Безумная «Королева»: самый необычный английский авианосец

Новейший английский авианосец «Куин Элизабет» наконец-то стал полноправным представителем своего класса — с его палубы начались полёты истребителя F-35B. Это отличный повод рассмотреть поближе самый необычный авианосец современности.

/
7.4K
21
4
27

Новейший английский авианосец «Куин Элизабет» наконец-то стал полноправным представителем своего класса — с его палубы начались полёты истребителя F-35B. Это отличный повод рассмотреть поближе самый необычный авианосец современности.

Тяжёлое детство, маленькие авианосцы

Англия — «владычица морей», это всем известно. Но даже у владычицы не всегда бывает хорошо с деньгами. Вот и после войны часть кораблей продали — в том числе и таким необычным авианосным державам как Нидерланды, — часть пустили на слом, а ещё часть с трудом приспособили для реактивной авиации.

В 60-х годах на постройку пары полноценных авианосцев по программе CVA-01 (пара катапульт, полсотни самолётов и вертолётов) денег не хватило, и пришлось в следующем десятилетии удовлетвориться серией из трёх кораблей типа «Инвинсибл» — их ещё называли «крейсерами с полётной палубой». Для самолётов там была только эта самая палуба с трамплином — катапульты и аэрофинишёров не завезли. Это и не мудрено, поскольку изначально корабли рассматривались в первую очередь как ядра противолодочных группировок НАТО в Северной Атлантике, а возможность нести «харриеры» (при рождении и вовсе штурмовики) добавили для хоть какой-то самообороны от советских патрульных самолётов.

Первый полёт F-35 с палубы «Куин Элизабет»

Однако в ходе Фолклендской войны 1982 года с Аргентиной «харриеры» показали себя на удивление неплохо, во многом став залогом английской победы. В дальнейшем их использовали в ряде локальных конфликтов, с палуб не только английских, но и американских кораблей — после собственных мучений с лёгкими авианосцами и вертикально не взлетающими самолётами те пришли к универсальными десантным кораблям с «харриерами» второго поколения. Так что на смену «инвинсиблам» англичане тоже решили построить трамплинный авианосец. Только вот задача противостояния русским подлодкам, рвущимся в Атлантику через Фареро-Исландский рубеж, в 90-е годы сошла на нет (забавно, что сейчас вполне себе вернулась), и англичане захотели себе настоящий великодержавный авианосец — как у американцев.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Фареро-Исландский рубеж — вторая и главная линия обороны НАТО в Атлантике. Пролегает на прямой, соединяющей север Великобритании и Гренландию через Исландию. В ходе холодной войны её насытили противолодочными средствами, включая подводные акустические датчики системы SOSUS. Предполагалось, что в случае начала Третьей мировой там разыграется ключевое сражение условной «Битвы за Атлантику» между силами НАТО и рвущимися на оперативный простор советскими подводными лодками, задачей которых станет удар по конвоям, везущим в Европу основные силы армии США.

Дизайн

Настоящий авианосец должен быть большим. У англичан он получился именно таким — авианосцы типа «Куин Элизабет» («Королева Елизавета») по водоизмещению уступают только американским «нимицам» и «фордам», превосходят «Адмирала Кузнецова» (и его китайских братьев) и французского «Шарля де Голля». Шутка ли — 70,6 тысяч тонн водоизмещения и 284 метра в длину. Как и «инвинсиблы», новые корабли (кроме «Королевы» есть ещё «Принс оф Уэльс» («Принц Уэльский»), которого сейчас достраивают) не оснастили ни катапультами, ни аэрофинишёрами — они могут нести только вертолёты и самолёты вертикального (точнее, укороченного) взлёта.

Конечно, при таких размерах подобная схема, более привычная для микроавианосцев, выглядит несуразно. Нельзя сказать, что англичане не рассматривали классическую схему. Этот вариант обдумывали и при проектировании, и даже была в 2010 году довольно сумасшедшая идея — на фоне бюджетных сокращений продать «Куин Элизабет» на лом сразу после достройки, а «Принс оф Уэльс» зато построить с угловой палубой и катапультами. От неё, впрочем, отказались.

Кроме очевидных недостатков у трамплинной схемы есть и плюсы: если нет ни катапульты, ни аэрофинишёров — их не надо обслуживать и они не могут сломаться. Заодно меньше расходы энергии.

Однако больше, чем трамплин, в глаза бросается главная «фишка» кораблей — два «острова» надстроек. Обусловлено это желанием разнести по разным «офисам» центры управления кораблём и полётами и повысить живучесть, а также определённым удобством при строительстве (две «небольших» надстройки доставляли на барже к верфи уже готовыми) и размещении радиоэлектронного оборудования. Реализовали такое впервые, но ведь англичане гордятся своим новаторством в авианосцестроении (за ними числится приоритет чуть ли не во всём в этой области, от катапульт до угловых палуб). Такой подход вполне может прижиться — в пику американскому курсу на минимизацию надстройки и переносу части управления под палубу.

Можно было бы поговорить о многих технических мелочах, но лучше обратить внимание на ещё одну впечатляющую несуразность.

По крайне необычным соображениям «экономии» англичане решили не строить для себя нормальный, небольшой десантный вертолётоносец, а использовать в этом качестве огромный 70-тысячетонный корабль.

В случае использования в качестве вертолётоносца корабль предлагается оснащать смешанной вертолётной авиагруппой, включающей десантные «мерлины» и даже пару-тройку «чинуков» (использование которых в качестве палубных — отдельное извращение), а также «апачи» для огневой поддержки. Для десанта на корабле есть казармы на 250 морпехов. Нет нужды пояснять, сколь расточительно так использовать тяжёлый авианосец, особенно если их у тебя всего два (и один может оказаться в нужный момент на ремонте).

План королевского визита

Сейчас кораблю предстоят испытания самолётов F-35B. По плану они должны пройти в два раунда по три-четыре недели каждый. В испытаниях примут участие два «тестовых» истребителя, оснащённых дополнительной аппаратурой, — собственно, во многом за ними и поплыли за океан (а также за специальным оборудованием, которым оснастили в Норфолке сам корабль).

Команда «Королевы» буксирует свой первый F-35B

Конечно, несколько собственных истребителей уже доставили в Великобританию — но обычных, серийных. В полётах должны принять участие четыре лётчика: три англичанина (по одному от ВВС, ВМС и компании «БAE Системс») и американец из КМП (корпуса морской пехоты). Ранее английские лётчики уже летали с палубы американских десантных кораблей, так что опыт есть. Кроме того, все они длительное время тренировались на построенном на земле трамплине.

После основного дела будет визит в Нью-Йорк, возможно, заход на Карибы и возвращение в Великобританию в декабре. Затем корабль встанет на ремонт и дооснащение, а вахту морских испытаний будет нести «Принс оф Уэльс». В 2020 году планируется объявить, что «Куин Элизабет» достигла начальной оперативной готовности — а полная готовность в качестве авианосцев ждёт оба корабля в 2023 году.

Возможно, со временем любители морской авиации и флота привыкнут к необычным силуэтам на фото и видео, а корабли, может, даже успеют понюхать пороха. Однако самыми чудны́ми авианосцами на свете они вряд ли останутся надолго.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

17K
21
3
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

44K
38
19
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

21K
24
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

32K
34
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

31K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

12K
20
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

11K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

11K
23
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

10K
13
0
0
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

38K
54
74
1.7K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

24K
55
56
819
Невозможное: как немецкая подлодка прорвалась в Скапа-Флоу

Восемьдесят лет назад осуществился самый страшный кошмар британского флота. Подлодка кригсмарине всё-таки проникла в святая святых — базу Скапа-Флоу — и нанесла удар. О безбашенной операции, которую даже Черчилль признал подвигом, — в материале WARHEAD.SU.

20K
40
31
282
Рак против ботов: берлинский нагиб

Иногда военная история преподносит сюрпризы, которые кажутся сюрреалистическим анекдотом. Бой СУ-76 лейтенанта Рака против сухопутных торпед в Берлине весной 1945-го — как раз из таких.

19K
80
22
502
Скьявона и скьявонеска: славянские клинки на венецианской службе

Небольшая Венецианская республика постоянно воевала с могучими османами, германскими императорами и множеством других врагов. Её боевым козырем были славянские наёмники и их мечи, со временем ставшие «фирменным» венецианским оружием. Как «противотурецкий» меч сербских рыцарей превратился в «вампирский» палаш венецианской гвардии — и причём тут ультрамарины и котики?

18K
52
41
678
Попытка линкора «Шарнхорст»: последний шанс больших кораблей Третьего рейха

«Шарнхорст» не был самой мощной боевой единицей кригсмарине. Но именно ему предстояло стать последним крупным кораблём Германии, погибшим в бою с себе подобными, — другие стали жертвами бомбардировок, газовых резаков и даже ядерных испытаний. Как же выглядело это последнее сражение?

17K
42
11
247
Тест: кто вы в Тридцатилетней войне?

Эта война сотрясала Европу с 1618-го до 1648 года, унесла миллионы жизней, перепахала весь Старый Свет и превратила целые страны в разорённые пустоши. На её полях сражались армии всей Европы и даже литературные персонажи — от трёх мушкетёров и шевалье д’Артаньяна до капитана Диего Алатристе. Пройдите наш тест и узнайте, в какой армии вы могли воевать.

17K
11
25
375
Тамбовское восстание: как крестьяне с большевиками воевали

В августе 1920 года на борьбу за хлеб поднялось практически всё крестьянство губернии. Тамбовские партизаны не были порождением «старого мира»: они исповедовали формулу «советы без большевиков», не жаловали офицеров и даже имели своих комиссаров. И, хоть они и проиграли восстание, — в итоге, пусть и временно, добились своего.

17K
47
52
1.5K
Мортен-1944: как провалилось решающее наступление Хауссера и Клюге

Августовской ночью 1944 года эсэсовские танки выкатывались из тумана на позиции американцев. У неопытной 30-й пд, казалось, не было никаких шансов. Здесь, у маленького французского городка Мортен, решалось, кто попадёт в «котёл»: армия Паттона или армия Хауссера.

17K
56
25
543
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

77K
66
19
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

76K
43
31
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

64K
21
11
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

56K
40
77
361
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

50K
42
10
432
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

50K
40
54
591
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

50K
64
34
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

47K
43
33
1.1K
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

47K
35
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

190K
85
54
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

103K
57
15
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

83K
39
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

81K
7
3
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

77K
66
19
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

76K
43
31
467
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

74K
32
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

73K
27
17
346
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы

Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.

67K
33
28
679