itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Катастрофа «Италии»: как русские, норвежцы и шведы итальянцев спасали

Оказаться посреди арктических льдов с ограниченным запасом топлива и еды не пожелаешь и врагу. И постараешься из соображений гуманизма помочь — даже если речь идёт о самых настоящих фашистах. По крайней мере, на экспедицию потерпевшего крушение дирижабля «Италия» силы выделили. Об арктической миссии итальянцев и их спасении — в материале WARHEAD.SU.

/
8.5K
48
23
85

Оказаться посреди арктических льдов с ограниченным запасом топлива и еды не пожелаешь и врагу. И постараешься из соображений гуманизма помочь — даже если речь идёт о самых настоящих фашистах. По крайней мере, на экспедицию потерпевшего крушение дирижабля «Италия» силы выделили. Об арктической миссии итальянцев и их спасении — в материале WARHEAD.SU.

«Италия» против «Норвегии»

Весной 1926 года состоялся первый в мире полёт к Северному полюсу. Главными действующими лицами стали норвежский исследователь полюсов Руаль Амундсен, итальянский аэронавт Умберто Нобиле и дирижабль «Норвегия».

Замецки
Замецки

Есть ещё несколько претендентов на звание покорителей полюса. Однако ни один из них не является первым со стопроцентной уверенностью. Самый известный первопроходец — Роберт Пири, но и его достижение оспаривается.

Этот дирижабль длиной 106 метров и объёмом в 19 тысяч «кубов» не был создан суровыми потомками викингов. Амундсен купил «Норвегию» в Италии. Он бы с радостью повёл её сам или нанял компетентных норвежцев, но таковых просто не имелось в природе. Пришлось привлечь к делу итальянцев — причём столько, что их оказалось в экспедиции не меньше, чем сограждан самого Амундсена.

Управлял воздушным кораблём сам Нобиле, который его и спроектировал, — в то время как Амундсен возглавлял экспедицию в целом.

Норвегия
«Норвегия»

С точки зрения поставленных целей, дело увенчалось полным успехом — «Норвегия» благополучно проследовала на Аляску через Северный полюс.

А вот отношения Нобиле и Амундсена успели испортиться: каждый считал, что другой отнимает у него заслуженную славу и вообще слишком много о себе возомнил.

По возвращении в Италию Нобиле стал национальным героем. Муссолини торжественно произвёл его в генералы и дал наказ устроить ещё одну экспедицию на полюс. На таком же дирижабле, но уже «отечественном» во всех смыслах. Так Нобиле и сделал. Понимая весь символизм полёта, воздушный корабль окрестили «Италией».

Когда всё пошло не так

Два года спустя, 23 мая 1928-го, «Италия» с Нобиле во главе стартовала со Шпицбергена. Превзойти экспедицию Амундсена хотели высадкой на самом полюсе, но не позволили погодные условия — покрытый трещинами лёд не предвещал ничего хорошего. Тогда в макушку планеты просто запустили итальянским флагом и дубовым крестом — приветом от папы римского. И с чувством выполненного долга полетели обратно.

Катастрофа Италии: как русские, норвежцы и шведы итальянцев спасали

И тут же попали в непролазный туман, к которому добавился ещё и сильный, но нестабильный ветер. Определять местоположение стало труднее, реальная скорость передвижения дирижабля уменьшилась. А чем больше итальянцы шли через непогоду, тем сильнее было оледенение.

«Италия» стремительно набирала вес, и вскоре он превысил максимально допустимые пределы.

Это произошло 25 мая, за полтора часа до полудня. Видимо, на воздушный корабль «намёрзло» слишком много льда за короткое время — «Италия» довольно быстро устремилась вниз. Не помог даже срочный сброс всего балласта — дирижабль крепко приложило об лёд. «Италия» проехала около 50 метров, когда отвалилась гондола управления — и все, кто были в этой части корабля. Произошло всё в сотне километров к северу от Шпицбергена.

Что же до «Италии», то она, облегчённая после потери гондолы, радостно устремилась в небо — чтобы пропасть навсегда. В ней находились ещё шесть членов экипажа.

На льду же остались девять человек (трое — с переломами), включая самого прославленного генерала; радиостанция, пистолет (он помог защититься от медведей), солидный запас еды и палатка, которую выкрасили в красный, чтобы та стала более заметной.

Полковая лайка
Полковая лайка
Эксперт по годноте

И собака Нобиле, между прочим.

За исключением самого факта крушения и пропавших без вести товарищей, всё было не так уж и плохо.

Катастрофа Италии: как русские, норвежцы и шведы итальянцев спасали

Северные страны спешат на помощь

Несмотря на наличие радиостанции, связаться хоть с кем-нибудь было очень непросто — на стоявшем у Шпицбергена итальянском пароходе аэронавтов упорно не хотели принимать. В конце концов радиограмму принял советский радиолюбитель на севере страны — произошло это аж третьего июня 1928‑го.

Не то чтобы до этого времени не разворачивалось никаких спасательных операций. В Риме отлично понимали, что «Италия» исчерпала все разумные для возвращения сроки. И готовились к поискам — например, фрахтовали норвежские китобойные суда. Но теперь спасатели получили примерные координаты, что сильно повышало шансы на успех.

Замецки
Замецки

Правда, осложняло поиски одно обстоятельство: льды дрейфовали.

Помимо Италии, пославшей аэронавтов к Арктике, помочь взялись русские, шведы и норвежцы — что логично, ведь именно они находились ближе всего к месту катастрофы. Правда, действовали представители каждой страны без единого командования, отдельно друг от друга: отношения между многими участниками спасательных миссий были натянутыми.

Не последнюю роль в этом играл Муссолини и его крайняя обеспокоенность престижем страны и себя. Норвежцы, которым и принадлежал Шпицберген, предлагали организовать полномасштабную экспедицию, но Рим всё отклонил.

Спасать спасателей

Амундсена, правда, это не остановило. Герой двух полюсов к тому времени уже ушёл вразнос — со всеми ругался, злился на каждую мелочь, олицетворяя образ злобного деда, от которого в любую секунду ждут очередной выходки.

Отражение атаки медведя
Отражение атаки медведя

Но это не значило, что он не был способен на большие поступки. Несмотря на конфликты с Нобиле, Амундсен тут же бросился его вытаскивать. Купил во Франции гидроплан, нанял экипаж из четырёх французов и, взяв с собой ещё одного норвежца, 18 июня вылетел к лагерю итальянцев.

И пропал — больше его никто не видел.

Советский Союз разрешения на экспедицию ни у кого не спрашивал, а просто выслал два ледокола — «Красин» и «Малыгин». На обоих имелись самолёты «Юнкерс», которые могли стартовать со льда. Правда, для взлёта приходилось выгружать на полозьях разобранные машины и буквально сутками их собирать — на арктическом холоде и под воющим ветром.

Итальянские, шведские и советские самолёты после многочисленных попыток в сложных метеоусловиях достигали лагеря и сбрасывали продукты, медикаменты и батареи для рации. Садиться на льдину было очень тяжело, но 23 июня шведский лётчик Лундборг всё же сумел это сделать.

Он вывез со льдины Нобиле, а заодно и его собаку. Поначалу генерал пытался протестовать, желая остаться, но ему быстро объяснили, что он должен руководить со Шпицбергена спасательными работами, которые шли вразнобой. Тогда Нобиле согласился.

Катастрофа Италии: как русские, норвежцы и шведы итальянцев спасали

Когда Лундборг попытался повторить посадку, он перевернул самолёт. Пришлось куковать с итальянцами более недели, после чего был вытащен шведами, которые сочли, что на них приключений и заслуг достаточно. И полёты прекратили.

«Мы дойдём пешком!»

Поначалу итальянцы дисциплинированно сидели в лагере и ждали спасения. Но попытки связаться хоть с кем-нибудь на коротких волнах, как мы помним, не приносили успехов более недели. И тогда три человека, включая метеоролога Финна Мальмгрена, вызвались идти в Шпицберген за помощью на своих двоих.

Тридцатого мая они ушли. Казалось, что Шпицберген буквально под боком — какая-то сотня километров.

Но в арктических условиях это был тяжелейший переход с неочевидными результатами.

Финн Мальмгрен, например, — который метеоролог — не выдержал и, наказав бросить его, остался помирать на безбрежных ледяных просторах.

Катастрофа Италии: как русские, норвежцы и шведы итальянцев спасали

Одиннадцатого июля двоих оставшихся от группы человек обнаружили лётчики с «Красина». Правда, экипажу «Юнкерса» не повезло. Свой ледокол они не нашли и решили сесть, чтобы пережить туман. Но их ждала неудача: при посадке машина была основательна побита, оба винта и шасси сломаны. Но пилоты, имевшие продукты и укрытие в виде самолёта, настояли, чтобы «Красин» шёл сначала к итальянцам и лишь потом к ним.

Однако сидение в самолёте беспечным отдыхом не было. Когда еда стала кончаться, пришлось убивать медведей и тащить туши за несколько миль к лагерю. Спать лёжа лётчики тоже не могли — троица просто не помещалась в самолёт в таком виде. Поэтому отдыхали по очереди.

Низвержение героя

«Красин» подобрал всех выживших аэронавтов с «Италии» — сначала двоих ходоков, а затем и оставшихся в лагере. Последними забрали советских лётчиков и «Юнкерс».

Из живых больше всех (кроме, пожалуй, одного из ходоков, которому отрезали обмороженную ногу) пострадал Нобиле. Он вызвал недовольство Муссолини. Дуче считал, что нерадивый генерал подставил и публично унизил перед половиной мира. Карьера Нобиле в Италии была закончена.

Тогда итальянец отправился строить дирижабли в СССР. Он хотел реабилитировать своё творение, создав такой же воздушный корабль, который не потерпит крушения. Им стал В-6 — самый крупный советский дирижабль.

Его тоже постигнет катастрофа, но значительно позже — в 1938 году.

Ледокол Красин и спасение аэронавтов
Ледокол «Красин» и спасение аэронавтов

Но прежде чем начать работу над В-6, Нобиле поставил условие — отправиться на «Малыгине» в поход к Земле Франца-Иосифа. Он думал о пропавшей на унесённой «Италии» шестёрке. По его прикидкам, их могло отнести именно туда.

Могли ли они расположиться на одном из островов и продержаться там до 1931 года? Маловероятно. Но попробовать стоило.

Но чудес не случилось — никаких следов своего экипажа Нобиле так и не обнаружил. Трагедия «Италии» завершилась. Теперь ему оставалось только разбираться с её последствиями. Всю оставшуюся жизнь.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Увидеть Пентагон и умереть

Согласно распространённому мифу американцы никогда не воевали на своей территории. На самом деле — воевали, да ещё как.

36K
38
15
362
«И полилось на асфальт красное вино марки 11 сентября…»

Сегодня 11 сентября в массовом сознании — день атаки на американские башни-близнецы. Но кровавый ореол эта дата приобрела почти за 30 лет до трагических событий 2001 года.

34K
42
17
170
Как Англия и Франция захватывали Камчатку
…или о важности знания географии

Мы говорим: Крымская война, думаем, конечно: Чёрное море. А ведь англо-французская коалиция тогда покушалась и на другой полуостров империи, но чуточку дальше — Камчатку.

24K
40
13
136
Как джентльмены спалили Вашингтон
Самое учтивое и аккуратное сожжение вражеской столицы в истории

В то время, когда Великая армия Наполеона бодро маршировала на Москву, а потом с печалью брела обратно по русским снегам, на американском континенте шла своя атмосферная война.

33K
51
15
84
Ракеты для ракетного кризиса

В эти дни мир отмечает 55-летнюю годовщину событий, едва не ставших началом Третьей, уже ядерной, мировой войны — кризиса, известного в нашей стране как Карибский, а в США — как «Кубинский ракетный». Здоровой ядерной вишенкой на торте была ракетная дивизия с ракетами средней дальности (БРСД), способными поразить цели на большей части территории США.

23K
29
9
148
Загадки Мальтийского Ордена

Госпитальеры — самый древний и влиятельный из рыцарских орденов. Они продолжают существовать и по сей день под именем Суверенного иерусалимского военно-монашеского ордена госпитальеров им. Святого Иоанна, Родоса и Мальты. Каждое слово в названии Ордена — небольшая головоломка.

20K
14
6
22
Remember, remember the fifth of November!

Даже те, кто никогда не слышал имени Гая Фокса, наверняка видели его маски, ставшие популярными благодаря комиксу и фильму «V — значит вендетта». Будучи, как и положено английскому дворянину того времени, ярым монархистом, реальный Гай Фокс стал символом революционера-анархиста. И ключевой фигурой заговора против монарха.

13K
28
5
218
1917: Незнакомая революция

Грянул залп крейсера «Аврора», и красные с белыми бросились убивать друг друга… Ага, три раза. Начнём с того, что выстрел «Авроры» не был сигналом к восстанию. Захват Зимнего происходил иначе, чем его изображает политический лубок, и вообще всё было «немного не так».

38K
65
35
484
Как Фрэнсис Дрейк угробил Английскую армаду

Любой двоечник хоть что-то, да слышал об испанской «Непобедимой армаде» и её печальной судьбе. Куда менее известна другая армада с не менее тяжкой долей — английская. А ведь возглавлял её не юнга и не похмельный боцман, а Фрэнсис Дрейк собственной персоной.

30K
39
17
359
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

170K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0