Острова в небесах: 10 самых-самых космических поселений

1. Кирпичная луна Эдварда Хейла (1869)

Повесть Эдварда Хейла «Кирпичая луна», пожалуй, лучшее, что смогла дать человечеству викторианская космическая фантастика. Автор описал огромную, шестидесятиметровую, кирпичную сферу первого навигационного спутника Земли. Обитаемого спутника!

Вместе с кирпичной луной на полярную орбиту случайно катапультировали три дюжины строителей, прислуги и конструкторов. Устроились те в мировом эфире комфортно — снимали несколько урожаев в год, рожали детей и занимались наукой. Телеграф, конечно, подкачал: для связи приходилось выходить на поверхность и скакать, отбивая живой цепочкой людей точки и тире земным наблюдателям с телескопами. Зато на карте земного шара больше не осталось белых пятен — ни в Африке, ни в Антарктиде.

Угадал Хейл и забавный нюанс — краудфандинг строительства и запуска кирпичной луны обошёлся как хороший морской крейсер, в невообразимые тогда 250 тысяч долларов!

2. Жилое колесо Германа Поточника (1929)

Первая детально проработанная космическая станция. Ветеран первой мировой, австро-венгерский инженер Герман Поточник на почти 200 иллюстрированных страницах описал принципы устройства жизнеспособной, постоянно обитаемой космической станции. О том, что невесомость вредна для здоровья, в те далёкие годы, разумеется, не знали — но совершенно верно полагали её изрядным неудобством в работе.

Неудивительно, что даже столь давняя теоретическая разработка уже предполагала раскрутку жилого «бублика» станции вокруг центральной оси для имитации силы тяжести.

Зеркальная солнечная электростанция питала бы радиосвязь и средства наблюдения за космосом, а также — что важнее — средства наблюдения за происходящим на земной поверхности. На станцию возлагались и задачи космической разведки, и, на поздних стадиях развития, удары концентрированной солнечной энергией по железнодорожным узлам и тыловым складам противника.

Научная и военная деятельность экипажа разобраны со всей офицерской дотошностью — где-то за полвека до того, как подобные работы стали мэйнстримом.

3. Сфера Бернала (1929/1975)

Первая капитальная жилая станция. До неё теоретики освоения космоса всё больше говорили о рабочей смене, вроде полярников, частой смене вахт — и всё. Будущий лауреат сталинской премии мира дерзкий молодой коммунист Джон Десмонд Бернал первым всерьёз задумался о полноценном заселении безграничного космического пространства. С его проектом исполинской — многие километры в диаметре — обитаемой полой сферы всерьёз работали даже через пять лет после смерти Бернала. Он видел её как необходимую часть корабля поколений, но такой жилой блок имел массу достоинств и сам по себе.

(Изображение: NASA)

Уже в 1975 году знаменитый теоретик заселения космического пространства Джерард О’Нил спроектировал её как реальный объект. Сфера Бернала его усилиями получила вторую жизнь — с дополнительным рабочим обвесом электростанциями, фермами, заводами и причалами для создания полноценного обитаемого космического посёлка на десятки тысяч человек постоянного населения.

4. Станция фон Брауна (1950)

Первая всерьёз разрекламированная космическая станция. Начинал простой бывший штурмбаннфюрер СС Вернер фон Браун проектом ядерной бомбардировочной платформы. Когда стало ясно, что мир на Земле собираются устанавливать иначе, видный немецкий гуманист подался в детские сказочники. Вместе с художниками иллюстрированного журнала, а потом и с Уолтом Диснеем он выдал популярные описания проектов обитаемой научной станции размером куда больше нынешней МКС.

В полностью достроенном виде станция должна была не только обеспечивать вахтовую работу в космосе, но и стать основной ступенькой для прыжка людей к Луне. Поскольку разрабатывали её в суровые атомные пятидесятые, одних только электриков и трубопроводчиков на борту для текущего ремонта солнечной электростанции на жидком металле и замены вакуумных ламп бортовых ЭВМ предполагалось больше десятка человек. Вроде бы ничего особенного, но за счёт качественной рекламы этот проект на десятилетия вперёд увлёк своим обликом и проработкой тысячи молодых космических специалистов.

5. Космоград Даррелла Ромика (1955)

Первый серьёзный проект модульного космического строительства. В эпоху ракетной горячки в космос рвались буквально все, даже те, с кем он вроде бы не ассоциируется вообще. Компания «Гудьир» профинансировала создание большого аэрокосмического отдела, в котором разрабатывали отнюдь не только резиновые уплотнители для условий вакуума или космические скафандры, как это может показаться на первый взгляд.

Конструктор Даррелл Ромик предложил использовать трёхступенчатые многоразовые космопланы вместо строительных кирпичиков постоянно обитаемой большой космической станции. Состыкованные «паровозиком» и обшитые крепежом, они становились бы центральной осью для монтажа большой цилиндрической станции. Её жилое колесо разместило бы двадцать тысяч человек постоянного населения при искусственной силе тяжести, а кривизна поверхности в отдельной жилой «комнате» этого космограда оказалась бы попросту незаметной для человека.

6. Космические «Острова» Джерарда О’Нила (1975).

Первый действительно комфортный жилой проект. К последней трети XX века стало окончательно ясно, что всё привезённое с Земли обходится на порядки дороже, чем произведённое в космосе. Джерард Китчен О’Нил задался вопросом минимальных необходимых инвестиций для создания максимально самостоятельного космического поселения.

Именно комфорт жителей космического «острова» на современных ему технологиях стал одним из главных продажных элементов разработок О’Нила.

В буквальном смысле этого слова, путь в счастливое космическое будущее — орбитальный город-сад размерами до восьми километров в диаметре и до тридцати двух километров в длину. Больше, чем хороший район-сателлит возле земного города‑миллионника.

Проекты О’Нила честно признают, что начало работ невероятно дорогое. Несколько сотен космических строителей должны проработать не меньше десяти лет — при условии идеальных сроков поставок для строительства минимального проекта на скромные десять тысяч жителей. Зато внутри готовых «островов» комфортно проживут сначала десятки, а потом и сотни тысяч людей в окружении парков, рек, садов и с климатом любого города России на заказ — хоть Москвы, хоть Владивостока, хоть Севастополя.

7. Калпана один (2007)

Первый мемориальный проект. Назван посмертно в честь женщины-астронавта индийского происхождения Калпаны Чавла. Поскольку создавался уже в нашем тысячелетии, изначально несёт каинову печать малобюджетности. Размеры космического посёлка на 3000 жителей постоянного населения на фоне общеизвестных предшественников довольно скромные — 500 метров в диаметре и 325 метров в длину. Правда, современные технологии позволяют сохранить без потерь значительную часть ранее помянутой комфортности ежедневного проживания.

Построить такую станцию можно сравнительно близко к Земле и в основном на земных же ресурсах. Сотни ракет до лунных карьеров и огромный парк орбитального транспорта в проекте больше не значатся. Хорошая космическая станция будущего — и недорогая!

(Изображение: Bryan Versteeg)

Неслучайно техническая разработка проекта сопровождалась довольно большим социологическим исследованием: сколько реальные живые люди сейчас готовы платить за право уехать в один конец на такую станцию, перед этим продав на Земле всё, если они не очень богаты, или расставшись с достаточно большой суммой денег, если они ей уже располагают.

Габариты станции привязаны именно к вероятному количеству подобных романтиков — на плечи которых и лягут задачи окупаемости и строительства новых станций.

8. Асгардия (2016)

Первая оффшорная. Да, на Земле всё ещё много пригодных для создания виртуального государства островов, но и они рано или поздно закончатся. Создатели этой станции задумались о ней прежде всего как о юридическом пространстве с правом экстерриториальности, которое пригодно для монетизации само по себе, даже без любых иных ресурсов.

(Фото: Asgardia)

«Первое космическое государство» всерьёз торгует и своим гражданством, и сопутствующими ему выгодами. По большей части виртуальными, для повышения личной самооценки граждан, но, если верить создателям проекта, — только пока.

Увы, до обитаемых космических платформ любого проекта ещё жить и жить. Ранняя Асгардия способна разместить «на борту» лишь виртуальных подданных. На фото она вся целиком перед запуском в космос.

9. Цилиндр МакКендри (2000)

Первая исполинская. Когда учёные всерьёз задумались, насколько современные прорывные технологии способны улучшить известные проекты, Том МакКендри выяснил, что построенный на основе полноценных углеродных нанотрубок — вроде тех, из которых предполагается строить космические лифты, — похожий на проекты О’Нила жилой «остров» сможет похвастаться общей площадью размером от просто Российской Федерации до всей Евразии. Сотни километров в диаметре и тысяча километров в длину, огромное жизненное пространство с полной экологической независимостью на один раз завезённых ресурсах. В основном космических.

Верхний предел его размера — тысяча километров в диаметре и десять тысяч километров в длину. Лишь чуть меньше диаметра Земли, настоящий континент в космосе!

И всё это на основе дешёвого и доступного космического материала — углерода.

10. Орбиталище Бэнкса (1987)

Исполинская конструкция с длиной окружности в одиннадцать с половиной миллионов километров предлагает для заселения жизненное пространство в несколько десятков поверхностей Земли.

Как и многие другие мега-проекты, такие орбиталища в пределах комфортного для проживания «зелёного пояса Солнечной» можно размещать буквально миллионами, а счёт жителей при низкой плотности населения составит пока что труднопредставимые для нас триллионы человек.

Но есть и недостаток. Хотя материалы нужной прочности теоретически возможны, современная наука понятия не имеет, с какой стороны хотя бы подойти к их созданию. В ближайшем обозримом будущем мы совершенно точно увидим орбиталища таких размеров только в компьютерных играх и кино.

Тем не менее, жилое колесо — настолько большое, что один его оборот занимает световой день, а с поверхности оно кажется мостом, уходящим в небеса, — вполне можно посчитать «на кончике пера» даже сейчас.

На этом фоне может показаться, что лозунг   «Юра, мы всё… потеряли» не лишён оснований. Но у нас который уже год летает международная космическая станция, вроде бы готовится лунная, активно воплощается в металле как минимум одна национальная и, с немалой вероятностью, сравнительно быстро взлетят первые частные.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий