Испанская чехарда: как доставить самолёты на гражданскую войну?

С началом боевых действий в Испании европейские страны заняли двоякую позицию. Некоторые, как Германия или СССР, активно поддерживали сражающихся, но большинство объявило о невмешательстве в чужую гражданскую войну. Конечно же, на словах. На самом деле «через вторые руки» гражданская техника и снаряжение из Европы поставлялись на Пиренеи.

Ничего личного, просто бизнес!

Испанцы остро нуждались в авиации. Лучше бомбардировочной или транспортной. И правительство Великобритании «очень кстати» объявило, что не будет возражать, если частные компании станут поставлять различное военное и гражданское снаряжение частным лицам в Испанию.

Язык до Бордо доведёт!

Первую партию из четырёх сильно подержанных «фоккеров» F.XII испанские националисты присмотрели в компании «Бритиш Эйруэйз». Там заломили бешеную цену в 38 000 фунтов стерлингов, но деваться сторонникам Франко было некуда, и они в итоге раскошелились.

«Фоккер» F.XII

Естественно, вся поставка оформлялась для частного лица, а принимать самолёты по бумагам должны были в Лиссабоне. Но шито всё было настолько белыми нитками, что в официальном разрешении на вылет пилотам прямо указывалось не останавливаться во Франции, чтобы избежать неудобных вопросов.

На словах всё было просто, но на деле оказалось не очень. Двадцать восьмого июля 1936 года четыре самолёта покинули Туманный Альбион. Британцы все никак не могли получить подтверждение, что деньги за машины получены, — и вся партия приземлилась в Бордо

Где и была благополучно арестована.

Дело в том, что представитель «Бритиш Эйруэйз» в Париже Дадли Тейлор проговорился о сделке. Информация ушла дальше, дошла до испанцев — и все стороны выразили бурный протест.

Испанские республиканцы — о поставке, националисты — о непоставке, французы — о поставке через их территорию.

И только британцам оставалось делать вид, что они не при делах.

Пока шли переговоры о возвращении машин обратно в Великобританию, в «Бритиш Эйруэйз» скрытно обратились французы и предложили продать самолёты им уже за 52 000 фунтов стерлингов. Но в офисе компании на галлов все были очень злы и предпочли перегнать «фоккеры» обратно домой, что и произошло спустя три дня.

И этим, и этим!

«Нехорошо как-то получилось», — подумали в Париже и в августе 1936 года предложили европейским державам включить в список запрещённого к поставке оборудования ещё и гражданские самолёты. Британцы помялись и обещали ратифицировать соглашение, но не совсем сразу. А чуть-чуть попозже.

Пока шло обсуждение, на остров перегнали пару «фоккеров» F.VIIb, приобретённых сторонниками Франко у KLM. А заодно поинтересовались в компании «Эйрворк», нет ли у них ещё машин на продажу. Внезапно там нашлось четыре транспортных «Де Хэвиленд» DH.89. Разумеется, продать их напрямую было нельзя. Зато Хуану де ла Сьерве — инженеру, авиатору, создателю автожира и ничем не запятнанному человеку — можно.

А то, что он поддерживает националистов, — ну политическая позиция у человека такая.

Тринадцатого августа вся партия самолётов, дооборудованная дополнительными топливными баками, благополучно долетела до места назначения.

Самое смешное, что одновременно с этим в компании «Эйрворк» транспортники приобретались и противниками франкистов. В тот же день партия из двух «Де Хэвиленд» DH.84 вылетела в Испанию — в эскадрилью республиканцев Alas Rojas, — но была задержана во Франции и возвращена обратно. Что, впрочем, не помешало этим самолётам спустя пару дней благополучно оказаться в Барселоне.

Один из франкистских DH.89, купленных у «Эйрворк»

Поляки? Си, сеньор!

Тем временем франкисты не оставляли попыток вытащить первую партию «фоккеров», которая «засветилась» в Бордо. Буквально через неделю после скандала в офис «Бритиш Эйруэйз» постучались очень загорелые поляки и предложили приобрести все четыре самолёта для открывающейся в городе Катовице новой авиакомпании.

В целом в этом не было ничего необычного: в те годы по всей Европе можно было встретить десятки локальных перевозчиков, чей авиапарк состоял из пары-тройки подержанных самолётов.

Цена в 33 000 фунтов стерлингов устроила всех — правда, польская сторона попросила повесить дополнительные топливные баки.

«А зачем вам?», — подозрительно спросили в «Бритиш Эйруэйз». — В Испанию лететь собрались?»

«Бензин, знаете ли, во Франции и Германии дорогой. Страна у нас небогатая, так что мы экономить будем!»

Тринадцатого августа 1936 года в Великобританию прибыли четыре польских лётчика, а спустя два дня вся компания бодро поднялась в небо из Гэтуика. Вот только вместо того, чтобы напрямую пересечь Ла-Манш и двигаться в сторону Польши, пилоты как-то странно стали заворачивать к югу и взяли курс через Нормандские острова. Связь «внезапно» перестала работать, догонять сбежавших было уже поздно.

Но природа так не думала — над Бискайским заливом всю четвёрку накрыл грозовой фронт. Одной машине удалось удачно приземлиться в окрестностях города Витории, после чего её смогли перегнать заказчику. А вот остальные три самолёта снесло в сторону Франции.

«Фоккер» F.VIIb

Два «фоккера» наглухо разбились при приземлении, ещё один был арестован… в Бордо.

Впрочем, там уже привыкли к таким самолётам и, чтобы не раздувать скандал, выпустили машину в Испанию спустя три недели.

Итог немного предсказуем

Падающие с неба польско-испано-британские самолёты решительно не нравились французскому правительству. В конце концов Великобритания была вынуждена принять запрет на поставку техники военного и двойного назначения, включив в этот список и гражданские воздушные суда любых модификаций.

Впрочем, ещё долго испанские националисты обходили эти запреты, приобретая необходимое оборудование через подставных лиц в Лиссабоне. Республиканцам же британское правительство из чувства солидарности отправило пять тысяч противогазов.

Газы ведь плохо пахнут, в отличие от денег.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий