itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Не имеет аналогов, или Миф о невероятной крутости нашей техники

Слова «не имеет аналогов» давно стали настоящим мемом в среде милитаристов. Изначально они подчёркивали уникальность нашего вооружения и опережение конкурентов. Но возникали и вопросы: «а точно ли причина в нашей крутости или „нет аналогов“ из-за чего-то иного?» В этом и попробуем разобраться на примере, пожалуй, самых известных проектов.

/
15K
52
367
435

Слова «не имеет аналогов» давно стали настоящим мемом в среде милитаристов. Изначально они подчёркивали уникальность нашего вооружения и опережение конкурентов. Но возникали и вопросы: «а точно ли причина в нашей крутости или „нет аналогов“ из-за чего-то иного?» В этом и попробуем разобраться на примере, пожалуй, самых известных проектов.

Ка-50. Одинокая акула

Наверно, именно этот проект чаще всего вспоминают, когда всплывает фраза   «не имеет аналогов». Одноместный ударный вертолёт с соосной схемой расположения винтов и правда выглядит настоящей белой вороной. Конструкторы из КБ Камова объясняли его уникальность тем, что обычно разработчики вертолётов не готовы рисковать и слишком консервативны, а вот их коллектив рискнул и сделал отличную ударную машину.

Но так ли это?

Одноместный прототип В-80 активно скрывали от западной разведки, нанося специальный камуфляж. Это помогло, и на Западе до последнего считали Hokum обозначение Ка-50 в NATO двухместным вертолётом
Одноместный прототип В-80 активно скрывали от западной разведки, нанося специальный камуфляж. Это помогло, и на Западе до последнего считали Hokum (обозначение Ка-50 в NATO) двухместным вертолётом

Летающих одноместных ударных вертолётов и правда кроме Ка-50 нет. Но в проектах они были. Преимущества отказа от оператора вооружения лежат на самой поверхности: меньше вес, меньше размеры машины. Кабину меньшего размера легче забронировать. Не казалась эта задача и слишком сложной — ведь штурмовики А-10 и Су-25, выполняющие задачи, в чём-то схожие с ударными вертолётами, вполне одноместны. А значит, и реализовать это на вертолёте вполне возможно.

Бо́льшая часть проектов штурмовиков 80-х были одноместными. Даже английские винтовые лёгкие штурмовики по программе SABA, которые негласно называли крылатыми вертолётами, не имели второго члена экипажа
Бо́льшая часть проектов штурмовиков 80-х были одноместными. Даже английские винтовые лёгкие штурмовики по программе SABA, которые негласно называли «крылатыми вертолётами», не имели второго члена экипажа

В США в 1982 году (почти параллельно с проектными работами над будущим Ка-50) стартовала знаменитая программа LHX (Light Helicopter Experimental). Тогда и речи ещё не шло ни о каком   «стелс». Предусматривалось создание скоростного разведывательно-ударного вертолёта, призванного заменить уже стареющий ОН-58. Одним из важных пожеланий военных были минимальные размеры будущего разведчика. Оттого неудивительно, что все самые первые проекты всех четырёх фирм-участников были одноместными.

Проект лёгкого разведывательно-ударного конвертоплана ВАТ, представленный фирмой Bell в рамках программы LHX в 1983 году
Проект лёгкого разведывательно-ударного конвертоплана ВАТ, представленный фирмой Bell в рамках программы LHX в 1983 году

Одновременно стартовали исследования эргономики будущего LHX, главной целью которых было определить, правда ли хватает одного пилота на поставленные задачи. А это не только разведка, но и охота на танки и вертолёты противника. Строить для этого реальные вертолёты не требовалось, провести эксперименты можно было и на специальных тренажёрах. И результаты были не самые радужные для одноместных машин. Выяснилось, что нагрузка на пилота вертолёта больше, чем на пилота штурмовика — из-за постоянного маневрирования на малых высотах. Кроме того, ему необходимо следить за куда бо́льшим количеством угроз. Конечно, в одиночку это было возможно, особенно если бы имелся вертолёт-помощник, но двухместные машины всё же были эффективнее.

Проект одноместного малозаметного разведывательно-ударного вертолёта от Boeing. В отличие от остальных конкурсантов они сделали ставку на использование технологий стелс и не прогадали. Именно идеи Boeing легли в основу пересмотренной концепции LHX
Проект одноместного малозаметного разведывательно-ударного вертолёта от Boeing. В отличие от остальных конкурсантов они сделали ставку на использование технологий «стелс» и не прогадали. Именно идеи Boeing легли в основу пересмотренной концепции LHX

В 1984 году, когда требования по LHX уточнили, было чётко указано: будущий вертолёт должен быть двухместным. Небольшая выгода от одноместности себя не оправдала. Стоит ли говорить, что при худшем уровне электроники у Ка-50 эти проблемы точно так же присутствовали. В КБ Камова, судя по всему, это понимали, потому впридачу разрабатывался специальный вертолёт-наводчик Ка-60. Да и в серию в итоге попал лишь уже двухместный Ка-52.

Нет аналогов, ибо это не нужно и даже вредно.

Макет разведывательного вертолёта В-60, будущего Ка-60. Именно он должен был помогать Ка-50 в обнаружении целей, позже эту задачу передали Ка-52
Макет разведывательного вертолёта В-60, будущего Ка-60. Именно он должен был помогать Ка-50 в обнаружении целей, позже эту задачу передали Ка-52

Другой необычной фишкой Ка-50, конечно же, был соосный ротор. Используют на ударных вертолётах его достаточно редко. Главные преимущества — меньшие размеры и лучшая живучесть: попадания по хвосту вертолёта такой машине не страшны. Минус один, но серьёзный: при активном маневрировании (а для ударной машины манёвр часто — это жизнь) лопасти могут перехлестнуться и просто перерубить друг друга. Решать это пытаются материалами, которые не так сильно гнутся, но всё же и с Ка-50, и с Ка-52 эта история иногда да случается. Особенность эта (соосный ротор) уже не уникальна — в США разрабатывают ударно разведывательный вертолёт Sikorsky Raider X также с соосным винтом. Посмотрим, сможет ли он пробиться на вооружение.

Проект разведывательно-ударного вертолёта Sikorsky Raider X. В случае успеха он станет второй ударной машиной в мире с соосными винтами
Проект разведывательно-ударного вертолёта Sikorsky Raider X. В случае успеха он станет второй ударной машиной в мире с соосными винтами

Су-34. Последний в своём роде

С развитием авиации универсальность постепенно побеждала узкоспециализированные машины. Одна за другой в прошлое уходили отдельные роли самолётов. Так уж вышло, что один из старейших классов — тактический, или фронтовой бомбардировщик — вымер. По всему миру на смену ему приходят многоцелевые истребители-бомбардировщики. Новые типы не разрабатываются и не принимаются на вооружение. Есть лишь одно исключение, «не имеющее аналогов», — Су‑34.

Иногда Су-34 относят к очень необычному классу бомбардировщика-истребителя, ведь он вполне может применять целый набор различного вооружения воздух-воздух
Иногда Су-34 относят к очень необычному классу бомбардировщика-истребителя, ведь он вполне может применять целый набор различного вооружения «воздух-воздух» (фото: Усман Абдуллаев)

В чём причина? Может, наше руководство знает что-то, чего не знает весь остальной мир?

Чтобы ответить на этот вопрос надо понять: а почему вымер тактический бомбардировщик? В современном мире высокоточного вооружения, где в прошлом осталась большая бомбовая нагрузка, главным отличием этого класса была специальная электроника, позволявшая легко обнаруживать наземные цели и наводить на них высокоточное оружие. На обычном истребителе-бомбардировщике места под всю эту роскошь обычно нет.

Истребитель-бомбардировщик F-15E с подвесным прицельным контейнером AN/AAQ-33 Sniper — главный конкурент Су-34. Сам прицельный контейнер хорошо виден под левым воздухозаборником
Истребитель-бомбардировщик F-15E с подвесным прицельным контейнером AN/AAQ-33 Sniper — главный конкурент Су-34. Сам прицельный контейнер хорошо виден под левым воздухозаборником

Ситуацию в корне поменяло появление в середине 80-х подвесного прицельного контейнера AN/AAQ-14. Он мог устанавливаться на новейший истребитель-бомбардировщик F-15E и на истребитель F-16, начиная с блока 40. С ним не совсем специализированные машины могли наносить удары не хуже полноценных тактических бомбардировщиков. В дальнейшем прицельный комплекс адаптировали и под другие самолёты, а в 2001 году появился ещё более универсальный и технологичный AN/AAQ-33 Sniper. Теперь почти любой истребитель с этим прицельным контейнером способен применять любой набор высокоточного вооружения.

Проект специализированного малозаметного бомбардировщика для ВВС США Sneaky Pete. Будущий проект А-12 во многом будет использовать именно его решения
Проект специализированного малозаметного бомбардировщика для ВВС США Sneaky Pete. Будущий проект А-12 во многом будет использовать именно его решения

Для тактических бомбардировщиков попытались найти нишу, используя технологии «стелс». Предполагалось, что бомбардировщики можно сделать куда более незаметными, чем истребители, которым всё же надо иметь правильные аэродинамические формы. Именно в этой логике был создан F-117 и проектировался перспективный А-12. Но развитие вычислительных мощностей позволило делать малозаметными и самолёты нормальной компоновки, а стоимость эксплуатации и создания специализированных малозаметных ударных самолётов оказалась слишком высока.

Проект перспективного тактического бомбардировщика Т-60. Отчётливо видны черты будущего Су-34, заметны и некоторые стелс-решения
Проект перспективного тактического бомбардировщика Т-60. Отчётливо видны черты будущего Су-34, заметны и некоторые «стелс»-решения

В СССР к этому вопросу подход был достаточно странным. С одной стороны, официальная замена Су-24 — проект Т-60, напоминал американскую идею малозаметного специализированного тактического бомбардировщика. Но с этим проектом КБ Сухого хотело залезть и в нишу Ту-22М3, сделав из Т-60 (впоследствии переименованного в Т-54) и стратегический ракетоносец. Понимая, что так можно и прогореть, параллельно запустили работы над ударной версией истребителя Су-27 — эдаким запасным вариантом, если у Т-60 будут проблемы.

Один из вариантов будущего Су-34, скорее созданного под впечатлением от американского проекта F-16XL, главного конкурента F-15E. Интересно, что именно на этом проекте о кабине рука-об-руку и речи пока нет
Один из вариантов будущего Су-34, скорее созданного под впечатлением от американского проекта F-16XL, главного конкурента F-15E. Интересно, что именно на этом проекте о кабине «рука-об-руку» и речи пока нет

Развал СССР, казалось бы, заставил разработчиков прийти в чувство. Специализированный тактический бомбардировщик не могли себе позволить молодые и бедные вооружённые силы России, никому не нужен был самолёт и на экспорт. Предполагалось, что его место займёт двухместный многоцелевой Су-30, для которого начали потихоньку разрабатывать свой аналог AN/AAQ-14. Но не вышло: уровня развития электроники и финансирования просто не хватило. А стремительно устаревавшие Су-24 надо было на что-то менять. Тогда проект будущего Су-34 снова достали на свет, протёрли от пыли и решили принять на вооружение.

Кроме чуть более заточенного под наземные цели радара и специализированной электроники от того же Су-30 положительных отличий у специализированного Су-34 почти и нет. Кабина с расположением пилотов «рука-об-руку», может, и даёт небольшой прирост эффективности, но весит много и серьёзно вредит аэродинамике. А её бронирование дополнительно утяжеляет и так нелёгкий самолёт, который не предназначен для действий на малых высотах, где броня может помочь.

В итоге Су-34 — всё же неплохой бомбардировщик, но никакой истребитель.

На фоне многоцелевых западных машин с прицельными контейнерами смотрится всё это нерадостно. Неудивительно, что никаких успехов на экспортном рынке Су-32 (экспортная версия Су-34) так и не достиг.

Рассматривать другие примеры можно ещё долго, и, может, мы это ещё сделаем, но результат чаще всего будет один и тот же. К сожалению, наш ВПК давно уже не такой сильный, как при СССР. Да и в те годы он всё же отставал от США, особенно в авиации. И если какое-то решение «не имеет аналогов» — то чаще всего оно или устарело, или банально не имеет смысла.

Hoвости СМИ2
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

24K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

53K
54
22
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

26K
31
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

35K
34
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

32K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

15K
24
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
27
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
14
0
0
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

41K
125
132
6.1K
Как отучить дезертиров сдаваться в плен — метод сержанта Глазкова

Чтобы отучить бойца переходить на сторону врага, нужен особист. Только не такой, как в «Штрафбате», а настоящий герой-чекист, способный на риск и подвиг. Таким оказался сержант НКВД Иван Глазков из 114-й стрелковой дивизии. После него желание принимать перебежчиков у противника отпало раз и навсегда.

26K
75
320
2.1K
Всегда стоят насмерть: румыны о советских солдатах и РККА

«Остаётся мёртвым, где поставил командир». В разгар битвы за Сталинград командование 3-й румынской армии разослало в свои части документ, оценивавший боевые качества Красной армии. Это исследование базировалось на оценке вермахта, которую румыны обогатили своим опытом войны с СССР. О том, как видели РККА и красноармейцев их враги, — в нашем материале.

23K
88
46
3.6K
Дизайн против функциональности: разбираем новый скафандр SpaceX

Скоро к Международной космической станции стартует новый пилотируемый космический корабль Crew Dragon! И пока все ждут этого эпохального события, мы решили разобрать последние фотографии модных скафандров, разработанных компанией SpaceX, и взяли комментарий у Николая Моисеева — специалиста по скафандростроению и основателя компании Final Frontier Design.

23K
58
93
1.9K
«Куда пропали пленные Эйзенхауэра?»: тайна миллиона солдат Третьего рейха

Злобные американцы во главе с генералом Эйзенхауэром уморили миллион немцев! Или нет? Что на самом деле случилось с солдатами Третьего рейха в американском плену — в нашей статье.

20K
94
189
460
Танк или недоразумение: как воевал Т-60

Одни говорят, что это был едва ли не худший танк войны — слабый, с малокалиберной пушчонкой, тонкой бронёй и дохлым мотором, который даже ездить без «старших братьев» не всегда мог. Другие — что именно эта машина спасла Москву. Кто же прав? И вообще, что такое Т-60 — танк или недотанк, «машина танкового шлейфа»?

20K
86
137
788
Тест: кто вы в Гражданской войне в России?

Гражданская война стала тяжелейшим испытанием в истории России. Она же подарила нам
набор ярчайших героев и антигероев. Чей образ ближе вашим устремлениям?

19K
26
56
2.6K
Удача, полководческий талант и дурость противника: пять неравных битв Средневековья

У вас нет денег, ваши вассалы разгромлены, а союзники готовы вонзить нож в спину. Как воевать? Спокуха! Победить сильного врага можно, даже уступая ему в численности. Немного везения, грамотные манёвры и идиотизм противника творят чудеса. Даже в Средневековье, где всем рулит рыцарская кавалерия.

17K
79
56
1.4K
Почему английские лучники сражались без штанов при Азенкуре?

Известная, славная битва вошла в историю Англии — сражение при Азенкуре, когда английские лучники напрочь разбили французов. Правда, в учебниках обычно опускают один забавный факт, о котором мы вам и расскажем.

18K
77
34
2.9K
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

73K
110
59
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

66K
62
71
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

63K
63
48
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

61K
73
76
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

58K
78
35
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

51K
70
406
703
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

45K
68
83
1.7K
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

44K
95
353
786
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

44K
42
70
933
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

258K
119
83
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

136K
36
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

133K
74
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

130K
95
24
869
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

101K
99
29
742
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

100K
54
32
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

95K
8
4
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

79K
39
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

79K
29
18
346