itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Атом спешит на помощь: чего ожидать от плавучей электростанции?

Самый северный город России, Певек, вот-вот постигнет катастрофа. Чаунская ТЭЦ, построенная в далёком 1944 году, выработала весь свой ресурс и может остановиться практически в любой момент. Но помощь уже близко. В апреле 2018 года из Санкт-Петербурга на Чукотку вышло весьма необычное судно. Как же оно поможет Певеку?

/
11K
20
6
249

Самый северный город России, Певек, вот-вот постигнет катастрофа. Чаунская ТЭЦ, построенная в далёком 1944 году, выработала весь свой ресурс и может остановиться практически в любой момент. Но помощь уже близко. В апреле 2018 года из Санкт-Петербурга на Чукотку вышло весьма необычное судно. Как же оно поможет Певеку?

Особенности северного существования

Строительство в зоне вечной мерзлоты — занятие дорогое, чрезвычайно тяжёлое и очень рискованное. Ещё вовсю шла Великая Отечественная война, ресурсов не хватало, а в городе Певек Чукотского автономного округа уже шло строительство теплоэлектростанции. Все просто: Певек — это золотодобывающие предприятия, а обескровленное войной советское государство как никогда нуждалось в ресурсах и бросило все силы на обеспечение нормальной жизни в самом северном городе страны.

Певек
Певек

Прошло три четверти века. Золото в Певеке добывают по-прежнему, а построить новую ТЭЦ страна всё не может. Вместо этого предложили альтернативное решение: что если сделать реактор там, где светло и достаточно тепло, а потом просто привезти его в Певек?

Зачем копать тысячелетиями закованный в ледяную корку грунт, если можно привезти реактор морем?

Благо Певек — город портовый.

В 2006 году со скрипом началось строительство плавучей атомной электростанции.

Сроки строительства переносили уже не один десяток раз. Изначально предполагалось, что станция начнёт давать тепло в 2013 году, однако на дворе уже 2018-й, а воз и ныне там. С учётом четырёхлетнего срока постройки опоздание на пять лет — серьёзный звоночек.

Морской атом

Плавучие атомные электростанции не были совсем новой идеей. В 1963 году США построили MH-1A «Стёрджис» мощностью около десяти мегаватт и отправили работать на Панамский канал, где она трудилась до 1976 года. Ещё три года спустя случилась авария на АЭС «Три-Майл-Айленд», после чего движение за запрет ядерной энергетики начало усиливаться день ото дня. Станция простояла на приколе до 2014 года, а затем её разобрали.

MH-1A Стёрджис
MH-1A «Стёрджис»

За основу решили взять ледоколы: у них очень высокая мощность, а атомные реакторы отработаны и многократно опробованы. Тут же требовался энергоблок ледокола — без специального корпуса и необходимости создания мощной и надёжной ходовой. Это, казалось, проще, чем параллельно строящаяся на Балтийском заводе «Арктика». Но проще лишь на словах. По итогу со сроками не справились.

Изначально предполагалось, что строить ПАТЭС (плавучую атомную теплоэлектростанцию) будет «Севмаш», однако предприятие не справилось, и заказ передали в Питер.

Нужно больше пара

Если говорить проще, то любая атомная электростанция — это огромная печь, в которой происходит самоподдерживающаяся цепная реакция деления ядер. Печь греет воду, превращает её в пар, и с его помощью крутится турбина, за счёт чего происходит выработка электроэнергии. Естественно, часть тепла забирается и идёт на нагрев воды. Так ПАТЭС производит электричество и греет воду для целого города. Есть дополнительная опция: судно может в рабочем режиме проводить опреснение морской воды.

Для северных условий это не так важно, а вот если поставлять подобную электростанцию на тропические острова — очень даже полезно.

Отвечают за выработку энергии две реакторные установки КЛТ-40С ледокольного типа. К ним для эффективной работы просто добавили 220-тонные парогенерирующие блоки. Эти реакторные установки пусть и не самые современные, зато прекрасно себя зарекомендовавшие. Они трудятся в лихтеровозах и ледоколах вот уже тридцать лет.

ПАТЭС Академик Ломоносов
ПАТЭС «Академик Ломоносов»

Рабочая мощность ПАТЭС — 35 Мегаватт. Этого должно хватить на обеспечение электричеством и теплом как самого города Певек, так и расположенных рядом промышленных предприятий. Минимальный срок работы станции 36 лет, раз в двенадцать лет нужно только осуществлять перегрузку активных зон реакторных установок. За это время дизельные установки подобной мощности могли бы сожрать более 900 тысяч тонн солярки.

Есть, конечно, и минус — цена строительства первой станции составила 16,5 миллиардов рублей (два миллиарда пошли на создание гидротехнических сооружений в порту). ТЭЦ примерно такой же мощности обошлась бы примерно в 3-4 миллиарда рублей (это цены для строительства в средней полосе России, однако разница всё равно значительная).

На борту ПАТЭС есть всё для нормальной жизни энергетиков: нормальные комнаты-каюты, спортзал, бассейн. Трудиться специалисты будут посменно, вахтовым методом.

К слову, после ввода в строй ледокола «Арктика», оснащённого новейшими реакторными установками РИТМ-200, следующую плавучую электростанцию оснастят уже самыми современными РИТМами. Впрочем, до этого ещё дожить надо.

Баба Яга против

Ледоколы, в том числе атомные, в Питере строят уже много лет. Прямо на территории Балтийского завода, неподалёку от центра города происходит загрузка топлива в реактор. Операция отработанная, абсолютно безопасная, и никого атомные ледоколы уже не пугают, если не брать самых отъявленных луддитов. Однако в случае с ПАТЭС   «Гринпис» встал в стойку.

Как так — атомная электростанция! Ужас, гроб, смерть, кладбище!

Никакие объяснения не работали. Более того, поддавшись массовой истерии, Дания и Норвегия начали падать в обморок от одной только мысли, что мимо них пройдёт не ледокол, но ПАТЭС. Чтобы не нагнетать, решили везти ПАТЭС пустой, показывать по ходу движения гринписовцам различные замысловатые фигуры руками, а уже в Мурманске спокойно загрузить топливо и запустить реактор.

Гринпис недоволен
«Гринпис» недоволен

К слову, для тех, кто опасается цунами в Северном Ледовитом океане (их появление там маловероятно), — ПАТЭС не будет просто болтаться возле берега, пугая своим видом самых впечатлительных. Для её использования возвели целый комплекс береговых сооружений, защищающих установку от практически любых катаклизмов. В 2019 году ПАТЭС собираются вводить в эксплуатацию.

Конечно, у проекта есть серьёзные риски. Работа в порту не может обеспечить безопасность, сравнимую с той, что обеспечивается на стационарных АЭС. Это означает потенциальную возможность для терактов. Однако, например, атомные ледоколы в той же степени подвергаются подобной опасности.

Атом на продажу

Тех, кто интересуется такой техникой, очень много. Это и южные островные страны, которые опасаются строительства реактора, но очень нуждаются в недорогой электроэнергии. Интересовались подобным проектом Индонезия и Канада (правда, «интересоваться» ещё не значит «покупать»). Так что в итоге у нас есть достаточно дорогой, но потенциально любопытный проект.

Радужные перспективы ПАТЭС в тёплых странах
Радужные перспективы ПАТЭС в тёплых странах

Осталось всего ничего: запустить, продемонстрировать безопасность, добиться конкурентной цены, обеспечить адекватные сроки выполнения, получить зарубежные заказы — и вот тогда этим проектом можно будет гордиться.

Однако с учётом роста мировой боязни атомной энергетики и повышающейся эффективности альтернативных источников электроэнергии, может оказаться, что проект ПАТЭС уже опоздал. Тогда, скорее всего, мы увидим лишь несколько электростанций, построенных для внутреннего пользователя, — в том числе и военной арктической группировки.

Что тоже, если разобраться, не так уж и плохо.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Финские пограничники чуть не поймали Змея Горыныча

Финские пограничники, отправившиеся на сигнал о неопознанном судне, столкнулись в тумане с… нет, не с трёхголовым драконом, а с российской яхтой, замаскированной под него.

6.6K
14
3
147
Команду крейсера «Индианаполис» наградили спустя 75 лет после гибели корабля

Лучше поздно, чем никогда. Члены экипажа американского крейсера «Индианаполис» были награждены Золотой медалью конгресса спустя 75 лет после гибели их корабля. Большинство — посмертно.

3.5K
35
38
83
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

36K
32
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

170K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0