itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

«Жгите их!» Как британцы готовились к немецкому вторжению

К возможной высадке немецкого десанта британцы готовились основательно. И в случае чего готовы были устроить нацистам горячий приём. Зачем островитяне поджигали море и как ещё играли с огнём, — в материале WARHEAD.SU.

/
7.8K
58
4
60

К возможной высадке немецкого десанта британцы готовились основательно. И в случае чего готовы были устроить нацистам горячий приём. Зачем островитяне поджигали море и как ещё играли с огнём, — в материале WARHEAD.SU.

В 1940 году Великобритания готовилась к отражению возможного немецкого вторжения. В условиях кризиса сухопутных вооружённых сил после потери материальной части во Франции любые средства были хороши.

Моррис Хэки, Томас Бэнкс и Джеффри Ллойд
Моррис Хэки, Томас Бэнкс и Джеффри Ллойд

Идея использовать огонь в качестве средства противодействия немецкому вторжению независимо родилась у двух человек, разделённых Ла-Маншем. Сэр Морис Хэнки — член комитета по гражданской обороне, совершая инспекционные поездки по Южной Англии для учёта находившихся там материальных запасов, обнаружил огромные объёмы горюче-смазочных материалов, топлива и нефти. Запасы эти было невозможно эвакуировать, и в случае начала немецкого вторжения их следовало уничтожить во избежание захвата противником. Рачительный англичанин предложил использовать это горючее в оборонительных целях, в роли «зажигательного оружия».

Одновременно с этим на другом берегу канала, в Дюнкерке, адъютант генерал-квартирмейстера полковник Томас Бэнкс ожидал эвакуацию в Великобританию. В это время он стал свидетелем величественной картины: в нескольких милях от берега на мине подорвался загруженный нефтью и топливом танкер. Содержимое трюмов гибнущего корабля растеклось по воде и вспыхнуло, образовав огненную завесу, препятствующую загрузке судов. В этот момент Бэнкс решил, что подобная преграда может встать на пути немцев, если те решат вторгнуться на Остров.

Обуреваемые идеями Бэнкс и Хэнки посетили министра по нефти сэра Джеффри Ллойда и поделились своими соображениями. Министр, в свою очередь, транслировал их У. Черчиллю. Премьер, известный своей страстью к креативности, дал зелёный свет проекту, резонно заметив, что он жизненно заинтересован в расширении оборонительных возможностей Великобритании без ущерба для основного военного производства.

Департамент нефтяного вооружения начал свою работу девятого июля 1940 года.

Деятельность ведомства началась с разработки огненных ловушек, которые могли перекрыть дороги, ведущие вглубь страны.

Устройство стационарной огненной ловушки было предельно простым: вдоль дороги по обеим обочинам протягивались водопроводные или газовые трубы с проделанными в них отверстиями. Огнесмесь — 40% бензина и 60% газойля — подавалась из резервуара, расположенного выше труб; давление, необходимое для разбрызгивания смеси на дорогу, обеспечивалось весом топлива.

Резервуар стационарной огненной ловушки
Резервуар стационарной огненной ловушки

Состав смеси разрабатывался с таким расчётом, чтобы гитлеровцы не могли использовать её в качестве топлива в том случае, если она попадёт к ним в руки.

Для срабатывания ловушки достаточно было открыть клапан, перекрывающий доступ смеси в трубы. После того как зажигательная смесь равномерно покрывала поверхность дороги, её поджигали «коктейлем Молотова» или специальным самовоспламеняющимся устройством. Всего было построено около двухсот стационарных огненных ловушек, причём возведены они были силами сотрудников нефтяных компаний и заправок.

Стационарные ловушки дополнялись мобильными, которые в общем случае представляли из себя цистерну на автомобильном шасси, заполненную зажигательной смесью. С помощью насоса или распылителя на сжатом газе расчёт машины покрывал участок дороги горючим составом, который оставалось лишь поджечь.

Более «продвинутой» формой применения огнесмеси стали так называемые огненные фугасы, которые давали шанс не только выставить на пути противника огненную преграду, но и нанести ему непосредственный урон огнём. Разработкой этого вида вооружений занимался английский инженер Уильям Ливенс. После серии экспериментов с различными вариантами огненных фугасов выбор Ливенса остановился на предельно простой конструкции. По сути, его изделие представляло собой стандартную пятидесятигаллонную металлическую бочку, заполненную огнесмесью.

Огненный фугас на позиции
Огненный фугас на позиции

Использовались два вида огненной смеси: стандартный тип «40/60», о котором упоминалось выше, и «5В», состоявший из дёгтя, извести и бензина.

Смесь «5В» — липкая паста, которая легко прилипала к объектам и не стекала в процессе горения. Срабатывание боеприпаса производилось электроподрывом инициирующего аммоналового заряда, расположенного у тыльной стороны бочки. Поджигание смеси в ранних версиях снарядов производилось отдельным зажигательным зарядом одновременно с подрывом инициирующего заряда. Однако впоследствии выяснилось: состав инициирующего заряда магниевой стружки на сто процентов обеспечивает возгорание смеси при подрыве. В результате срабатывания фугас выпускал струю пламени 27Х3 метра, поджигая всё способное гореть в радиусе своего действия и выжигая в зоне поражения кислород, что приводило к остановке двигателя цели.

Срабатывание огненного боеприпаса имело высокое психологическое воздействие. Во время демонстрации возможностей нового оружия группа высокопоставленных военных наблюдала за испытанием с небольшой дистанции.

После срабатывания устройства группа «немедленно ретировалась, развив при этом хорошую скорость».

Огненные фугасы применялись в трёх различных вариантах: «безопасные» фугасы, «простые» и «прыгающие».

Жгите их! Как британцы готовились к немецкому вторжению

С учётом того, что подрыв боеприпаса осуществлялся с помощью электричества, имелась опасность его нештатного срабатывания во время грозы. Поэтому обычно сама бочка устанавливалась на позиции и маскировалась, а подрывные заряды хранились на складах. К закопанным в насыпи у дорог бочкам вели полые трубы, по которым инициирущий заряд спускался на проводах непосредственно перед применением оружия. В остальное время фугас был абсолютно безопасен.

Жгите их! Как британцы готовились к немецкому вторжению

Простые огненные фугасы не маскировались — они выглядели как обычная бочка со смолой, которые англичане в изобилии применяли при ремонте дорог. По расчёту островитян, применение таких фугасов заставило бы немцев тратить время на проверку обычных бочек, оставленных по обочинам дорог.

Третий вид фугаса, «прыгающий», подразумевал перебрасывание бочки со смесью через забор или живую изгородь. «Прыгающий» фугас гарантировал внезапность применения, однако было довольно сложно точно рассчитать мощность метательного заряда, чтобы боеприпас не взорвался в воздухе. Поэтому от использования такого вида вооружения отказались.

Жгите их! Как британцы готовились к немецкому вторжению

Всего изготовили более 50 тысяч огненных фугасов. Инструкции призывали использовать их в виде отдельных «батарей» из четырёх-шести бочек в каждой. На территории Великобритании огненные фугасы не использовались, однако принцип их работы был доведён англичанами до греков, которые применили это оружие против немцев и итальянцев. Отмечалось, что огненные боеприпасы оказывали сильный эффект на неприятеля.

Независимо от англичан в СССР разрабатывалась собственная версия огнемётного фугаса, оказавшаяся настолько удачной, что её скопировали немцы. Огненный фугас и по сей день используется как средство ведения боя в инженерных армейских наставлениях.

Взрыв огненного фугаса
Взрыв огненного фугаса

В любой непонятной ситуации делай огнемёт

Огнемёт — один из наиболее простых в производстве видов вооружений. Недаром герои различных фильмов собирают это оружие буквально на коленке.

Естественно, в 1940 году англичане начали создавать огнемёты всех возможных видов и размеров. Разнообразие было огромным: делались ручные огнемёты, огнемёты на тележках, на автомобилях, огнемёты ПВО.

Ряд разработок поступил на вооружение британской армии, которая широко использовала огнемётные танки и БТР в ходе войны. Наиболее популярными изделиями стали огнемёт «Оса» на базе «Юниверсал Кэрриэра» и «Крокодил» — на базе тяжёлого танка «Черчилль».

Огненные воды
Огненные воды

Наиболее масштабным проектом, разрабатываемым департаментом нефтяного вооружения, была постановка огненных завес на пути немецких десантных судов. Двадцать четвёртого августа 1940 года в проливе Солент, отделявшем остров Вайт от Великобритании, провели демонстрацию возможности постановки подобной завесы. Нефть из десяти железнодорожных цистерн откачали на поверхность моря, после чего её подожгли с помощью специального состава из натриевых гранул.

В считанные секунды возникла настоящая стена пламени, море в месте эксперимента буквально закипело.

Люди, наблюдавшие с берега за испытанием, были вынуждены отступить из-за жара, исходившего от воды.

Стена пламени в заливе Солент
Стена пламени в заливе Солент

Однако подобного эффекта оказалось возможным добиться исключительно в специфических условиях — воды пролива были спокойными, проведению испытания не мешала погода. Практическая реализация замысла столкнулась с целым рядом проблем — прокладка труб на пляжах была сопряжена с большими трудностями, а работа заграждения сильно зависела от погодных условий.

Демонстрация огненного заграждения, проведённая 20 декабря 1940 года, окончилась полным фиаско: ветер и прибой быстро разбили нефтяное пятно на маленькие «неубедительные» участки.

Сотрудники департамента нашли решение проблемы в том, чтобы располагать трубы заграждения на берегу выше точки прилива, в результате чего нефть разливалась по суше. Однако военные скептически отнеслись к этой идее. По их мнению, система не была устойчива к боевому воздействию противника, время работы огненного заграждения было недостаточным, дым от огня маскировал противника. Ну и самое главное — ввиду развития войны Германии против СССР угроза немецкого вторжения стала минимальной и вопросы огненных заграждений были уже неактуальны.

Тем не менее эффектные испытания огненных стен были использованы англичанами в кампании устрашения и дезинформации противника в 1940 году. Слухи об успешных испытаниях огненного оружия распространялись среди граждан Великобритании, повышая их волю к сопротивлению, — и подбрасывались немцам.

Человеческий страх перед смертью в огне был настолько велик, что слухи об этом оружии широко разошлись по Германии.

В частности, американский журналист А. Ширер писал об отражении немецкого вторжения огнём как о свершившемся факте. Дошло до того, что немцы официально объявили: разговоры об отражении десанта на Британские острова являются исключительно лживой пропагандой, — что немедленно закрепило за этими слухами репутацию истины.

Конспирологические теории о том, что осенью 1940 года более 30 тысяч немцев были сожжены заживо в районе деревушки Шингл-стрит живы и поныне.

Операция «Люцид»

В ходе подготовки «Морского льва» немцы концентрировали большое количество речных барж, на которых планировалось осуществить высадку десанта в Великобритании, во французских и бельгийских портах. Английская бомбардировочная авиация по ночам регулярно наносила авиаудары по этим портам, однако эффективность налётов казалась сомнительной. Сотрудники департамента нефтяной войны предложили попробовать уничтожить баржи в портах с помощью гигантских брандеров. Идея понравилась У. Черчиллю — и операции «Люцид» был дан зелёный свет.

Один из трёх брандеров
Один из трёх брандеров

На роль брандеров выделили три старых, сильно изношенных вспомогательных транспортных судна Королевского флота — «Окфилд», «Во Низам» и «Во Наваб». Эти посудины несколько лет стояли на приколе, и перед использованием их требовалось ввести в строй. Брандеры отбуксировали в порты на южном побережье Англии, где их должны были отремонтировать и параллельно загрузить «огнеопасной начинкой». На борт каждого судна поместили 3000 тонн огнесмеси, состоявшей из 50% мазута, 25% дизельного топлива и 25% бензина.

Испарения горючего вещества просачивались в жилые помещения корабля, отчего команды судов и рабочие производили впечатление пьяных.

В довесок к топливу на корабли загрузили по две тысячи тонн взрывчатки, кордита, пороха и старых глубинных бомб. Один из участников операции, старшина Рональд Аппс, вспоминал:

«Каждую ночь немцы бомбили Портсмут, в котором стоял „Окфилд“, на борту которого я нёс свою службу. В эти моменты осознание того, что ты сидишь на тысячах тонн взрывчатки и топлива, придавало особую остроту ситуации».

В ночь на двадцать седьмое сентября 1940 года суда-брандеры в сопровождении эскорта покинули Портсмут и направились к Булони. По пути из строя вышли двигатели на двух из трёх брандеров. Не желая жертвовать внезапностью, командир приказал отменить операцию в тот момент, когда последнему оставшемуся на ходу брандеру оставалось всего семь миль до цели.

Повторный выход произошёл в ночь на восьмое октября, но эсминец с командующим операцией в проливе подорвался на мине. Следующая попытка планировалась на начало ноября, но её отменили ввиду сворачивания немцами подготовки к «Морскому льву».

Практическая польза

Несмотря на то, что немецкое вторжение в Великобританию так и не состоялось, наработки департамента нефтяной войны получили практическую реализацию. Помимо уже упоминавшихся огненных фугасов и огнемётов, ведомство приняло деятельное участие в двух масштабных проектах Второй мировой войны: «Плутон» и «Фидо».

Первый проект представлял собой разработку и изготовление трубопроводов для перекачки топлива через Ла-Манш. В процессе подготовки трубопроводов широко использовался опыт департамента, полученный в постановке огненных завес на море.

Второй проект был самостоятельной разработкой в интересах Королевских ВВС. Ночные налёты против Германии были очень зависимы от погодных условий, в частности взлётно-посадочные полосы в Великобритании часто накрывались туманом. В департаменте нефтяного вооружения разработали специальные бездымные бензиновые горелки, располагаемые вдоль взлётно-посадочных полос.

Горелки Фидо у ВПП аэродрома
Горелки «Фидо» у ВПП аэродрома

Выделяемое ими тепло разгоняло туман, а «дорожки» пламени вдоль ВПП помогали лётчикам ориентироваться в условиях плохой видимости. За время Второй мировой войны более 700 самолётов смогли благополучную приземлиться с помощью системы «Фидо» в условиях плотного тумана и фактически нулевой видимости, и более 2000 посадок было осуществлено в условиях ограниченной видимости.

После войны историю департамента нефтяной войны вынесли на страницы книг и на экраны как пример английской изобретательности и готовности вести войну с захватчиками любыми средствами.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

58K
57
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
38
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

16K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
27
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
14
0
0
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

124K
69
58
530
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

45K
77
69
513
Тяжёлый и тупой: 5 «школьных» заблуждений о европейских средневековых мечах

Мало какое оружие овеяно таким количеством мифов, как меч. Оружие рыцаря, оружие кары, оружие короля… превратилось в оружие дезинформаторов и лжецов в наше время. Обнажим же наши мечи в борьбе с заблуждениями!

38K
109
234
664
Как очки-авиаторы спасли лётчиков от небесного сияния и покорили весь мир
История самых культовых военных очков от пионеров авиации

Американские лётчики Второй мировой оказали сильное влияние не только на ход самой войны, но и на мировую моду. Им мы обязаны куртками-пилотами и кожаными косухами, а также очками-авиаторами. О том, как аксессуар для лётчиков покорил военных и модников по всему миру, — в нашей статье.

37K
77
24
295
Пират Жан Лафит: панк на корабле

Жан Лафит — последний крупный представитель эпохи пиратства в Карибском море. И, как ни странно, один из самых удачливых — причём в то время, когда пиратство было фактически побеждено, а корсары массово шли либо на виселицу, либо на государственную службу. Как и почему так получилось?

35K
65
13
287
Дым над водой, огонь в небесах: как Красная армия брала Кюстрин

В январе 1945 года наступающие советские части переправились через Одер и захватили плацдарм в районе города Кюстрин. Немцы отлично понимали значимость «первых ворот Берлина» — город был объявлен «фестунгом» и серьёзно укреплён. Чтобы плацдарм на Одере стал для фронта Жукова настоящими «воротами на Берлин», с них требовалось сбить замок.

34K
86
18
273
Что, если? Советские войска в 1945-м высадились на острове Хоккайдо

Вторая мировая война закончилась без вторжения в Японию. Атомные бомбардировки и советское наступление в Маньчжурии сломили волю самураев к сопротивлению. Но что, если бы верх всё же взяли фанатичные сторонники продолжения войны «до последнего японского солдата»?

34K
70
161
249
«Мы получим то, что требуем»: интервью с турецким адмиралом

Швейцарская Neue Zürcher Zeitung 2 сентября 2020 года опубликовала интервью с адмиралом-геополитиком, создавшим стратегию морской экспансии Турции. О том, что рассказал контр-адмирал в отставке Джем Гюрдениз о роли доктрины «Голубой Родины» в конфликте с Афинами, — читайте в переводе Алексея Костенкова.

33K
33
53
99
Реактивные снаряды родом из СССР: не идеально, но перспективно

Как появились реактивные снаряды — РС-82? Мы проследили историю создания и испытаний.

32K
56
94
128
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

124K
69
58
530
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

90K
136
68
979
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

68K
83
78
862
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

57K
116
380
786
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

48K
131
134
6.1K
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

45K
139
110
1.4K
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

45K
77
69
513
Маниакальный ужас: топ-7 серийных убийц древности и Средневековья

Жиль де Ре, граф Дракула, кровавая графиня Батори — их вы и так прекрасно знаете. Но были и другие — те, кому не довелось попасть в учебники, хотя деяния их были едва ли не более омерзительными. Семёрка забытых убийц далёкого прошлого — в нашем сегодняшнем материале.

43K
46
14
238
Невозможная эвакуация Ханко: как пулемёты-призраки прикрывали отход советского гарнизона

У советских войск, оборонявшихся на полуострове Ханко, не было сложной электроники. Однако они сумели превратить пулемёты в дотах и дзотах в автоматические, чтобы обмануть финнов и получить шанс на эвакуацию. Она была почти невозможной, но стала первым успехом советского флота в годы войны.

43K
154
46
1.2K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

308K
143
99
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

168K
44
14
81
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

148K
62
11
274
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

144K
79
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

136K
104
26
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

110K
61
34
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

105K
105
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

105K
13
5
276
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

91K
48
9
358
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

331
3
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

676
3
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

355
6
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

776
2
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

1.1K
7
3
0
Пиксельный музей. Hokum.

Пиксельные истории известных проектов и вундервафель от Юрия Кужелева

1.4K
9
0
0
Эффект Кумулятивного Действия: «Тиссо»

Все знают про «Юнион карбайд», многие знают про «Маяк», некоторые слышали про «Монсанто», но вот кто из вас слышал про «Тиссо»? Эта «тихая» техногенка не особо сейчас известна, а зря. История очень поучительная.

540
6
0
0
Монтана: Самый невезучий штат США

В Америке есть такая традиция: называть корабли в честь штатов. В XVIII-XIX веках особой системы не было, но потом имена штатов стали давать самым пафосным кораблям. Поначалу это были эскадренные броненосцы, после — линкоры, а сейчас — атомные подводные лодки...

1.6K
8
1
0
Эффект кумулятивного действия: JAL 123 и JT-610

Поскольку в прошлый раз заговорив про авиацию с авиакатастрофой я вас прокинул, сегодня будет сразу две. Разные катастрофы, разные самолёты, разные страны, разные года, разные причины. И лишь одно объединяет их между собой — эффективный менеджмент.

821
7
2
0