itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Гремлины летят!

Летающие авианосцы вчера и сегодня

Помните, как Железный Человек толкал винт монструозного «Хеликерриера»? Этот летучий корабль организации Щ.И.Т., конечно, не более реалистичен, чем сам Тони Старк. Однако, идея летающей платформы для самолетов будоражила умы военных давно и сейчас переживает второе рождение. Взглянем на несколько реально существовавших (или хотя бы всерьёз проектировавшихся) образцов.

/
21K
19
1
0

Помните, как Железный Человек толкал винт монструозного «Хеликерриера»? Этот летучий корабль организации Щ.И.Т., конечно, не более реалистичен, чем сам Тони Старк. Однако, идея летающей платформы для самолетов будоражила умы военных давно и сейчас переживает второе рождение. Взглянем на несколько реально существовавших (или хотя бы всерьёз проектировавшихся) образцов.

Дирижабли ВМС США типа «Akron»

Гремлины летят!

Достойное дитя дизельпанка — огромный дирижабль-авианосец. Два брата — ZRS-4 Akron и ZRS-5 Macon — были созданы в начале 30-х годов в качестве патрульных кораблей для разведки на океанских просторах. По размерам они уступали только немецкому «Hindenburg», но среди гелиевых дирижаблей были рекордсменами.

В ходе учений дирижабли, переданные флоту в 30-х годах и способные вести патрулирование в течение пары суток, показали себя эффективным средством поиска корабельных групп противника. Не забываем, что это еще «дорадарная» эпоха. Затем их возможности усилили авиагруппами, в которые могло входить до пяти истребителей-бипланов Curtiss F9C «Sparrowhawk». Самолеты опускались из грузового отсека на специальной трапеции, а после полета могли цепляться за нее крюком и подниматься обратно. Воздушный аттракцион был успешен, ведь скорости были невысоки.

Akron и Macon в течение своей службы неоднократно участвовали в испытаниях. Вполне вероятно, что во время войны берега США могли бы охраняться ими от немецких и японских субмарин. Но помешала несчастливая судьба самих «кораблей». По иронии судьбы, они утонули: Akron в 1933, а Macon в 1935 году. В обоих случаях, из-за сложных метеоусловий.

Гигантам не повезло. Дожили бы до войны и смогли хорошо себя показать, например, в поиске немецких подводных лодок (а фашист ведь безобразничал прямо у берегов Америки!) — то, глядишь, и вышло бы что-то большее из затеи с летающими авианосцами. Однако, не хватило позитивного опыта эксплуатации.

Проект «Звено»

Гремлины летят!

Программа «Звено» достойна обязательного упоминания вовсе не из патриотических соображений. Советские инженеры в течение десяти лет усердно и, что еще более важно, плодотворно трудились над проектом летающего авианосца, который в основе своей был не дирижаблем, а тяжелым бомбардировщиком. И наша разработка, единственная из всех, действительно пошла в бой.

В 30-х годах СССР долгое время был мировым лидером в тяжелой бомбардировочной авиации: на вооружении страны имелись настоящие армады «Летающих крепостей» — сотни ТБ-1 и ТБ-3. Но их оборонительные возможности следовало улучшить; ведь пулеметных турелей недостаточно для надежной защиты, а с истребителями большой дальности у СССР тогда не задалось.

Основные работы сосредоточились именно на создании носителя истребителей, который в первую очередь был бы бомбардировщиком. Прототипом стал двухмоторный ТБ-1, затем появился четырехмоторный ТБ‑3.

Предполагалось оснащать истребителями часть бомбардировщиков в ударных группах, выпускать их в опасных районах, а после выполнения боевой задачи стыковать обратно. Испытывались различные схемы подвески, один бомбардировщик нес от двух до пяти истребителей, прорабатывалась схема даже с восемью. В наиболее крупных авиагруппах предусматривался раздельный взлет и посадка части истребителей и носителя, со стыковкой уже в полете.

Параллельно прорабатывалась и ударная тема — истребители можно было использовать как небольшие пикирующие бомбардировщики, способные точно и относительно безопасно поражать цели крупнокалиберными бомбами, с которыми сами они с трудом оторвались бы от земли и уж конечно не смогли бы отвезти на сотни километров. Именно такая схема, с двумя И-16 под крылом, в итоге и была принята на вооружение под названием «Звено-СПБ» в 1938 г. Сами ТБ-3 к тому времени безнадежно устарели, так что варианты с транспортировкой истребителей-защитников были уже неактуальны.

К началу войны про небольшое количество «Звено-СПБ» почти забыли, но нужда заставила, и советские воздушные авианосцы пошли в бой. Успешно бомбили стратегические цели в Румынии (нефтехранилище, мост на Дунае, доки), а также наступающий по Украине Вермахт. Прекратили их использовать просто в связи с износом самолетов и высокой опасностью применения тихоходных и маловысотных ТБ-3 днем.

Если американские дирижабли появились, в каком-то смысле, рано (позже они были бы эффективны в разведке, а может, не успели бы утонуть), то советское «Звено» к началу войны слишком устарело. Идея была хороша, но исполнение выглядело больше странным, чем полезным.

Программа FICON

Гремлины летят!

Сознательно пропустим самый известный реактивный истребитель — «паразитный» XF-85 Goblin, про него мы уже рассказывали в списке самых упоротых истребителей. Лучше поговорим о менее известной, но реально — хоть и ненадолго — принятой на вооружение системе.

С вариантом FICON американцы во многом повторили «Звено-СПБ». Они тоже планировали использовать стратегический бомбардировщик для доставки к цели юркого истребителя с ядерной бомбой на борту. В качестве носителя использовались все те же гиганты B-36, а в качестве подвески выбрали скоростной истребитель-бомбардировщик F-84E Thunderjet.

Испытания начались в 1952 году и проходили, в отличие от мучений с тем же «Гоблином», относительно успешно. В 1953 году проект перепрофилировали — в качестве «прилипалы» начали использовать разведывательную модификацию истребителя RF-84F Thunderflash. Опыта этот дуэт набирался в шпионских полетах над СССР. Опасность перехвата постоянно росла (иногда случались настоящие воздушные бои), так что идея подвозить к границе маленький скоростной самолетик и потом подбирать его обратно выглядела заманчиво.

В 1955 году система была принята в оперативную эксплуатацию Стратегическим командованием ВВС США под индексом GRB-36D. Но уже через год ее сняли с вооружения — для строевых летчиков стыковки в сложных метеоусловиях были слишком опасными. Подножку подставил и почти готовый к вылету U-2, который мог предложить большую дальность вместе с уникальной высотой полета. И то, и другое увеличивало сохранность боевой единицы.

Параллельно с FICON рассматривали несколько менее изящных и удачных программ, например, Tom-Tom, в которых истребители взлетали и садились отдельно от бомбардировщика, а в полете стыковались с ним или цеплялись «на буксир» для увеличения дальности (похожие проекты были и в СССР), но это уже немного другая тема.

На фоне «Гоблина» FICON забыт незаслуженно — он и работал получше, и эксплуатировался по-настоящему и, самое главное, был последним воздушным авианосцем с пилотируемым «прилипалой», реализованным в железе.

Boeing 747 AAC

Гремлины летят!

В начале 70-х американцы, пожалуй, в последний раз всерьез вернулись к концепции летающего авианосца с пилотируемыми истребителями. Уже не для сопровождения групп бомбардировщиков — дозаправка в воздухе решила эту проблему — а для патрулирования на опасных направлениях совместно с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения. Например, чтобы защитить США от советских ракетоносцев на дальнем рубеже. Как раз создается «АВАКС», и это безумно модно.

Боинг, по совместительству работавший надо проектом E-3 Sentry, начал продвигать идею создания авианосца на базе «Джамбо» — 747’го по собственной инициативе. Идея вызвала определенный интерес и серьезно изучалась. Предполагалось, что внутри выпотрошенного паксовоза поместится сразу десяток специально созданных мини-истребителей Boeing 985 Micro Fighter, которые можно будет выпускать через один люк и принимать на борт через другой. В «ангаре» их предполагалось перевооружать и дозаправлять, а пилоты могли передохнуть. Вооружение, правда, помещалось на них слабенькое: пушка и пара ракет, но против бомбардировщиков могло хватить. Для аварийной посадки была предусмотрена выдвижная лыжа.

К сожалению, американские военные, за 50-е годы намучившиеся с воздушными авианосцами, денег на такую впечатляющую и красивую по задумке хтоничность пожалели.

Программа Gremlins

Гремлины летят!

Плохая новость: пожалуй, настоящих воздушных авианосцев с пилотируемыми самолетами мы уже так и не увидим. Однако идея сегодня скорее жива, чем мертва. У нас же есть беспилотники! Они могут быть куда меньше, что само по себе облегчает сброс и поднятие их обратно на борт, да и если что пойдет не так — потерять не жалко (пока правозащитники не озаботились правами роботов, видимо).

Концепций воздушных носителей БПЛА немало (некоторые даже предлагают использовать дирижабль, как в старые добрые времена!). Хорошие перспективы на реализацию, например, у программы Gremlins небезызвестной DARPA. «Гремлины» — это рой из двух десятков небольших реактивных БПЛА, которых должен выбрасывать прямо из грузового отсека транспортник С-130 Hercules. Предполагается, что после выгрузки они будут способны пролететь до целевого района и обратно тысячу километров и час еще чем-то заниматься на месте — разведкой, РЭБ или же атаковать наземные целеи, скорее всего, в стиле камикадзе. Потом С-130 должен будет подбирать уцелевших для возвращения на базу, техобслуживания и повторного использования.

В интересах агентства перспективных разработок Пентагона «Гремлинов» дрессирует General Atomics, одна из ведущих фирм со специализацией по БПЛА. Лётные испытания ожидаются в 2019–2020 годах. Не факт, что в этот раз получится успешнее, чем во все предыдущие, но, очевидно, что идея воздушного авианосца прямо-таки носится в воздухе.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Hoвости СМИ2
Летающие тарелки
Которые могли бы приземлиться в Чертаново

Услышав слова «летающая тарелка», мы автоматически думаем о пришельцах, людях в шапочках из фольги или секретных разработках Третьего Рейха… Но, на самом деле, это типичный случай материализации идей наоборот — ещё на заре авиации люди осознали преимущества летательных аппаратов в форме диска и пытались поднять их в воздух. Давайте взглянем на космические блюдца родом с родной Земли.

25K
29
8
1
Не только ковровые бомбардировки
Высокоточные удары стратегов Второй мировой

Дальние бомбардировщики Второй мировой ассоциируются в первую очередь с чудовищными ковровыми бомбардировками, жертвами которых чаще всего становились мирные жители. Однако на самом деле возможности этих самолетов позволяли наносить и высокоточные удары с большим эффектом при сравнительно небольшом числе задействованных машин. Вот пять самых удивительных.

55K
54
23
2
Газ до отказа
Одной ногой в рай! — на сирийском шахидмобиле

Особенность текущей войны в Сирии заключается в том, что всевозможные исламские радикалы впервые со времен Второй мировой стали регулярно применять в бою смертников. Японцы, в своё время, дошли до того, что стали конструировать специальные самолёты и торпеды для камикадзе, а сегодня в тайных сирийских гаражах точно так же клепают одноразовые броневики — самоходные бомбы огромной мощности. И выглядят они впечатляюще!

28K
32
3
3
Не узнаю вас в гриме
Метаморфозы Т-34

Это только нам кажется, что наш «лучший танк Второй мировой», как та Дуся, не менял своего облика, разве что разок отрастил хобот подлиннее — а вот во всём остальном мире думали иначе. Да и у нас находились свои любители поизмываться над «тридцатьчетверкой». С них и начнём…

36K
36
6
6
Не грози восточному соседу, попивая сок у себя в НАТО
Почему не бывает надводных ракетных крейсеров стратегического назначения

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) у нас называют «ракетные подводные крейсера стратегического назначения» (РПКСН). А про НАДводные ракетные крейсера вы что-нибудь слышали? Нет, конечно. Их не существует. Но они вполне могли бы сегодня грозить нам откуда-нибудь из Средиземноморья, когда у НАТО в очередной раз зачешется. Сейчас расскажем, почему эта идея так и не «всплыла».

33K
19
9
4
Не шмогла
Как американцы пытались бороться со «стратегическим кошмаром Запада»

1950-е, разгар ядерного противостояния, в высоких кабинетах подсчитывают потенциальные потери, а Доктор Стрейнжлав учит любить Бомбу. Советский Союз анонсирует выход сверхзвукового бомбардировщика М-50, которому Штатам нечего противопоставить. В глазах у американских генералов легионы советских самолетов уже бомбят западное побережье. Чертовы комми, нельзя этого допустить!

15K
25
0
2
Стратегический бомбардировщик с посадкой на воду

Представьте себе типичный телерепортаж, посвящённый внезапной проверке войск. Репортёр бойко вещает, перекрикивая шум двигателей, о рассредоточении бомбардировщиков. Но при этом стоит он на палубе корабля, а за его спиной на морскую гладь садятся могучие самолеты-амфибии. Фантастика? Нет, всего лишь один из возможных вариантов развития авиации.

13K
11
2
44
Летать, как Брэд Питт? Можем!

В фантастическом боевике «Война миров Z» герой Брэда Питта отправлялся в миссию по спасению мира, взлетая с авианосца на большом транспортном самолете. Наверняка всякого, кто хоть чуток разбирается в авиации, эта сцена здорово рассмешила. А вот и ничего смешного! В 60-е проделывали и не такое.

13K
27
6
0
Что за зверь?
Без винта — и летает, два сердца — и не мутант

На заглавном фото не фотошоп и не короткая выдержка. Винты истребителей действительно неподвижны. В чём же секрет? Просто на фото один из немногих самолётов с комбинированной силовой установкой — FR-1 «Fireball». Рассказываем, что ж за Копперфильд такой.

12K
14
0
0
Час презрения: террористическая катастрофа в Будённовске

Теракт лета 1995 года в Будённовске стал одной из самых страшных катастроф в истории современной России. Его последствия ушли далеко за рамки простого злодеяния с массовыми жертвами. Произошёл перелом всей войны в Чечне, а эпоха массового террора только открывалась…

30K
183
166
1.9K
Белый спецназ: почему в рядах американских коммандос так мало нацменьшинств?

Спасибо голливудским боевикам, про американский спецназ сегодня знают даже дети. На земле, в небесах и на море крутые парни наводят ужас на врагов, защищая свободу и демократию. И конечно, в духе политкорректности, как минимум треть этих бойцов — из нацменьшинств. Что совершенно противоречит реальности. Почему в рядах коммандос так мало чёрных?

28K
146
112
1.6K
Советские БМП: не первые и не лучшие?

Советские БМП — один из поводов для гордости за наше танкостроение. Они и первые в своём классе, и всегда превосходили западные аналоги, как часто можно услышать. Вот только при более внимательном изучении вопроса всё выглядит уже не так однозначно…

26K
63
165
505
Спецназ мира: чьи нормативы жёстче?

Хотите попасть в ряды мирового спецназа? Легче лёгкого! Если, конечно, вы готовы к самым жёстким физическим испытаниям. Каким именно — рассказываем в этой статье.

26K
55
32
384
Мастерами кунг-фу не рождаются: китайских пограничников научат боевым искусствам

Мастерами кунг-фу становятся! После кровопролитной драки с индийцами китайское командование озаботилось рукопашной подготовкой бойцов. Для подготовки пограничников Тибета сформирован специальный отряд из инструкторов боевых искусств.

25K
28
22
56
Швейцарский армейский — морская свинка в мире ножей

Помните анекдот про морскую свинку? О том, что она к морю имеет примерно столько же отношения, сколько и к свиньям. Вот примерно те же чувства вызывает швейцарский армейский нож, когда первый раз держишь его в руках. А это точно нож? И почему он такой маленький? Как с ним швейцарские военные обращаются и откуда он вообще взялся?

19K
74
73
508
Супернадёжность, дешевизна и старость: 5 мифов об автомате Калашникова

70 лет в строю, десятки миллионов выпущенных автоматов по всему миру — воистину легендарное оружие! А от легенд, как известно, и до мифов недалеко. Мы собрали пять самых популярных из них.

19K
127
105
871
Замена треуголки: как фуражка стала главным головным убором военных

Казалось бы, что может быть проще обычной военной фуражки? Но оказалось, что у этого головного убора долгая и очень интересная история, теснейшим образом связанная с прошлым русской армии

18K
69
47
387
Идиоты, слоны и вундервафли: 5 самых неравных битв античности

В древности вести войны были проще. Набрал пару тысяч солдат — и уже можно набегать на ближайший полис: у кого людей больше, тот и победил. Но иногда глупость полководцев, вундервафли и тайные операции творили чудеса на поле брани.

17K
92
40
440
Средневековые убийцы, или О чём на самом деле сказка про Красную Шапочку?

Все мы в детстве слышали историю про девочку и волка. Но вряд ли догадывались, какая тьма, какой ужас стоят за ней. О событиях, ставших основой всеми любимой сказки, — в материале WARHEAD.SU.

79K
124
61
979
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

66K
71
51
1.1K
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», — гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

63K
73
76
862
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

62K
83
37
719
Если бы Союз проиграл: 5 альтернативно-исторических мифов о будущем Третьего рейха

Что было бы, если бы СССР проиграл Великую Отечественную? Как заявляют фанатичные любители немецкого орднунга, в этом случае Германия стала бы непобедима, завоевала бы весь мир, вышла бы первой в космос… Вот только такая оценка не выдерживает критики. WARHEAD.SU подробно разобрал пять излюбленных тезисов рейхофилов.

54K
73
407
703
10 «школьных» заблуждений о предвоенных репрессиях в Красной армии

Красную армию обезглавили перед войной. 1941 года не было бы, если бы не 1937-й. А может быть, наоборот, репрессии — это очищение? Так как же всё было на самом деле?

51K
107
378
786
«Месть за муки»: как сражались освобождённые из плена красноармейцы

Те, кто прошёл ужасы немецкого плена, рвались в бой, едва лишь выйдя на свободу. Ими двигала жажда мести, желание расплатиться с мучителями. Вновь оказавшись в строю, они показывали себя отличными, дисциплинированными солдатами. Пример тому — участие бывших пленных в форсировании Одера в составе 47-й гвардейской танковой бригады.

47K
68
83
1.7K
Норвежцы в Карелии: разгром эсэсовских добровольцев

Норвегию оккупировали в самом начале Второй мировой. Дальнейшее участие страны в войне ограничилось подпольной войной или боевыми действиями добровольцев. Многие попали в армии союзников, но некоторые служили в СС. Именно им и не повезло оказаться в Карелии в июне 1944 года.

45K
43
71
933
В лучах чужой славы: липовые ветераны

Эти люди появляются практически на каждом крупном мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Они получают свою толику славы, почёта и уважения, зачастую проникая туда, куда «простым смертным» путь оказывается заказан. Они попадают на страницы печатных изданий, в статьи, телепередачи, открытки, картины. Это — липовые ветераны.

44K
128
134
6.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

273K
125
90
897
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

145K
37
13
81
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

137K
75
55
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

133K
97
25
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

103K
56
33
457
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

102K
101
29
742
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

98K
10
4
276
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

88K
47
8
274
Кто такие гренадеры: могучие великаны военной истории

Многие почему-то зовут их гренадёрами. Это ошибка, но возможно, в таком наименовании подсознательно отразилась сама суть этого рода войск. Ведь гренадеры всегда были не прочь надрать пятую точку любому противнику.

81K
46
8
358