Гремлины летят!

Летающие авианосцы вчера и сегодня

Помните, как Железный Человек толкал винт монструозного «Хеликерриера»? Этот летучий корабль организации Щ.И.Т., конечно, не более реалистичен, чем сам Тони Старк. Однако, идея летающей платформы для самолетов будоражила умы военных давно и сейчас переживает второе рождение. Взглянем на несколько реально существовавших (или хотя бы всерьёз проектировавшихся) образцов.

/
19K
14
1
0

Помните, как Железный Человек толкал винт монструозного «Хеликерриера»? Этот летучий корабль организации Щ.И.Т., конечно, не более реалистичен, чем сам Тони Старк. Однако, идея летающей платформы для самолетов будоражила умы военных давно и сейчас переживает второе рождение. Взглянем на несколько реально существовавших (или хотя бы всерьёз проектировавшихся) образцов.

Дирижабли ВМС США типа «Akron»

Достойное дитя дизельпанка — огромный дирижабль-авианосец. Два брата — ZRS-4 Akron и ZRS-5 Macon — были созданы в начале 30-х годов в качестве патрульных кораблей для разведки на океанских просторах. По размерам они уступали только немецкому «Hindenburg», но среди гелиевых дирижаблей были рекордсменами.

В ходе учений дирижабли, переданные флоту в 30-х годах и способные вести патрулирование в течение пары суток, показали себя эффективным средством поиска корабельных групп противника. Не забываем, что это еще «дорадарная» эпоха. Затем их возможности усилили авиагруппами, в которые могло входить до пяти истребителей-бипланов Curtiss F9C «Sparrowhawk». Самолеты опускались из грузового отсека на специальной трапеции, а после полета могли цепляться за нее крюком и подниматься обратно. Воздушный аттракцион был успешен, ведь скорости были невысоки.

Akron и Macon в течение своей службы неоднократно участвовали в испытаниях. Вполне вероятно, что во время войны берега США могли бы охраняться ими от немецких и японских субмарин. Но помешала несчастливая судьба самих «кораблей». По иронии судьбы, они утонули: Akron в 1933, а Macon в 1935 году. В обоих случаях, из-за сложных метеоусловий.

Гигантам не повезло. Дожили бы до войны и смогли хорошо себя показать, например, в поиске немецких подводных лодок (а фашист ведь безобразничал прямо у берегов Америки!) — то, глядишь, и вышло бы что-то большее из затеи с летающими авианосцами. Однако, не хватило позитивного опыта эксплуатации.

Проект «Звено»

Программа «Звено» достойна обязательного упоминания вовсе не из патриотических соображений. Советские инженеры в течение десяти лет усердно и, что еще более важно, плодотворно трудились над проектом летающего авианосца, который в основе своей был не дирижаблем, а тяжелым бомбардировщиком. И наша разработка, единственная из всех, действительно пошла в бой.

В 30-х годах СССР долгое время был мировым лидером в тяжелой бомбардировочной авиации: на вооружении страны имелись настоящие армады «Летающих крепостей» — сотни ТБ-1 и ТБ-3. Но их оборонительные возможности следовало улучшить; ведь пулеметных турелей недостаточно для надежной защиты, а с истребителями большой дальности у СССР тогда не задалось.

Основные работы сосредоточились именно на создании носителя истребителей, который в первую очередь был бы бомбардировщиком. Прототипом стал двухмоторный ТБ-1, затем появился четырехмоторный ТБ‑3.

Предполагалось оснащать истребителями часть бомбардировщиков в ударных группах, выпускать их в опасных районах, а после выполнения боевой задачи стыковать обратно. Испытывались различные схемы подвески, один бомбардировщик нес от двух до пяти истребителей, прорабатывалась схема даже с восемью. В наиболее крупных авиагруппах предусматривался раздельный взлет и посадка части истребителей и носителя, со стыковкой уже в полете.

Параллельно прорабатывалась и ударная тема — истребители можно было использовать как небольшие пикирующие бомбардировщики, способные точно и относительно безопасно поражать цели крупнокалиберными бомбами, с которыми сами они с трудом оторвались бы от земли и уж конечно не смогли бы отвезти на сотни километров. Именно такая схема, с двумя И-16 под крылом, в итоге и была принята на вооружение под названием «Звено-СПБ» в 1938 г. Сами ТБ-3 к тому времени безнадежно устарели, так что варианты с транспортировкой истребителей-защитников были уже неактуальны.

К началу войны про небольшое количество «Звено-СПБ» почти забыли, но нужда заставила, и советские воздушные авианосцы пошли в бой. Успешно бомбили стратегические цели в Румынии (нефтехранилище, мост на Дунае, доки), а также наступающий по Украине Вермахт. Прекратили их использовать просто в связи с износом самолетов и высокой опасностью применения тихоходных и маловысотных ТБ-3 днем.

Если американские дирижабли появились, в каком-то смысле, рано (позже они были бы эффективны в разведке, а может, не успели бы утонуть), то советское «Звено» к началу войны слишком устарело. Идея была хороша, но исполнение выглядело больше странным, чем полезным.

Программа FICON

Сознательно пропустим самый известный реактивный истребитель — «паразитный» XF-85 Goblin, про него мы уже рассказывали в списке самых упоротых истребителей. Лучше поговорим о менее известной, но реально — хоть и ненадолго — принятой на вооружение системе.

С вариантом FICON американцы во многом повторили «Звено-СПБ». Они тоже планировали использовать стратегический бомбардировщик для доставки к цели юркого истребителя с ядерной бомбой на борту. В качестве носителя использовались все те же гиганты B-36, а в качестве подвески выбрали скоростной истребитель-бомбардировщик F-84E Thunderjet.

Испытания начались в 1952 году и проходили, в отличие от мучений с тем же «Гоблином», относительно успешно. В 1953 году проект перепрофилировали — в качестве «прилипалы» начали использовать разведывательную модификацию истребителя RF-84F Thunderflash. Опыта этот дуэт набирался в шпионских полетах над СССР. Опасность перехвата постоянно росла (иногда случались настоящие воздушные бои), так что идея подвозить к границе маленький скоростной самолетик и потом подбирать его обратно выглядела заманчиво.

В 1955 году система была принята в оперативную эксплуатацию Стратегическим командованием ВВС США под индексом GRB-36D. Но уже через год ее сняли с вооружения — для строевых летчиков стыковки в сложных метеоусловиях были слишком опасными. Подножку подставил и почти готовый к вылету U-2, который мог предложить большую дальность вместе с уникальной высотой полета. И то, и другое увеличивало сохранность боевой единицы.

Параллельно с FICON рассматривали несколько менее изящных и удачных программ, например, Tom-Tom, в которых истребители взлетали и садились отдельно от бомбардировщика, а в полете стыковались с ним или цеплялись «на буксир» для увеличения дальности (похожие проекты были и в СССР), но это уже немного другая тема.

На фоне «Гоблина» FICON забыт незаслуженно — он и работал получше, и эксплуатировался по-настоящему и, самое главное, был последним воздушным авианосцем с пилотируемым «прилипалой», реализованным в железе.

Boeing 747 AAC

В начале 70-х американцы, пожалуй, в последний раз всерьез вернулись к концепции летающего авианосца с пилотируемыми истребителями. Уже не для сопровождения групп бомбардировщиков — дозаправка в воздухе решила эту проблему — а для патрулирования на опасных направлениях совместно с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения. Например, чтобы защитить США от советских ракетоносцев на дальнем рубеже. Как раз создается «АВАКС», и это безумно модно.

Боинг, по совместительству работавший надо проектом E-3 Sentry, начал продвигать идею создания авианосца на базе «Джамбо» — 747’го по собственной инициативе. Идея вызвала определенный интерес и серьезно изучалась. Предполагалось, что внутри выпотрошенного паксовоза поместится сразу десяток специально созданных мини-истребителей Boeing 985 Micro Fighter, которые можно будет выпускать через один люк и принимать на борт через другой. В «ангаре» их предполагалось перевооружать и дозаправлять, а пилоты могли передохнуть. Вооружение, правда, помещалось на них слабенькое: пушка и пара ракет, но против бомбардировщиков могло хватить. Для аварийной посадки была предусмотрена выдвижная лыжа.

К сожалению, американские военные, за 50-е годы намучившиеся с воздушными авианосцами, денег на такую впечатляющую и красивую по задумке хтоничность пожалели.

Программа Gremlins

Плохая новость: пожалуй, настоящих воздушных авианосцев с пилотируемыми самолетами мы уже так и не увидим. Однако идея сегодня скорее жива, чем мертва. У нас же есть беспилотники! Они могут быть куда меньше, что само по себе облегчает сброс и поднятие их обратно на борт, да и если что пойдет не так — потерять не жалко (пока правозащитники не озаботились правами роботов, видимо).

Концепций воздушных носителей БПЛА немало (некоторые даже предлагают использовать дирижабль, как в старые добрые времена!). Хорошие перспективы на реализацию, например, у программы Gremlins небезызвестной DARPA. «Гремлины» — это рой из двух десятков небольших реактивных БПЛА, которых должен выбрасывать прямо из грузового отсека транспортник С-130 Hercules. Предполагается, что после выгрузки они будут способны пролететь до целевого района и обратно тысячу километров и час еще чем-то заниматься на месте — разведкой, РЭБ или же атаковать наземные целеи, скорее всего, в стиле камикадзе. Потом С-130 должен будет подбирать уцелевших для возвращения на базу, техобслуживания и повторного использования.

В интересах агентства перспективных разработок Пентагона «Гремлинов» дрессирует General Atomics, одна из ведущих фирм со специализацией по БПЛА. Лётные испытания ожидаются в 2019–2020 годах. Не факт, что в этот раз получится успешнее, чем во все предыдущие, но, очевидно, что идея воздушного авианосца прямо-таки носится в воздухе.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

17K
21
3
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

44K
38
19
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

21K
23
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

32K
34
5
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

30K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

12K
20
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

11K
9
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

11K
23
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

9.9K
13
0
0
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

36K
53
75
1.7K
Бронзовый коллапс: почему погибли древние цивилизации?

Это было процветающее, сложно устроенное общество с развитой экономикой и торговлей, охватывающей всю ойкумену. А потом всё внезапно рухнуло, оставив после себя лишь забытые города и заносимые песком каналы. WARHEAD.SU ранее уже рассказывал о бронзовом коллапсе и сейчас представляет новый взгляд на причины первой великой цивилизационной катастрофы.

24K
60
115
576
Новый израильский автомат ARAD: в чём подвох?

У Армии обороны Израиля будет новый автомат! А может, и не будет. А может, и не новый… Да что там вообще происходит? Наши авторы разобрались.

21K
21
13
98
Рак против ботов: берлинский нагиб

Иногда военная история преподносит сюрпризы, которые кажутся сюрреалистическим анекдотом. Бой СУ-76 лейтенанта Рака против сухопутных торпед в Берлине весной 1945-го — как раз из таких.

19K
80
21
502
Невозможное: как немецкая подлодка прорвалась в Скапа-Флоу

Восемьдесят лет назад осуществился самый страшный кошмар британского флота. Подлодка кригсмарине всё-таки проникла в святая святых — базу Скапа-Флоу — и нанесла удар. О безбашенной операции, которую даже Черчилль признал подвигом, — в материале WARHEAD.SU.

19K
34
28
243
Скьявона и скьявонеска: славянские клинки на венецианской службе

Небольшая Венецианская республика постоянно воевала с могучими османами, германскими императорами и множеством других врагов. Её боевым козырем были славянские наёмники и их мечи, со временем ставшие «фирменным» венецианским оружием. Как «противотурецкий» меч сербских рыцарей превратился в «вампирский» палаш венецианской гвардии — и причём тут ультрамарины и котики?

17K
52
41
678
Попытка линкора «Шарнхорст»: последний шанс больших кораблей Третьего рейха

«Шарнхорст» не был самой мощной боевой единицей кригсмарине. Но именно ему предстояло стать последним крупным кораблём Германии, погибшим в бою с себе подобными, — другие стали жертвами бомбардировок, газовых резаков и даже ядерных испытаний. Как же выглядело это последнее сражение?

17K
41
11
246
Мортен-1944: как провалилось решающее наступление Хауссера и Клюге

Августовской ночью 1944 года эсэсовские танки выкатывались из тумана на позиции американцев. У неопытной 30-й пд, казалось, не было никаких шансов. Здесь, у маленького французского городка Мортен, решалось, кто попадёт в «котёл»: армия Паттона или армия Хауссера.

16K
56
25
543
Тамбовское восстание: как крестьяне с большевиками воевали

В августе 1920 года на борьбу за хлеб поднялось практически всё крестьянство губернии. Тамбовские партизаны не были порождением «старого мира»: они исповедовали формулу «советы без большевиков», не жаловали офицеров и даже имели своих комиссаров. И, хоть они и проиграли восстание, — в итоге, пусть и временно, добились своего.

16K
46
52
1.5K
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

76K
66
19
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

75K
42
31
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

63K
21
11
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

56K
40
77
361
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

50K
42
10
432
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

50K
40
54
591
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

49K
64
34
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

47K
43
33
1.1K
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

47K
35
9
466
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

189K
85
54
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

102K
57
14
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

83K
39
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

81K
7
3
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

76K
66
19
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

75K
42
31
467
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

74K
32
14
172
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

73K
27
17
346
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы

Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.

67K
33
28
679