Кто подставил «Кролика Джоджо»: почему смешной Гитлер не приедет в Россию

Режиссёр «Тора: Рагнарёк» и «Реальных упырей», новозеландец Тайки Вайтити, выпустил фильм про Гитлера, где сам его и играет.

Надо полагать, дух фюрера летит и орёт над речкой Бидериц громче дюжины баньши. Мало того, что его играет полумаори-полуеврей, так он ещё и поведением похож на смесь пса Гуфи и Джа-Джа Бинкса. Ибо существует в воображении мальчика-аутсайдера из гитлерюгенда, который пытается сломать свою добрую природу и стать «истинным арийцем и белокурой бестией».

Едет Гитлер через Гитлер

Впрочем, фюреру не впервой. Над ним при жизни глумился Чарли Чаплин, его карал ананасом Сатана в аду в «Никки — Дьяволе-младшем», да и вообще объёмы глума над этим массовым убийцей плохо поддаются исчислению. Люди любят смеяться над тем, что их пугает и злит, такова природа юмора.

Однако недавно стало известно: мировая премьера, запланированная на 18 октября, обойдёт Россию. Фильм не запретили — просто «Двадцатый Век Фокс СНГ» не заявила его для проката в Минкульт.

Произошла самомодерация.

Это не первая комедия про Гитлера, не доехавшая до российских кинотеатров. Та же судьба постигла в 2015 году немецкий фильм «Он снова здесь». По сюжету фюрер очнулся в современном Берлине и вернулся к карьере политика. Комедия положений к финалу превращается в политическую драму. Впрочем, немецкое кино, не претендующее на международную аудиторию, и не имело особых шансов попасть на российские экраны.

«Он снова здесь» (2015)

Зато скандал вышел с фильмом «Смерть Сталина», у которого накануне премьеры в России отозвали выданное прокатное удостоверение. Вероятно, «за издевательство над советской историей и вождём народов».

Последовавшие споры не обошли и наш сайт. Кто-то оценил фильм достаточно позитивно. Кто-то, напротив, счёл его тоскливым, недостоверным и не смешным.

Надо полагать, прокатчики решили, что «Кролика Джоджо» ждёт та же участь: скандал и запрет. А так хотя бы можно свести репутационные потери и шум к минимуму.

«Кролик Джоджо» (2019)

Правильно ли не пускать на экраны комедии про Гитлера и Вторую мировую? Ведь подобные фильмы были и в советском кино — к примеру,   «Крепкий орешек». С другой стороны, многие считают такое недопустимым. Кто прав?

Капут «Гитлер капут!»?

После выхода «Гитлер капут!» — который ещё никто не пытался запрещать — многие сочли опасными его «банализацию» и «гламуризацию» нацизма. Эсэсовцы и гестаповцы в нём напоминали менеджеров и клерков — только в стильных мундирах от «Хуго Босс». Они пытались расстрелять партизана Рабиновича и всячески мешать Штирлицу — но в целом были смешными и не слишком страшными. Что и было страшно, по мнению обозревателей.

Эстетизация нацизма — безусловно плохо. Тем более, что реальный рейх был далёк от БДСМ-фантазий и бурлеска на его тему. Однако с банализацией дело обстоит сложнее.

Действительно страшно в нацизме не то, что он стал «прорывом инферно» — а то, что этот прорыв был гораздо более обыденным, чем кажется. Особенно в произведениях, драматически подчёркивающих его ужас.

«Гитлер капут!» (2008)

Эсэсовцы и гестаповцы были не вылезшими из бездны исчадиями ада, а обычными людьми. Просто им оказалось «можно» пытать и убивать других. И не просто можно, а «ради отечества», согласно приказу и под угрозой трибунала. Часто с личной выгодой. И безнаказанно.

Вчерашние менеджеры, рабочие, крестьяне, интеллигенты, одевшие фельдграу с закатанными рукавами, куда меньше отличаются от каждого из нас, чем кажется. Вне зависимости от нации и страны.

Немыслимым кажется первое убийство — пока небо не откажется падать на землю вслед за трупом.

Эта банальность нацизма — действительно страшна и опасна. В том числе тем, что почти не осмысляется. И это нужно понимать и обсуждать, раз уж Европа и мир опять погружаются в водоворот вражды и подозрений.

В случае «Гитлер капут!» мы получаем скорее обратный эффект: «а что такого-то?». На мой взгляд, фильм сомнителен со всех точек зрения.

А вот новое творение Вайтити, возможно, другой случай.

Лучше без смешного Гитлера?

Смех — прекрасный способ задать серьёзные вопросы и обнажить то, что обычно не замечают. Умная и точная шутка может заставить задуматься того, для кого «Иди и смотри» с экскурсией в Аушвиц или Хатынь — «ну такое».

Именно это, похоже, пытается сделать Тайка Вайтити с помощью воображаемого Гитлера и других персонажей. Удачно или нет — узнаем, когда посмотрим.

Тайка Вайтити

Увы, в российских кинотеатрах сделать этого не получится.

Или не увы?

Война — болезненная тема для российского общества. Нацисты принесли слишком много горя и смертей. Слишком много жертв и усилий понадобилось, чтобы с ними покончить. Порой доходящие до откровенного вранья и гнусности «разоблачительные» крайности провоцируют нервную реакцию на любой «неформат». Даже приемлемый в советские времена. Тут и «28 панфиловцев» для некоторых оказываются гадкой антисоветчиной и очернением подвига — что уж говорить о сознательной провокации новозеландца?

Все шишки, ярость соцсетей и видеоблогеров рухнут на тех, кто «выпустил на экраны мерзкую пропаганду нацизма». Многие — «не читая Пастернака», просто по факту смешного и весёлого Гитлера в кадре. Антифашистский посыл фильма затеряется под гигабайтами негодования. А можно налететь и на проблемы с ретивыми трактовками борьбы с экстремизмом.

«Кролик Джоджо» (2019)

Потому прокатчики поступили правильно с самомодерацией, хотя по сути ничего особенно хорошего в этом нет. Зато без проката и неизбежно сопутствующего скандала в медиа и соцсетях обсуждение — если фильм окажется стоящим обсуждения — будет гораздо спокойнее и трезвее.

И это пойдёт на пользу осмыслению того, что хотел сказать Вайтити про нацизм и Гитлера, и удалось ли ему это сделать.

Ведь кто ищет — тот всегда найдёт.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий