itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

«Школьные» ляпы школьных учебников: ошибки в описании Великой Отечественной войны

Ляпы, небрежности и ошибки — к сожалению, все они постоянно штурмуют наши школьные учебники. И даже такая сложная и серьёзная тема, как Великая Отечественная война не избежала этой участи. Мы внимательно изучили различные учебные материалы — и делимся с вами подборкой самых глупых и странных неточностей.

/
20K
22
47
77

Ляпы, небрежности и ошибки — к сожалению, все они постоянно штурмуют наши школьные учебники. И даже такая сложная и серьёзная тема, как Великая Отечественная война не избежала этой участи. Мы внимательно изучили различные учебные материалы — и делимся с вами подборкой самых глупых и странных неточностей.

Каждому своё

Вторая мировая — война не только экономик, но и идеологий, и борьба за умы до сих пор продолжается на страницах учебников разных стран. Так, британцы гордятся Эль-Аламейном, а русские с недоумением смотрят на это с высоты Сталинградской битвы.

Каждая страна представляет свой взгляд на конфликт.

Вину за развязывание Второй мировой войны практически все российские школьные учебники возлагают на страны-агрессоры — Германию, Италию и Японию. Ответственность Великобритании, Франции и СССР заключается в проведении неудачной политики их сдерживания.

А как же в российских школьных учебниках излагается тема Великой Отечественной войны?

Радикального пересмотра взглядов пока не произошло. В целом материал подаётся в советской концепции, дополненной новыми разделами и темами, — например, коллаборационизм и роль РПЦ. На страницах наших учебников всё ещё встречаются ошибки и продолжают жить некоторые устаревшие мифы.

Об этом мы и поговорим.

Причины неудач

Учебник для 11 класса под редакцией Данилова («Просвещение», 2012) рассказывает о Великой Отечественной войне очень подробно — ей посвящено свыше ста страниц! Издание отмечает, что одной из причин поражений Красной армии в начале войны был некомплект высших командных и офицерских кадров (вследствие быстрого роста численности РККА и репрессий), а также общее соотношение сил на западной границе, где на направлении главных ударов немецкие войска смогли создать трёх- и четырёхкратное превосходство.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Рассказывая о довоенных чистках в армии, учебник отмечает, что за два года из армии «выбыло» 37 тысяч офицеров из имевшихся 80 тысяч. Из них три-четыре тысячи расстреляли, а семь-восемь тысяч оказались в лагерях. Прочих, видимо, уволили в запас. Причины чисток не объясняются.

Учебник отмечает грубый просчёт Сталина и политического руководства в определении сроков и характера войны.

Начало войны
Начало войны

Учебник для 10 класса под редакцией Торкунова («Просвещение», 2016) также подчёркивает нехватку кадров. Кроме того, он рассказывает о незавершённой реорганизации армии и неверном решении о создании механизированных корпусов. Их не удалось укомплектовать, а пехотные части лишились танковой поддержки.

Учебник приводит цифры, свидетельствующие, что значительную часть советских самолётов и танков не могли заполнить экипажами. Наша армия также уступала вермахту в манёвренности: не хватало автомобилей и средств связи, в то время как немецкая армия была хорошо оснащена, укомплектована, развёрнута, имела боевой опыт и обученный командный состав.

Это удачная, исчерпывающая формулировка.

А вот учебник 11 класса под редакцией Левандовского и Щетинова («Просвещение», 2013) отводит войне только 22 страницы. Главным из преимуществ вермахта он называет то, что войска его находились в развёрнутом состоянии и в полной боевой готовности. Отмечается также превосходство немцев в качестве боевой техники.

Чего же не хватает? На мой взгляд, в школьных учебниках целесообразно изложить основные тезисы «резунизма» и их опровержение. Я напомню, что, согласно этой теории, Сталин, во-первых, сознательно привёл Гитлера к власти. Во-вторых, готовил завоевание Европы, оснащая Красную армию «наступательным оружием». А в-третьих, собирался напасть на Гитлера, но его опередили на считанные дни.

Первый тезис — откровенная ложь.

Дальше. СССР находился в кольце врагов. Принцип si vis pacem para bellum никто не отменял, поэтому необходимо было создавать военную промышленность.

Антон Железняк
Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Наступательное оружие разбирать мы здесь не будем. После сборки почему-то получается оборонительное.

Третий тезис также не подтверждается. Разработка и начало плана «Барбаросса» вовсе не были привязаны к каким-то гипотетическим наступательным планам Советского Союза.

Тем не менее, как отмечает учебник 11 класса под редакцией Данилова (2012), Жуков вместе с Тимошенко в мае 1941 года предлагали нанести превентивный удар.

Школьные ляпы школьных учебников: ошибки в описании Великой Отечественной войны
Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Судя по всему, имеются в виду «Соображения к плану стратегического развёртывания сил Советского Союза на случай войны с Германией и её союзниками».

Хотя «резунизм» не разделяют серьёзные историки, сохранились его фанаты из альтернативно мыслящих: «Но в главном он прав!».

«И лучше, если дети сразу узнают об этом — на школьных уроках, а не в подворотне».

Ведь в шестом классе дети знакомятся с тезисами «норманизма и антинорманизма» — и ничего страшного не происходит!

Концепция Суворова упоминается лишь в неофициальном учебнике Спицына. Но никакого её разбора там не даётся.

Начало войны

При описании войны необходимо раскрывать важные вопросы. Например, кем же был Иосиф Сталин — творцом победы или виновником военных катастроф 41-42 годов? Формат статьи не позволяет рассмотреть такие глобальные вопросы подробно, поэтому я обращу внимание прежде всего «на пуговицы».

Что сразу бросается в глаза? Различные учебники дают разные цифры немецких сил и потерь в начале войны. Так, учебник «Россия и мир» для 11 класса под редакцией Алексашкина («Просвещение», 2010) указывает, что в армии вторжения было 4300 танков и штурмовых орудий, а также около пяти тысяч самолётов. При этом к концу июля 41-го потери сухопутных войск вермахта составили 213 тысяч (убитыми или вообще — не указано), была уничтожена половина танков, участвующих в наступлении, а также почти 1300 самолётов.

Школьные ляпы школьных учебников: ошибки в описании Великой Отечественной войны

Учебник по истории России для 11 класса под редакцией Данилова (2012) приводит несколько иные цифры на начало войны: свыше четырёх тысяч танков, 3,7 тысячи самолётов. Говоря о потерях, учебник отмечает, что «за первые дни» в воздушных боях удалось уничтожить свыше 400 самолётов люфтваффе.

Учебник Левандовского и Щетинина даёт 4 тысяч танков и 4,4 тысячи самолётов. Количество орудий и численность личного состава также не совпадает.

Согласно учебнику для 10 класса под редакцией Торкунова (2016), там было 4,4 тысяч танков и 4,3 тысяч самолётов. Говоря о потерях, он отмечает, что «в первые недели» вермахт потерял до 100 тысяч человек, 40 процентов танков и почти тысячу самолётов.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

«Первые дни» и «первые недели» — звучит очень расплывчато, поэтому ценность этой информации сомнительна.

Говоря о тяжёлых потерях в первый день войны, учебник 11 класса под редакцией Измозика («Вентана-Граф», 2013) пишет, что «в тот день Красная армия потеряла 1200 самолётов (треть боевой авиации), 800 из которых даже не успели взлететь с аэродромов».

Солдаты люфтваффе позируют на советском истребителе И-16, брошенном на аэродроме
Солдаты люфтваффе позируют на советском истребителе И-16, брошенном на аэродроме (источник фото)

Вообще, 1200 — это устаревшая цифра. И в любом случае, это не треть.

Есть и ещё одна популярная концепция, которую, наверное, стоит упомянуть в учебниках. Она объясняет поражение Красной армии в первые месяцы войны нежеланием солдат и офицеров воевать за Сталина. Однако фактически её опровергают сами немцы. Самые высокие ежемесячные потери вплоть до Сталинграда приходятся у вермахта на июль 1941 года, а если брать ежедневные потери, то на июнь. То есть летом 41-го в приграничном сражении шла ожесточённая «мясорубка», где немцы несли потери, которые будут превышены только через полтора года. И то — в условиях крушения фронта во время сталинградской катастрофы!

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

За первый месяц боёв на Восточном фронте люфтваффе потеряли уничтоженными и повреждёнными свыше 1300 самолётов, в том числе около 450 за первую неделю. Именно это и имеют в виду школьные учебники. Затем потери заметно упали и составили несколько сот в месяц.

Ежемесячные потери люфтваффе на Восточном фронте вновь превысили тысячу самолётов лишь в июле 1944 года.

Старые песни о главном

В учебниках сохраняется миф о панфиловцах, хотя и в версии «лайт». «Россия и мир» (2010) рассказывает о 28 героях-панфиловцах, которые несколько часов удерживали «десятки немецких танков на подступах к Москве».

Школьные ляпы школьных учебников: ошибки в описании Великой Отечественной войны

Учебник для 10 класса под редакцией Торкунова (2016) говорит о том, как группа бойцов у разъезда Дубосеково остановила 50 танков. Впрочем, количество уничтоженных немецких танков в обоих случаях не называется.

Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

История о 28 героях-панфиловцах, которые отразили две немецкие танковые атаки (суммарно 50 боевых машин) и уничтожили 18 танков, стала широко известна благодаря материалу Александра Кривицкого в газете «Красная звезда». После войны Главная военная прокуратура провела расследование и признала официальную версию подвига литературным вымыслом. Описывать его в учебниках следует не как факт, а как пример статьи, сыгравшей огромную «мобилизующую роль».

В советские времена Прохоровское сражение 12 июля 1943 года считалось крупнейшей танковой битвой той войны и поворотным пунктом Курской дуги. Победителями называли советских танкистов. Отголоски этой концепции слышны и на страницах современных учебников.

Учебники под редакцией Данилова, а также Торкунова говорят о 1200 танков и самоходных орудий с обеих сторон на поле боя, хотя и не приводят цифры потерь.

Школьные ляпы школьных учебников: ошибки в описании Великой Отечественной войны

Учебник для 11 класса под редакцией Измозика даёт цифры, близкие к «классической» советской версии: 1500 боевых машин — и потери в 400-500 танков и САУ для каждой стороны.

Школьные ляпы школьных учебников: ошибки в описании Великой Отечественной войны
Евгений Башин-Разумовский
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам

Танковое сражение при Прохоровке хорошо изучили в последние годы. Установлено, что с немецкой стороны в бою приняло участие около 270 танков и САУ, с советской — менее 500. Поле боя осталось за противником, поэтому немцы смогли добить много повреждённых советских танков, которые там остались.

Рассказывая о Прохоровке, учебник Левандовского и Щетинова пишет, что «жестокая схватка длилась до позднего вечера и закончилась победой наших танкистов».

Можно ли назвать это «некорректностью»? Или это всё же ошибка?

Встречаются и другие мифы. Учебник «Россия и мир» пишет, что на потопленном Маринеску «Вильгельме Густлове» находились 3700 немецких подводников, что лишило немецкий подводный флот большинства экипажей.

Школьные ляпы школьных учебников: ошибки в описании Великой Отечественной войны

По современным сведениям, курсантов-подводников там было только 918 человек. При этом лайнер представлял законную военную цель, поскольку был в камуфляжной окраске, без знака красного креста и нёс на своём борту вооружение. Беженцам, утонувшим в ледяной воде, не повезло. Война — вообще очень жестокая вещь.

Это не все мифы, не все ляпы и не все ошибки, которыми изобилуют наши учебники истории. И мы обязательно скоро расскажем вам об остальных. Не пропустите!

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Как охраняют торговые суда: что можно противопоставить современным пиратам?

Пираты — главная проблема морских путей в XXI веке. И, хотя Совбез ООН ещё в 2008 году разрешил применять силу против морских разбойников, окончательно решить проблему никак не удаётся. Получив информацию из первых рук, WARHEAD.SU рассказывает, как обстоят дела с охраной на современных кораблях.

15K
27
9
38
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

95K
49
9
358
Легионы американского космодесанта: традиции, слава и скелеты в шкафу

Кавалерийская дивизия — более бронетанковая, чем, собственно, сама бронетанковая. Тропическая дивизия с базами на Аляске. «Индейская» дивизия, которая на самом деле частично корейская. Альпийские стрелки — среди знаменитых горных хребтов штата Нью-Йорк. Примазавшиеся к армейским дивизиям нацгвардейцы. Всё это — реалии современной американской армии.

20K
28
26
93
«Кавалерийский шок»: кто такие кирасиры

Вплоть до появления нарезного стрелкового оружия и пулемётов на полях сражений господствовала конница. Несущиеся на неприятеля всадники были во время сражения столь сильным аргументом, что пехота порой теряла строй и отступала…

71K
42
16
444
Ботаническое оружие: как не умереть от ожогов борщевика

Жителей Подмосковья обязали бороться с борщевиком. Теперь, если запустили участок, будьте добры оплатить штраф. Речь в законопроекте идёт о борщевике Сосновского. Что это за зверь, чем он опасен для страйкболистов и куда его нельзя прикладывать — давайте разбираться.

29K
17
16
715
И числом, и умением: кто такие драгуны

Это был самый многочисленный род кавалерии. В некоторых странах даже единственный. А в России — самый прославленный в боях. Происхождение его имени — загадка, а тактическое использование отличалось от любой другой конницы. Встречайте — драгуны!

30K
26
18
139
Крах европейской мечты: как Первая мировая уничтожила рантье

Больше ста лет это было великой европейской мечтой. Главной целью, показателем успешности. Ради этого европейцы отказывали себе во множестве повседневных удовольствий, экономили каждый франк и копили каждый пенс. Чтобы в один прекрасный день сказать: «Я больше никогда не будут работать!» И превратиться в рантье.

21K
34
12
476
Конституция США: менять нельзя оставить

Сразу после Американской революции молодое государство из тринадцати штатов приняло Конституцию, которая действует до сих пор — всё такая же боевая и готовая дать врагам отпор. Но не устарела ли она?

6.8K
20
1
30
Голштинская гвардия — потешные войска Петра III

У трёх правителей России были потешные войска. В течение всего XVIII века считалось, что каждый наследник престола по примеру Петра Великого должен иметь собственные военные части, которыми может полноправно распоряжаться. О потешных самого неоднозначного императора — Петра III — и мифах, связанных с его голштинской гвардией, будет наш рассказ.

8.9K
13
9
79
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

87K
99
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

51K
68
90
114
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

48K
144
445
884
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

48K
131
134
6.1K
Вагенбург против рыцарской конницы: рождение и гибель тактики

Все знают, что такое вагенбург. Все знают, что эта тактика сложилась в ходе Гуситских войн. Однако мало кто скажет, какие у этого явления были предпосылки, как развивалась тактика, кто её перенял и как же побеждали противника, засевшего в импровизированной крепости. Об этом мы и расскажем.

46K
80
69
513
Поездка в Тихий Холм. История одной командировки
Игра WARHEAD.SU

Странная командировка в маленький городок, который не найти даже на карте. Смутное ощущение тревоги от встречи с Тихим Холмом перерастает в настоящий ужас, когда становится понятно — этот город вовсе не то, чем кажется.

7.8K
26
27
88
Тяжёлый и тупой: 5 «школьных» заблуждений о европейских средневековых мечах

Мало какое оружие овеяно таким количеством мифов, как меч. Оружие рыцаря, оружие кары, оружие короля… превратилось в оружие дезинформаторов и лжецов в наше время. Обнажим же наши мечи в борьбе с заблуждениями!

42K
112
264
664
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

337K
150
100
897
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

170K
72
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

113K
64
34
457
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

87K
99
20
336
WARBLOGS