Уничтожить старый буксир, или сохранить память?

Сейчас по сетям прошёл призыв о помощи. Как недавно уже случилось с легендарным судном «Ангара», когда легендарное судно вместо музеефикации пустили на иголки, теперь предполагается выбросить на свалку ещё одну частицу нашей общей истории. И не просто выбросить — использовать в качестве корабля-мишени, в чём нет никакой доблести.

Немного исторической справки.

Морской буксир «СП-10» (ОТ-463) заложили на Севастопольском морском заводе в 1939 году, на воду спустили в 1940 году. В период обороны Севастополя он обеспечивал боевую деятельность кораблей флота, а в 1942 году перешёл на Кавказ, получив бортовой номер «ЧФ-4».

В 1944 году произошёл небольшой инцидент: буксир шёл по протраленному Инкерманскому створу, но при подходе к входным боновым воротам в ста метрах от него взорвалась мина. Обошлось — судно получило лишь незначительные повреждения.

В 1945 году наш герой вернулся в Севастополь и вскоре получил бортовой номер «МБ-40».

В 1978 году буксир вывели из эксплуатации и переформировали в бон-отопитель «ОТ-463»; так он и работал до конца 2019 года.

Отопительная станция «ОТ-463» за работой (фото: А. Бричевский)

По состоянию на начало 2020 году он находился на территории артзавода ЧФ в Севастополе, а в июле его отбуксировали в бухту Стрелецкую. И вот — грустные новости.

В самом деле, вроде какая мелочь — буксир, даже не боевой корабль. Было бы из-за чего волноваться! И вроде нет у него орденов и каких-то чудесных заслуг. Всё так. Но вдумайтесь — во всей России, которая гордится победой в Великой Отечественной войне, нет музеев надводных судов или кораблей, принимавших участие во Второй мировой. Подлодки, слава богу, есть, а кораблей нет. Можно с трудом, как маленькую сову на глобус, натянуть на этот статус «Аврору» и «Красин», но это натяжка, не более того. И есть вечно молодая «Коммуна» — но она ещё в строю и музеем, даст бог, станет нескоро.

У нас нет музеев эсминцев легендарной седьмой серии — не сохранилось ни одного. Не осталось лидеров-эсминцев, хотя бы легендарного «Ленинграда». Ушёл в вечность лёгкий крейсер «Киров», на учениях уничтожили «Красный Кавказ». Про более крупные корабли вообще нет смысла говорить. В результате у нас не осталось реальной истории, нет возможности отвести детей и показать им воевавший корабль. Просто каждый раз, когда решалась судьба очередного корабля — не было людей, способных сказать: «Давайте оставим потомкам, это история».

«ОТ-463» (источник фото)

Только не надо говорить, что на сохранение морского буксира потребуется много денег, а бюджет пуст. Это очень небольшое судно, его не надо очищать от радиационного загрязнения.

В Калининграде в музее Мирового океана стоят два научных судна — «Космонавт Виктор Пацаев» и «Витязь», а с ними подводная лодка Б-413 и самое обыкновенное рыболовное судно СРТ-129. Необыкновенным его делает то, что это единственное в России музеефицированное рыболовное судно, других просто нет. Захотите показать траулер — и вот, остался, последний. Туда же, как влитой, мог бы попасть и буксир СП‑10.

«Космонавт Виктор Пацаев»

Или, например, не туда. Военно-патриотический парк «Патриот» в Кронштадте тоже совсем не ломится от реальных кораблей. Да есть куча городов, где такой буксир на реке стал бы прекрасным музеем и местом привлечения туристов! Главное, правильно подать и сделать интересную экспозицию.

Но конечно, гораздо проще уничтожить и забыть.

Корабль в 2008 году проходил доковый ремонт, поэтому если кто-то говорит, что там одни дырки и ржавчина, сильно грешит против истины.

Да, надо честно признать, что в России нет чёткого и прозрачного правового механизма по переводу имущества в музейный фонд. Вот и приходится энтузиастам кричать в самый последний момент, когда поезд уже уходит. Сначала всё вроде «нужно» и забрать нельзя, а спустя несколько лет историю молча уничтожают. При этом Министерство обороны одной рукой создает военно-морской «Патриот», а другой — громит возможные экспонаты. Практически последние шансы оставить потомкам настоящую, реальную память, пахнущую маслом и краской, а не компьютерные мультфильмы.

В США есть более двухсот кораблей-музеев, среди которых нашлось место и авианосцам, и советской подлодке Б-39, и японским кораблям. И вспомогательным, и грузовым, и даже пожарным судам! У нас же в настоящее время лишь есть 18 подобных музеев, из которых добрая половина — подводные лодки (что тоже прекрасно).

Так и живём — гордясь победой, но при этом не храня всё то настоящее, что ещё объединяет нас с ней.

А здесь можно почитать другое мнение

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий