропланом. В результате 14 ноября 1910 года Curtiss D, пилотируемый другим пионером авиации — Юджином Эли, стал первым в истории самолётом, взлетевшим с корабля.

Так началась эра морской авиации.

Следующим логичным шагом стал эксперимент уже с посадкой на корабль. Для этой цели ВМС США одолжили броненосный крейсер «Пенсильвания», на юте которого построили 36-метровую деревянную платформу с импровизированной системой торможения самолёта. Её придумал ещё один выдающийся авиатор Хью Робинсон.

Посадочная платформа, сооружённая на юте броненосного крейсера ACR-4 Пенсильвания, январь 1911 года
Посадочная платформа, сооружённая на юте броненосного крейсера ACR-4 «Пенсильвания», январь 1911 года

К аэроплану приделали тормозной крюк — гак — который должен был зацепиться за тросы, протянутые поперёк платформы. Концы тросов не были жёстко закреплены — их привязали к мешкам с песком, чтобы торможение было более плавным. Плюс ко всему, в конце платформы предусмотрели «аварийный барьер» из брезента.

Удивительным образом Робинсон с первой же попытки угадал все основные элементы!

Восемнадцатого января 1911 года Юджин Эли успешно посадил аэроплан Кёртиса на крейсер. Спустя час — на праздничный завтрак в честь авиатора — машина взлетела с той же платформы и приземлилась на береговом аэродроме. Эту дату заслуженно считают днём рождения авиации палубной.

Аэроплан Кёртиса Модель Д впервые садится на корабль. Хорошо видны привязанные к мешкам с песком тросы — прообраз аэрофинишёра — и продольные брусья, держащие эти тросы на нужной высоте. Броненосный крейсер ACR-4 Пенсильвания, 18 января 1911 год
Аэроплан Кёртиса «Модель Д» впервые садится на корабль. Хорошо видны привязанные к мешкам с песком тросы — прообраз аэрофинишёра — и продольные брусья, держащие эти тросы на нужной высоте. Броненосный крейсер ACR-4 «Пенсильвания», 18 января 1911 год

С воды — в небо

Сам же Гленн Кёртис занимался тогда другим проектом. Эксперименты с кораблями пока просто укрепляли его связи с флотом, но для продаж нужно было что-то более практичное. Поэтому всё к той же «Модели Д» он приделал большой поплавок плюс два балансира на крылья — и уже 26 января того же 1911 года произвёл взлёт и посадку на воде.

Но тут он был не первым.

Почти за год до этого аэроплан с поплавками испытал француз Анри Фабр. Чуть позже гидросамолёт — правда, так и не испытанный — построил русский инженер Яков Гаккель. Но Кёртис стал первым, чей гидроплан оказался востребован. Восьмого мая 1911 года ВМС США заказали его конструкцию, затем последовали заказы ещё на 13 машин.

Первый взлёт с воды всё той же Модели Д Кёртиса, снабжённой поплавком и балансирами, 26 января 1911 года. Серийный гидроплан-амфибия Модель Е получит дополнительные поплавки на крыльях и выдвижные колёса
Первый взлёт с воды всё той же «Модели Д» Кёртиса, снабжённой поплавком и балансирами, 26 января 1911 года. Серийный гидроплан-амфибия «Модель Е» получит дополнительные поплавки на крыльях и выдвижные колёса

На этот раз уже Морской генштаб России оперативно отреагировал на эту новость и заказал образец для испытаний, по результатам которых купил первые три гидросамолёта-амфибии Кёртиса. Морские ведомства Германии, Японии и проснувшейся наконец Великобритании тоже закупили себе новинку.

В следующем 1912 году сначала француз Франсуа Дено, а затем и всё тот же Гленн Кёртис испытали гидросамолёты нового типа, где «поплавком» служил сам фюзеляж. Так появились «летающие лодки», вызвавшие ещё больший интерес у флотов всех ведущих морских держав.

Первый взлёт с воды прототипа летающей лодки Кёртиса Модель Ф, июль 1912 года
Первый взлёт с воды прототипа летающей лодки Кёртиса «Модель Ф», июль 1912 года

В июле того же года в США был испытан первый прототип пневматической авиационной катапульты, а в ноябре проведён первый катапультный запуск гидросамолёта Кёртиса с судна, пусть это и была пока просто баржа.

Таким образом, к концу 1912 года практически все принципиальные изобретения в области морской авиации были уже сделаны. Для начала её бурного развития требовался только толчок. Им стала Первая мировая война.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

21K
22
7
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

48K
44
21
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

24K
27
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

33K
34
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

31K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

14K
21
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
25
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

11K
13
0
0
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

28K
112
106
1.4K
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

24K
72
260
621
Революция вампиров: как свергали Чаушеску

30 лет назад в Румынии пал режим Николае Чаушеску. Споры о румынской революции не утихают по сей день. Кому был нужен переворот? На чьей совести сотни погибших? Причастны ли к свержению диктатора русские? В мифах и реальных фактах разбирался WARHEAD.SU.

20K
45
24
188
Играй, гармонь: советские разведчики против гармонистов вермахта

Каждый офицер вермахта на Восточном фронте должен был знать — никаких концертов на передовой. А иначе на звуки музыки придут русские разведчики и «поаплодируют» музыкантам гранатами и автоматными очередями. Именно так нашёл свою смерть гауптман Краум — большой любитель балалаек и гармошек.

20K
50
16
278
Кто кого? Сталин против Сталина

Когда Сталин умер, люди тут же стали рассказывать небылицы про «управление войной по глобусу». Сейчас Иосифа Виссарионовича часто представляют непогрешимым и несгибаемым. Истина же в том, что в военном отношении Сталин был неплохой стратег, но никудышный тактик.

18K
67
645
522
Операция «Козлёнок»: как спецназ ЮЗА встречал Рождество

Что делать, если Рождество встретить хочется за накрытым столом, а всех припасов — сухой паёк? Правильно — проявить недюжинную смекалку. Как южноафриканские полицейские в разгар войны в Анголе отметили новогодние праздники — в нашем материале.

16K
56
15
97
Тест: знаете ли вы биографию маршала Победы Георгия Жукова?

Георгий Константинович Жуков — полководец, сыгравший ключевую роль в победе над нацизмом. Давайте посмотрим, знаете ли вы биографию великого маршала.

16K
8
16
283
Самолёты-«невидимки» и русский вклад: 7 мифов о «стелс»

«Стелс» придумали в СССР. Технологии снижения заметности делают самолёт полностью невидимым. Самолёт-«невидимка» должен быть из фанеры. WARHEAD.SU — против заблуждений. Поэтому мы собрали популярные мифы — и готовы дать им бой.

14K
62
44
32
Воздушный дредноут: как СССР чуть не построил стометровый самолёт

В начале 30-х в СССР пестовали идею создания самолётов-гигантов. Военные, впечатлённые идеями генерала Дуэ, рисовали в воображении ряды огромных бомбовозов, стройными рядами плывущих к неприятельским индустриальным центрам. ТБ-6 со своим 95-метровым размахом крыла должен был стать крупнейшим, но так и не увидел свет. О судьбе воздушного колосса — в нашей статье.

13K
38
57
111
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

96K
29
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

62K
94
57
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

59K
52
57
591
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

56K
68
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

55K
76
35
719
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

55K
51
11
432
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

55K
53
42
1.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

218K
95
58
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

116K
74
19
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

96K
29
13
81
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

91K
42
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

86K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

76K
34
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

76K
28
17
346