itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Гиганты в тупике

Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

/
81K
40
14
172

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

Siemens-Schuckert R.VIII — нелетающая птичка

Гиганты в тупике

Редкий список сумасшедших инженерных творений обходится без сумрачного тевтонского гения. Во время Первой Мировой войны тевтоны отрывались вовсю (что незаслуженно забыто на фоне Второй Мировой), в том числе, и в авиации, местами достигая впечатляющих успехов. Но с бомбардировщиками немцы сначала отставали. Они опирались на дирижабли фон Цеппелина, в то время, как у нас создали перспективные «Муромцы». Наконец, фирме «Gotha» удалось сделать удачные дальние бомбардировщики, которые участвовали в массированных налётах на Лондон.

Немцев подкосила традиционная слабость — неумение вовремя остановиться. В результате во второй половине войны бесценные ресурсы тратились на сверхтяжёлые бомбардировщики, так называемые R-plane. Этим названием объединяются три десятка самолётов различных фирм, выпущенные в одном-двух экземплярах (самый «крупносерийный» — аж в четырёх).

Венцом серии стал Siemens-Schuckert R.VIII — шестидвигательный монстр с размахом крыльев 48 метров, самый большой самолёт своего времени. У «Ильи Муромца» размах был около 30 метров (в зависимости от модификации), а самым большим бомбардировщиком Антанты стал четырёхдвигательный Handley Page V/1500 с размахом 38 метров. Но что толку от гигантомании: к моменту перемирия немцы успели лишь совершить пробежку по лётному полю и сломать самолёт до взлёта из-за проблем с силовой установкой. В дальнейшем Версальский договор запретил Германии разработку боевых самолётов и на время уберёг мир от тевтонского гения. Какая жалость, ведь у гения меж тем в постройке уже был гигантский триплан Mannesman-Poll, ещё больше, ещё страшнее!

К-7 — летающая катастрофа

Гиганты в тупике

В межвоенный период гигантомания не миновала и СССР. Вплоть до того, что долгое время Советы лидировали в тяжелобомбардировочной авиации. И вот, конструктор Константин Калинин создаёт форменного монстра: многоцелевой (хочешь вози пассажиров, хочешь грузы, хочешь бомбы) К‑7.

Ключевой идеей проекта было движение к схеме «летающего крыла» — теоретически идеальной форме самолёта, при которой основой конструкции является гигантское крыло, и таким образом в создании подъёмной силы участвует весь самолёт. У К-7 толщина (то есть «высота») крыла превышала два метра и внутри него можно было свободно ходить. Даже нужно, учитывая, что пассажиры (до 128 человек) или парашютисты-десантники располагались именно там.

К-7 совершил первый полёт 21 августа 1933 года и стал самым большим самолётом в СССР. В мире водились и побольше, но, в основном, это были летающие лодки. К сожалению, испытания выявили проблемы с управлением, серьёзные вибрации, и катастрофа случилась уже через три месяца. Неудача усилила позиции не терпевшего конкурентов короля советской авиации, Туполева, программу свернули, а Калинина через пять лет казнили в процессе чисток в военно-промышленном комплексе. В 1934 году Туполев поднимает огромный АНТ-20, но тот куда более консервативен.

Northrop YB-35/49 — невезучая птичка

Гиганты в тупике

Свои энтузиасты у схемы «летающего крыла» имелись, конечно, не только в СССР. Пожалуй, самым плодовитым и удачливым стал американский авиаконструктор Джон Нортроп. Экспериментировать с летающими крыльями он начал ещё в конце 1920-х годов.

Во время Второй мировой на американских авиаконструкторов пролился денежный дождь, и Нортроп, конечно, подсуетился. За время войны, впрочем, довести до серийного состояния ни одну идею ему не удалось. Его звёздный час наступил сразу после — в 1946 году, когда был воплощён в металле разработанный по запросу 1941 года стратегический бомбардировщик, достигавший трансатлантической дальности. YB-35 был четырёхдвигательным поршневым бомбардировщиком, значительно превосходившим имевшийся на вооружении B-29. По бомбовой нагрузке — вдвое!

Время поршневых самолётов уходило, и YB-35 крайне быстро был переделан под реактивные двигатели, а через год с небольшим полетел YB-49. Из-за прожорливости новых движков дальность и боевая нагрузка упали, но улучшились лётные характеристики.

Машины почти пошли в мелкую серию, но не повезло. Окончание войны снизило интерес к «креативным» разработкам и для реализации выбрали более консервативный B-36. Вмешалась и политика, лобби конкурентов. Кроме того, сохранялась серьёзная проблема с управляемостью, которую «летающие крылья» не могли преодолеть до тех пор, пока не стало возможным привлечь в помощь лётчикам компьютеры. Только после этого — и на основании богатого опыта испытаний — был создан современный B-2A.

Convair NB-36H (Ту-95ЛАЛ) — АЭС над головой

Гиганты в тупике

В первое мирное десятилетие военным и без «летающих крыльев» было, чем себя развлечь. Это же век безумного увлечения атомом! Так почему бы не сделать атомный самолёт? Такие перспективы: на одной заправке бесконечная дальность, на аэродромах хоть сам ангар освещай и обогревай халявным электричеством, которое девать некуда.

Работы над атомными самолётами велись и в США, и в СССР. Американские разработки более известны не только из-за большей открытости, но и потому, что их летающая лаборатория поднялась в небо на пять лет раньше.

NB-36H, созданный на основе повреждённого ураганом бомбардировщика B-36H, обеспечивал биологическую защиту экипажу (новая, освинцованная кабина весила аж 11 тонн) и, да: был оснащён самым настоящим ядерным реактором ASTR в корпусе, вырабатывающим три мегаватта. Можно было бы доработать самолёт для использования этой энергии — благо он винтомоторный. Но американцы решили просто проверять работу реактора в полёте и обезопасить экипаж. Обошлось без ч/п, но программу свернули и настоящий атомолёт — проект X-6 с ядерными реактивными двигателями — не был построен.

В СССР ситуация, в общем, повторилась. Проблемы атомных самолётов заключались в том, что если делать консервативную конструкцию, максимально безопасную, то в результате получается нечто, едва способное оторваться от земли; а если отжигать по полной, со всякими ядерными прямоточными двигателями, то выходит, мягко говоря, неэкологично. Ну и нельзя забывать, что самолёты время от времени падают, а кто хочет, чтобы на него падали маленькие, но самые настоящие АЭС? К тому же вопрос с дальностью практически полностью закрыла отработка дозаправки в воздухе.

North American XB-70 Valkyrie — птица с амбициями

Гиганты в тупике

Пожалуй, именно «Валькирия» стала последним по-настоящему безумным бомбардировщиком, воплощённым в металле. Даже инопланетный B-2A это, как мы разбирали только что, во многом просто реализация старых идей.

Программа разработки сверхскоростного высотного бомбардировщика, породившая B-70, стартовала в середине 50-х годов, когда развитие реактивной авиации шло немыслимыми темпами. Всего за четверть века самолёты превратились из деревянных бипланов со скоростями 300-400 км/ч (в лучшем случае!) буквально в стальные «пули», значительно превысившие скорость звука, покорившие межконтинентальные дальности и забравшиеся в стратосферу. Это было время, когда верили, что границ у лётных характеристик нет, а стоит протянуть руку — и вот он, гиперзвук, воздушно-космические летательные аппараты.

Под стать времени были и амбиции при создании B-70. Достаточно сказать, что летала эта модификация не на керосине, и вообще не на нефтепродукте. Топливом служил пентаборан, сложнейшее и дорогостоящее бороводородное топливо. Ещё оно было, мягко говоря, неполезно для природы и могло самовоспламеняться. Способ его дёшево утилизировать изобретут только в 2000 году, и США смогут избавиться от наработанных запасов.

Шесть мощнейших двигателей позволяли огромной «Валькирии» (взлётный вес почти как у Ту-160) разгоняться до 3,300 км/ч и иметь практический потолок в 23 километра — несравненные показатели, учитывая размеры. Однако легионам белоснежных сверхскоростных бомбардировщиков не суждено было увидеть свет. Стоимость как производства, так и эксплуатации выходила явно немыслимой. Одновременно в роли средства доставки ядерного заряда на первый план вышли баллистические ракеты, которые были всяко быстрее, да и неуязвимы для зенитно-ракетных комплексов. Ещё до первого полёта программа была переведена на чисто научные рельсы (для изучения высокоскоростного полёта), но после пяти лет испытаний, с 1964 по 1969 год, всё равно закрыта.

Гиганты в тупике

Прошедший авиационный век подарил нам много красивых, безумных или прекрасных в своем безумии самолётов. В военной авиации тяжёлые бомбардировщики всегда были элитой: юркие истребители могут сколь угодно вертеть виражи на авиашоу, но, когда дойдет до дела, они превратятся в свиту, задача которой -защищать от себе подобных настоящих главных героев на пути к цели.

Расплатой за силу являются сложность и дороговизна. Поэтому, когда конструкторы собирались сделать что-то необычное (по их мнению, конечно, еще и гениальное), получались зачастую настоящие монстры, подобные тем, которых мы вспомнили сейчас.

После Второй мировой денег на то, чтобы производить и содержать флотилии стратегических бомбардировщиков стало хватать только двум гегемонам. Впрочем, вскоре им тоже пришлось подсократить расходы на новые радикальные идеи. Что далеко ходить: в США основой воздушной части ядерной триады являются B-52H, выпущенные (физически, а не придуманные!) в 1961-62 годах. Выделяются своей инопланетностью B-2A, и размерами (самый большой боевой самолёт в истории!) — Ту‑160.

Но первый, по сути, реализует идеи 40-х годов с добавкой модной малозаметности, просто техника наконец позволила сделать летающее крыло. А второй — это весьма консервативный проект по сравнению с прорабатывавшимися во время конкурса. В наш век прагматики и сведения дебета с кредитом новых «Валькирий» ждать не приходится.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

25K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

55K
55
23
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

28K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

36K
37
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

15K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
27
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
14
0
0
Час презрения: террористическая катастрофа в Будённовске

Теракт лета 1995 года в Будённовске стал одной из самых страшных катастроф в истории современной России. Его последствия ушли далеко за рамки простого злодеяния с массовыми жертвами. Произошёл перелом всей войны в Чечне, а эпоха массового террора только открывалась…

30K
184
166
1.9K
Белый спецназ: почему в рядах американских коммандос так мало нацменьшинств?

Спасибо голливудским боевикам, про американский спецназ сегодня знают даже дети. На земле, в небесах и на море крутые парни наводят ужас на врагов, защищая свободу и демократию. И конечно, в духе политкорректности, как минимум треть этих бойцов — из нацменьшинств. Что совершенно противоречит реальности. Почему в рядах коммандос так мало чёрных?

28K
146
112
1.6K
Советские БМП: не первые и не лучшие?

Советские БМП — один из поводов для гордости за наше танкостроение. Они и первые в своём классе, и всегда превосходили западные аналоги, как часто можно услышать. Вот только при более внимательном изучении вопроса всё выглядит уже не так однозначно…

26K
63
165
505
Спецназ мира: чьи нормативы жёстче?

Хотите попасть в ряды мирового спецназа? Легче лёгкого! Если, конечно, вы готовы к самым жёстким физическим испытаниям. Каким именно — рассказываем в этой статье.

26K
55
32
385
Мастерами кунг-фу не рождаются: китайских пограничников научат боевым искусствам

Мастерами кунг-фу становятся! После кровопролитной драки с индийцами китайское командование озаботилось рукопашной подготовкой бойцов. Для подготовки пограничников Тибета сформирован специальный отряд из инструкторов боевых искусств.

25K
28
22
56
Швейцарский армейский — морская свинка в мире ножей

Помните анекдот про морскую свинку? О том, что она к морю имеет примерно столько же отношения, сколько и к свиньям. Вот примерно те же чувства вызывает швейцарский армейский нож, когда первый раз держишь его в руках. А это точно нож? И почему он такой маленький? Как с ним швейцарские военные обращаются и откуда он вообще взялся?

19K
74
73
508
Супернадёжность, дешевизна и старость: 5 мифов об автомате Калашникова

70 лет в строю, десятки миллионов выпущенных автоматов по всему миру — воистину легендарное оружие! А от легенд, как известно, и до мифов недалеко. Мы собрали пять самых популярных из них.

19K
127
105
871
Замена треуголки: как фуражка стала главным головным убором военных

Казалось бы, что может быть проще обычной военной фуражки? Но оказалось, что у этого головного убора долгая и очень интересная история, теснейшим образом связанная с прошлым русской армии

18K
69
47
387
Новый пулемёт концерна «Калашников»: зачем он российской армии

В России начнут производить новый ручной пулемёт на базе РПК-16. Что лучше, пулемёт с магазином или под металлическую ленту, и почему в многолетнем споре верх взяла схема Калашникова, — поясняет WARHEAD.SU.

17K
65
46
124
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

79K
124
61
979
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

66K
71
51
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

63K
73
76
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

62K
83
37
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

54K
73
407
703
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

51K
107
378
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

47K
68
83
1.7K
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

45K
43
71
933
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

44K
128
134
6.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

273K
125
90
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

145K
37
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

137K
75
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

133K
97
25
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

103K
56
33
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

102K
101
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

98K
10
4
276
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

88K
47
8
274
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

81K
46
8
358