Атом спешит на помощь: чего ожидать от плавучей электростанции?

Особенности северного существования

Строительство в зоне вечной мерзлоты — занятие дорогое, чрезвычайно тяжёлое и очень рискованное. Ещё вовсю шла Великая Отечественная война, ресурсов не хватало, а в городе Певек Чукотского автономного округа уже шло строительство теплоэлектростанции. Все просто: Певек — это золотодобывающие предприятия, а обескровленное войной советское государство как никогда нуждалось в ресурсах и бросило все силы на обеспечение нормальной жизни в самом северном городе страны.

Певек

Прошло три четверти века. Золото в Певеке добывают по-прежнему, а построить новую ТЭЦ страна всё не может. Вместо этого предложили альтернативное решение: что если сделать реактор там, где светло и достаточно тепло, а потом просто привезти его в Певек?

Зачем копать тысячелетиями закованный в ледяную корку грунт, если можно привезти реактор морем?

Благо Певек — город портовый.

В 2006 году со скрипом началось строительство плавучей атомной электростанции.

Сроки строительства переносили уже не один десяток раз. Изначально предполагалось, что станция начнёт давать тепло в 2013 году, однако на дворе уже 2018-й, а воз и ныне там. С учётом четырёхлетнего срока постройки опоздание на пять лет — серьёзный звоночек.

Морской атом

Плавучие атомные электростанции не были совсем новой идеей. В 1963 году США построили MH-1A «Стёрджис» мощностью около десяти мегаватт и отправили работать на Панамский канал, где она трудилась до 1976 года. Ещё три года спустя случилась авария на АЭС «Три-Майл-Айленд», после чего движение за запрет ядерной энергетики начало усиливаться день ото дня. Станция простояла на приколе до 2014 года, а затем её разобрали.

MH-1A «Стёрджис»

За основу решили взять ледоколы: у них очень высокая мощность, а атомные реакторы отработаны и многократно опробованы. Тут же требовался энергоблок ледокола — без специального корпуса и необходимости создания мощной и надёжной ходовой. Это, казалось, проще, чем параллельно строящаяся на Балтийском заводе «Арктика». Но проще лишь на словах. По итогу со сроками не справились.

Изначально предполагалось, что строить ПАТЭС (плавучую атомную теплоэлектростанцию) будет «Севмаш», однако предприятие не справилось, и заказ передали в Питер.

Нужно больше пара

Если говорить проще, то любая атомная электростанция — это огромная печь, в которой происходит самоподдерживающаяся цепная реакция деления ядер. Печь греет воду, превращает её в пар, и с его помощью крутится турбина, за счёт чего происходит выработка электроэнергии. Естественно, часть тепла забирается и идёт на нагрев воды. Так ПАТЭС производит электричество и греет воду для целого города. Есть дополнительная опция: судно может в рабочем режиме проводить опреснение морской воды.

Для северных условий это не так важно, а вот если поставлять подобную электростанцию на тропические острова — очень даже полезно.

Отвечают за выработку энергии две реакторные установки КЛТ-40С ледокольного типа. К ним для эффективной работы просто добавили 220-тонные парогенерирующие блоки. Эти реакторные установки пусть и не самые современные, зато прекрасно себя зарекомендовавшие. Они трудятся в лихтеровозах и ледоколах вот уже тридцать лет.

ПАТЭС «Академик Ломоносов»

Рабочая мощность ПАТЭС — 35 Мегаватт. Этого должно хватить на обеспечение электричеством и теплом как самого города Певек, так и расположенных рядом промышленных предприятий. Минимальный срок работы станции 36 лет, раз в двенадцать лет нужно только осуществлять перегрузку активных зон реакторных установок. За это время дизельные установки подобной мощности могли бы сожрать более 900 тысяч тонн солярки.

Есть, конечно, и минус — цена строительства первой станции составила 16,5 миллиардов рублей (два миллиарда пошли на создание гидротехнических сооружений в порту). ТЭЦ примерно такой же мощности обошлась бы примерно в 3-4 миллиарда рублей (это цены для строительства в средней полосе России, однако разница всё равно значительная).

На борту ПАТЭС есть всё для нормальной жизни энергетиков: нормальные комнаты-каюты, спортзал, бассейн. Трудиться специалисты будут посменно, вахтовым методом.

К слову, после ввода в строй ледокола «Арктика», оснащённого новейшими реакторными установками РИТМ-200, следующую плавучую электростанцию оснастят уже самыми современными РИТМами. Впрочем, до этого ещё дожить надо.

Баба Яга против

Ледоколы, в том числе атомные, в Питере строят уже много лет. Прямо на территории Балтийского завода, неподалёку от центра города происходит загрузка топлива в реактор. Операция отработанная, абсолютно безопасная, и никого атомные ледоколы уже не пугают, если не брать самых отъявленных луддитов. Однако в случае с ПАТЭС   «Гринпис» встал в стойку.

Как так — атомная электростанция! Ужас, гроб, смерть, кладбище!

Никакие объяснения не работали. Более того, поддавшись массовой истерии, Дания и Норвегия начали падать в обморок от одной только мысли, что мимо них пройдёт не ледокол, но ПАТЭС. Чтобы не нагнетать, решили везти ПАТЭС пустой, показывать по ходу движения гринписовцам различные замысловатые фигуры руками, а уже в Мурманске спокойно загрузить топливо и запустить реактор.

«Гринпис» недоволен

К слову, для тех, кто опасается цунами в Северном Ледовитом океане (их появление там маловероятно), — ПАТЭС не будет просто болтаться возле берега, пугая своим видом самых впечатлительных. Для её использования возвели целый комплекс береговых сооружений, защищающих установку от практически любых катаклизмов. В 2019 году ПАТЭС собираются вводить в эксплуатацию.

Конечно, у проекта есть серьёзные риски. Работа в порту не может обеспечить безопасность, сравнимую с той, что обеспечивается на стационарных АЭС. Это означает потенциальную возможность для терактов. Однако, например, атомные ледоколы в той же степени подвергаются подобной опасности.

Атом на продажу

Тех, кто интересуется такой техникой, очень много. Это и южные островные страны, которые опасаются строительства реактора, но очень нуждаются в недорогой электроэнергии. Интересовались подобным проектом Индонезия и Канада (правда, «интересоваться» ещё не значит «покупать»). Так что в итоге у нас есть достаточно дорогой, но потенциально любопытный проект.

Радужные перспективы ПАТЭС в тёплых странах

Осталось всего ничего: запустить, продемонстрировать безопасность, добиться конкурентной цены, обеспечить адекватные сроки выполнения, получить зарубежные заказы — и вот тогда этим проектом можно будет гордиться.

Однако с учётом роста мировой боязни атомной энергетики и повышающейся эффективности альтернативных источников электроэнергии, может оказаться, что проект ПАТЭС уже опоздал. Тогда, скорее всего, мы увидим лишь несколько электростанций, построенных для внутреннего пользователя, — в том числе и военной арктической группировки.

Что тоже, если разобраться, не так уж и плохо.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий