itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

По стопам крейсера «Аврора»: почём музей для народа?

«Отслужил своё — и в утиль? Но ведь это же наше всё, гроза морей и океанов — жалко! Мы за музейную пенсию». Как превратить списанный корабль в музей, с чего начать и во сколько обойдётся это удовольствие — в материале WARHEAD.SU.

/
9.2K
16
17
78

«Отслужил своё — и в утиль? Но ведь это же наше всё, гроза морей и океанов — жалко! Мы за музейную пенсию». Как превратить списанный корабль в музей, с чего начать и во сколько обойдётся это удовольствие — в материале WARHEAD.SU.

По морям, по волнам

Недавняя новость об отправке в утиль кораблей ВМФ России, которые не могут пройти модернизацию по экономическим причинам, вызвала бурную реакцию. Читатели WARHEAD.SU, например, озвучили коллективное мнение: «А почему бы не превратить бывшие боевые единицы в музеи»? И людям польза, и на металлолом ничего не уходит.

Так-то оно так. Но всё не так просто.

Вот у нас боевой корабль. Министерство обороны признало его неподлежащим модернизации и ремонту — и с барского плеча решило превратить вымпел в музей. Что же для этого надо сделать?

Только давайте сразу определимся, что корабль у нас более не планирует выйти в море и встаёт на вечную стоянку — так делают в 95 процентах случаев.

Музей-крейсер Михаил Кутузов в Новороссийске
Музей-крейсер «Михаил Кутузов» в Новороссийске (фото: Александр Вепрёв)

Для начала на борт поднимаются люди, которые должны отсоединить, открутить и снять всё, что представляет государственную тайну. Причём это могут быть не только системы обнаружения, целеуказания, управления огнём и т. п., но и банальные части силовой установки или даже забытая впопыхах при сходе экипажа бумажка с внешне ничего не значащими символами.

Далее из всех систем надо слить жидкости, коих очень и очень много: гидравлика, топливо, масло, хладагент и прочие.

Чтобы случайно забредший турист не повернул вентиль и не облил себя, а потом не поставил 0 звёздочек на трипэдвайзере.

И это мы не говорим о ядерной энергетической установке. Чтобы удалить её, требуется фактически разобрать корабль до основания и собрать заново!

Кстати, всё, на что можно нажать или покрутить, надо заблокировать. По возможности зафиксировать саморезами, болтами и поксиполом. Чтобы уж гарантированно на сувениры никто не унёс. А то, что уже «утрачено военно-морским способом», надо найти. На складах, в запасниках музеев, у завода-производителя (если он ещё жив), у прапорщиков — да где угодно. Если это должно быть по штату — достань и положи.

Во что может превратиться судно за 40 лет в греческом флоте — корабль-музей Слэйтер в штате Нью-Йорк до и после реконструкции
Во что может превратиться судно за 40 лет в греческом флоте — корабль-музей «Слэйтер» в штате Нью-Йорк до и после реконструкции (источник фото)

Пока шаманят над внутренним убранством, специалисты должны осмотреть подводную часть на предмет повреждений и коррозии. Музей у нас будет стоять в воде, а значит, днище станет постепенно утрачивать прочность, и необходимо рассчитать, через какое время потребуется новый ремонт. Стандартный срок стоянки корабля-музея без обновления подводной части составляет около 20 лет. В некоторых случаях больше, в некоторых меньше. По истечении этого срока нужны сухой док и восстановление. Можно, конечно, делать ежегодные осмотры с мелким ремонтом, но цена по итогу выйдет чуть ли не больше.

Очищаем от грязи, пыли, ржавчины корпус, скоблим, грунтуем, красим и смазываем всё, что должно быть смазано или покрашено. Гордо поднимаем военно-морской флаг…

Стоп! А команда-то у нас есть?

Теоретически можно нанять обычных людей обслуживать всё это хозяйство, но практика показывает, что лучше всего с такой задачей справятся моряки — бывшие или действующие. Значит, надо набрать личный состав. Как минимум обучить офицеров и платить им достойную зарплату. Ибо статус корабля-музея — это, конечно, почётно, но на карьеру влияет противоположным образом.

По стопам крейсера Аврора: почём музей для народа?
(Источник фото)

Когда всё в целом готово, надо создать экспозицию о боевом пути корабля. Для этого придётся обращаться к ветеранам, служившим в молодости на нашем судне, а также выдерживать многочасовое бодание с музеями, которые, естественно, не захотят расставаться со своими запасами, пусть даже и на благие цели.

В нашу гавань заходили корабли, большие корабли из океана…

Итак. У нас есть корабль с командой, который теоретически надо отбуксировать на место вечной стоянки. Для начала надо найти ему место на карте нашей необъятной Родины.

Можно поставить в Мурманске или Архангельске, но турсезон там не очень долгий — всего три-четыре месяца в году. Невыгодно. Кронштадт, Калининград, Владивосток — уже лучше. Благо и опыт имеется, и стоянку найти проще. Южные берега? Это совсем хорошо, но тут возникает такой момент, что ремонт и буксировку будущего музея надо производить в одной акватории, т. е. сначала корабль сам как-то должен дойти до Новороссийска, например. А если он изначально ремонтировался в Североморске?

Дно на месте будущей стоянки надо почистить от отложений, мусора, и вообще всего, что может повредить наш музей, а швартовые бочки и тумбы на берегу должны быть дополнительно укреплены и несколько раз проверены. Сам причал должен находиться вблизи туристических троп, иметь удобный спуск-подъём для посетителей.

Что, вроде готовы к открытию? А вот и не угадали.

Ещё надо создать береговую инфраструктуру: павильон с продажей билетов, организацией экскурсий, едой, сувенирной продукцией — которую ещё надо заказать у производителей.

По стопам крейсера Аврора: почём музей для народа?

В общем, спустя долгое время мы готовы показать каким был, есть и будет наш флот — и пускаем на борт музея посетителей после красочного открытия с шариками и демонстрацией чего-нибудь «этакого» от ВМФ.

Мир розовых пони

Однако у нас есть одна небольшая проблема. Мы живём не в мире радужных единорогов и розовых пони, а в суровой реальности. И вот в ней первую скрипку всегда играют деньги. Если мы обратимся к мировому опыту, то заметим, что большое число боевых кораблей, стоящих на вечной стоянке, могут себе позволить далеко не все страны мира.

Если у вас переизбыток лишних вымпелов, то их можно, конечно, топить подальше в океане (как авианосец «Америка») или делать из них подводные рифы (как это было с авианосцем «Орискани» или броненосцем «Массачусетс»). Но уж если вы хотите корабль-музей, то будьте готовы платить.

За примерами далеко ходить не надо. Если цены на плановый ремонт и/или модернизацию больших кораблей колеблются от 500 миллионов долларов (нижний порог ремонта авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов») до 2,6 миллиардов долларов (модернизация атомного авианосца «Теодор Рузвельт»), то с музеями всё немного сложнее.

Аврора проходит Дворцовый мост, направляясь на ремонт
«Аврора» проходит Дворцовый мост, направляясь на ремонт (источник фото)

Например, крейсер I ранга «Аврора». Прошедшая совсем недавно реконструкция обошлась государственному бюджету в 840 миллионов рублей (13 миллионов долларов). За эти деньги корабль отбуксировали в сухой док, проверили днище, почистили, подкрасили, обновили экспозицию и вернули «Аврору» на место.

Или взять броненосный крейсер «Олимпия», выставленный в Филадельфии. Постепенное разрушение корпуса и долгое отсутствие ремонта привели к тому, что требуются восстановительные работы, которые обойдутся в 20 миллионов долларов: буксировка корабля в док, очистка и восстановление подводной части, ремонт и переоборудование экспозиции.

Крейсер Олимпия
Крейсер «Олимпия» (источник фото)

Считаете, что это дорого?

Линкор   «Миссури» в 2009-м получил новую антикоррозийную систему, подновил окраску и модернизировал внутренние механизмы — будьте добры, 18 миллионов долларов на стол.

Банальное нанесение нового слоя чёрной краски на корпус французской подводной лодки «Флорэ», выставленной в Лорьяне, обошлось налогоплательщикам в 550 000 евро в 2003 году, а восстановление линкора «Алабама» после урагана «Катрина» — в четыре миллиона долларов. Плановый ремонт крейсера «Кэролайн» или подводной лодки «Альянс» в Великобритании тоже выходит в немалую сумму — 12 и 15 миллионов фунтов стерлингов для каждого.

Ну и конечно, всех не глядя делает авианосец «Интрепид», который находился на реконструкции с 2006-го по 2008 год. Он получил полный ремонт внутренних помещений, новые интерактивные экспонаты, обновление интерьера и поверхностей (26,5 тонн краски), традиционную очистку днища, замену ненужного оборудования и многое другое. Для корабля на берегу сильно изменили инфраструктуру, а также почистили место стоянки. Всё удовольствие обошлось всего-то в 120 миллионов долларов (55 на авианосец и 65 на пирс и остальную часть музея), что «примерно» позволяет нам оценить стоимость подготовки «с нуля» большого боевого корабля к экскурсионной жизни.

Авианосец Интрепид
Авианосец «Интрепид» (источник фото)

А за чей счёт банкет?

Что всё о расходах, да о расходах. «А доходы?», — спросите вы. Да, доходы есть. И в целом по статистике большой боевой корабль за первый год музейной жизни может принять до миллиона посетителей. Но обычно это число заметно меньше.

Кстати, а сколько мы готовы платить за то, чтобы подняться на борт?

В России цена на билет будет колебаться в районе 400-500 рублей — для взрослого человека, естественно. Проход на экспозиции в иностранных государствах обойдётся в среднем в 15-20 долларов на человека. Разница в цене в два раза. Но если увеличить стоимость билета у нас, то в музей, увы, будут приходить только фанаты ВМФ. Остальным будет проще делать селфи на фоне «грозы морей и океанов».

По стопам крейсера Аврора: почём музей для народа?
(Источник фото)

Второй пункт, на котором может заработать музей (помимо экскурсий), — это сувенирная продукция. Да, сейчас, с развитием министерством обороны таких мероприятий, как форум «Армия»,   «Танковый биатлон» и многих других, пришло понимание: люди готовы заплатить деньги за память о посещении музея. Но, как всегда у нас, развитие идёт медленно: сувенирная продукция производится одним-двумя производителями, стоит «странных» денег и её мало.

Ну кто, скажите, будет покупать рядом с боевым кораблём футболку «танковые войска» или кружку «ВВС России»?

Для каждого музея нужно что-то своё, с упоминанием именно этого места и боевой единицы. А такие невыгодные мелкие партии никто не будет запускать в производство без уверенности, что они окупятся. А то куда их потом денешь?

Что же остаётся? Безмолвно смотреть, как красивейшие корабли распиливают «на иголки»? Нет, конечно. В мире известна практика, когда частные организации выкупают списанные корабли или создают фонды для спасения отслужившей своё техники. В таком случае каждый, кто действительно хочет спасти кусочек наследия военной истории, может внести свою лепту. А если общество будет молчать, то даже стоящий в акватории Москвы-реки и фактически готовый к переоборудованию в музей сторожевой корабль будет не спасти, как получилось с СКР «Дружный».

СКР Дружный буксируют в закат — то есть, на утилизацию
СКР «Дружный» буксируют в закат — то есть, на утилизацию (фото: Александр Конов)

Хотя нашей редакции, конечно, хочется пройтись по палубе великих кораблей, превращённых умелыми руками в музеи истории нашей страны, мы всё же подождём. Для начала — хотя бы появления новых кораблей на рейде в День военно-морского флота. Ведь «живые» корабли для страны важнее.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Наша Царь-пушка VS ихней Царь-койки

Нередко, когда хотят сказать что-то обидное в адрес России, говорят: вот, мол, у вас главные реликвии — это Царь-колокол, который никогда не звонил, и Царь-пушка, которая никогда не стреляла! Этим исчерпывается классический боекомплект обижалок в культурном диспуте Россия vs. Запад.

25K
37
34
85
Республика воздушных пиратов
Самое безумное государство в истории

При словах «воздушные пираты» мы вспоминаем или террористов с бомбами, требующих лететь вместо Парижа в Ливию во имя борьбы с сионизмом, или что-то наивно-ретрофутуристичное: персонажей стимпанка, «Порко Россо» или «Чудес на виражах». Первые удручающе реалистичны, вторые кажутся чистым полётом фантазии. Однако у небесных последователей Флинта и Джека Воробья были вполне реальные прототипы. И как ни странно — ближе всего к реальности они изображены мэтром Миядзаки.

69K
69
12
1.2K
Раджпуты — индийские самураи
Храбрость, жестокость и самоубийственно строгий кодекс чести

На западе современной Индии, у границы с Пакистаном есть суровая и живописная пустынная земля — Раджастан. Имя ему дали раджпуты, «сыны раджей». Фанатично приверженные кшатрийским воинским идеалам и древней вере Индии, они предпочитали гордо шагнуть в пылающий костёр, но не склонить головы перед торжествующим врагом.

28K
29
3
221
Как Джордж Вашингтон не стал офицером британской армии

Прежде чем стать отцом-основателем США и очутиться на купюре, Джордж Вашингтон прошёл квест «Как выжить среди идиотов».

11K
36
7
150
«Kilroy was here»
Откуда взялся главный военный мем Второй мировой

Встречался ли вам когда-нибудь незамысловатый рисунок-граффити «Kilroy was here»? Прямая линия — это стена. Из-за неё выглядывает лысый тип с внушительного размера носом (аж перевешивается наружу — Буратино и Пиноккио обзавидовались бы). Вот и всё, не считая пальцев, которыми тип держится за стену. Это и есть тот самый овеянный легендами Килрой, который «был здесь».

14K
29
0
54
Няшный милитаризм
Как японцев служить заманивают

Японцы, как всегда, удивили всех. Что, казалось бы, нужно рисовать на плакате, агитирующем вступать в армию? Танки, грозно едущие, самолёты, грозно летящие, бойца с автоматом и квадратной челюстью, грозно символизирующего… Плюс красотки в обтягивающей униформе, в этом Америка толк знает. Но в Стране восходящего солнца пошли совершенно иным путём.

28K
20
3
100
Армия Её Величества под ЛСД

Все мы любим классический образ Джеймса Бонда, который стильно заправляется водкой с мартини, а потом бодро разбирается с врагами британской короны. В хипповские 60-е MI6 поддалась атмосфере эпохи и решила переплюнуть героя Яна Флеминга, отбросив замшелые стереотипы. Британских учёных озарила идея повысить боеспособность бойцов Её Величества с помощью психоделиков.

21K
38
2
188
Как казаки даты переводили
18 октября — День памяти войсковой казачьей славы

Этот праздник отмечают уже восемнадцатый год ― и не то чтобы широко, но заметно, особенно в регионах, которые по традиции считаются казачьими. Но вот какая штука: сама его дата определенно является следствием странной ошибки.

8.2K
7
5
39
Как угнать Боинг и размножить танки

При слове «контрабанда» представляется грузовичок с каким-нибудь санкционным сыром, или романтичный разбойник, пробирающийся в горах с потайным фонарем. В общем, частный бизнес. Но бывает и контрабанда в масштабах государства, и масштаб у неё соответствующий — контрабандой везут танки, самолёты и вертолёты.

12K
15
7
106
Час презрения: террористическая катастрофа в Будённовске

Теракт лета 1995 года в Будённовске стал одной из самых страшных катастроф в истории современной России. Его последствия ушли далеко за рамки простого злодеяния с массовыми жертвами. Произошёл перелом всей войны в Чечне, а эпоха массового террора только открывалась…

28K
178
162
1.9K
Белый спецназ: почему в рядах американских коммандос так мало нацменьшинств?

Спасибо голливудским боевикам, про американский спецназ сегодня знают даже дети. На земле, в небесах и на море крутые парни наводят ужас на врагов, защищая свободу и демократию. И конечно, в духе политкорректности, как минимум треть этих бойцов — из нацменьшинств. Что совершенно противоречит реальности. Почему в рядах коммандос так мало чёрных?

25K
132
111
1.6K
11 подводных хохм, от которых ржут американские моряки

Как ловить водяных слизней, зачем воровать дверь старпома и чем опасны вентиляторы между отсеками? Подводников ВМС США из группы Submarine Bubblehead Brotherhood в фейсбуке спросили о самых забавных случаях во время их службы. Из 230 комментариев отобрали 11 лучших и опубликовали на сайте We Are The Mighty. Статью О. Волли читайте в переводе Алексея Костенкова.

23K
63
28
287
Силовое задержание: взгляд российского полицейского на задержание Флойда и беспорядки в США

Смерть Джорджа Флойда и последовавшие за ней события в США по-прежнему в центре внимания СМИ. Ситуацию с задержанием афроамериканца и массовыми беспорядками в интервью Андрею Уланову прокомментировал действующий офицер российской полиции.

21K
112
390
1.5K
Спецназ мира: чьи нормативы жёстче?

Хотите попасть в ряды мирового спецназа? Легче лёгкого! Если, конечно, вы готовы к самым жёстким физическим испытаниям. Каким именно — рассказываем в этой статье.

20K
46
27
302
Закон Мёрфи и немецкое вундерваффе: как финны пытались остановить советские танки

Летом 1944 года Красная армия прорвала финскую оборону на Карельском перешейке. Советские танки стремительно продвигались к Выборгу по узким дорогам среди дремучих лесов, где их ожидали горячие финские парни, вооружённые немецкими фаустпатронами. Это был первый для финнов опыт применения «панцерфаустов» — и всё, что могло пойти не так, пошло не так…

17K
90
88
679
Тест: какой вы бомбардировщик Второй мировой?

Вторая мировая отметилась массовым применением бомбардировщиков — как стратегических, так и «самолётов поля боя». Каким из них могли бы оказаться вы?

17K
37
23
410
За счёт чего рулили «Катюши»?

Неуправляемые реактивные снаряды славятся низкой кучностью. Так почему БМ-13 «Катюша» стала легендарным оружием Победы — или же это просто ещё один миф? Мы разобрались.

17K
107
161
809
Супернадёжность, дешевизна и старость: 5 мифов об автомате Калашникова

70 лет в строю, десятки миллионов выпущенных автоматов по всему миру — воистину легендарное оружие! А от легенд, как известно, и до мифов недалеко. Мы собрали пять самых популярных из них.

17K
119
103
847
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

78K
121
60
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

70K
66
72
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

65K
69
51
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

62K
73
76
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

62K
82
37
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

54K
73
406
703
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

50K
106
378
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

47K
68
83
1.7K
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

45K
42
71
933
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

269K
122
83
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

144K
37
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

136K
75
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

132K
96
24
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

102K
56
33
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

102K
100
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

98K
10
4
276
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

84K
44
8
274
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

80K
39
14
172