Увидели, чтобы рассказать: главные литераторы Великой войны

Военные впечатления повлияли на всех литераторов, прошедших через окопный ад. Многие таланты так и не вернулись с фронта. Благодаря тем, кто нашёл в себе силы рассказать о пережитом, мы можем взглянуть на войну и её последствия.

Все авторы писали на разных языках и часто о разных вещах. Но ценность каждого из них — в уникальном подходе.

5 место. Анри Барбюс

До войны Барбюс был не слишком обласкан славой. Его первые романы прохладно восприняли читатели.

В роковом августе 1914 года уже довольно пожилой по меркам военной службы сорокаоднолетний писатель ушёл добровольцем на фронт. Там он пробыл до декабря 1915‑го.

Находясь в госпитале, на основе своего опыта он написал роман «Огонь». Который вышел «с большими купюрами» в конце 1916 года. Автор рассказывал о простых французских солдатах и натуралистично (несмотря на военную цензуру) описывал быт и ужасы войны.

Как одно из первых произведений о ещё незакончившейся войне, роман произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Он немедленно стал классикой.

Дальнейшее литературное наследие ушедшего в радикальный социализм писателя не так впечатляюще. Но «Огонь» и по сей день остаётся одной из лучших книг о войне в истории человечества.

4 место. Ричард Олдингтон

Богемный интеллектуал Олдингтон имел все возможности подвизаться в тылу, но пошёл рядовым в пехоту. Война перепахала его внутренний мир, но подарила читателям настоящие литературные жемчужины.

В самых известных его романах — «Смерть героя» и «Все люди враги» — описания войны практически нет. Зато есть подробный рассказ о том, как она меняла и ломала судьбы людей и целых поколений. Об огромном ударе по морали, общественному устройству и мировоззрению. И о том, как «старая добрая Англия» исчезла навсегда, а оставшиеся на её руинах пытались строить прекрасный новый мир.

Увиденное на войне искалечило писателя. И до конца жизни он оставался одним из самых ярких представителей «потерянного поколения».

3 место. Николай Гумилёв

Поэт, прозаик, драматург, путешественник и один из самых ярких персонажей русской литературы начала XX века.

Большинство коллег Гумилёва предпочли сопереживать воюющим из глубокого тыла, сочиняя патриотические вирши или описывая народные страдания. А писатель добровольно ушёл на войну.

В боях кавалерист Гумилёв проявил себя умелым и отважным бойцом. Получил два Георгиевских креста за храбрость.

Даже находясь в боевых порядках, продолжал литературную деятельность. Его сборник стихов «Колчан» и проза «Записки кавалериста» вышли в 1915 и 1916 годах. Это примеры немногочисленных произведений, которые оставили след Первой мировой в русской литературе. Талантливо и ярко написанные, они дают уникальное — «наше» — восприятие опыта бойца на переднем крае.

Гумилёв встретил конец войны в составе русского экспедиционного корпуса во Франции, оставаясь одним из немногих сторонников продолжения кампании.

В новой — советской — реальности и не думавший скрывать свои «неправильные» мысли поэт не выжил. Его расстреляли как заговорщика в 1921 году.

2 место. Ярослав Гашек

«Убили, значит, Фердинанда-то нашего» — эта открывающая роман о бравом солдате Швейке фраза стала универсальным описанием начала Великой войны.

Не отличаясь склонностью к стабильности и спокойствию, Гашек сменил в молодости десятки работ. Исчезал на многие недели, бродя по городам и весям и попадая в самые разнообразные переделки.

В 1915 году Австро-Венгерская империя решила, что без него мировую войну точно не выиграть, и отправила писателя на фронт. В сентябре 1915 года он сдался в плен и, как убеждённый чешский националист, вступил в Чехословацкий легион.

После Октябрьской революции он с головой окунулся в анархию Гражданской войны на стороне красных. А в 1920-м вернулся в Чехию поднимать революцию. Чехи, однако, решили, что с них уже хватит, и Гашеку пришлось вернуться к литературной деятельности.

Великий роман «Похождения бравого солдата Швейка» состоит во многом из собственных авторских впечатлений и историй. Хотя на страницах произведения они и распределены по разным персонажам. Гашек действительно симулировал ревматизм, а потом пришёл в школу вольноопределяющихся в цилиндре. Он не раз бывал в полиции как «политический» и действительно поехал на фронт в комфорте арестантского вагона…

Несмотря на кажущийся гротеск описанного, его книга довольно точно отображает огромный пласт реальности и проблем Австро-Венгрии на её последнем этапе. Это делает книгу не только бесконечно занимательной, но и ценным страноведческим источником.

1 место. Эрих Мария Ремарк

Человек, чьё имя стало синонимом Первой мировой. На фронт Ремарк ушёл из учительской семинарии осенью 1916 года. Ему было 18 лет.

Военный опыт писателя был не очень продолжителен и уложился в шесть недель июня–июля 1917 года. Затем с тяжёлым ранением Ремарка эвакуировали в Германию, где он до конца войны находился в госпиталях и запасных частях.

Этих впечатлений писателю хватило на всю жизнь. Вышедший в 1929 году роман «На Западном фронте без перемен» немедленно стал международным хитом. А ещё — одним из первых примеров, когда популярная книга быстро обзаводится киноверсией.

В Германии эту и последовавшие за ней книги Ремарка восприняли, мягко говоря, неоднозначно, прямо обвиняя автора в пораженчестве и клевете на подвиг немецкого солдата. С приходом к власти нацистов его произведения были запрещены, а сам литератор вынужденно уехал.

Романы «На Западном фронте без перемен» и «Возвращение» и по сей день остаются классикой. Из которой — хоть и с изрядной долей мифов — миллионы людей продолжают черпать знания о Первой мировой.

Список этот, конечно, может показаться неполным и тенденциозным. Но прелесть литературы в том и заключается, что среди сотен авторов и тысяч книг, написанных даже на одну тему, каждый может найти что-то своё.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий