Диванная аналитика: на чём летать морякам?

В январе 2020 года компания TGE group продемонстрировала интересный концепт — беспилотный конвертоплан для российского военно-морского флота.

Палубный беспилотный конвертоплан TGE group

По словам разработчиков, аппарат является многоцелевым, может использоваться как в военных, так и в гражданских целях. Способен садиться на неподготовленные площадки, имеет радиус действия до двух тысяч километров и развивает скорость до 500 км/ч. Официальные лица заинтересовались разработкой. И наверное, не зря. Давайте прикинем почему.

Крылья над морем

Трудно посчитать все ситуации, в которых кораблю может оказаться полезен летательный аппарат. Тут и разведка, и спасательные работы, и доставка грузов, и борьба с подлодками. И даже связь — в условиях мощного радиоэлектронного противодействия надёжнее может оказаться не рация, а бумажное письмо в специальном контейнере, сброшенное на палубу адресата.

Когда-то давно для этого использовали гидропланы — самолёты с поплавками. Гидроплан спускали краном на воду, он взлетал, выполнял задачу, по возвращении садился рядом с кораблём, и краном его поднимали обратно. Позже для экономии времени запускать самолёты стали при помощи катапульты. Потом вообще появились авианосцы, но это совсем отдельная история. Мы здесь не про них, мы про то, что может таскать с собой обычный корабль. А для этой цели куда больше подходят вертолёты.

Основной вариант

С вертолётом куда проще — его по большому счёту и приспосабливать для палубного базирования не надо. Добавил к бортовому оборудованию спасательные жилеты для экипажа и пассажиров, принял дополнительные меры по защите конструкции от коррозии — и хватит. Взлетать и садиться «вертушка» может с любого пятачка с неё саму размером — значит, специальной палубы на полкорабля ей не требуется.

И всем-то вертолёт хорош — именно поэтому сейчас его используют для воздушной работы все флоты мира, кроме совсем уж мелких. Но есть и у него недостатки. Основных два — невысокая скорость и относительно большой по сравнению с самолётами расход топлива.

Операция «Преемник»

Придумать альтернативу вертолёту пытаются давно. Пока что единственным вариантом, не просто воплощённым в металле, но пущенным в серию и принятым на вооружение, является конвертоплан. Эта машина, оснащённая поворотными винтами, взлетает и садится «по-вертолётному», может зависать на месте, а в горизонтальном полёте разворачивает винты (обычно вместе с двигателями) горизонтально и превращается в кургузый самолёт.

Чем конвертоплан хорош? Тем, что летает быстрее и дальше вертолёта. Это, в общем-то, всё. Наиболее существенный недостаток — резкая потеря подъёмной силы при повороте винтов. Чтобы не упасть, конвертоплану нужно после взлёта как следует разогнаться и только после этого переключать режим полёта. Но даже в этом случае он на несколько мгновений «проседает». Ну и разумеется, как и любой компромиссный вариант, конвертоплан гармонично сочетает в себе худшие стороны обеих крайностей. В вертолётном режиме он менее эффективен, чем вертолёт, а в самолётном — чем самолёт. В итоге пока что пользуются этими машинами только американцы — именно их V-22 «Оспри» является единственным в мире серийным конвертопланом. Правда, перспективным V-280 «Валор» заинтересовался израильский спецназ, но в любом случае говорить о повсеместном распространении пока не приходится.

Что же в итоге?

Прочих альтернатив не так много, и все они слишком малопригодны, чтобы рассуждать о них всерьёз. Самолёты вертикального взлёта и посадки? Слишком сложно и дорого, чтобы оснащать ими какие-либо корабли, кроме специализированных авианосцев. К тому же они гораздо менее универсальны — например, для спасательных операций и транспортировки грузов практически непригодны.

Может, дирижабль? Увы, дирижаблю требуется огромный ангар для хранения, а в воздухе он слишком нетороплив и уязвим. Винтокрыл? Смотрится перспективно, но успеха пока ни одна из программ по его созданию так толком и не достигла. Когда появится что-то серийное — можно будет говорить.

Вот и получается, что кроме старого доброго вертолёта морякам пока что летать не на чем. Конечно, если TGE group доведёт свой конвертоплан до ума и осилит его серийное производство, — появится неплохой запасной вариант. Но проверять его перспективность можно будет только на практике. А что вы об этом думаете, уважаемые читатели?

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий