Испанская чехарда: как доставить самолёты на гражданскую войну?

Гражданская война в Испании требовала от враждующих сторон всё больше и больше ресурсов. Без европейских поставок — особенно поставок самолётов — было не обойтись. Но как доставить их на Пиренеи, если страны официально решили не вмешиваться в конфликт?

/
5K
31
11
110

Гражданская война в Испании требовала от враждующих сторон всё больше и больше ресурсов. Без европейских поставок — особенно поставок самолётов — было не обойтись. Но как доставить их на Пиренеи, если страны официально решили не вмешиваться в конфликт?

С началом боевых действий в Испании европейские страны заняли двоякую позицию. Некоторые, как Германия или СССР, активно поддерживали сражающихся, но большинство объявило о невмешательстве в чужую гражданскую войну. Конечно же, на словах. На самом деле «через вторые руки» гражданская техника и снаряжение из Европы поставлялись на Пиренеи.

Ничего личного, просто бизнес!

Испанцы остро нуждались в авиации. Лучше бомбардировочной или транспортной. И правительство Великобритании «очень кстати» объявило, что не будет возражать, если частные компании станут поставлять различное военное и гражданское снаряжение частным лицам в Испанию.

Язык до Бордо доведёт!

Первую партию из четырёх сильно подержанных «фоккеров» F.XII испанские националисты присмотрели в компании «Бритиш Эйруэйз». Там заломили бешеную цену в 38 000 фунтов стерлингов, но деваться сторонникам Франко было некуда, и они в итоге раскошелились.

Фоккер F.XII
«Фоккер» F.XII

Естественно, вся поставка оформлялась для частного лица, а принимать самолёты по бумагам должны были в Лиссабоне. Но шито всё было настолько белыми нитками, что в официальном разрешении на вылет пилотам прямо указывалось не останавливаться во Франции, чтобы избежать неудобных вопросов.

На словах всё было просто, но на деле оказалось не очень. Двадцать восьмого июля 1936 года четыре самолёта покинули Туманный Альбион. Британцы все никак не могли получить подтверждение, что деньги за машины получены, — и вся партия приземлилась в Бордо

Где и была благополучно арестована.

Дело в том, что представитель «Бритиш Эйруэйз» в Париже Дадли Тейлор проговорился о сделке. Информация ушла дальше, дошла до испанцев — и все стороны выразили бурный протест.

Испанские республиканцы — о поставке, националисты — о непоставке, французы — о поставке через их территорию.

И только британцам оставалось делать вид, что они не при делах.

Пока шли переговоры о возвращении машин обратно в Великобританию, в «Бритиш Эйруэйз» скрытно обратились французы и предложили продать самолёты им уже за 52 000 фунтов стерлингов. Но в офисе компании на галлов все были очень злы и предпочли перегнать «фоккеры» обратно домой, что и произошло спустя три дня.

Испанская чехарда: как доставить самолёты на гражданскую войну?

И этим, и этим!

«Нехорошо как-то получилось», — подумали в Париже и в августе 1936 года предложили европейским державам включить в список запрещённого к поставке оборудования ещё и гражданские самолёты. Британцы помялись и обещали ратифицировать соглашение, но не совсем сразу. А чуть-чуть попозже.

Пока шло обсуждение, на остров перегнали пару «фоккеров» F.VIIb, приобретённых сторонниками Франко у KLM. А заодно поинтересовались в компании «Эйрворк», нет ли у них ещё машин на продажу. Внезапно там нашлось четыре транспортных «Де Хэвиленд» DH.89. Разумеется, продать их напрямую было нельзя. Зато Хуану де ла Сьерве — инженеру, авиатору, создателю автожира и ничем не запятнанному человеку — можно.

А то, что он поддерживает националистов, — ну политическая позиция у человека такая.

Тринадцатого августа вся партия самолётов, дооборудованная дополнительными топливными баками, благополучно долетела до места назначения.

Самое смешное, что одновременно с этим в компании «Эйрворк» транспортники приобретались и противниками франкистов. В тот же день партия из двух «Де Хэвиленд» DH.84 вылетела в Испанию — в эскадрилью республиканцев Alas Rojas, — но была задержана во Франции и возвращена обратно. Что, впрочем, не помешало этим самолётам спустя пару дней благополучно оказаться в Барселоне.

Один из франкистских DH.89, купленных у Эйрворк
Один из франкистских DH.89, купленных у «Эйрворк»

Поляки? Си, сеньор!

Тем временем франкисты не оставляли попыток вытащить первую партию «фоккеров», которая «засветилась» в Бордо. Буквально через неделю после скандала в офис «Бритиш Эйруэйз» постучались очень загорелые поляки и предложили приобрести все четыре самолёта для открывающейся в городе Катовице новой авиакомпании.

В целом в этом не было ничего необычного: в те годы по всей Европе можно было встретить десятки локальных перевозчиков, чей авиапарк состоял из пары-тройки подержанных самолётов.

Цена в 33 000 фунтов стерлингов устроила всех — правда, польская сторона попросила повесить дополнительные топливные баки.

«А зачем вам?», — подозрительно спросили в «Бритиш Эйруэйз». — В Испанию лететь собрались?»

«Бензин, знаете ли, во Франции и Германии дорогой. Страна у нас небогатая, так что мы экономить будем!»

Тринадцатого августа 1936 года в Великобританию прибыли четыре польских лётчика, а спустя два дня вся компания бодро поднялась в небо из Гэтуика. Вот только вместо того, чтобы напрямую пересечь Ла-Манш и двигаться в сторону Польши, пилоты как-то странно стали заворачивать к югу и взяли курс через Нормандские острова. Связь «внезапно» перестала работать, догонять сбежавших было уже поздно.

Но природа так не думала — над Бискайским заливом всю четвёрку накрыл грозовой фронт. Одной машине удалось удачно приземлиться в окрестностях города Витории, после чего её смогли перегнать заказчику. А вот остальные три самолёта снесло в сторону Франции.

Фоккер F.VIIb
«Фоккер» F.VIIb

Два «фоккера» наглухо разбились при приземлении, ещё один был арестован… в Бордо.

Впрочем, там уже привыкли к таким самолётам и, чтобы не раздувать скандал, выпустили машину в Испанию спустя три недели.

Итог немного предсказуем

Падающие с неба польско-испано-британские самолёты решительно не нравились французскому правительству. В конце концов Великобритания была вынуждена принять запрет на поставку техники военного и двойного назначения, включив в этот список и гражданские воздушные суда любых модификаций.

Впрочем, ещё долго испанские националисты обходили эти запреты, приобретая необходимое оборудование через подставных лиц в Лиссабоне. Республиканцам же британское правительство из чувства солидарности отправило пять тысяч противогазов.

Газы ведь плохо пахнут, в отличие от денег.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Битва при Сволли
Двое против тридцати

5 сентября 1612 года маленькая английская эскадра из четырех кораблей — Red Dragon, Hosiander, James и Solomon, — бросила якорь на рейде индийского порта Сурат в устье реки Тапти. Командовал ей капитан Томас Бест. Его экспедиция была последней отчаянной попыткой Ост-Индской компании наладить в здешних краях торговый пост. В 1609 году король Иаков, разозлённый отсутствием результатов, дал ей три года сроку. Если бы Бесту не удалось добиться успеха, Компании оставалось бы несколько месяцев.

23K
22
7
0
15 головоломных фактов о войне в Корее

Что мы знаем о чучхе? Ничего. И то не все. Корейская война 50-53 годов — из разряда тех исторических событий, где все участвующие стороны «предательски напали из засады», виноватых не найти, да и кому перед кем извиняться — непонятно.

59K
57
75
30
Дарфурская резня
Кровавое наступление сахарских песков

О резне в суданской провинции Дарфур все уже успели подзабыть за более яркими конфликтами. Но её стоит вспомнить в качестве примера, как изменения климата могут влиять на судьбы стран и народов.

34K
23
3
73
Война за ухо Дженкинса
«Псс, не хотите немного Casus Belli?»

«Сasus belli» — формальный повод к войне. Этот термин ввели в оборот юридически грамотные римляне, задолго до нас знавшие свои права. Классический пример повода к войне — пресловутый «сараевский выстрел». Но история знает и куда более сюрреалистические casus belli. Не правда ли, занятно, когда в названии войны присутствует часть человеческого тела? Осталось ответить на вопрос: кто, кому и что отрезал, а главное, зачем? И почему только ухо? Чего так скромно? Отправимся за ответами в не столь далёкий XVIII век.

16K
22
2
63
4 примера идиотских поражений
Когда «логику придумали трусы!»

Иногда провальность выбранной стратегии и тактики лежат на поверхности. Но тщеславие и жажда лёгкой победы настолько застилают глаза полководцам, что ведут их прямиком к позорному поражению.

36K
44
0
76
Сэндвич «Цезарь»
Самая необычная осада древности

«Пришёл, увидел, победил», — сказал про себя великий Цезарь в 47 году до н.э. Однако в 52 до н.э. крылатое выражение могло бы звучать как «пришёл, увидел, осадил». Или, если ещё точнее: «пришёл, организовал инженерно-сапёрные работы, построил осадные укрепления, чуть было не лишился головы, когда подошло галльское подкрепление, но в последний момент, благодаря контратаке и личному обаянию, всё-таки победил».

18K
23
4
93
Атака лёгкой кавалерии здорового человека
Как польская конница совершила невозможное и открыла Наполеону дорогу на Мадрид

Любители истории прекрасно знают, что такое «Атака лёгкой кавалерии» (ей посвящены и картина, и поэма, и фильм с одноимённым названием). В битве под Балаклавой элитная бригада британской конницы из-за ошибки командования угодила под перекрёстные залпы русских пушек и ружей. И хотя отчаянные британцы под ураганным огнём прорвались-таки к назначенной им целью батарее и попутно опрокинули казачий полк, контратака русских улан заставила их отступить. Бригада понесла катастрофические потери, а бой стал для бриттов образцом «слабоумия и отваги» — первое в отношении командования, второе — всадников.

27K
26
25
249
Самые глупые поводы для войны (1/2)
За что умирали люди: футбол, гуано и религиозные видения

Война — дело серьёзное. И повод для неё нужен серьёзный. Например, уникальные месторождения невредных ископаемых, фокусы с оружием массового поражения, геноцид… Но попадаются и ещё более уважительные причины.

21K
20
4
100
Самые глупые поводы для войны (2/2)

В первой части нашей подборки перечислены далеко не все идиотские причины кровопролитных войн. К сожалению, таких примеров в истории было довольно много. Вот ещё несколько.

20K
15
10
111
Самый тёмный час: штурм Грозного

Штурм Грозного зимой 1994-95 годов стал крупнейшей катастрофой современной российской армии. Операция, которую планировали провести быстро и красиво, обернулась оглушительной трагедией. Как же так вышло?

27K
112
106
1.4K
Революция вампиров: как свергали Чаушеску

30 лет назад в Румынии пал режим Николае Чаушеску. Споры о румынской революции не утихают по сей день. Кому был нужен переворот? На чьей совести сотни погибших? Причастны ли к свержению диктатора русские? В мифах и реальных фактах разбирался WARHEAD.SU.

18K
45
24
188
Играй, гармонь: советские разведчики против гармонистов вермахта

Каждый офицер вермахта на Восточном фронте должен был знать — никаких концертов на передовой. А иначе на звуки музыки придут русские разведчики и «поаплодируют» музыкантам гранатами и автоматными очередями. Именно так нашёл свою смерть гауптман Краум — большой любитель балалаек и гармошек.

19K
50
16
278
Кто кого? Сталин против Сталина

Когда Сталин умер, люди тут же стали рассказывать небылицы про «управление войной по глобусу». Сейчас Иосифа Виссарионовича часто представляют непогрешимым и несгибаемым. Истина же в том, что в военном отношении Сталин был неплохой стратег, но никудышный тактик.

18K
67
644
522
Операция «Козлёнок»: как спецназ ЮЗА встречал Рождество

Что делать, если Рождество встретить хочется за накрытым столом, а всех припасов — сухой паёк? Правильно — проявить недюжинную смекалку. Как южноафриканские полицейские в разгар войны в Анголе отметили новогодние праздники — в нашем материале.

16K
56
15
97
Тест: знаете ли вы биографию маршала Победы Георгия Жукова?

Георгий Константинович Жуков — полководец, сыгравший ключевую роль в победе над нацизмом. Давайте посмотрим, знаете ли вы биографию великого маршала.

15K
8
16
283
Карлсоны против сталинских соколов: шведский авиаполк Зимней войны

Формально Швеция не воевала с 1814 года. Империя Густава II Адольфа и Карла XII ещё в XIX веке предпочла сосредоточиться на самосовершенствовании. Но, когда Сталин решил исправить границу с Финляндией, а заодно принести финнам счастье коммунизма, девять тысяч шведов пошли помогать соседям. Треть всей шведской авиации отправилась оборонять небо Лапландии.

15K
45
138
243
Самолёты-«невидимки» и русский вклад: 7 мифов о «стелс»

«Стелс» придумали в СССР. Технологии снижения заметности делают самолёт полностью невидимым. Самолёт-«невидимка» должен быть из фанеры. WARHEAD.SU — против заблуждений. Поэтому мы собрали популярные мифы — и готовы дать им бой.

13K
61
44
32
Воздушный дредноут: как СССР чуть не построил стометровый самолёт

В начале 30-х в СССР пестовали идею создания самолётов-гигантов. Военные, впечатлённые идеями генерала Дуэ, рисовали в воображении ряды огромных бомбовозов, стройными рядами плывущих к неприятельским индустриальным центрам. ТБ-6 со своим 95-метровым размахом крыла должен был стать крупнейшим, но так и не увидел свет. О судьбе воздушного колосса — в нашей статье.

12K
38
56
111
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

96K
54
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

93K
29
13
81
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

61K
94
57
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

59K
52
57
591
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

55K
68
67
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

55K
76
35
719
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

55K
51
11
432
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

54K
53
42
1.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

216K
95
57
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

116K
74
19
869
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

96K
54
41
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

93K
29
13
81
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

90K
42
29
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

89K
80
27
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

86K
7
3
276
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

76K
34
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

75K
28
17
346