Правда ли? История полёта без крыльев

Недавно в Рунете пошла новая волна интереса к этой фотографии, появились свежие объяснения, что машина так и взлетела, по забывчивости не разложив крыло, отбомбилась, вернулась и вообще молодец.

Но как же пилот мог не заметить во время взлёта, что у него сложено крыло? Почему сидящий за ним оператор вооружения не постучал ему ласково по шлему — дескать, куда без крыльев собрался?

Антон ЖелезнякЭксперт по техническим и инженерным вопросам

Уверен, что вы знаете, но на всякий случай напомню: у самолёта или планера крыло — это основная часть несущей поверхности, предназначенной для создания аэродинамической подъёмной силы. То есть обычно у самолёта всего одно крыло, разделённое на левую и правую плоскости. А у биплана, к примеру Ан-2, их два. Этим летающая техника радикально отличается от птиц, у которых два крыла — правое и левое. С чем авиаконструкторы абсолютно не согласны.

Перед взлётом разложите крылья

Так уж получилось, что F-4 «Фантом-2» разработали по заказу военно-морских сил США, а потому самолёт «с рождения» имел возможность раскладывать крыло для удобства размещения на палубе авианосца. Машина получилась столь удачной, что впоследствии «фантомов» себе заказали и ВВС США. Естественно, ради летунов переделывать конструкцию крыла никто не стал, и в части машины шли такие же, со складным крылом. Впрочем, их никто и не складывал, кроме случаев ангарного хранения или проведения технических работ.

Естественно, что перед взлётом во время внешнего осмотра по картам контрольной проверки следили, чтобы крыло было зафиксировано в горизонтальном состоянии. Стопорные штифты на сгибах — пара сантиметров в диаметре, окрашенные в красный цвет, — красноречиво «говорили», что крыло разблокировано, взлетать нельзя.

Разумеется, все эти операции проводились и для борта F-4E из 57 эскадрильи истребителей-перехватчиков, дислоцированной в исландском Кеблавике, — это тот самый самолёт с фотографии. История произошла в 1978 или 1979 году. Проверка именно этого борта проводилась в утреннее время, когда ещё было темно (Исландия страна северная, там вообще полгода ночь), с фонариком в руках. Лётчик и оператор вооружения не увидели ничего подозрительного.

Как оказалось позже, самолёт только что подкрашивали, и какой-то умник закрасил красные штифты серым.

Взлетал самолёт как должно, с разложенным крылом, а уже во время набора высоты пилот обнаружил, что с увеличением скорости плоскости аккуратно и симметрично складываются — прямо по предназначенным для сгиба местам. В принципе, ими можно было даже помахать при желании. Лётчик сообщил о ситуации на землю и принялся наматывать круги вокруг аэродрома, чтобы сжечь лишнее топливо перед посадкой. Именно в этот момент и был сделан снимок. Машина потеряла в управляемости, пилот, по его словам, пользовался в основном рулём направления и рулём высоты — чего ему хватило, чтобы и нормальную посадку совершить.

Летуна отстранили от полётов на пару недель в качестве «наказания» за неадекватную предполётную подготовку, но поскольку он благополучно приземлился в сложной ситуации, сохранил экипаж и технику, официального наказания не последовало.

Главное — больше скорости

А вообще, может ли самолёт взлететь со сложенным крылом? Военные лётчики, отличающиеся умом и сообразительностью, уверенно отвечают, что да, может. Есть как минимум три случая такого взлёта, и, естественно, последующей посадки на сложенном крыле. Для полётов использовались «Воут» F-8 «Крусейдер», тоже палубные истребители.

В одном из этих трёх происшествий летчик ещё и умудрился посадить самолёт без сброса боеприпаса, приземлившись на две 925-килограммовые авиабомбы Mark 84. Которые, к счастью, не сдетонировали при жёстком приземлении.

Самолёту хватало подъёмной силы, чтобы взлететь на коротеньких обрубках крыла. Конструкторы дали поразительный запас прочности и мощности, позволивший не только запустить, но и посадить этакую «ракету». А один из этих полётов, запечатлённый на фото, стал прекрасным памятником безалаберности и невнимательности, показывающим, насколько ловкими могут быть военные пилоты.

Григорий ПастушковПолевой эксперт в запасе

Если покопаться в памяти, то можно вспомнить уникальный палубный самолёт F8F «Беаркэт» с отламываемыми крыльями. Естественно не целиком, но законцовки крыла самостоятельно отстреливались при резком превышении допустимой перегрузки. И не чуть-чуть, а прилично — с каждой стороны у плоскости «откусывало» почти по метру длины. В результате нагрузка на крыло резко уменьшалась, чтобы предупредить его поломку или самопроизвольное складывание. Естественно, что и с уменьшенным крылом можно было безопасно приземлиться.

«Саня, режим взлётный!»

И эти ситуации происходили, когда, казалось бы, не заметить неразложенное крыло просто невозможно. Вот в случае с самолётами с крылом изменяемой стреловидности (стреловидность — угол отклонения крыла от нормали к оси симметрии самолёта. — Прим. ред.) легко перепутать и начать взлёт с максимальным углом стреловидности, используемым по документам для высотных полётов на сверхзвуковых скоростях.

История использования Су-17 — первого советского истребителя-бомбардировщика с крылом изменяемой стреловидности — знает несколько десятков таких случаев. Некоторые невнимательные лётчики умудрялись не заметить до момента взлёта, что совершают его с крылом максимальной стреловидности и убранной механизации. Были и случаи, когда из-за проблем с переводом крыла в посадочный режим Су-17 также сажали на сложенном крыле, практически «по-планерному». Исключительно благодаря заложенному на этапе создания запасу прочности такие ситуации не приводили к аварии и потере техники.

Самолёты с крылом изменяемой стреловидности во время лётных испытаний даже специально тестируют в «аварийных» режимах, когда одна из плоскостей заклинена.

Испытательный полёт американского палубного истребителя F-14 «Томкэт»

Так что в итоге — может ли самолёт взлететь со сложенным крылом? Может. Но лучше до такого не доводить. И помнить, что безопасность полёта начинается на земле.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий