itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Гремлины летят!

Летающие авианосцы вчера и сегодня

Помните, как Железный Человек толкал винт монструозного «Хеликерриера»? Этот летучий корабль организации Щ.И.Т., конечно, не более реалистичен, чем сам Тони Старк. Однако, идея летающей платформы для самолетов будоражила умы военных давно и сейчас переживает второе рождение. Взглянем на несколько реально существовавших (или хотя бы всерьёз проектировавшихся) образцов.

/
22K
19
1
0

Помните, как Железный Человек толкал винт монструозного «Хеликерриера»? Этот летучий корабль организации Щ.И.Т., конечно, не более реалистичен, чем сам Тони Старк. Однако, идея летающей платформы для самолетов будоражила умы военных давно и сейчас переживает второе рождение. Взглянем на несколько реально существовавших (или хотя бы всерьёз проектировавшихся) образцов.

Дирижабли ВМС США типа «Akron»

Гремлины летят!

Достойное дитя дизельпанка — огромный дирижабль-авианосец. Два брата — ZRS-4 Akron и ZRS-5 Macon — были созданы в начале 30-х годов в качестве патрульных кораблей для разведки на океанских просторах. По размерам они уступали только немецкому «Hindenburg», но среди гелиевых дирижаблей были рекордсменами.

В ходе учений дирижабли, переданные флоту в 30-х годах и способные вести патрулирование в течение пары суток, показали себя эффективным средством поиска корабельных групп противника. Не забываем, что это еще «дорадарная» эпоха. Затем их возможности усилили авиагруппами, в которые могло входить до пяти истребителей-бипланов Curtiss F9C «Sparrowhawk». Самолеты опускались из грузового отсека на специальной трапеции, а после полета могли цепляться за нее крюком и подниматься обратно. Воздушный аттракцион был успешен, ведь скорости были невысоки.

Akron и Macon в течение своей службы неоднократно участвовали в испытаниях. Вполне вероятно, что во время войны берега США могли бы охраняться ими от немецких и японских субмарин. Но помешала несчастливая судьба самих «кораблей». По иронии судьбы, они утонули: Akron в 1933, а Macon в 1935 году. В обоих случаях, из-за сложных метеоусловий.

Гигантам не повезло. Дожили бы до войны и смогли хорошо себя показать, например, в поиске немецких подводных лодок (а фашист ведь безобразничал прямо у берегов Америки!) — то, глядишь, и вышло бы что-то большее из затеи с летающими авианосцами. Однако, не хватило позитивного опыта эксплуатации.

Проект «Звено»

Гремлины летят!

Программа «Звено» достойна обязательного упоминания вовсе не из патриотических соображений. Советские инженеры в течение десяти лет усердно и, что еще более важно, плодотворно трудились над проектом летающего авианосца, который в основе своей был не дирижаблем, а тяжелым бомбардировщиком. И наша разработка, единственная из всех, действительно пошла в бой.

В 30-х годах СССР долгое время был мировым лидером в тяжелой бомбардировочной авиации: на вооружении страны имелись настоящие армады «Летающих крепостей» — сотни ТБ-1 и ТБ-3. Но их оборонительные возможности следовало улучшить; ведь пулеметных турелей недостаточно для надежной защиты, а с истребителями большой дальности у СССР тогда не задалось.

Основные работы сосредоточились именно на создании носителя истребителей, который в первую очередь был бы бомбардировщиком. Прототипом стал двухмоторный ТБ-1, затем появился четырехмоторный ТБ‑3.

Предполагалось оснащать истребителями часть бомбардировщиков в ударных группах, выпускать их в опасных районах, а после выполнения боевой задачи стыковать обратно. Испытывались различные схемы подвески, один бомбардировщик нес от двух до пяти истребителей, прорабатывалась схема даже с восемью. В наиболее крупных авиагруппах предусматривался раздельный взлет и посадка части истребителей и носителя, со стыковкой уже в полете.

Параллельно прорабатывалась и ударная тема — истребители можно было использовать как небольшие пикирующие бомбардировщики, способные точно и относительно безопасно поражать цели крупнокалиберными бомбами, с которыми сами они с трудом оторвались бы от земли и уж конечно не смогли бы отвезти на сотни километров. Именно такая схема, с двумя И-16 под крылом, в итоге и была принята на вооружение под названием «Звено-СПБ» в 1938 г. Сами ТБ-3 к тому времени безнадежно устарели, так что варианты с транспортировкой истребителей-защитников были уже неактуальны.

К началу войны про небольшое количество «Звено-СПБ» почти забыли, но нужда заставила, и советские воздушные авианосцы пошли в бой. Успешно бомбили стратегические цели в Румынии (нефтехранилище, мост на Дунае, доки), а также наступающий по Украине Вермахт. Прекратили их использовать просто в связи с износом самолетов и высокой опасностью применения тихоходных и маловысотных ТБ-3 днем.

Если американские дирижабли появились, в каком-то смысле, рано (позже они были бы эффективны в разведке, а может, не успели бы утонуть), то советское «Звено» к началу войны слишком устарело. Идея была хороша, но исполнение выглядело больше странным, чем полезным.

Программа FICON

Гремлины летят!

Сознательно пропустим самый известный реактивный истребитель — «паразитный» XF-85 Goblin, про него мы уже рассказывали в списке самых упоротых истребителей. Лучше поговорим о менее известной, но реально — хоть и ненадолго — принятой на вооружение системе.

С вариантом FICON американцы во многом повторили «Звено-СПБ». Они тоже планировали использовать стратегический бомбардировщик для доставки к цели юркого истребителя с ядерной бомбой на борту. В качестве носителя использовались все те же гиганты B-36, а в качестве подвески выбрали скоростной истребитель-бомбардировщик F-84E Thunderjet.

Испытания начались в 1952 году и проходили, в отличие от мучений с тем же «Гоблином», относительно успешно. В 1953 году проект перепрофилировали — в качестве «прилипалы» начали использовать разведывательную модификацию истребителя RF-84F Thunderflash. Опыта этот дуэт набирался в шпионских полетах над СССР. Опасность перехвата постоянно росла (иногда случались настоящие воздушные бои), так что идея подвозить к границе маленький скоростной самолетик и потом подбирать его обратно выглядела заманчиво.

В 1955 году система была принята в оперативную эксплуатацию Стратегическим командованием ВВС США под индексом GRB-36D. Но уже через год ее сняли с вооружения — для строевых летчиков стыковки в сложных метеоусловиях были слишком опасными. Подножку подставил и почти готовый к вылету U-2, который мог предложить большую дальность вместе с уникальной высотой полета. И то, и другое увеличивало сохранность боевой единицы.

Параллельно с FICON рассматривали несколько менее изящных и удачных программ, например, Tom-Tom, в которых истребители взлетали и садились отдельно от бомбардировщика, а в полете стыковались с ним или цеплялись «на буксир» для увеличения дальности (похожие проекты были и в СССР), но это уже немного другая тема.

На фоне «Гоблина» FICON забыт незаслуженно — он и работал получше, и эксплуатировался по-настоящему и, самое главное, был последним воздушным авианосцем с пилотируемым «прилипалой», реализованным в железе.

Boeing 747 AAC

Гремлины летят!

В начале 70-х американцы, пожалуй, в последний раз всерьез вернулись к концепции летающего авианосца с пилотируемыми истребителями. Уже не для сопровождения групп бомбардировщиков — дозаправка в воздухе решила эту проблему — а для патрулирования на опасных направлениях совместно с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения. Например, чтобы защитить США от советских ракетоносцев на дальнем рубеже. Как раз создается «АВАКС», и это безумно модно.

Боинг, по совместительству работавший надо проектом E-3 Sentry, начал продвигать идею создания авианосца на базе «Джамбо» — 747’го по собственной инициативе. Идея вызвала определенный интерес и серьезно изучалась. Предполагалось, что внутри выпотрошенного паксовоза поместится сразу десяток специально созданных мини-истребителей Boeing 985 Micro Fighter, которые можно будет выпускать через один люк и принимать на борт через другой. В «ангаре» их предполагалось перевооружать и дозаправлять, а пилоты могли передохнуть. Вооружение, правда, помещалось на них слабенькое: пушка и пара ракет, но против бомбардировщиков могло хватить. Для аварийной посадки была предусмотрена выдвижная лыжа.

К сожалению, американские военные, за 50-е годы намучившиеся с воздушными авианосцами, денег на такую впечатляющую и красивую по задумке хтоничность пожалели.

Программа Gremlins

Гремлины летят!

Плохая новость: пожалуй, настоящих воздушных авианосцев с пилотируемыми самолетами мы уже так и не увидим. Однако идея сегодня скорее жива, чем мертва. У нас же есть беспилотники! Они могут быть куда меньше, что само по себе облегчает сброс и поднятие их обратно на борт, да и если что пойдет не так — потерять не жалко (пока правозащитники не озаботились правами роботов, видимо).

Концепций воздушных носителей БПЛА немало (некоторые даже предлагают использовать дирижабль, как в старые добрые времена!). Хорошие перспективы на реализацию, например, у программы Gremlins небезызвестной DARPA. «Гремлины» — это рой из двух десятков небольших реактивных БПЛА, которых должен выбрасывать прямо из грузового отсека транспортник С-130 Hercules. Предполагается, что после выгрузки они будут способны пролететь до целевого района и обратно тысячу километров и час еще чем-то заниматься на месте — разведкой, РЭБ или же атаковать наземные целеи, скорее всего, в стиле камикадзе. Потом С-130 должен будет подбирать уцелевших для возвращения на базу, техобслуживания и повторного использования.

В интересах агентства перспективных разработок Пентагона «Гремлинов» дрессирует General Atomics, одна из ведущих фирм со специализацией по БПЛА. Лётные испытания ожидаются в 2019–2020 годах. Не факт, что в этот раз получится успешнее, чем во все предыдущие, но, очевидно, что идея воздушного авианосца прямо-таки носится в воздухе.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

29K
31
6
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

61K
59
25
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

30K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

37K
40
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
20
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

17K
26
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
26
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

14K
14
0
0
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

132K
100
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Поездка в Тихий Холм. История одной командировки
Игра WARHEAD.SU

Странная командировка в маленький городок, который не найти даже на карте. Смутное ощущение тревоги от встречи с Тихим Холмом перерастает в настоящий ужас, когда становится понятно — этот город вовсе не то, чем кажется.

7.8K
26
27
88
Как фантаст Хайнлайн боролся с американскими военными: «последние дни США»

Мечтаете о крахе США? А вот фантаст Роберт Хайнлайн дал детальный прогноз о конце Соединённых Штатов ещё в далёком 1946 году. Что сбылось из его предсказаний, а что нет — в нашей статье.

18K
79
76
209
Тест: а что там у союзников?

Мы привычно презираем невежественных иностранцев, ничего не знающих про битву за Сталинград или Курскую дугу. Но намного ли мы сами лучше их? Конечно, никто не сомневается, что читатели хорошо знают ход войны на советско-германском фронте — а как насчёт того, что в это же время происходило у наших союзников по антигитлеровской коалиции?

58K
33
45
260
Консоль Sega Mega Drive: ежи, комиксы и вертолёты

Каждому поколению — свои игры. Те, кто родились в 80-е, всегда будут считать знаковыми для себя игрушки с консолей «Денди» и, конечно, Sega Mega Drive. Именно о последней мы сегодня и будем вспоминать.

4.2K
34
38
48
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

222K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

132K
100
20
336
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Спецслужбы и яды ХХ века: как КГБ и ЦРУ травили врагов

Политические отравления в обыденном сознании связаны с древностью. Борджиа и их современники по Ренессансу вовсю травили окружающих — но со временем это вышло из моды и приличий. Однако ХХ век с его научными открытиями, тайными играми разведок и жёсткими политическими противостояниями стал временем возрождения искусства отравления.

129K
75
58
530
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0