itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Одной правой. Как побеждал британский ас Джеймс МакЛахлан

Сбитый «Харрикейн» падал. Его пилот был тяжело ранен, но всё же смог покинуть машину с парашютом. В родной эскадрилье, узнав о ранении храбреца, делали ставки, когда он вернётся в строй — завтра или через неделю. Но Джеймс МакЛахлан поднял в небо боевой самолёт лишь спустя шесть месяцев после ранения. У него была уважительная причина — ему ампутировали левую руку.

/
5.6K
60
42
263

Сбитый «Харрикейн» падал. Его пилот был тяжело ранен, но всё же смог покинуть машину с парашютом. В родной эскадрилье, узнав о ранении храбреца, делали ставки, когда он вернётся в строй — завтра или через неделю. Но Джеймс МакЛахлан поднял в небо боевой самолёт лишь спустя шесть месяцев после ранения. У него была уважительная причина — ему ампутировали левую руку.

Я не желаю летать с этим психом

Джеймс МакЛахлан заболел небом в юношестве. Накануне своего 17-летия он посетил день открытых дверей на авиабазе «Леучарс». За честно заработанные пять шиллингов его прокатили на самолёте, и он на всю жизнь запомнил своё восхищение скоростью и свободой полёта в крылатой машине.

Сразу после получения аттестата зрелости он подал заявление в школу Королевских ВВС.

Молодой лётчик демонстрировал исключительное пилотажное мастерство, особенно ему полюбились бреющие полёты, когда лучше ощущалась скорость самолёта.

Сбитый во Франции Фейри Бэттл
Сбитый во Франции «Фейри Бэттл»

Вторую мировую войну Джеймс МакЛахлан встретил пилотом лёгкого бомбардировщика «Фейри Бэттл» 88-й эскадрильи RAF.

Десятого мая 1940 года немцы начали своё вторжение во Францию и страны Бенилюкса. Все имеющиеся в распоряжении командования союзников бомбардировщики были брошены против немецких танковых лавин. В условиях господства противника в воздухе, под огнём мощнейшей зенитной артиллерии, английские ударные самолёты совершали самоубийственные вылеты против переправ и немецких моторизованных колонн, неся при этом огромные потери.

Но МакЛахлану везло. Возможно, потому что от других лётчиков он отличался очень рискованной техникой пилотирования самолёта на предельно малых высотах.

Настолько рискованной, что вскоре его стрелок, сержант Харди, подал рапорт на перевод в другой экипаж: «Я не желаю летать с этим психом, он просто нас угробит».

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

«Этот псих» — какой милый эвфемизм для произнесённого в оригинале fucking MacLachlan.

В следующем рейде самолёт Харди был сбит, а МакЛахлан вернулся из вылета с отстреленным капотом двигателя и несколькими ветками, застрявшими в обшивке бомбардировщика. На счёту пилота было несколько десятков успешных боевых вылетов, но практически всегда он возвращался на искалеченной, дымящейся машине. Несмотря ни на что, он снова рвался в бой.

Родина отметила рвение пилота — вскоре МакЛахлана наградили Крестом за лётные заслуги.

А теперь в истребители

После падения Парижа остатки 88-й эскадрильи вернулись домой. Летом 1940 года началась Битва за Британию, в ходе которой Истребительное командование несло огромные потери в личном составе. Не желая сидеть без дела, МакЛахлан подал рапорт на перевод в истребители. С учётом отличных навыков пилотирования, проявленных лётчиком, рапорт немедленно был удовлетворён, и после прохождения ускоренного курса переподготовки он стал лётчиком-истребителем.

В сентябре 1940 года 73-я эскадрилья RAF приступила к патрулированию над Лондоном. К этому моменту немцы резко снизили интенсивность дневных налётов, и новоиспечённый истребитель всего один раз встретился в воздухе с самолётами противника. В результате короткой схватки «немец», дымя, улетел в сторону Ла Манша, а на счёт МакЛахлана была записана одна «предположительная» победа.

В небе над Мальтой

В ноябре 1940 года пилота перевели на Мальту, куда спешно перебрасывали истребителей — остров, находившийся в зоне досягаемости вражеской авиации, превращали в форпост Великобритании в Средиземном море.

Мальта под немецкими бомбами
Мальта под немецкими бомбами

В январе 1941 года для поддержки итальянцев немцы перебросили на средиземноморский ТВД 10-й авиационный корпус, и налёты на Мальту стали гораздо более интенсивными.

Девятого января Джеймс МакЛахлан добился первых двух побед, когда атаковал над морем группу из шести итальянских истребителей «Макки» С.200. Заметив, что один из итальянских пилотов покинул машину с парашютом, англичанин немедленно вызвал спасателей, которые подобрали итальянца из воды.

На следующий день немецкие пикирующие бомбардировщики напали в море на эскадру Средиземноморского флота англичан и тяжело повредили авианосец «Илластриес», добившись шести прямых попаданий в корабль. «Илластриес» был вынужден уйти на Мальту для ремонта, а немцы и итальянцы предпринимали титанические усилия для его уничтожения, совершая десятки боевых вылетов против корабля, стоявшего в доке. Над островом кипели ожесточённые воздушные бои, в которых английские пилоты дрались с десятками немецких и итальянских самолётов.

Девятнадцатое января 1941 года стало бенефисом МакЛахлана: в течение дня он совершил несколько боевых вылетов и добился пяти подтверждённых побед, сбив два Ю-87, Ю-88, гидросамолёт «Кант» Z506B и итальянский истребитель Fiat CR.42. В ночь с восьмого на девятое февраля 1941 года пилот вылетел в своё первое ночное патрулирование — и сбил два немецких ночных бомбардировщика.

Станции радиоперехвата, принимавшие панические радиосообщения погибавших экипажей, подтвердили эти победы.

Вскоре немцы, встревоженные высоким уровнем потерь на средиземноморском ТВД от действий английских истребителей, усилили свою группировку 7-й эскадрильей 26-й истребительной эскадры во главе с И. Мюхенбергом. Тем самым, что впоследствии станет наиболее результативным немецким асом, воевавшим исключительно против союзников.

Шестнадцатого февраля 1941 года Мюхенберг встретился в небе с «Харрикейном» МакЛахлана — и сбил британский самолёт внезапной атакой с задней полусферы. Немецкий снаряд разорвался в кабине английского истребителя, осколки перебили левую руку МакЛахлана в нескольких местах. Теряя сознание от сильнейшей боли, пилот смог покинуть самолёт с парашютом и приземлился в саду Ла Валетты. Впоследствии с истинно британским юмором он вспоминал:

«Ко мне бежала огромная толпа мальтийцев, и я, думая, что умираю, приготовился сказать несколько возвышенных последних слов, но подбежавшие люди не дали мне этого сделать, а принялись качать меня, причиняя ужасную боль раненой руке. Поэтому следующие несколько минут я был сосредоточен на том, чтобы пинками отгонять от себя спасителей».

Вердикт врачей был неутешителен: левую руку пилота пришлось ампутировать ниже локтя.

По иронии судьбы после операции МакЛахлан лежал в одной палате с итальянским капитаном Луиджи Арманино, которого он сбил девятого января 1941 года.

Итальянский пилот также потерял руку из-за ранений, полученных в бою. Неунывающий МакЛахлан заключил с ним пари на один шиллинг, что раньше итальянца сядет за штурвал самолёта.

Джеймс МакЛахлан играет в карты с лётчиками своей эскадрильи. Левая рука — протез
Джеймс МакЛахлан играет в карты с лётчиками своей эскадрильи. Левая рука — протез

Пилот с одной рукой

В августе 1941 года лётчик вернулся в Великобританию, где в госпитале королевы Марии ему изготовили специальный протез с четырьмя подпружиненными штифтами наподобие пальцев. МакЛахлан много часов провёл в кабине «Харрикейна», регулируя свою искусственную конечность под рычаги управления двигателем. Кроме этого пилот должен был удерживать им ручку управления самолётом во время выпуска и убирания шасси.

В сентябре 1941 года лётчик приступил к тренировочным полётам, а в октябре того же года был признан полностью годным к несению лётной службы.

Третьего ноября 1941 года Джеймс МакЛахлан был назначен командиром 1-й «ночной» эскадрильи RAF. На свой «Харрикейн» он нанёс личную эмблему: руку, перебитую немецким снарядом, пальцы которой при этом демонстрируют знак победы.

Одной правой. Как побеждал британский ас Джеймс МакЛахлан

Двадцать восьмого марта 1942 года Королевские ВВС совершили налёт на Любек — бомбардировка вызвала огненный шторм, уничтоживший значительную часть города. Это был первый английский рейд, причинивший серьёзный ущерб немецкому населению.

По личному приказу Гитлера в апреле 1942 года немецкие ВВС начали ночные «налёты возмездия» на английские города. Ночные истребители британцев действовали над территорией Франции, атакуя немецкие бомбардировщики, возвращавшиеся на базы после этих налётов.

Напарником МакЛахлана в этих вылетах был чехословацкий пилот Карел Куттельвашер, впоследствии ставший одним из лучших «ночников» Королевских ВВС, — он сбил 18 немецких самолётов.

Сам Джеймс добился первой после возвращения в строй подтверждённой ночной победы с 26 на 27 апреля 1942 года, уничтожив немецкий бомбардировщик До-217 над коммуной Эвре. В ночь с четвёртого на пятое мая 1942 года он записал на свой счёт ещё два немецких бомбера, что подтверждается данными противника: два Ю-88, возвращавшиеся домой, были сбиты у города Динар. Серьёзного успеха напарники добились в ночь с третьего на четвёртого июня 1942 года, когда перехватили группу из 15 немецких бомбардировщиков, ожидавшую разрешения на посадку на аэродроме Сен-Андре Сюр Орн. Пилоты заявили об уничтожении четырёх немецких самолётов и повреждении ещё двух. Немцы подтверждают, что два самолёта были сбиты, а ещё две машины погибли из-за повреждений во время посадки. По совокупности заслуг командир 1-й эскадрильи был представлен к Кресту за выдающиеся заслуги.

Джеймс МакЛахлан в кабине своего самолёта
Джеймс МакЛахлан в кабине своего самолёта

В августе 1942 года 1-я эскадрилья была выведена на отдых, а её заслуженный командир, согласно принятой в Королевских ВВС практике, был назначен инструктором по подготовке новых пилотов. Поскольку однорукий лётчик был довольно известной медийной персоной, в конце 1942 года он совершил тур по США, где проводил лекции для курсантов американских ВВС и выступал перед народом США.

В марте 1943 года Джеймс вернулся домой, но его возвращение было омрачено известием о гибели родного брата: лётчик 616-й эскадрильи Гордон МакЛахлан был сбит во время налёта на Брест. Горя желанием отомстить, Джеймс подал рапорт на перевод в боевую часть, и вскоре был назначен пилотом в специальную эскадрилью развития и отработки новых тактических методов ведения боевых действий.

Одной правой. Как побеждал британский ас Джеймс МакЛахлан

МакЛахлан загорелся идеей дневных истребительных рейдов над Францией, с использованием нового мощного истребителя Р-51 «Мустанг». Испытывая страсть к полётам на сверхмалой высоте, он предполагал, что сможет подобным манером обходить немецкую систему ПВО незамеченным и внезапно атаковать противника над территорией Франции. Он часами пилотировал самолёт, отрабатывая технику скоростного полёта на малой высоте.

Восьмого июня 1943 года он совершил первый пробный вылет, однако у города Ле-Трепо на него внезапно напали два немецких ФВ-190. Он чудом смог унести ноги, и после этой неудачи пришёл к выводу, что из-за плохой обзорности «Мустанга» в задней полусфере ему требуется ведомый. Вдвоём они смогут прикрывать действия друг друга.

Возникал вопрос, кто будет готов сопровождать МакЛахлана в самоубийственном дневном вылете над Францией. Но такой «сумасшедший» вскоре нашёлся. Им стал лейтенант Джеффри Пейдж, имевший к немцам личный счёт. Двенадцатого августа 1940 года он был сбит в бою над Лондоном и получил тяжелейшие ожоги лица и рук. Он пережил 15 крайне болезненных пластических операций по восстановлению кожи лица и кистей и желал «сбить по одному гунну за каждую».

Покрытые рубцами руки лётчика практически утратили чувствительность, поэтому пилоты шутили — мы прекрасная пара, на двоих у нас всего одна здоровая рука.

Утром 29 июня 1943 года напарники совершили свой первый «рейнджерский» вылет над Францией, увенчавшийся крупным успехом. Над городом Рамбуйе они внезапно атаковали группу из четырёх учебных самолётов ФВ-56, сбив три из них.

Кадр из фотопулемёта самолёта МакЛахлана
Кадр из фотопулемёта самолёта МакЛахлана

Продолжив охоту, англичане перехватили два немецких ночных истребителя Ю-88, возвращавшихся на базу, и сбили обе машины «с доставкой на дом». МакЛахлан был награждён второй планкой к Кресту за выдающиеся заслуги.

Однако следующий вылет героя оказался последним. Восемнадцатого июля 1943 года пара пересекала французское побережье у города Дьепп, когда по ним открыли огонь немецкие зенитки. Внезапно «Мустанг» МакЛахлана начал набирать высоту, а затем лётчик попытался посадить машину. Он не выходил на связь, поэтому непонятно, были эти манёвры следствием боевого повреждения или технической поломки. Самолёт сел на дороге, но в конце пробега врезался в сад. Пейдж сделал несколько кругов над местом крушения товарища, но не заметил каких-либо признаков жизни.

При посадке английский пилот получил тяжёлые травмы, включая перелом основания черепа. Немцы взяли лётчика в плен и направили в госпиталь в Пон-л'Эвреке. Тринадцать дней Джеймс МакЛахлан боролся со смертью, однако 31 июля 1943 года скончался от ран. На его счету было 16 подтверждённых побед, семи из которых он добился, летая с одной рукой.

Hoвости СМИ2
Джон Гловер — контрабандист 80 lvl
Как незаметно украсть целую армию

Если вы думаете, что Бард Лучник из «Хоббита» — единственный в мире рыбак, который переломил ход войны, то вы явно незнакомы с биографией Джона Гловера. Этот пролетарий во время Американской революции дослужился до генерала, а первая битва Войны за независимость не стала последней лишь благодаря его вмешательству. Но обо всем по порядку.

14K
19
6
65
Ян Кёнджон
Невероятные приключения корейца на Второй мировой

В начале 90-х в информационном пространстве всплыл любопытный персонаж, Ян Кёнджон. Может, мир никогда и не узнал бы о нём, если бы не одно «но». Этот человек за годы Второй мировой войны умудрился примерить на себя военную форму трёх стран. Прославившись, ветеран противоборствовавших армий вскоре умер. Это не помешало корейским изданиям бурно развить тему непростой и причудливой судьбы их соотечественника (правда, давно уже гражданина США).

27K
28
7
126
Доктрина Дуэ — начало

К середине XIX века некогда сильная австрийская армия представляла собой довольно унылое зрелище. Не то чтобы у тамошних Швейков от этого сильно подгорало, но быть военным отстоем Европы тоже как-то не хотелось. По итогам коллективного обращения в небесную канцелярию в списке европейских армий появилась итальянская — исключительно для того, чтобы австрийцам было кого бить.

16K
28
7
146
Звезда Михаила Скобелева
«Та сила, что богатырей нам сказочных напоминала»

Национальный герой русского и болгарского народов, один из наиболее прославленных полководцев Российской империи: как Михаил Скобелев стал настоящей звездой второй половины XIX столетия.

12K
18
0
218
Наш человек в Фивах
Строим гегемонию из фаланг и илотов

Античный полководец Эпаминонд прославился двумя вещами: тем, что жёстко покарал спартанцев, и годными военными инновациями. Собственно, именно благодаря жёсткости, чёткости и инновациям Эпаминонда, второсортный греческий полис Фивы в какой-то момент стал эллинским геополитическим гегемоном.

19K
16
1
226
Смерть белого генерала

22 июня 1882 года командир 4-го армейского корпуса Михаил Скобелев после завершения манёвров получил отпуск и выехал в Москву. Он планировал пробыть в городе несколько дней и затем отправиться в своё имение Спасское. Однако этот путь завершился его смертью, которая стала одной из загадок русской истории.

20K
10
14
368
Стоит ли бояться девушки с винтовкой?
Да, если ты ― нацист, а она ― советский снайпер

«То, что сверхметкий стрелок одним выстрелом снимет в наступающей цепи офицера и атака захлебнётся, так красиво не покажешь», ― сокрушалась когда-то лучшая женщина-снайпер Людмила Павличенко.

32K
56
10
445
Как войти в топ-10 рыцарей планеты
Этот человек мог завершить Столетнюю войну на 70 лет раньше

Если бы кто-нибудь сказал Бертрану дю Геклену в середине его жизни, что он станет коннетаблем, подружится с монархом и будет похоронен в усыпальнице французских королей в храме Сен-Дени, он бы заржал. А если бы сообщили, что после смерти французы добавят его имя к девятке величайших героев всех времен и народов, — потерял бы дар речи.

14K
37
7
47
Касем Сулеймани, Тигр Ирана
Из крестьянских сыновей — в великие полководцы

10 лет назад Иран стоял на краю пропасти. Страна ждала ударов по своим объектам, прежде всего АЭС в Бушере. Внутренняя нестабильность могла привести к большой смуте. Спустя ещё десяток лет мир с удивлением увидел, что на карте настойчиво проступают очертания древней, как мир, персидской империи.

20K
38
8
61
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

41K
125
132
6.1K
Как отучить дезертиров сдаваться в плен — метод сержанта Глазкова

Чтобы отучить бойца переходить на сторону врага, нужен особист. Только не такой, как в «Штрафбате», а настоящий герой-чекист, способный на риск и подвиг. Таким оказался сержант НКВД Иван Глазков из 114-й стрелковой дивизии. После него желание принимать перебежчиков у противника отпало раз и навсегда.

26K
75
320
2.1K
Всегда стоят насмерть: румыны о советских солдатах и РККА

«Остаётся мёртвым, где поставил командир». В разгар битвы за Сталинград командование 3-й румынской армии разослало в свои части документ, оценивавший боевые качества Красной армии. Это исследование базировалось на оценке вермахта, которую румыны обогатили своим опытом войны с СССР. О том, как видели РККА и красноармейцев их враги, — в нашем материале.

23K
88
46
3.6K
Дизайн против функциональности: разбираем новый скафандр SpaceX

Скоро к Международной космической станции стартует новый пилотируемый космический корабль Crew Dragon! И пока все ждут этого эпохального события, мы решили разобрать последние фотографии модных скафандров, разработанных компанией SpaceX, и взяли комментарий у Николая Моисеева — специалиста по скафандростроению и основателя компании Final Frontier Design.

23K
58
93
1.9K
«Куда пропали пленные Эйзенхауэра?»: тайна миллиона солдат Третьего рейха

Злобные американцы во главе с генералом Эйзенхауэром уморили миллион немцев! Или нет? Что на самом деле случилось с солдатами Третьего рейха в американском плену — в нашей статье.

20K
94
189
460
Танк или недоразумение: как воевал Т-60

Одни говорят, что это был едва ли не худший танк войны — слабый, с малокалиберной пушчонкой, тонкой бронёй и дохлым мотором, который даже ездить без «старших братьев» не всегда мог. Другие — что именно эта машина спасла Москву. Кто же прав? И вообще, что такое Т-60 — танк или недотанк, «машина танкового шлейфа»?

20K
86
137
788
Тест: кто вы в Гражданской войне в России?

Гражданская война стала тяжелейшим испытанием в истории России. Она же подарила нам
набор ярчайших героев и антигероев. Чей образ ближе вашим устремлениям?

19K
26
56
2.6K
Почему английские лучники сражались без штанов при Азенкуре?

Известная, славная битва вошла в историю Англии — сражение при Азенкуре, когда английские лучники напрочь разбили французов. Правда, в учебниках обычно опускают один забавный факт, о котором мы вам и расскажем.

18K
77
34
2.9K
Удача, полководческий талант и дурость противника: пять неравных битв Средневековья

У вас нет денег, ваши вассалы разгромлены, а союзники готовы вонзить нож в спину. Как воевать? Спокуха! Победить сильного врага можно, даже уступая ему в численности. Немного везения, грамотные манёвры и идиотизм противника творят чудеса. Даже в Средневековье, где всем рулит рыцарская кавалерия.

17K
79
56
1.4K
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

73K
110
59
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

66K
62
71
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

63K
63
48
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

61K
73
76
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

58K
78
35
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

51K
70
406
703
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

45K
68
83
1.7K
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

44K
95
353
786
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

44K
42
70
933
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

258K
119
83
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

136K
36
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

133K
74
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

130K
95
24
869
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

101K
99
29
742
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

100K
54
32
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

95K
8
4
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

79K
39
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

79K
29
18
346