itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Первые дозаправки в воздухе: как авиация получила «бесконечное топливо»

Сколько может летать самолёт? Час, два, десять… А неделю не хотите?! На какие трюки шли отважные люди при первых дозаправках в воздухе — в нашей статье.

/
4.3K
35
13
107

Сколько может летать самолёт? Час, два, десять… А неделю не хотите?! На какие трюки шли отважные люди при первых дозаправках в воздухе — в нашей статье.

В воздухе — трюкачи

Уже на заре авиации лётчики начали думать, как бы решить крайне насущную проблему дозаправки. Научить самолёты летать получилось достаточно быстро, всего за несколько лет — был бы мотор хороший.

Но вот беда — мощные моторы стремительно пожирали топливо. А хотелось летать дольше!

Карикатура в журнале Панч, 1909 год
Карикатура в журнале «Панч», 1909 год

Что же делать?

В 1921 году три храбреца — Уэсли «Уэс» Мей, Фрэнк Хоукс и Эрл Доэрти — придумали простой и надёжный план.

Уэс вверх ногами
Уэс вверх ногами

Первым делом Уэс должен был закрепить на спине прямоугольную канистру с бензином на пять галлонов (чуть меньше 19 литров). Затем сесть на место пассажира в биплане Lincoln Standard к Хоуксу, и вдвоём они бы взлетели. Доэрти в это время поднялся бы в воздух на своём Curtiss Jenny.

Затем, на высоте порядка 300 метров, Фрэнк аккуратно подвёл бы свой аэроплан к машине Эрла. Уэсу надо было вылезти на крыло и продвигаться по нему, в то время как Эрл удерживал бы Curtiss рядом и чуть выше. Затем Уэсли должен был ухватиться за левое крыло самолёта Доэрти. Если бы всё прошло удачно, отважный «курьер» подтянулся бы, ухватился за растяжки и добрался до кабины, после чего машины аккуратно разошлись бы. Топливо с самолёта на самолёт было бы доставлено!

А дальше остались бы «сущие пустяки»: отвинтить крышку бензобака, пристроить канистру и перелить горючее.

И вот — 12 ноября 1921 года.

Уэс Мей был опытным воздушным трюкачом. Поэтому «дозаправка» прошла практически идеально. Одно «но»: пришлось потратить больше времени, чем было запланировано.

Смертельный номер — первая дозаправка в мире!
Смертельный номер — первая дозаправка в мире!

Кстати, первый официальный патент на дозаправку получил в том же 1921 году русский эмигрант Александр Прокофьев-Северский, отважный пилот и конструктор. А ещё — один из вероятных прототипов «русского лётчика без ноги», чьим подвигом вдохновлялся герой «Повести о настоящем человеке».

Александр Прокофьев-Северский
Александр Прокофьев-Северский

Однако перетаскивание топлива «на горбу» было довольно опасным делом, поэтому на самолёт решили поставить шланг для перекачки горючего. Как только шланг отсоединят после дозаправки — клапан «обрежет» подачу топлива.

Дозаправка «по-настоящему»

Двадцатого апреля 1923 года в Калифорнии в воздух поднялись два бомбардировщика DH-4B — заслуженные «рабочие лошадки» конца Первой мировой войны. На «танкере» был пятнадцатиметровый шланг. Первая «сцепка» продолжалась сорок минут — но топливо пока не качали.

Однако уже 27 июня виднейший лётчик майор Генри Арнольд послал машины бить рекорды. В кабине принимающего биплана сидели первые лейтенанты Лоуэлл Смит и Джон Рихтер. В другом самолёте находились Вирджил Хайн и Фрэнк Сейферт.

Хайн поставил «танкер» выше ведомого, а Фрэнк аккуратно спустил шланг по ветру. Теперь с пассажирского сидения второго биплана надо было поймать шланг руками и закрепить — что и сделал Рихтер.

Мечта пилотов всего мира сбылась: первая дозаправка в воздухе состоялась!

Но после двух дозаправок лётчикам всё же пришлось приземлиться. Полёт продолжался шесть часов 38 минут.

Первая в мире дозаправка шлангом
Первая в мире дозаправка шлангом

Двадцать седьмого августа «танкеров» было уже два и работали они попеременно. Смит и Рихтер продержались в воздухе рекордные 37 часов 15 минут — больше полутора суток в воздухе! Заодно они пролетели свыше трёх тысяч миль.

«Знак вопроса» — неделя в воздухе

Почти 90 лет назад, 1 января 1929 года, в полёт отправился «Знак вопроса». Это был специально модифицированный «Фоккер Тримотор» — цельнометаллический моноплан с тремя моторами, один из наиболее надёжных самолетов эпохи.

Знак вопроса
«Знак вопроса»

Экипаж — сплошь будущие легенды авиации Штатов. Карл Спаатц, Айра Икер и Элвуд Кесада позже стали генералами ВВС, Гарри Галверсон лично вёл бомбардировщики на румынские нефтепромыслы, а бортмеханик Рой Ху (Hooe) заслужил место в Зале славы ассоциации воздушных заправщиков и транспортных самолётов.

Слева направо — Спаатц, Икер, Халверсон, Кесада, Ху
Слева направо — Спаатц, Икер, Халверсон, Кесада, Ху

Экипаж постоянно спрашивали: «А как долго вы будете летать?». Они отвечали:   «В этом-то и вопрос». Так самолёт получил своё прозвище.

Чтобы уберечь шланг от пропеллеров, люк приёма топлива поставили за крылом. Через этот же люк по веревке экипаж в полёте получал еду, включая цыплят и мороженое. Им даже привезли портативную ванну!

Ху лично следил за установкой системы дозаправки, разработал систему дистанционной смазки моторов и продумал, как ему лазить с надетым парашютом по внутренностям самолёта для мелкого ремонта.

Техника дозаправки выглядела простой, а вот исполнение…

«Танкер» заходил сзади, а потом аккуратно, на скорости 80 миль в час, выходил вперёд и поднимался на девять метров. Спаатц в дождевике, маске и очках высовывался в люк, хватал руками в перчатках проволоку, заземлял её (чтобы не ударило статическим электричеством), подтягивал и вставлял шланг.

При одной из дозаправок Спаатца обдало бензином с ног до головы.

Отважный лётчик спокойно промыл глаза, кожу и в следующий раз вылез голым — только в парашютной «сбруе».

Всего за полёт он трижды «искупался» в топливе.

Седьмого января у «Знака вопроса» отказал левый мотор. Пришлось садиться.

С первого по седьмое января 1929 года экипаж сделал сорок три дозаправки, днём и ночью, и налетал 150 часов сорок минут — почти неделю в воздухе! Все члены экипажа получили Кресты за лётные заслуги.

Советские бензиновозы

Тем временем в далёком СССР тоже хотели летать далеко и долго.

Проект дозаправки ТБ-1 с бензиновоза Р-5
Проект дозаправки ТБ-1 с «бензиновоза» Р-5

Во второй половине декабря 1929 года военный инженер с простой фамилией Запакованный поставил на легкий самолёт Р-1 барабан вместо турели с пулемётом. На барабан намотали тридцатиметровый шланг. Вращаем турель — выпускаем или втягиваем шланг. У наконечника шланга — гиря в 3,5 кило.

Сначала техники из кабины лётчика-наблюдателя тренировались ловить веревку с грузом. Потом дело дошло и до шланга. И наконец, 29 августа 1930 года с одного Р-1 на другой впервые успешно перелили… воду. А затем и бензин.

Начало было положено. Так благодаря отваге нескольких смельчаков авиация получила «бесконечное топливо».

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

25K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

55K
54
23
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

28K
31
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

36K
36
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

15K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
27
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
14
0
0
Час презрения: террористическая катастрофа в Будённовске

Теракт лета 1995 года в Будённовске стал одной из самых страшных катастроф в истории современной России. Его последствия ушли далеко за рамки простого злодеяния с массовыми жертвами. Произошёл перелом всей войны в Чечне, а эпоха массового террора только открывалась…

29K
182
166
1.9K
Белый спецназ: почему в рядах американских коммандос так мало нацменьшинств?

Спасибо голливудским боевикам, про американский спецназ сегодня знают даже дети. На земле, в небесах и на море крутые парни наводят ужас на врагов, защищая свободу и демократию. И конечно, в духе политкорректности, как минимум треть этих бойцов — из нацменьшинств. Что совершенно противоречит реальности. Почему в рядах коммандос так мало чёрных?

27K
139
111
1.6K
Советские БМП: не первые и не лучшие?

Советские БМП — один из поводов для гордости за наше танкостроение. Они и первые в своём классе, и всегда превосходили западные аналоги, как часто можно услышать. Вот только при более внимательном изучении вопроса всё выглядит уже не так однозначно…

25K
63
160
493
Спецназ мира: чьи нормативы жёстче?

Хотите попасть в ряды мирового спецназа? Легче лёгкого! Если, конечно, вы готовы к самым жёстким физическим испытаниям. Каким именно — рассказываем в этой статье.

25K
54
32
380
Мастерами кунг-фу не рождаются: китайских пограничников научат боевым искусствам

Мастерами кунг-фу становятся! После кровопролитной драки с индийцами китайское командование озаботилось рукопашной подготовкой бойцов. Для подготовки пограничников Тибета сформирован специальный отряд из инструкторов боевых искусств.

24K
28
22
56
Супернадёжность, дешевизна и старость: 5 мифов об автомате Калашникова

70 лет в строю, десятки миллионов выпущенных автоматов по всему миру — воистину легендарное оружие! А от легенд, как известно, и до мифов недалеко. Мы собрали пять самых популярных из них.

18K
124
103
864
За счёт чего рулили «Катюши»?

Неуправляемые реактивные снаряды славятся низкой кучностью. Так почему БМ-13 «Катюша» стала легендарным оружием Победы — или же это просто ещё один миф? Мы разобрались.

17K
108
161
809
Швейцарский армейский — морская свинка в мире ножей

Помните анекдот про морскую свинку? О том, что она к морю имеет примерно столько же отношения, сколько и к свиньям. Вот примерно те же чувства вызывает швейцарский армейский нож, когда первый раз держишь его в руках. А это точно нож? И почему он такой маленький? Как с ним швейцарские военные обращаются и откуда он вообще взялся?

17K
72
70
421
Идиоты, слоны и вундервафли: 5 самых неравных битв античности

В древности вести войны были проще. Набрал пару тысяч солдат — и уже можно набегать на ближайший полис: у кого людей больше, тот и победил. Но иногда глупость полководцев, вундервафли и тайные операции творили чудеса на поле брани.

16K
91
40
440
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

78K
122
61
979
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

70K
66
72
591
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

66K
71
51
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

63K
73
76
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

62K
83
37
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

54K
73
407
703
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

50K
106
378
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

47K
68
83
1.7K
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

45K
43
71
933
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

271K
124
83
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

145K
37
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

137K
75
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

132K
96
24
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

103K
56
33
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

102K
101
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

98K
10
4
276
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

86K
44
8
274
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

81K
46
8
358