itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

/
55K
40
9
466

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

Бомбардировочная «Игра престолов»

История этой машины полнится скандалами, интригами и даже заговорами. По одной из версий, именно с заговора и начался весь проект.

В 1960 году правительство СССР приняло судьбоносное решение о сворачивании работ над обычной авиацией в пользу ракет. По сей день о его пользе или вреде ломают копья историки, но появления будущего Т-4 иначе просто не случилось бы. Были закрыты все работы по межконтинентальным бомбардировщикам, прошёл через «геноцид» лишь один проект — туполевский «135».

Он представлял собой сверхзвуковой стратегический ракетоносец, в чьи задачи входила борьба с авианосцами США в относительно отдалённых акваториях вроде Индийского океана и Средиземного моря. Также он мог заниматься разведкой и ударами по наземным объектам в Европе. Дополнительные топливные баки позволяли достигать и межконтинентальной дальности.

Один из вариантов стратегического сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца 135
Один из вариантов стратегического сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца «135»

Как гласит одна из легенд, Хрущёв был бы рад закрыть и «135», но Туполев имел слишком большой вес в промышленности и у военных. Тогда родился хитрый план — провести конкурс на ракетоносец, сделав всё, чтобы Туполев проиграл. В качестве оппонентов выбрали «истребительные» КБ (конструкторские бюро) Сухого и Яковлева, ведь если бы один из них победил, можно было бы с лёгкостью закрыть проект, сославшись на недостаток опыта.

Существует и менее конспирологическая версия: решить задачу борьбы с авианосцами только ракетами на тот момент не имелось возможности, а после разгрома КБ Мясищева Туполев остался монополистом в этой отрасли — поэтому и привлекли конструкторов истребителей.

Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Як-35. Реконструкция А. Жирнова
Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Як-35. Реконструкция А. Жирнова

Как бы то ни было, к 1962 году все три КБ подготовили свои проекты. Самолёты Сухого и Яковлева по характеристикам походили друг на друга. Дальность в четыре тысячи километров с боевой нагрузкой, взлётная масса около 110 тонн, максимальная скорость в три тысячи километров в час — всё по требованиям заказчика. Разница была в размещении двигателей и форме крыла.

Вариант стратегического сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца Т-4/100, представленный в 1962 году. Реконструкция А. Жирнова
Вариант стратегического сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца Т-4/«100», представленный в 1962 году. Реконструкция А. Жирнова

Туполевская машина серьёзно отличалась от конкурентов: была меньше скорость, всего 2500 километров в час. Это объяснялось тем, что бомбардировщик сделали не из стали с титаном, как другие проекты, а в основном из алюминия. Это снижало допустимую максимальную скорость, но упрощало и удешевляло проект: строить самолёты из стали с титаном было очень сложно и невообразимо дорого. Туполев считал, что разница в скорости в 500 километров в час в данном случае несущественна. Кроме того, «135» весил под 190 тонн — исключительно из желания сэкономить. За счёт веса бомбардировщик имел запас топлива для межконтинентальных перелётов, а значит, был универсальнее своих конкурентов.

Финальный внешний вид бомбардировщика-ракетоносца Т-4
Финальный внешний вид бомбардировщика-ракетоносца Т-4

Слишком дорого, слишком поздно

После череды скандалов, споров на повышенных тонах и других неприглядных эпизодов победителем конкурса признали проект Сухого «100» (от того и название «Сотка»). Попытка Туполева на переправе сменить лошадей и выставить на конкурс новый более быстрый и лёгкий самолёт «125» не помогла, а бомбардировщик Яковлева был менее удачным в сравнении с будущим Т-4. Правда, победивший проект совсем не походил на полетевший самолёт.

Потребовалось ещё шесть лет напряжённых работ, чтобы завершить проектирование и подготовку промышленности к производству Т-4. За это время мир успел измениться.

Один из вариантов стратегического сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца 125
Один из вариантов стратегического сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца «125»

Постройку первых четырёх прототипов начали в 1968 году, а первый полёт Т-4 совершил лишь в 1972 году. Бомбардировщик выполнили по самым передовым технологиям, доступным Союзу. Получился настоящий технический шедевр — но до серии он не дожил.

В СССР был единственный завод, который мог справиться с массовым выпуском подобных машин — Казанский авиационный. В 1972 году там предполагалось развернуть производство нового бомбардировщика Ту-22М, и справиться с ещё одной, более сложной машиной там бы не смогли. Военные тоже потеряли интерес к «Сотке» — даже несмотря на продвигаемую разработчиками многозадачность самолёта, вплоть до возможности использовать его в качестве перехватчика. Всё это привело сначала к сокращению программы испытаний Т-4, а в 1976 году — к закрытию всей программы.

Размещение контейнеров с ракетами воздух-воздух на барражирующем перехватчике Т-4П
Размещение контейнеров с ракетами «воздух-воздух» на барражирующем перехватчике Т-4П

Многие обвиняют в крахе Т-4 КБ Туполева. Якобы они погубили революционную машину обманом. Ту-22М, который продвигали как достаточно умеренную по цене модификацию Ту-22, на деле был новым самолётом, в котором от изначальной машины осталась лишь передняя стойка шасси, а доведение первого серийного варианта Ту-22М2 до ума затянулось до 1976 года. Но подобная критика Ту-22 не отменяет факта, что, несмотря на всю революционность, к 1972 году Т-4 устарел.

Скорость в три тысячи километров в час перестала быть хорошей защитой от современных ракетных комплексов ПВО и перехватчиков. Для новейшего F-14 было без разницы, кого сбивать, — Т-4 или Ту-22М. Но последний был многорежимным самолётом, способным на дозвуковых скоростях летать на малых высотах, а «Сотка» не могла и этого.

Интересная особенность Т-4: в отличие от ХВ-70, при подъёме носовой части обзор пилотам закрывался полностью, и пилотирование продолжалось только по приборам
Интересная особенность Т-4: в отличие от ХВ-70, при подъёме носовой части обзор пилотам закрывался полностью, и пилотирование продолжалось только по приборам

Серьёзным аргументом «против» была и цена Т-4 — самолёт из титана и стали стоил огромные деньги. Переоборудование промышленности под требования таких машин стоило бы ещё больше. Да и надежды, что в серии цена стала бы ниже, чем у Ту-22М2, не было — как позже показала практика титанового МиГ-31, серьёзного удешевления достичь так и не вышло.

В итоге серийный выпуск «Сотки» со скрипом наладили бы лишь к концу 70-х, как раз под договор ОСВ-2 (ограничение стратегических вооружений). Ту-22М2 смогли протащить через него в кастрированном виде, но у Т-4 шансов бы не было — все усилия промышленности пропали бы даром.

Ту-22М2 в результате исполнения договора ОСВ-2 лишился штанги дозаправки и был ограничен в серийном выпуске
Ту-22М2 в результате исполнения договора ОСВ-2 лишился штанги дозаправки и был ограничен в серийном выпуске

Наследники «Сотки»

Понимали проблемы своей машины и в КБ Сухого — недаром ещё с 1967 года шли работы над многорежимным вариантом бомбардировщика с крылом изменяемой стреловидности Т-4М. Уже в 70-х годах появился проект межконтинентального бомбардировщика интегральной схемы Т-4МС — конкурента будущего Ту-160. Хотя представителям КБ Сухого удалось составить серьёзную конкуренцию конструкторским бюро Туполева и Мясищева — и даже взять первое место в конкурсе, стало ясно: доводка МС снова затянется. «Суховцы» решили сосредоточиться на разработке истребителя Су-27.

Многорежимный стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности Т-4М. Реконструкция А. Жирнова
Многорежимный стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности Т-4М. Реконструкция А. Жирнова

Конечно, Т-4 мог принести пользу — в случае мелкосерийного выпуска «Сотки» в качестве разведчика, эдакого советского аналога А-12/SR-71. Но военные СССР не слишком уделяли внимание воздушной разведке и предпочитали не специально спроектированные машины, а куда более дешёвые варианты из серийных самолётов. Да и большая скорость для разведчика совсем не главное — куда важнее бортовая электроника и камеры, а с этим у СССР было не очень весело.

Стратегический бомбардировщик Т-4МС. Во многом его конструкция повлияла на Ту-160 и Су-27
Стратегический бомбардировщик Т-4МС. Во многом его конструкция повлияла на Ту-160 и Су-27

История Т-4 служит отличным примером ситуации, когда передовая машина создаётся слишком поздно и стоит слишком дорого. История знает множество таких примеров. И то, что Т-4 не попытались затащить в серию, — большая удача, которая сэкономила огромное количество денег и ресурсов. А многие решения, отработанные на «Сотке», в дальнейшем пригодились во многих других проектах — от Су-27 до Ту-160.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

222K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0