itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"
itemscope itemtype="https://schema.org/Organization" div itemprop="logo" itemscope itemtype="https://schema.org/ImageObject" img src="https://warhead.su/images/logo_black.jpg" meta itemprop="url" content="https://warhead.su/images/logo_black.jpg" meta itemprop="width" content="250" meta itemprop="height" content="60" span itemprop="name" content="WARHEAD.SU"

Бомбардировщики прорвутся всегда

«Бомбардировщики прорвутся всегда». Эта фраза, произнесённая в 1932 году в британском парламенте премьер-министром Стэнли Болдуином, — настоящий девиз стратегической авиации. В ней отражена не только непоколебимая уверенность в «серебряной пуле», способной волшебным образом уничтожить любого врага, но и страх того, что может сделать враг в грядущей войне.

/
31K
29
17
176

«Бомбардировщики прорвутся всегда». Эта фраза, произнесённая в 1932 году в британском парламенте премьер-министром Стэнли Болдуином, — настоящий девиз стратегической авиации. В ней отражена не только непоколебимая уверенность в «серебряной пуле», способной волшебным образом уничтожить любого врага, но и страх того, что может сделать враг в грядущей войне.

В начале 1930-х годов бомбардировочная авиация переживала период глубоких перемен. Мощные двигатели, развитие аэродинамики, новые материалы — всё это, казалось, сделало бомбардировщики почти неуязвимыми, способными в одиночку решить исход войны.

Давайте посмотрим на эти небесные линкоры поближе и немного разберём их на части.

Главным оружием бомбардировщика в 1930-е и 1940-е годы были… нет, не бомбы. Стэнли Болдуина ужасала не столько боевая нагрузка, сколько неуязвимость. Неуязвимость в то время, как и в последующие десятилетия, можно было получить только одним способом: забраться максимально высоко и лететь максимально быстро. Скорость и высота — два бога бомбардировочной авиации 1930-х — 1960‑х.

Было три способа забраться на высоту 8-9 километров (этого вполне хватало на первое время). Можно было поставить на каждый двигатель небольшой компрессор, как это делали, например, американцы, чтобы моторам хватало воздуха на высоте. Либо поставить пятый двигатель с одним большим компрессором, как поступил советский конструктор Петляков. Либо просто перестать волноваться по поводу недостаточной высоты полёта, как поступило большинство.

Американская «летающая крепость» В-17 карабкалась на 10 километров, его коллега В-24 «Либерейтор» — почти на 9, как и советский Пе-8. Британские Handley Page Halifax и Avro Lancaster довольствовались 6-7 километрами, а их старший товарищ Short Stirling — и вовсе пятью. В лагере противника дела обстояли немногим лучше — германский He-177 и итальянский Piaggio P.108 добирались до 8 тысяч метров, но вот знаменитый FW-200 Condor не мог подняться выше 6 километров.

Британский бомбардировщик Handley Page Halifax
Британский бомбардировщик Handley Page Halifax

Однако высота перестала быть неоспоримым преимуществом довольно скоро — обе стороны конфликта разработали высотные истребители и модернизировали зенитную артиллерию таким образом, что спастись на высоте стало невозможно. В такой ситуации бомбардировщикам приходило на помощь (против истребителей, во всяком случае) оборонительное вооружение. От зениток, особенно с хорошо подготовленными командирами, спасались, по большому счёту, молитвами — если не везло с планированием операции.

Для обороны также было три опции. Пулемёты винтовочного калибра (7,62-7,92 мм) не были таким уж страшным оружием для истребителя — чтобы сбить самолёт из такого оружия, надо было долго всаживать в него пулю за пулей (ну или рассчитывать на удачу). Однако на самолёт можно было поставить гораздо больше стволов, да и взять с собой больше патронов. Avro Lancaster, как и остальные британские бомбардировщики, таскал с собой впечатляющий арсенал: два пулемёта в носовой башне и по четыре — в верхней и хвостовой. Отстреливаясь от противника, стрелки выдавали плотное облако трассеров. Чтобы сбить такой самолёт, нужны были крепкие нервы.

Второй вариант — тяжёлые пулемёты полудюймового (12,7 мм) калибра. Распугивать перехватчики ПВО плотными трассами из такого было накладно — патронов на ствол было намного меньше, но зато 12,7-миллиметровая пуля, попав в перехватчик, имела намного больше шансов если не сбить, то сильно повредить его. B-17G — вершина эволюции «летающих крепостей» — отбивался от «Фокке-Вульфов» тринадцатью такими пулемётами.

Бортовой стрелок бомбардировщика B-17 Flying Fortress с пулеметом Browning AN-M2
Бортовой стрелок бомбардировщика B-17 Flying Fortress с пулеметом Browning AN-M2

Наконец, можно было не мелочиться и поставить 20-миллиметровую пушку. Снарядов на ствол приходилось совсем немного, «поливать» атакующий истребитель длинными очередями не светило. Правда, одно попадание 20-миллиметрового снаряда ставило точку в атаке любого перехватчика, а подчас и в карьере его пилота. Чисто «пушечных» серийных бомбардировщиков во время войны не существовало вообще, но добавлять к общей батарее немного «тяжёлой артиллерии» нравилось и советским конструкторам (Пе-8), и германским (FW-200, He-177 и другие). И даже американцы, ярые сторонники полудюймовых браунингов, пытались вооружить 20-миллиметровой пушкой B-29 (спойлер: потом отказались).

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

А вот советские инженеры не отказались. «Срисованный» с B-29 после войны Ту-4 нёс батарею сначала из 20-миллиметровых, потом из 23-миллиметровых пушек.

Итак, бомбардировщик смог подняться высоко, разогнаться до приличной скорости, отбиться от истребителей, добраться до цели, и тут пришло время вывалить на неё всё то, с чем его, собственно, к этой цели и посылали.

Тут, увы, приходилось принимать суровую правду: чудес не бывает, если тебе нужно много топлива для дальнего полёта, а заодно пулемётов и патронов, чтобы отбиваться от перехватчиков, то к цели ты прилетишь совсем с небольшим запасом бомб. B-17 дорого платил за свою высотность, радиус в 3 с лишним тысячи километров и умопомрачительное пулемётное вооружение: на такое расстояние бомбардировщик мог доставить лишь 2,2 тонны бомб — примерно столько же на то же расстояние мог доставить двухмоторный германский He-111, гораздо хуже вооружённый.

Бомбардировщики B-29 Superfortress сбрасывают бомбы
Бомбардировщики B-29 Superfortress сбрасывают бомбы

Avro Lancaster, вооружённый 8-10 лёгкими пулемётами, почти беззащитный перед перехватчиками, мог доставить шесть тонн бомб на радиус в 2,3 тысячи километров. Он мог похвастаться огромным роскошным бомбоотсеком, позволявшим нести сверхбольшие бомбы, тогда как в B-17 бомбоотсек был лишь небольшой «комнаткой» перед передним лонжероном.

И только B-29 сводил на нет любую попытку обобщить характеристики тяжёлых бомбардировщиков времен Второй мировой. Он летал выше и дальше любого бомбардировщика, быстрее подавляющего большинства из них, был лучше вооружён и брал больше бомб. В сущности, он был первым представителем следующего, послевоенного поколения, и потому заслуживает отдельной статьи.

Увы, «золотого века» всемогущих бомбардировщиков так и не случилось. Как и многие прекрасные надежды, эта оказалась химерой — перехватчики, которые в 1930-е годы не могли ни подняться на высоту, где хозяйничали бомбардировочные эскадры, ни зачастую даже догнать бомберы на своих рабочих высотах, в 1940-х уже обошли в своём развитии тяжёлые машины и положили конец легендам об их неуязвимости.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

21K
22
7
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

48K
44
21
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

24K
27
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

33K
34
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

31K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

14K
21
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

12K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

12K
25
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

11K
13
0
0
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

28K
112
106
1.4K
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

27K
74
306
757
Играй, гармонь: советские разведчики против гармонистов вермахта

Каждый офицер вермахта на Восточном фронте должен был знать — никаких концертов на передовой. А иначе на звуки музыки придут русские разведчики и «поаплодируют» музыкантам гранатами и автоматными очередями. Именно так нашёл свою смерть гауптман Краум — большой любитель балалаек и гармошек.

20K
51
16
279
Кто кого? Сталин против Сталина

Когда Сталин умер, люди тут же стали рассказывать небылицы про «управление войной по глобусу». Сейчас Иосифа Виссарионовича часто представляют непогрешимым и несгибаемым. Истина же в том, что в военном отношении Сталин был неплохой стратег, но никудышный тактик.

18K
67
645
522
Операция «Козлёнок»: как спецназ ЮЗА встречал Рождество

Что делать, если Рождество встретить хочется за накрытым столом, а всех припасов — сухой паёк? Правильно — проявить недюжинную смекалку. Как южноафриканские полицейские в разгар войны в Анголе отметили новогодние праздники — в нашем материале.

16K
56
15
97
Тест: знаете ли вы биографию маршала Победы Георгия Жукова?

Георгий Константинович Жуков — полководец, сыгравший ключевую роль в победе над нацизмом. Давайте посмотрим, знаете ли вы биографию великого маршала.

16K
8
16
283
Самолёты-«невидимки» и русский вклад: 7 мифов о «стелс»

«Стелс» придумали в СССР. Технологии снижения заметности делают самолёт полностью невидимым. Самолёт-«невидимка» должен быть из фанеры. WARHEAD.SU — против заблуждений. Поэтому мы собрали популярные мифы — и готовы дать им бой.

14K
62
44
32
Воздушный дредноут: как СССР чуть не построил стометровый самолёт

В начале 30-х в СССР пестовали идею создания самолётов-гигантов. Военные, впечатлённые идеями генерала Дуэ, рисовали в воображении ряды огромных бомбовозов, стройными рядами плывущих к неприятельским индустриальным центрам. ТБ-6 со своим 95-метровым размахом крыла должен был стать крупнейшим, но так и не увидел свет. О судьбе воздушного колосса — в нашей статье.

13K
38
57
111
Ближневосточная «прохоровка»: иранские «чифтены» против иракских Т-62

Сотни танков сошлись в смертельной схватке, сдаваться не собирался никто… Июль 1943-го, Прохоровка? Нет, январь 1981-го, Хузестан. Именно там развернулось крупное танковое сражение ирано-иракской войны. Об иранской операции «Победа», противостоянии западной и советской бронетехники и противоречивых итогах битвы — в материале WARHEAD.SU.

13K
58
8
426
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

96K
29
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

62K
94
57
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

59K
52
57
591
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

56K
69
68
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

55K
76
35
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

55K
53
42
1.1K
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

55K
51
11
432
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

218K
95
58
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

116K
74
19
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

98K
56
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

96K
29
13
81
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

91K
42
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

86K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

76K
34
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

76K
28
17
346