itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

«Жгите их!» Как британцы готовились к немецкому вторжению

К возможной высадке немецкого десанта британцы готовились основательно. И в случае чего готовы были устроить нацистам горячий приём. Зачем островитяне поджигали море и как ещё играли с огнём, — в материале WARHEAD.SU.

/
9.1K
60
4
60

К возможной высадке немецкого десанта британцы готовились основательно. И в случае чего готовы были устроить нацистам горячий приём. Зачем островитяне поджигали море и как ещё играли с огнём, — в материале WARHEAD.SU.

В 1940 году Великобритания готовилась к отражению возможного немецкого вторжения. В условиях кризиса сухопутных вооружённых сил после потери материальной части во Франции любые средства были хороши.

Моррис Хэки, Томас Бэнкс и Джеффри Ллойд
Моррис Хэки, Томас Бэнкс и Джеффри Ллойд

Идея использовать огонь в качестве средства противодействия немецкому вторжению независимо родилась у двух человек, разделённых Ла-Маншем. Сэр Морис Хэнки — член комитета по гражданской обороне, совершая инспекционные поездки по Южной Англии для учёта находившихся там материальных запасов, обнаружил огромные объёмы горюче-смазочных материалов, топлива и нефти. Запасы эти было невозможно эвакуировать, и в случае начала немецкого вторжения их следовало уничтожить во избежание захвата противником. Рачительный англичанин предложил использовать это горючее в оборонительных целях, в роли «зажигательного оружия».

Одновременно с этим на другом берегу канала, в Дюнкерке, адъютант генерал-квартирмейстера полковник Томас Бэнкс ожидал эвакуацию в Великобританию. В это время он стал свидетелем величественной картины: в нескольких милях от берега на мине подорвался загруженный нефтью и топливом танкер. Содержимое трюмов гибнущего корабля растеклось по воде и вспыхнуло, образовав огненную завесу, препятствующую загрузке судов. В этот момент Бэнкс решил, что подобная преграда может встать на пути немцев, если те решат вторгнуться на Остров.

Обуреваемые идеями Бэнкс и Хэнки посетили министра по нефти сэра Джеффри Ллойда и поделились своими соображениями. Министр, в свою очередь, транслировал их У. Черчиллю. Премьер, известный своей страстью к креативности, дал зелёный свет проекту, резонно заметив, что он жизненно заинтересован в расширении оборонительных возможностей Великобритании без ущерба для основного военного производства.

Департамент нефтяного вооружения начал свою работу девятого июля 1940 года.

Деятельность ведомства началась с разработки огненных ловушек, которые могли перекрыть дороги, ведущие вглубь страны.

Устройство стационарной огненной ловушки было предельно простым: вдоль дороги по обеим обочинам протягивались водопроводные или газовые трубы с проделанными в них отверстиями. Огнесмесь — 40% бензина и 60% газойля — подавалась из резервуара, расположенного выше труб; давление, необходимое для разбрызгивания смеси на дорогу, обеспечивалось весом топлива.

Резервуар стационарной огненной ловушки
Резервуар стационарной огненной ловушки

Состав смеси разрабатывался с таким расчётом, чтобы гитлеровцы не могли использовать её в качестве топлива в том случае, если она попадёт к ним в руки.

Для срабатывания ловушки достаточно было открыть клапан, перекрывающий доступ смеси в трубы. После того как зажигательная смесь равномерно покрывала поверхность дороги, её поджигали «коктейлем Молотова» или специальным самовоспламеняющимся устройством. Всего было построено около двухсот стационарных огненных ловушек, причём возведены они были силами сотрудников нефтяных компаний и заправок.

Стационарные ловушки дополнялись мобильными, которые в общем случае представляли из себя цистерну на автомобильном шасси, заполненную зажигательной смесью. С помощью насоса или распылителя на сжатом газе расчёт машины покрывал участок дороги горючим составом, который оставалось лишь поджечь.

Более «продвинутой» формой применения огнесмеси стали так называемые огненные фугасы, которые давали шанс не только выставить на пути противника огненную преграду, но и нанести ему непосредственный урон огнём. Разработкой этого вида вооружений занимался английский инженер Уильям Ливенс. После серии экспериментов с различными вариантами огненных фугасов выбор Ливенса остановился на предельно простой конструкции. По сути, его изделие представляло собой стандартную пятидесятигаллонную металлическую бочку, заполненную огнесмесью.

Огненный фугас на позиции
Огненный фугас на позиции

Использовались два вида огненной смеси: стандартный тип «40/60», о котором упоминалось выше, и «5В», состоявший из дёгтя, извести и бензина.

Смесь «5В» — липкая паста, которая легко прилипала к объектам и не стекала в процессе горения. Срабатывание боеприпаса производилось электроподрывом инициирующего аммоналового заряда, расположенного у тыльной стороны бочки. Поджигание смеси в ранних версиях снарядов производилось отдельным зажигательным зарядом одновременно с подрывом инициирующего заряда. Однако впоследствии выяснилось: состав инициирующего заряда магниевой стружки на сто процентов обеспечивает возгорание смеси при подрыве. В результате срабатывания фугас выпускал струю пламени 27Х3 метра, поджигая всё способное гореть в радиусе своего действия и выжигая в зоне поражения кислород, что приводило к остановке двигателя цели.

Срабатывание огненного боеприпаса имело высокое психологическое воздействие. Во время демонстрации возможностей нового оружия группа высокопоставленных военных наблюдала за испытанием с небольшой дистанции.

После срабатывания устройства группа «немедленно ретировалась, развив при этом хорошую скорость».

Огненные фугасы применялись в трёх различных вариантах: «безопасные» фугасы, «простые» и «прыгающие».

Жгите их! Как британцы готовились к немецкому вторжению

С учётом того, что подрыв боеприпаса осуществлялся с помощью электричества, имелась опасность его нештатного срабатывания во время грозы. Поэтому обычно сама бочка устанавливалась на позиции и маскировалась, а подрывные заряды хранились на складах. К закопанным в насыпи у дорог бочкам вели полые трубы, по которым инициирущий заряд спускался на проводах непосредственно перед применением оружия. В остальное время фугас был абсолютно безопасен.

Жгите их! Как британцы готовились к немецкому вторжению

Простые огненные фугасы не маскировались — они выглядели как обычная бочка со смолой, которые англичане в изобилии применяли при ремонте дорог. По расчёту островитян, применение таких фугасов заставило бы немцев тратить время на проверку обычных бочек, оставленных по обочинам дорог.

Третий вид фугаса, «прыгающий», подразумевал перебрасывание бочки со смесью через забор или живую изгородь. «Прыгающий» фугас гарантировал внезапность применения, однако было довольно сложно точно рассчитать мощность метательного заряда, чтобы боеприпас не взорвался в воздухе. Поэтому от использования такого вида вооружения отказались.

Жгите их! Как британцы готовились к немецкому вторжению

Всего изготовили более 50 тысяч огненных фугасов. Инструкции призывали использовать их в виде отдельных «батарей» из четырёх-шести бочек в каждой. На территории Великобритании огненные фугасы не использовались, однако принцип их работы был доведён англичанами до греков, которые применили это оружие против немцев и итальянцев. Отмечалось, что огненные боеприпасы оказывали сильный эффект на неприятеля.

Независимо от англичан в СССР разрабатывалась собственная версия огнемётного фугаса, оказавшаяся настолько удачной, что её скопировали немцы. Огненный фугас и по сей день используется как средство ведения боя в инженерных армейских наставлениях.

Взрыв огненного фугаса
Взрыв огненного фугаса

В любой непонятной ситуации делай огнемёт

Огнемёт — один из наиболее простых в производстве видов вооружений. Недаром герои различных фильмов собирают это оружие буквально на коленке.

Естественно, в 1940 году англичане начали создавать огнемёты всех возможных видов и размеров. Разнообразие было огромным: делались ручные огнемёты, огнемёты на тележках, на автомобилях, огнемёты ПВО.

Ряд разработок поступил на вооружение британской армии, которая широко использовала огнемётные танки и БТР в ходе войны. Наиболее популярными изделиями стали огнемёт «Оса» на базе «Юниверсал Кэрриэра» и «Крокодил» — на базе тяжёлого танка «Черчилль».

Огненные воды
Огненные воды

Наиболее масштабным проектом, разрабатываемым департаментом нефтяного вооружения, была постановка огненных завес на пути немецких десантных судов. Двадцать четвёртого августа 1940 года в проливе Солент, отделявшем остров Вайт от Великобритании, провели демонстрацию возможности постановки подобной завесы. Нефть из десяти железнодорожных цистерн откачали на поверхность моря, после чего её подожгли с помощью специального состава из натриевых гранул.

В считанные секунды возникла настоящая стена пламени, море в месте эксперимента буквально закипело.

Люди, наблюдавшие с берега за испытанием, были вынуждены отступить из-за жара, исходившего от воды.

Стена пламени в заливе Солент
Стена пламени в заливе Солент

Однако подобного эффекта оказалось возможным добиться исключительно в специфических условиях — воды пролива были спокойными, проведению испытания не мешала погода. Практическая реализация замысла столкнулась с целым рядом проблем — прокладка труб на пляжах была сопряжена с большими трудностями, а работа заграждения сильно зависела от погодных условий.

Демонстрация огненного заграждения, проведённая 20 декабря 1940 года, окончилась полным фиаско: ветер и прибой быстро разбили нефтяное пятно на маленькие «неубедительные» участки.

Сотрудники департамента нашли решение проблемы в том, чтобы располагать трубы заграждения на берегу выше точки прилива, в результате чего нефть разливалась по суше. Однако военные скептически отнеслись к этой идее. По их мнению, система не была устойчива к боевому воздействию противника, время работы огненного заграждения было недостаточным, дым от огня маскировал противника. Ну и самое главное — ввиду развития войны Германии против СССР угроза немецкого вторжения стала минимальной и вопросы огненных заграждений были уже неактуальны.

Тем не менее эффектные испытания огненных стен были использованы англичанами в кампании устрашения и дезинформации противника в 1940 году. Слухи об успешных испытаниях огненного оружия распространялись среди граждан Великобритании, повышая их волю к сопротивлению, — и подбрасывались немцам.

Человеческий страх перед смертью в огне был настолько велик, что слухи об этом оружии широко разошлись по Германии.

В частности, американский журналист А. Ширер писал об отражении немецкого вторжения огнём как о свершившемся факте. Дошло до того, что немцы официально объявили: разговоры об отражении десанта на Британские острова являются исключительно лживой пропагандой, — что немедленно закрепило за этими слухами репутацию истины.

Конспирологические теории о том, что осенью 1940 года более 30 тысяч немцев были сожжены заживо в районе деревушки Шингл-стрит живы и поныне.

Операция «Люцид»

В ходе подготовки «Морского льва» немцы концентрировали большое количество речных барж, на которых планировалось осуществить высадку десанта в Великобритании, во французских и бельгийских портах. Английская бомбардировочная авиация по ночам регулярно наносила авиаудары по этим портам, однако эффективность налётов казалась сомнительной. Сотрудники департамента нефтяной войны предложили попробовать уничтожить баржи в портах с помощью гигантских брандеров. Идея понравилась У. Черчиллю — и операции «Люцид» был дан зелёный свет.

Один из трёх брандеров
Один из трёх брандеров

На роль брандеров выделили три старых, сильно изношенных вспомогательных транспортных судна Королевского флота — «Окфилд», «Во Низам» и «Во Наваб». Эти посудины несколько лет стояли на приколе, и перед использованием их требовалось ввести в строй. Брандеры отбуксировали в порты на южном побережье Англии, где их должны были отремонтировать и параллельно загрузить «огнеопасной начинкой». На борт каждого судна поместили 3000 тонн огнесмеси, состоявшей из 50% мазута, 25% дизельного топлива и 25% бензина.

Испарения горючего вещества просачивались в жилые помещения корабля, отчего команды судов и рабочие производили впечатление пьяных.

В довесок к топливу на корабли загрузили по две тысячи тонн взрывчатки, кордита, пороха и старых глубинных бомб. Один из участников операции, старшина Рональд Аппс, вспоминал:

«Каждую ночь немцы бомбили Портсмут, в котором стоял „Окфилд“, на борту которого я нёс свою службу. В эти моменты осознание того, что ты сидишь на тысячах тонн взрывчатки и топлива, придавало особую остроту ситуации».

В ночь на двадцать седьмое сентября 1940 года суда-брандеры в сопровождении эскорта покинули Портсмут и направились к Булони. По пути из строя вышли двигатели на двух из трёх брандеров. Не желая жертвовать внезапностью, командир приказал отменить операцию в тот момент, когда последнему оставшемуся на ходу брандеру оставалось всего семь миль до цели.

Повторный выход произошёл в ночь на восьмое октября, но эсминец с командующим операцией в проливе подорвался на мине. Следующая попытка планировалась на начало ноября, но её отменили ввиду сворачивания немцами подготовки к «Морскому льву».

Практическая польза

Несмотря на то, что немецкое вторжение в Великобританию так и не состоялось, наработки департамента нефтяной войны получили практическую реализацию. Помимо уже упоминавшихся огненных фугасов и огнемётов, ведомство приняло деятельное участие в двух масштабных проектах Второй мировой войны: «Плутон» и «Фидо».

Первый проект представлял собой разработку и изготовление трубопроводов для перекачки топлива через Ла-Манш. В процессе подготовки трубопроводов широко использовался опыт департамента, полученный в постановке огненных завес на море.

Второй проект был самостоятельной разработкой в интересах Королевских ВВС. Ночные налёты против Германии были очень зависимы от погодных условий, в частности взлётно-посадочные полосы в Великобритании часто накрывались туманом. В департаменте нефтяного вооружения разработали специальные бездымные бензиновые горелки, располагаемые вдоль взлётно-посадочных полос.

Горелки Фидо у ВПП аэродрома
Горелки «Фидо» у ВПП аэродрома

Выделяемое ими тепло разгоняло туман, а «дорожки» пламени вдоль ВПП помогали лётчикам ориентироваться в условиях плохой видимости. За время Второй мировой войны более 700 самолётов смогли благополучную приземлиться с помощью системы «Фидо» в условиях плотного тумана и фактически нулевой видимости, и более 2000 посадок было осуществлено в условиях ограниченной видимости.

После войны историю департамента нефтяной войны вынесли на страницы книг и на экраны как пример английской изобретательности и готовности вести войну с захватчиками любыми средствами.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

132K
100
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Поездка в Тихий Холм. История одной командировки
Игра WARHEAD.SU

Странная командировка в маленький городок, который не найти даже на карте. Смутное ощущение тревоги от встречи с Тихим Холмом перерастает в настоящий ужас, когда становится понятно — этот город вовсе не то, чем кажется.

7.8K
26
27
88
Как фантаст Хайнлайн боролся с американскими военными: «последние дни США»

Мечтаете о крахе США? А вот фантаст Роберт Хайнлайн дал детальный прогноз о конце Соединённых Штатов ещё в далёком 1946 году. Что сбылось из его предсказаний, а что нет — в нашей статье.

18K
79
76
209
Тест: а что там у союзников?

Мы привычно презираем невежественных иностранцев, ничего не знающих про битву за Сталинград или Курскую дугу. Но намного ли мы сами лучше их? Конечно, никто не сомневается, что читатели хорошо знают ход войны на советско-германском фронте — а как насчёт того, что в это же время происходило у наших союзников по антигитлеровской коалиции?

58K
33
45
260
Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Каждому поколению — свои игры. Те, кто родились в 80-е, всегда будут считать знаковыми для себя игрушки с консолей «Денди» и, конечно, Sega Mega Drive. Именно о последней мы сегодня и будем вспоминать.

4.2K
34
38
48
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

222K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

132K
100
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
WARBLOGS