Ликбез

«Школьные» ляпы школьных учебников: ошибки в описании Великой Отечественной войны

Ляпы, небрежности и ошибки — к сожалению, все они постоянно штурмуют наши школьные учебники. И даже такая сложная и серьёзная тема, как Великая Отечественная война не избежала этой участи. Мы внимательно изучили различные учебные материалы — и делимся с вами подборкой самых глупых и странных неточностей.

/
18K
21
47
77

Ляпы, небрежности и ошибки — к сожалению, все они постоянно штурмуют наши школьные учебники. И даже такая сложная и серьёзная тема, как Великая Отечественная война не избежала этой участи. Мы внимательно изучили различные учебные материалы — и делимся с вами подборкой самых глупых и странных неточностей.

Каждому своё

Вторая мировая — война не только экономик, но и идеологий, и борьба за умы до сих пор продолжается на страницах учебников разных стран. Так, британцы гордятся Эль-Аламейном, а русские с недоумением смотрят на это с высоты Сталинградской битвы.

Каждая страна представляет свой взгляд на конфликт.

Вину за развязывание Второй мировой войны практически все российские школьные учебники возлагают на страны-агрессоры — Германию, Италию и Японию. Ответственность Великобритании, Франции и СССР заключается в проведении неудачной политики их сдерживания.

А как же в российских школьных учебниках излагается тема Великой Отечественной войны?

Радикального пересмотра взглядов пока не произошло. В целом материал подаётся в советской концепции, дополненной новыми разделами и темами, — например, коллаборационизм и роль РПЦ. На страницах наших учебников всё ещё встречаются ошибки и продолжают жить некоторые устаревшие мифы.

Об этом мы и поговорим.

Причины неудач

Учебник для 11 класса под редакцией Данилова («Просвещение», 2012) рассказывает о Великой Отечественной войне очень подробно — ей посвящено свыше ста страниц! Издание отмечает, что одной из причин поражений Красной армии в начале войны был некомплект высших командных и офицерских кадров (вследствие быстрого роста численности РККА и репрессий), а также общее соотношение сил на западной границе, где на направлении главных ударов немецкие войска смогли создать трёх- и четырёхкратное превосходство.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Рассказывая о довоенных чистках в армии, учебник отмечает, что за два года из армии «выбыло» 37 тысяч офицеров из имевшихся 80 тысяч. Из них три-четыре тысячи расстреляли, а семь-восемь тысяч оказались в лагерях. Прочих, видимо, уволили в запас. Причины чисток не объясняются.

Учебник отмечает грубый просчёт Сталина и политического руководства в определении сроков и характера войны.

Начало войны
Начало войны

Учебник для 10 класса под редакцией Торкунова («Просвещение», 2016) также подчёркивает нехватку кадров. Кроме того, он рассказывает о незавершённой реорганизации армии и неверном решении о создании механизированных корпусов. Их не удалось укомплектовать, а пехотные части лишились танковой поддержки.

Учебник приводит цифры, свидетельствующие, что значительную часть советских самолётов и танков не могли заполнить экипажами. Наша армия также уступала вермахту в манёвренности: не хватало автомобилей и средств связи, в то время как немецкая армия была хорошо оснащена, укомплектована, развёрнута, имела боевой опыт и обученный командный состав.

Это удачная, исчерпывающая формулировка.

А вот учебник 11 класса под редакцией Левандовского и Щетинова («Просвещение», 2013) отводит войне только 22 страницы. Главным из преимуществ вермахта он называет то, что войска его находились в развёрнутом состоянии и в полной боевой готовности. Отмечается также превосходство немцев в качестве боевой техники.

Чего же не хватает? На мой взгляд, в школьных учебниках целесообразно изложить основные тезисы «резунизма» и их опровержение. Я напомню, что, согласно этой теории, Сталин, во-первых, сознательно привёл Гитлера к власти. Во-вторых, готовил завоевание Европы, оснащая Красную армию «наступательным оружием». А в-третьих, собирался напасть на Гитлера, но его опередили на считанные дни.

Первый тезис — откровенная ложь.

Дальше. СССР находился в кольце врагов. Принцип si vis pacem para bellum никто не отменял, поэтому необходимо было создавать военную промышленность.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Наступательное оружие разбирать мы здесь не будем. После сборки почему-то получается оборонительное.

Третий тезис также не подтверждается. Разработка и начало плана «Барбаросса» вовсе не были привязаны к каким-то гипотетическим наступательным планам Советского Союза.

Тем не менее, как отмечает учебник 11 класса под редакцией Данилова (2012), Жуков вместе с Тимошенко в мае 1941 года предлагали нанести превентивный удар.

Школьные ляпы школьных учебников: ошибки в описании Великой Отечественной войны
Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Судя по всему, имеются в виду «Соображения к плану стратегического развёртывания сил Советского Союза на случай войны с Германией и её союзниками».

Хотя «резунизм» не разделяют серьёзные историки, сохранились его фанаты из альтернативно мыслящих: «Но в главном он прав!».

«И лучше, если дети сразу узнают об этом — на школьных уроках, а не в подворотне».

Ведь в шестом классе дети знакомятся с тезисами «норманизма и антинорманизма» — и ничего страшного не происходит!

Концепция Суворова упоминается лишь в неофициальном учебнике Спицына. Но никакого её разбора там не даётся.

Начало войны

При описании войны необходимо раскрывать важные вопросы. Например, кем же был Иосиф Сталин — творцом победы или виновником военных катастроф 41-42 годов? Формат статьи не позволяет рассмотреть такие глобальные вопросы подробно, поэтому я обращу внимание прежде всего «на пуговицы».

Что сразу бросается в глаза? Различные учебники дают разные цифры немецких сил и потерь в начале войны. Так, учебник «Россия и мир» для 11 класса под редакцией Алексашкина («Просвещение», 2010) указывает, что в армии вторжения было 4300 танков и штурмовых орудий, а также около пяти тысяч самолётов. При этом к концу июля 41-го потери сухопутных войск вермахта составили 213 тысяч (убитыми или вообще — не указано), была уничтожена половина танков, участвующих в наступлении, а также почти 1300 самолётов.

Школьные ляпы школьных учебников: ошибки в описании Великой Отечественной войны

Учебник по истории России для 11 класса под редакцией Данилова (2012) приводит несколько иные цифры на начало войны: свыше четырёх тысяч танков, 3,7 тысячи самолётов. Говоря о потерях, учебник отмечает, что «за первые дни» в воздушных боях удалось уничтожить свыше 400 самолётов люфтваффе.

Учебник Левандовского и Щетинина даёт 4 тысяч танков и 4,4 тысячи самолётов. Количество орудий и численность личного состава также не совпадает.

Согласно учебнику для 10 класса под редакцией Торкунова (2016), там было 4,4 тысяч танков и 4,3 тысяч самолётов. Говоря о потерях, он отмечает, что «в первые недели» вермахт потерял до 100 тысяч человек, 40 процентов танков и почти тысячу самолётов.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

«Первые дни» и «первые недели» — звучит очень расплывчато, поэтому ценность этой информации сомнительна.

Говоря о тяжёлых потерях в первый день войны, учебник 11 класса под редакцией Измозика («Вентана-Граф», 2013) пишет, что «в тот день Красная армия потеряла 1200 самолётов (треть боевой авиации), 800 из которых даже не успели взлететь с аэродромов».

Солдаты люфтваффе позируют на советском истребителе И-16, брошенном на аэродроме
Солдаты люфтваффе позируют на советском истребителе И-16, брошенном на аэродроме (источник фото)

Вообще, 1200 — это устаревшая цифра. И в любом случае, это не треть.

Есть и ещё одна популярная концепция, которую, наверное, стоит упомянуть в учебниках. Она объясняет поражение Красной армии в первые месяцы войны нежеланием солдат и офицеров воевать за Сталина. Однако фактически её опровергают сами немцы. Самые высокие ежемесячные потери вплоть до Сталинграда приходятся у вермахта на июль 1941 года, а если брать ежедневные потери, то на июнь. То есть летом 41-го в приграничном сражении шла ожесточённая «мясорубка», где немцы несли потери, которые будут превышены только через полтора года. И то — в условиях крушения фронта во время сталинградской катастрофы!

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

За первый месяц боёв на Восточном фронте люфтваффе потеряли уничтоженными и повреждёнными свыше 1300 самолётов, в том числе около 450 за первую неделю. Именно это и имеют в виду школьные учебники. Затем потери заметно упали и составили несколько сот в месяц.

Ежемесячные потери люфтваффе на Восточном фронте вновь превысили тысячу самолётов лишь в июле 1944 года.

Старые песни о главном

В учебниках сохраняется миф о панфиловцах, хотя и в версии «лайт». «Россия и мир» (2010) рассказывает о 28 героях-панфиловцах, которые несколько часов удерживали «десятки немецких танков на подступах к Москве».

Школьные ляпы школьных учебников: ошибки в описании Великой Отечественной войны

Учебник для 10 класса под редакцией Торкунова (2016) говорит о том, как группа бойцов у разъезда Дубосеково остановила 50 танков. Впрочем, количество уничтоженных немецких танков в обоих случаях не называется.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

История о 28 героях-панфиловцах, которые отразили две немецкие танковые атаки (суммарно 50 боевых машин) и уничтожили 18 танков, стала широко известна благодаря материалу Александра Кривицкого в газете «Красная звезда». После войны Главная военная прокуратура провела расследование и признала официальную версию подвига литературным вымыслом. Описывать его в учебниках следует не как факт, а как пример статьи, сыгравшей огромную «мобилизующую роль».

В советские времена Прохоровское сражение 12 июля 1943 года считалось крупнейшей танковой битвой той войны и поворотным пунктом Курской дуги. Победителями называли советских танкистов. Отголоски этой концепции слышны и на страницах современных учебников.

Учебники под редакцией Данилова, а также Торкунова говорят о 1200 танков и самоходных орудий с обеих сторон на поле боя, хотя и не приводят цифры потерь.

Школьные ляпы школьных учебников: ошибки в описании Великой Отечественной войны

Учебник для 11 класса под редакцией Измозика даёт цифры, близкие к «классической» советской версии: 1500 боевых машин — и потери в 400-500 танков и САУ для каждой стороны.

Школьные ляпы школьных учебников: ошибки в описании Великой Отечественной войны
Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Танковое сражение при Прохоровке хорошо изучили в последние годы. Установлено, что с немецкой стороны в бою приняло участие около 270 танков и САУ, с советской — менее 500. Поле боя осталось за противником, поэтому немцы смогли добить много повреждённых советских танков, которые там остались.

Рассказывая о Прохоровке, учебник Левандовского и Щетинова пишет, что «жестокая схватка длилась до позднего вечера и закончилась победой наших танкистов».

Можно ли назвать это «некорректностью»? Или это всё же ошибка?

Встречаются и другие мифы. Учебник «Россия и мир» пишет, что на потопленном Маринеску «Вильгельме Густлове» находились 3700 немецких подводников, что лишило немецкий подводный флот большинства экипажей.

Школьные ляпы школьных учебников: ошибки в описании Великой Отечественной войны

По современным сведениям, курсантов-подводников там было только 918 человек. При этом лайнер представлял законную военную цель, поскольку был в камуфляжной окраске, без знака красного креста и нёс на своём борту вооружение. Беженцам, утонувшим в ледяной воде, не повезло. Война — вообще очень жестокая вещь.

Это не все мифы, не все ляпы и не все ошибки, которыми изобилуют наши учебники истории. И мы обязательно скоро расскажем вам об остальных. Не пропустите!

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Как охраняют торговые суда: что можно противопоставить современным пиратам?
Пираты — главная проблема морских путей в XXI веке. И, хотя Совбез ООН ещё в 2008 году разрешил применять силу против морских разбойников, окончательно решить проблему никак не удаётся. Получив информацию из первых рук, WARHEAD.SU рассказывает, как обстоят дела с охраной на современных кораблях.
6.7K
18
5
38
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории
Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.
56K
31
7
358
Легионы американского космодесанта: традиции, слава и скелеты в шкафу
Кавалерийская дивизия — более бронетанковая, чем, собственно, сама бронетанковая. Тропическая дивизия с базами на Аляске. «Индейская» дивизия, которая на самом деле частично корейская. Альпийские стрелки — среди знаменитых горных хребтов штата Нью-Йорк. Примазавшиеся к армейским дивизиям нацгвардейцы. Всё это — реалии современной американской армии.
13K
21
16
93
«Кавалерийский шок»: кто такие кирасиры
Вплоть до появления нарезного стрелкового оружия и пулемётов на полях сражений господствовала конница. Несущиеся на неприятеля всадники были во время сражения столь сильным аргументом, что пехота порой теряла строй и отступала…
48K
25
12
444
И числом, и умением: кто такие драгуны
Это был самый многочисленный род кавалерии. В некоторых странах даже единственный. А в России — самый прославленный в боях. Происхождение его имени — загадка, а тактическое использование отличалось от любой другой конницы. Встречайте — драгуны!
18K
18
14
139
Крах европейской мечты: как Первая мировая уничтожила рантье
Больше ста лет это было великой европейской мечтой. Главной целью, показателем успешности. Ради этого европейцы отказывали себе во множестве повседневных удовольствий, экономили каждый франк и копили каждый пенс. Чтобы в один прекрасный день сказать: «Я больше никогда не будут работать!» И превратиться в рантье.
17K
24
12
476
Конституция США: менять нельзя оставить
Сразу после Американской революции молодое государство из тринадцати штатов приняло Конституцию, которая действует до сих пор — всё такая же боевая и готовая дать врагам отпор. Но не устарела ли она?
4.6K
16
0
30
Голштинская гвардия — потешные войска Петра III
У трёх правителей России были потешные войска. В течение всего XVIII века считалось, что каждый наследник престола по примеру Петра Великого должен иметь собственные военные части, которыми может полноправно распоряжаться. О потешных самого неоднозначного императора — Петра III — и мифах, связанных с его голштинской гвардией, будет наш рассказ.
5.4K
13
9
79
Самострелы и психология: секреты наполеоновских войн
Во время наполеоновских войн многие солдаты становились жертвами случайных выстрелов из своих же задних шеренг. А штыковые атаки, как правило, не приводили к штыковым боям. Какие ещё секреты сражений той эпохи мы не знаем?
9.7K
18
19
145
«Школьные» ляпы школьных учебников: как изучают Великую Отечественную войну

Бедные школьники постоянно изучают вместо правильной истории какие-то мифологические ляпы! Великая Отечественная война, увы, тоже представлена в учебниках не слишком верно. Какие ошибки удалось обнаружить — в нашем материале.

26K
32
37
517
Катастрофа в Гренландии: плутониевый Чернобыль в полярной ночи

Сгоревший стул стал причиной одной из крупнейших радиационных аварий в истории ВВС США! Но как — и к каким последствиям это привело? Мы разобрались.

24K
57
10
866
На острове Итуруп нашли сеть подземных ходов

На курильском острове Итуруп поисковая экспедиция нашла сеть подземных тоннелей. По всей вероятности, они были вырыты японцами в годы Второй мировой войны. В настоящий момент идёт изучение этих ходов.

22K
12
2
553
Линия Мажино: оболганная твердыня

«Линия Мажино была фатальна для французов!». Такое часто пытаются утверждать. Мол, отказавшись от наступательной стратегии и вложив все средства в Линию, французы оказались беззащитными перед новыми методами войны. Мы разобрались, так ли это на самом деле.

20K
42
90
443
Последнее классическое морское сражение

Морская блокада, ночное сражение, залпы главным калибром — нет, это не описание схватки линкоров во Второй мировой. Так проходил последний классический морской бой в истории, исход которого полностью решила артиллерия. Как и когда это было — читайте в нашем материале.

18K
42
15
451
Халхин-Гол: пограничный инцидент или разведка боем?

Битву за Номонган, известную у нас как бои на Халхин-Голе, ряд западных историков считает прологом Второй мировой войны. Почему же произошло столкновение — и как развивалась эта операция?

18K
39
39
877
«Сломанная стрела»: 5 американцев, вызвавших огонь на себя

«Американцы — трусы! Они не способны на такое!» — гласит распространённый миф. Мол, США воюют только с полным превосходством над противником. А также с кока-колой, кондиционером и туалетной бумагой. Они не способны на самопожертвование! Нет среди «империалистических агрессоров» ни Прохоренко, ни Матросовых, ни Гастелло! Но это не так.

18K
56
13
930
Как выстругать дубину народной войны

Русский партизан наполеоновской эпохи — это мужик с картины «Не замай»: в армяке, прикрытый буйно растущей тактической бородой и вооружённый преогромной дубиной народной войны для общего ушиба французского организма. С началом войны он стихийно поднялся против завоевателя, движимый патриотическим порывом. Классическая картина! И не во всём близкая к реальности…

18K
145
95
778
Самый выгодный крот ЦРУ: секреты в обмен на ластики, плеер и чемоданы денег

Адольф Толкачёв — советский инженер, который настолько успешно предавал СССР, что его портрет повесили в главном офисе ЦРУ. Почему он это делал и как ему это удавалось — читайте в нашем материале.

18K
35
36
545
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
178K
83
45
897
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

71K
37
31
467
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

70K
65
19
742
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС
В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.
53K
40
77
361
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли
Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.
52K
21
11
81
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

48K
41
10
432
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

46K
40
53
591
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

46K
63
34
719
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

45K
34
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
178K
83
45
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

97K
56
12
869
Ликбез: зачем танку бревно
Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.
80K
38
29
457
Тест: Какой вы военачальник?
Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.
78K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе
Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.
72K
31
14
172
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

71K
37
31
467
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

70K
65
19
742
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

70K
27
17
346
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы
Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.
66K
32
28
679