itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Не имеет аналогов, или Миф о невероятной крутости нашей техники

Слова «не имеет аналогов» давно стали настоящим мемом в среде милитаристов. Изначально они подчёркивали уникальность нашего вооружения и опережение конкурентов. Но возникали и вопросы: «а точно ли причина в нашей крутости или „нет аналогов“ из-за чего-то иного?» В этом и попробуем разобраться на примере, пожалуй, самых известных проектов.

/
19K
57
369
435

Слова «не имеет аналогов» давно стали настоящим мемом в среде милитаристов. Изначально они подчёркивали уникальность нашего вооружения и опережение конкурентов. Но возникали и вопросы: «а точно ли причина в нашей крутости или „нет аналогов“ из-за чего-то иного?» В этом и попробуем разобраться на примере, пожалуй, самых известных проектов.

Ка-50. Одинокая акула

Наверно, именно этот проект чаще всего вспоминают, когда всплывает фраза   «не имеет аналогов». Одноместный ударный вертолёт с соосной схемой расположения винтов и правда выглядит настоящей белой вороной. Конструкторы из КБ Камова объясняли его уникальность тем, что обычно разработчики вертолётов не готовы рисковать и слишком консервативны, а вот их коллектив рискнул и сделал отличную ударную машину.

Но так ли это?

Одноместный прототип В-80 активно скрывали от западной разведки, нанося специальный камуфляж. Это помогло, и на Западе до последнего считали Hokum обозначение Ка-50 в NATO двухместным вертолётом
Одноместный прототип В-80 активно скрывали от западной разведки, нанося специальный камуфляж. Это помогло, и на Западе до последнего считали Hokum (обозначение Ка-50 в NATO) двухместным вертолётом

Летающих одноместных ударных вертолётов и правда кроме Ка-50 нет. Но в проектах они были. Преимущества отказа от оператора вооружения лежат на самой поверхности: меньше вес, меньше размеры машины. Кабину меньшего размера легче забронировать. Не казалась эта задача и слишком сложной — ведь штурмовики А-10 и Су-25, выполняющие задачи, в чём-то схожие с ударными вертолётами, вполне одноместны. А значит, и реализовать это на вертолёте вполне возможно.

Бо́льшая часть проектов штурмовиков 80-х были одноместными. Даже английские винтовые лёгкие штурмовики по программе SABA, которые негласно называли крылатыми вертолётами, не имели второго члена экипажа
Бо́льшая часть проектов штурмовиков 80-х были одноместными. Даже английские винтовые лёгкие штурмовики по программе SABA, которые негласно называли «крылатыми вертолётами», не имели второго члена экипажа

В США в 1982 году (почти параллельно с проектными работами над будущим Ка-50) стартовала знаменитая программа LHX (Light Helicopter Experimental). Тогда и речи ещё не шло ни о каком   «стелс». Предусматривалось создание скоростного разведывательно-ударного вертолёта, призванного заменить уже стареющий ОН-58. Одним из важных пожеланий военных были минимальные размеры будущего разведчика. Оттого неудивительно, что все самые первые проекты всех четырёх фирм-участников были одноместными.

Проект лёгкого разведывательно-ударного конвертоплана ВАТ, представленный фирмой Bell в рамках программы LHX в 1983 году
Проект лёгкого разведывательно-ударного конвертоплана ВАТ, представленный фирмой Bell в рамках программы LHX в 1983 году

Одновременно стартовали исследования эргономики будущего LHX, главной целью которых было определить, правда ли хватает одного пилота на поставленные задачи. А это не только разведка, но и охота на танки и вертолёты противника. Строить для этого реальные вертолёты не требовалось, провести эксперименты можно было и на специальных тренажёрах. И результаты были не самые радужные для одноместных машин. Выяснилось, что нагрузка на пилота вертолёта больше, чем на пилота штурмовика — из-за постоянного маневрирования на малых высотах. Кроме того, ему необходимо следить за куда бо́льшим количеством угроз. Конечно, в одиночку это было возможно, особенно если бы имелся вертолёт-помощник, но двухместные машины всё же были эффективнее.

Проект одноместного малозаметного разведывательно-ударного вертолёта от Boeing. В отличие от остальных конкурсантов они сделали ставку на использование технологий стелс и не прогадали. Именно идеи Boeing легли в основу пересмотренной концепции LHX
Проект одноместного малозаметного разведывательно-ударного вертолёта от Boeing. В отличие от остальных конкурсантов они сделали ставку на использование технологий «стелс» и не прогадали. Именно идеи Boeing легли в основу пересмотренной концепции LHX

В 1984 году, когда требования по LHX уточнили, было чётко указано: будущий вертолёт должен быть двухместным. Небольшая выгода от одноместности себя не оправдала. Стоит ли говорить, что при худшем уровне электроники у Ка-50 эти проблемы точно так же присутствовали. В КБ Камова, судя по всему, это понимали, потому впридачу разрабатывался специальный вертолёт-наводчик Ка-60. Да и в серию в итоге попал лишь уже двухместный Ка-52.

Нет аналогов, ибо это не нужно и даже вредно.

Макет разведывательного вертолёта В-60, будущего Ка-60. Именно он должен был помогать Ка-50 в обнаружении целей, позже эту задачу передали Ка-52
Макет разведывательного вертолёта В-60, будущего Ка-60. Именно он должен был помогать Ка-50 в обнаружении целей, позже эту задачу передали Ка-52

Другой необычной фишкой Ка-50, конечно же, был соосный ротор. Используют на ударных вертолётах его достаточно редко. Главные преимущества — меньшие размеры и лучшая живучесть: попадания по хвосту вертолёта такой машине не страшны. Минус один, но серьёзный: при активном маневрировании (а для ударной машины манёвр часто — это жизнь) лопасти могут перехлестнуться и просто перерубить друг друга. Решать это пытаются материалами, которые не так сильно гнутся, но всё же и с Ка-50, и с Ка-52 эта история иногда да случается. Особенность эта (соосный ротор) уже не уникальна — в США разрабатывают ударно разведывательный вертолёт Sikorsky Raider X также с соосным винтом. Посмотрим, сможет ли он пробиться на вооружение.

Проект разведывательно-ударного вертолёта Sikorsky Raider X. В случае успеха он станет второй ударной машиной в мире с соосными винтами
Проект разведывательно-ударного вертолёта Sikorsky Raider X. В случае успеха он станет второй ударной машиной в мире с соосными винтами

Су-34. Последний в своём роде

С развитием авиации универсальность постепенно побеждала узкоспециализированные машины. Одна за другой в прошлое уходили отдельные роли самолётов. Так уж вышло, что один из старейших классов — тактический, или фронтовой бомбардировщик — вымер. По всему миру на смену ему приходят многоцелевые истребители-бомбардировщики. Новые типы не разрабатываются и не принимаются на вооружение. Есть лишь одно исключение, «не имеющее аналогов», — Су‑34.

Иногда Су-34 относят к очень необычному классу бомбардировщика-истребителя, ведь он вполне может применять целый набор различного вооружения воздух-воздух
Иногда Су-34 относят к очень необычному классу бомбардировщика-истребителя, ведь он вполне может применять целый набор различного вооружения «воздух-воздух» (фото: Усман Абдуллаев)

В чём причина? Может, наше руководство знает что-то, чего не знает весь остальной мир?

Чтобы ответить на этот вопрос надо понять: а почему вымер тактический бомбардировщик? В современном мире высокоточного вооружения, где в прошлом осталась большая бомбовая нагрузка, главным отличием этого класса была специальная электроника, позволявшая легко обнаруживать наземные цели и наводить на них высокоточное оружие. На обычном истребителе-бомбардировщике места под всю эту роскошь обычно нет.

Истребитель-бомбардировщик F-15E с подвесным прицельным контейнером AN/AAQ-33 Sniper — главный конкурент Су-34. Сам прицельный контейнер хорошо виден под левым воздухозаборником
Истребитель-бомбардировщик F-15E с подвесным прицельным контейнером AN/AAQ-33 Sniper — главный конкурент Су-34. Сам прицельный контейнер хорошо виден под левым воздухозаборником

Ситуацию в корне поменяло появление в середине 80-х подвесного прицельного контейнера AN/AAQ-14. Он мог устанавливаться на новейший истребитель-бомбардировщик F-15E и на истребитель F-16, начиная с блока 40. С ним не совсем специализированные машины могли наносить удары не хуже полноценных тактических бомбардировщиков. В дальнейшем прицельный комплекс адаптировали и под другие самолёты, а в 2001 году появился ещё более универсальный и технологичный AN/AAQ-33 Sniper. Теперь почти любой истребитель с этим прицельным контейнером способен применять любой набор высокоточного вооружения.

Проект специализированного малозаметного бомбардировщика для ВВС США Sneaky Pete. Будущий проект А-12 во многом будет использовать именно его решения
Проект специализированного малозаметного бомбардировщика для ВВС США Sneaky Pete. Будущий проект А-12 во многом будет использовать именно его решения

Для тактических бомбардировщиков попытались найти нишу, используя технологии «стелс». Предполагалось, что бомбардировщики можно сделать куда более незаметными, чем истребители, которым всё же надо иметь правильные аэродинамические формы. Именно в этой логике был создан F-117 и проектировался перспективный А-12. Но развитие вычислительных мощностей позволило делать малозаметными и самолёты нормальной компоновки, а стоимость эксплуатации и создания специализированных малозаметных ударных самолётов оказалась слишком высока.

Проект перспективного тактического бомбардировщика Т-60. Отчётливо видны черты будущего Су-34, заметны и некоторые стелс-решения
Проект перспективного тактического бомбардировщика Т-60. Отчётливо видны черты будущего Су-34, заметны и некоторые «стелс»-решения

В СССР к этому вопросу подход был достаточно странным. С одной стороны, официальная замена Су-24 — проект Т-60, напоминал американскую идею малозаметного специализированного тактического бомбардировщика. Но с этим проектом КБ Сухого хотело залезть и в нишу Ту-22М3, сделав из Т-60 (впоследствии переименованного в Т-54) и стратегический ракетоносец. Понимая, что так можно и прогореть, параллельно запустили работы над ударной версией истребителя Су-27 — эдаким запасным вариантом, если у Т-60 будут проблемы.

Один из вариантов будущего Су-34, скорее созданного под впечатлением от американского проекта F-16XL, главного конкурента F-15E. Интересно, что именно на этом проекте о кабине рука-об-руку и речи пока нет
Один из вариантов будущего Су-34, скорее созданного под впечатлением от американского проекта F-16XL, главного конкурента F-15E. Интересно, что именно на этом проекте о кабине «рука-об-руку» и речи пока нет

Развал СССР, казалось бы, заставил разработчиков прийти в чувство. Специализированный тактический бомбардировщик не могли себе позволить молодые и бедные вооружённые силы России, никому не нужен был самолёт и на экспорт. Предполагалось, что его место займёт двухместный многоцелевой Су-30, для которого начали потихоньку разрабатывать свой аналог AN/AAQ-14. Но не вышло: уровня развития электроники и финансирования просто не хватило. А стремительно устаревавшие Су-24 надо было на что-то менять. Тогда проект будущего Су-34 снова достали на свет, протёрли от пыли и решили принять на вооружение.

Кроме чуть более заточенного под наземные цели радара и специализированной электроники от того же Су-30 положительных отличий у специализированного Су-34 почти и нет. Кабина с расположением пилотов «рука-об-руку», может, и даёт небольшой прирост эффективности, но весит много и серьёзно вредит аэродинамике. А её бронирование дополнительно утяжеляет и так нелёгкий самолёт, который не предназначен для действий на малых высотах, где броня может помочь.

В итоге Су-34 — всё же неплохой бомбардировщик, но никакой истребитель.

На фоне многоцелевых западных машин с прицельными контейнерами смотрится всё это нерадостно. Неудивительно, что никаких успехов на экспортном рынке Су-32 (экспортная версия Су-34) так и не достиг.

Рассматривать другие примеры можно ещё долго, и, может, мы это ещё сделаем, но результат чаще всего будет один и тот же. К сожалению, наш ВПК давно уже не такой сильный, как при СССР. Да и в те годы он всё же отставал от США, особенно в авиации. И если какое-то решение «не имеет аналогов» — то чаще всего оно или устарело, или банально не имеет смысла.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0