К юбилею Леонида Быкова: наши любимые фильмы мастера

«Максим Перепелица» (1955) — «Там, где пехота не пройдёт…»

Поразительно, но при любви советских цензоров к тотальнейшей секретности на экране впервые появился новейший на тот момент автомат Калашникова — из которого и стрелял главный герой.

Максим Перепелица в учебном бою (источник фото)

Карабин СКС, пулемёты РПД и СГ-43 тоже «дебютировали» в кино впервые. Нельзя не упомянуть и одно из первых появлений танка ИС-2 и вертолёта Ми-1. Фактически фильм стал «визитной карточкой» советской армии — какой она должна быть. Причём «тяготы и лишения службы» в кои-то веки тоже показали — хотя, конечно, авторами было получено и множество критических писем от военных, что, мол, «так не бывает».

Но, несмотря на весь парад военного «железа», именно обаяние Быкова и убедительный рост его героя от полного раздолбая до грамотного бойца и ответственного человека сделали «Максима Перепелицу» нестареющей классикой.

«На семи ветрах» (1962) — «Три коротких звонка и один длинный»

Крохотная, но опять-таки запоминающаяся роль молодого, весёлого и честного солдата. Который принёс письма, чудом оставшиеся от мирного времени.

«На семи ветрах» (1962) (источник фото)

Бойцы, под пулями читающие письма, — один из самых сильных и трогательных эпизодов.

«Разведчики» (1968) — герои на экране

История Виктора Калганова (в наградных документах его называли Колгановым) заслуживает даже не фильма, а целой эпопеи. Он начал войну командиром группы снайперов, а закончил морским разведчиком. Его разведотряд освобождал Новороссийск, Севастополь, Одессу, обеспечивал высадку крупных десантов, наводил самолёты… В июле 1943 года Калганов возглавил штурм вражеских укреплений на высоте Долгой, лично закидывая фашистов гранатами.

А с декабря 1944 года он на Дунае помогал готовить штурм Будапешта. По мотивам этих событий полвека назад и сняли фильм «Разведчики». Быков сыграл одну из главных ролей, а консультантом съёмок выступил сам Калганов.

Леонид Быков и Алексей Смирнов (источник фото)

Ещё удивительный факт: Сигаева, бывшего повара, который всей душой рвался в разведку, сыграл Алексей Смирнов, не менее легендарный воин-разведчик. То есть Смирнов играл почти самого себя!

«В бой идут одни „старики“» (1973) — «Будем жить!»

Честно признаюсь — когда я был совсем маленьким и впервые увидел этот фильм, он мне… не понравился. Действительно — тут война, а они после боя поют и весело разговаривают стихами. Дальше начала смотреть не стал. Потом я вырос. Досмотрел кино. И сейчас скажу — это один из лучших и самых честных отечественных фильмов о войне. И памятник многим лётчикам, эпизоды из жизни и боев которых вошли в кино.

Истребители Виталий Попков и Иван Лавейкин послужили наиболее яркими прототипами для Маэстро. При этом Попков, по его словам, был ещё и прообразом молодого неопытного Кузнечика, «вечного дежурного по аэродрому». Ноты были нарисованы на штурмовике Ил-2 Василия Емельяненко.

Штурман 7-го гвардейского штурмового авиаполка гвардии капитан Василий Борисович Емельяненко в кабине своего штурмовика на аэродроме в станице Тимашевская (источник фото)

Даже легендарная фраза, вынесенная в название фильма, — не художественная выдумка. Она встречается в мемуарах дважды Героя Советского Союза Сергея Даниловича Луганского:

— Сегодня пойдут одни старики, — сказал Фёдор Телегин, — молодым сегодня делать нечего. У соседей шестерых сбили.

То есть «В бой идут одни „старики“» — именно коллективный портрет реальных лётчиков. Причём режиссёр Быков смог создать шедевр буквально из ничего — студия Довженко даже цветной плёнки ему не дала.

Кстати, судьба лётчицы У-2 Надежды Поповой и истребителя Семёна Харламова сложилась счастливее, чем в кино. Им не только присвоили звания Героев Советского Союза одним и тем же указом от 23 февраля 1945 года (в документе Надежда названа Анастасией) — после войны они к тому же вступили в законный брак.

«Аты-баты, шли солдаты» (1976) — люди против танков

Последний фильм Быкова. И последняя его роль в кино. Тоже один из сильнейших фильмов о войне.

История последнего боя взвода истребителей танков, 18 марта 1944 года. Молодые бойцы сдерживают прорывающиеся немецкие танки.

«Цыганочка с выходом» (источник фото)

Редкий случай, когда в кино удалось показать, насколько страшен танк пехоте. И очень сильный финал — экран, медленно заливающийся красным.

Причём и здесь можно найти реальные прототипы экранных героев — 18 марта 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР 25 человек из взвода Петра Николаевича Широнина были удостоены звания Героев Советского Союза.

Мало кто знает, что Быков снимал фильмы не только о войне. В его творческих планах была и фантастика, причём комедийная. Увы, фильм «Пришелец» — экранизацию сатирической повести Евгения Шатько — ему завершить не довелось. Фильм был доснят (а фактически переснят заново) гораздо позже — уже не им и с другими актёрами, под названием «Звёздная командировка».

Леонид Быков погиб в автокатастрофе 11 апреля 1979 года, в возрасте всего пятидесяти лет. У него было не так много ролей в кино по сравнению с другими известными артистами — и ещё меньше фильмов он снял сам. Но помнят их до сих пор.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий