Исторический наброс

Угнаться за прогрессом: реформы флота великого князя Константина Николаевича

К Крымской войне технический прогресс поставил перед русским флотом задачу его перестройки: новые корабли не успевали войти в строй, как становились пережитком прошлого. В этих условиях великому князю Константину Николаевичу и пришлось проводить реформы.

Сергей Махов /
10K
25
28
123

К Крымской войне технический прогресс поставил перед русским флотом задачу его перестройки: новые корабли не успевали войти в строй, как становились пережитком прошлого. В этих условиях великому князю Константину Николаевичу и пришлось проводить реформы.

До Крымской войны концепция создания и строительства российского флота была простой и осмысленной. На Балтике полагалось иметь «двухдержавный стандарт», то есть русский Балтийский флот должен был быть сильнее совокупных морских сил Швеции и Дании. На Чёрном море, согласно положениям адмирала Лазарева, хотелось иметь полуторное превосходство над Турцией. Это позволяло бы России решать все свои проблемы в упомянутых регионах, в том числе и с помощью флотов.

В Крымскую всё совершенно изменилось. Во-первых, два русских флота получили противников, воевать с которыми вообще не рассчитывали. Речь, конечно же, об Англии и Франции. Кроме того, с 1854 по 1856 год произошёл скачок технологий, появились новые типы и новые виды вооружений, против которых старые парусные корабли эффективно действовать не могли. Проще говоря, промышленная революция выплеснулась в военное дело и полностью изменила взгляды как военных, так и правителей. Причём скачок был двойным и почти одновременным: сначала паровые корабли начали вытеснять парусные, а потом броненосные вытеснили деревянные. Возник кризис военной и военно-морской науки, который обуславливался отсутствием идей о том, как и где применять новое оружие.

Портрет великого князя Константина Николаевича, 1848 год, художник — Е. Ботман
«Портрет великого князя Константина Николаевича», 1848 год, художник — Е. Ботман

Во главе российского морского ведомства в 1853 году встал великий князь Константин Николаевич, на которого и пришёлся период реформ во флоте. Справился ли он? Вот об этом и поговорим.

Беспомощный флот

В 1855 году Константин Николаевич во всеподданнейшем отчёте императору Александру II писал: «вследствие переворота, произведённого во флотах всех наций введением винтового двигателя, все прежние парусные суда наши должны быть заменены судами паровыми…». Он же писал в письме наместнику на Кавказе князю А. И. Барятинскому: «…Мне предоставлено доверием Государя создать России флот, ибо у нас нет флота».

И вот здесь уже возникают первые вопросы. Почему парусный флот сразу же списали со счетов? В российской морской науке прямо-таки укрепилось мнение, что парусные корабли не могут сражаться с паровыми. Меж тем мы имеем два примера таких боёв. Это сражение техасского парусного флота с мексиканским паровым флотом при Кампече и бой 44-пушечного фрегата «Флора» с тремя турецкими пароходами. Причём если о сражении в далёком Мексиканском заливе Константин Николаевич теоретически мог не знать, то уж о бое «Флоры» был обязан знать просто по положению!

Бой Флоры с турецкими пароходами у мыса Пицунда 9 ноября 1853 года
Бой «Флоры» с турецкими пароходами у мыса Пицунда 9 ноября 1853 года

На тот момент ни одна из морских держав совершенно не понимала, как использовать флот, который состоит из самоходных батарей, винтовых кораблей, колёсных кораблей и просто парусников, как единое целое. Ведь в составе тех же морских сил Англии были и чисто парусные корабли, и паровые колёсные, и винтовые, и самоходные броненосные батареи, и броненосцы. Конечно, было бы хорошо иметь флот из одних броненосцев или из одних винтовых кораблей, но это недостижимые мечты.

Меж тем, в документе морского ведомства от 1858 года мы читаем следующее: «обстоятельства привели высшее Морское начальство к необходимости создавать флот вовсе новый, ибо прежний парусный флот — Черноморский — погиб, защищая Севастополь, а Балтийский — силою вещей обратился в ряд блокшивов, которые оставалось разобрать на дрова».

Но одно дело — вводить в строй два-три новых вымпела в год, сохраняя старый костяк, а совершенно другое — срочно строить весь флот с нуля! И при этом никто не давал гарантии, что через год этот вновь выстроенный флот не устареет.

В России же получилась прямо анекдотическая ситуация. На 1853 год Балтфлот составлял 26 линейных кораблей, девять фрегатов, девять пароходов плюс мелкие суда. В 1856 году — 22 корабля, 14 фрегатов, одиннадцать пароходов, около 60 паровых канонерских лодок, плюс мелкие суда. На 1861 год — одиннадцать линейных кораблей, пять фрегатов и мелкие суда.

Архимед — первый русский винтовой фрегат, построен в 1848 году
«Архимед» — первый русский винтовой фрегат, построен в 1848 году

Но может быть снижение численности флота сопровождалось качественным его улучшением? Нет. Уже в 1855 году в море были выведены и участвовали в боевых действиях броненосные батареи. Россия же решила… копировать западные нововведения с пяти- семилетним отставанием. И начала переделку своих парусных кораблей в винтовые. Так были оснащены паровыми машинами парусные линейные корабли — 74-пушечные «Константин» и «Выборг» и 84-пушечные «Гангут» и «Вола». Однако сделано это было на таком уровне, что вымпелы даже из порта выйти не могли. Построенные новые винтовые 84-пушечные «Орёл» и «Ретвизан» и 11-пушечный «Император Николай I» обладали плохой мореходностью — даже при малейшем волнении нельзя было использовать нижние пушечные порты.

И строилось это всё тогда, когда Франция заканчивала постройку «Глуара», а Англия — «Уорриора».

Наверное, в этой ситуации следовало бы остановиться, подумать, что можно сделать с теми деньгами, какие есть, и с теми технологиями, которые доступны.

В этом плане начавшаяся в 1861 году американская Гражданская война показала импровизации, не требовавшие суперразвитой промышленности или диких вложений. Они просто были здравыми решениями, основанными на анализе ситуации. Так, южане, захватив полусгоревший винтовой фрегат северян «Мерримак», сделали очень простую вещь — снесли на нём верхнюю палубу по ватерлинии и построили сверху на несущих досках бронированный железный каземат, где разместили орудия. Получился вполне себе пристойный броненосец, который с честью выдержал ближний бой с «Монитором». Ещё раз: «Вирджиния» — это полнейший экспромт, а броню для фрегата получили, просто прокатав железнодорожные рельсы.

Бой Монитора и Вирджинии
Бой «Монитора» и «Вирджинии»

Идея «Монитора» также давным-давно витала в воздухе — в 1854 году была спроектирована и практически построена так называемая батарея Стивенса.

То есть морские офицеры и судостроители, интересующиеся военно-морским прогрессом, вполне были в курсе подобных мыслей. Так почему же у нас не возникло хотя бы проектов таких кораблей?

Если «Монитор» действительно можно считать прорывным проектом, то уж «Вирджиния» напрашивалась сама после использования французских береговых батарей у Кинбурна.

Русское же морское ведомство просто копировало чужие решения с задержкой и жаловалось на горькую судьбу. Вот Константин Николаевич: «Переворот в кораблестроении совершенно изменил отношение морских сил России к силам морских держав… Мы находимся ныне в положении беззащитности с моря, и не только наступательная, но и оборонительная война с морскими державами в настоящее время для России невозможна». Или вот директор канцелярии морского министерства К. А. Манн: «Это было постоянное пересоздание флота на началах, каждый раз не имеющих ничего общего с прежними… Корабельная архитектура была поколеблена в самых существенных своих основаниях».

Понимая, что Морштаб не может осмыслить прогресс в военном деле и совершенно не знает, куда двигаться, в определённый момент решили — а… не будем ничего делать вообще. Мол, промедление с внедрением броненосного судостроения в России — это вполне мудрая политика, направленная на изучение чужого опыта использования новых типов кораблей.

Американский Монитор
Американский «Монитор»

Наверное, следовало бы определить доктрину, согласно которой надо будет строить новый флот. Определить его задачи — и на ближайшее будущее, и, например, лет на пять вперёд. Более того, из-за того, что побережье России представляет четыре слабо связанных между собой театра военных действий, следовало определить, какой театр будет главным, а какие — вспомогательными. Где держать основные силы, а где ограничиться морской обороной? Какие типы кораблей строить и чего добиваться?

Ничего этого не было сделано.

Броненосцы для флота

Однако проблема была в том, что мировые кризисы никуда не делись, а участие в них России как одной из великих держав было предопределено заранее. В 1863 году, во время восстания в Польше, так и случилось.

Морской штаб решил отправить к Нью-Йорку и Сан-Франциско две русские эскадры. Повсеместно считается — для крейсерской войны. В принципе, такие задачи были, но они считались далеко не основными. Корабли решили выслать в море, чтобы… англичане не спалили их в базах. В полном соответствии с воззрениями Константина Николаевича о беспомощности флота.

Русская эскадра в гавани Нью-Йорка
Русская эскадра в гавани Нью-Йорка

Самое плохое в этой ситуации то, что сначала Россия выслала крейсера в море, а потом в правительстве и Морштабе начали думать. Цитата из В. П. Костенко «На «Орле» к Цусиме»: «Особый комитет под председательством генерал-адъютанта Крыжановского признал, что Кронштадт нельзя защитить одними береговыми укреплениями при нападении с моря». То есть получилось, что, выслав корабли, Морштаб оставил столицу без защиты.

И далее началось лихорадочное решение проблемы пост-фактум. Морское министерство, чтобы обезопаситься от вмешательства англичан, решило строить мониторы для защиты Кронштадта и балтийского побережья. Потом пришли к тому, что для обороны этого недостаточно и нужна броненосная флотилия. В 1864-м петербургские верфи судорожно «с полным напряжением сил» приступили к постройке однобашенных мониторов с двумя орудиями в башне типа «Стрелец» и одного двухбашенного типа «Смерч». Одновременно строились две плавучие броненосные батареи, «обрастали» бронёй фрегаты «Севастополь» и «Петропавловск». Все боевые единицы вошли в состав флота к кампании 1864 года.

«На постройке первых 15 броненосных кораблей за один год сформировалась молодая судостроительная промышленность. Она послужила основой для дальнейшего роста броненосного флота».

Надо сказать, что первую броненосную батарею «Первенец» заказали в Англии, а по её подобию на русских верфях построили ещё две — «Не тронь меня» и «Кремль». Кроме того, были заложены десять однобашенных мониторов типа «Ураган» и двухбашенная броненосная лодка «Смерч».

Броненосная батарея Кремль
Броненосная батарея «Кремль»

Для Балтики, особенно для её мелководной восточной части, это были неплохие корабли. Но изначально было понятно, что они могут исполнять только ограниченный круг задач. Именно поэтому в планах появилось строительство сначала броненосных фрегатов (спущены на воду в 1867 году), а потом и башенных броненосных фрегатов (вступили в строй только в 1871 году). На 1871 год российский Балтийский флот имел в своём составе 23 броненосца — сила вроде бы немалая. Но… опять проблема. Эти броненосные суда были столь разнородны, со столь разными характеристиками, что использовать их вместе не представлялось возможным. Если же из этого количества вычесть мониторы и броненосные лодки, пригодные лишь для действий в мелководьях, то для работы за пределами «Маркизовой лужи» Россия имела 12 броненосных кораблей, из них три — медленные самоходные батареи со слабыми двигателями.

Самым многообещающим в период 1856–1860 годов был Тихоокеанский театр. Там губернатор Восточной Сибири Муравьёв продолжал экспансию на восток, и в 1858–1859 годах стянул в состав военно-научной экспедиции следующие силы: пароходо-корвет «Америка», транспорт «Японец», корветы «Воевода», «Боярин», «Новик», клиперы «Стрелок» и «Пластун».

Пароходо-корвет Америка, художник — В. Шиляев
Пароходо-корвет «Америка», художник — В. Шиляев (источник фото)

Осмотрев Порт Мэй (будущую бухту Золотой Рог), он отписал в Петербург: «Бухту Посьета мы отмежёвываем себе и границу проводим до устьев реки Тюмень-Ула, которая составляет границу Кореи с Китаем. Не хотелось бы захватывать лишнего, но оказывается, необходимо: в бухте Посьета есть такая прекрасная гавань, что англичане непременно бы её захватили при первом разрыве с Китаем».

По идее, нужно было усиливать Сибирскую флотилию и искать возможность занять незамерзающие порты в Корее или на острове Цусима. На Цусиме чуть-чуть не состоялась русская база — побоялись дипломатического протеста Японии в 1861 году (Япония тогда представляла собой средневековое государство) и корабли от Цусимы отозвали.

Благодаря морскому ведомству и великому князю Константину Николаевичу Россия лишилась Аляски. Дело в том, что российско-американская компания (РАК) была подчинена Морштабу, который, соответственно, отвечал за оборону Русской Америки. Константин Николаевич вполне сознавал слабость русских сил на Дальнем Востоке и решил от компании и от её владений избавиться. Ведь тогда не нужно будет их оборонять, и в случае чего Морской штаб не обвинят в сдаче Аляски. Через своего ставленника в министерстве финансов — Рейтерна — он сначала сделал РАК убыточной, а потом настоял на ликвидации компании и продаже Аляски.

Итого

Сказав много плохого, скажем и хорошее. Часть реформ давно назрела и была правильной и своевременной. Например, борьба с приписками и искажениями реального состояния дел. Генерал-адмирал российского флота великий князь Константин Николаевич писал: «Взгляните на годовые отчёты, везде сделано всё возможное, везде приобретены успехи, везде всё водворяется если не вдруг, то, по крайней мере, поспешно… Взгляните на дело, всмотритесь в него, отделите сущность от бумаги — то, что есть, от того, что кажется, правду от неправды, и редко где окажется прочная, плодотворная польза. Сверху блеск, внизу гниль». И далее он втолковывал чиновникам ведомства очевидное: «Требую откровенного изложения тех несовершенств и непорядков, которые следует устранить… Нужно, чтоб факты, а не фразы хвалили нас».

Великий князь Константин Николаевич
Великий князь Константин Николаевич

Отмену телесных наказаний, практику круглогодичных плаваний, стажировку в иностранных флотах тоже можно отнести в плюс. Но если в целом оценивать реформу русского флота 1856–1871 годов, выводы будут противоречивые. Во-первых, была принята доктрина «малого флота» и крейсерской войны. Строились либо крейсера, либо броненосцы береговой обороны. Дошло до того, что русский флот даже на Балтике уже не мог выполнять задачи. Во-вторых, корабли строились небольшими сериями, обладали совершенно разными характеристиками и плохо подходили для совместных действий. В-третьих, не было разработано концепции строительства флота, чаще всего копировались образцы западной техники, которые нравились морскому министру или документация по которым попала в Россию. В- четвёртых, не изучались сильные и слабые стороны копируемой техники, её даже не пытались улучшать. И, наконец, из-за нерегулярного и малого финансирования часть кораблестроительных программ так и осталась лишь набором благих пожеланий.

В общем, реформы великого князя Константина Николаевича можно оценить как неоднозначные, и неоднозначность эта была обусловлена низкой образованностью и технической грамотностью русского морского ведомства.

Но была ли альтернатива? На мой взгляд — вполне себе была. И как пример, можно сравнить развитие военно-морских сил в США, причём во время Гражданской войны (как на Севере, так и на Юге). Там обе стороны использовали весь арсенал технических новинок, нашли области применения для новой техники, сначала ставили перед конкретными типами кораблей задачи, а потом уже брались за их постройку/покупку и использование. И в результате к 1867 году США смогли создать флот, соперничавший с британским и французским. И это — при кратно меньших вложениях в его строительство по сравнению с упомянутыми странами.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Увидеть Пентагон и умереть
Согласно распространённому мифу американцы никогда не воевали на своей территории. На самом деле — воевали, да ещё как.
25K
25
7
362
«И полилось на асфальт красное вино марки 11 сентября…»
Сегодня 11 сентября в массовом сознании — день атаки на американские башни-близнецы. Но кровавый ореол эта дата приобрела почти за 30 лет до трагических событий 2001 года.
17K
21
7
170
7 мировых войн, которые так и не случились
Парадоксально, но факт: именно ядерному оружию мы обязаны тем, что вот уже 70 лет без страха смотрим в мирное небо над головой. Большая война слишком дорого обойдется миру. Но всё же было немало случаев, когда историю человечества от крайне бесславного завершения отделял всего один приказ и даже одно нажатие кнопки.
15K
16
11
80
Конец света заказывали?
Ещё 5 мировых войн, которые едва не случились из-за дурацких ошибок
Жутко осознавать, на каком хлипком волоске висит мировое равновесие, если такие незначительные оплошности едва не привели к взаимному уничтожению сторон. Мы уже рассказывали про 7 мировых войн, от которых нас спасло благоразумие и своевременные переговоры. А сейчас расскажем, насколько полезен принцип «семь раз отмерь, один раз нажми красную кнопку».
12K
15
4
67
Как Англия и Франция захватывали Камчатку
…или о важности знания географии
Мы говорим: Крымская война, думаем, конечно: Чёрное море. А ведь англо-французская коалиция тогда покушалась и на другой полуостров империи, но чуточку дальше — Камчатку.
15K
22
8
136
Как джентльмены спалили Вашингтон
Самое учтивое и аккуратное сожжение вражеской столицы в истории
В то время, когда Великая армия Наполеона бодро маршировала на Москву, а потом с печалью брела обратно по русским снегам, на американском континенте шла своя атмосферная война.
25K
33
10
84
Бахнем? Непременно бахнем!
4 нововведения Петра, сделавшие русскую артиллерию лучшей в Европе
От эпик фейла под Нарвой до эпик вина в Полтавском сражении не прошло и 9 лет. За это время успела измениться вся русская армия, но самую радикальную эволюцию проделала ее артиллерия. После того как пушки Петра стёрли армию Карла XII в порошок, русская артиллерия стала лучшей в Европе и удерживала первенство до тех пор, пока во Франции не пришел к власти один корсиканский артиллерист… Что же за крутые апгрейды пушек помогли Петру так всех нагнуть?
23K
21
18
306
8 самых отчаянных приземлений в истории военной авиации
Всякий, кто пытался забраться повыше, знает, что самое сложное — это потом целым и невредимым спуститься вниз. К самолетам утверждение относится в полной мере. Но отчаяние и воля к победе творят чудеса — когда все против тебя, и даже техника уже отказала.
16K
9
11
98
Ракеты для ракетного кризиса
В эти дни мир отмечает 55-летнюю годовщину событий, едва не ставших началом Третьей, уже ядерной, мировой войны — кризиса, известного в нашей стране как Карибский, а в США — как «Кубинский ракетный». Здоровой ядерной вишенкой на торте была ракетная дивизия с ракетами средней дальности (БРСД), способными поразить цели на большей части территории США.
16K
22
9
148
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

34K
33
49
501
Пять поворотных моментов операции «Багратион»: как немцы потерпели самое крупное поражение

Операция «Багратион» — крупнейшее поражение немецкой армии за всю её историю! Чтобы просто неудача и прорыв переросли во вселенскую катастрофу, нужно было не раз и не два сделать правильный выбор места и времени ударов, и добавить щепотку импровизации и мастерства. Что же именно происходило 75 лет назад во время Великой Отечественной войны?

28K
45
52
636
Прохоровка: о чём хочет забыть Die Welt?

Когда о каком-то факте или событии неожиданно и внешне немотивированно вспоминают, у людей в теме возникает вопрос: «О чём же они хотят забыть?». Статья в Die Welt о Прохоровке — именно такая. Самый лёгкий способ заставить о чём-то забыть — потопить воспоминания в крике и хайпе на постороннюю тему.

27K
65
170
1.5K
Мортсейфы от «воскрешателей»: как в Англии охотились за мертвецами

Ходячие мертвецы, упыри, вихты… Не из-за них ли на старых английских кладбищах до сих пор можно видеть железные «клетки» на могилах? А вот и нет! Мортсейфы ставили, чтобы тела не достались «воскрешателям». О кладбищенской войне, развернувшейся в Англии в XIX веке, — в материале WARHEAD.SU.

24K
24
9
204
Как живёт реактор? Путешествие на ЛАЭС

Сериал «Чернобыль» посеял семена сомнения по всему миру. Кажется, что даже после катастрофы на Фукусиме люди столько не интересовались атомными электростанциями, их безопасностью и тем, насколько опасна радиация. Вот и редакция WARHEAD.SU выделила наименее ценного сотрудника, замаскировала его под научного журналиста и отправила на Ленинградскую атомную электростанцию.

23K
27
32
89
Самолёт-перебежчик: 30 лет назад советский истребитель улетел на Запад без пилота

Ровно тридцать лет назад из социалистического лагеря прямо в капитализм сбежал самолёт. Нет-нет, не лётчик, а именно сам самолёт. Лётчик остался верен присяге, а вот самолёт, привлечённый капиталистическими миражами, рванул в страны Западной Европы, пролетев самостоятельно более девяти сотен километров.

22K
27
11
672
Страх и ненависть в Лапландии: амфетаминовый рейд Айво Койвунена

Финны вслед за союзниками-немцами в годы войны плотно подсели на метамфетамин. Широкий ассортимент побочных эффектов впечатлял: от депрессий и полного истощения сил до военных преступлений в припадках бешенства и сражений с «глюками». Особенно впечатляюще от «спидов» пострадал один финский разведчик. В отличие от Хантера Томпсона, у него было только тридцать таблеток — но ему хватило.

21K
31
18
826
Кто кого: мадьяры против всей Европы

Пока на берегах Европы хозяйничали викинги, на суше её жителей поджидала ничуть не меньшая напасть. Дальние родственники степенных финнов и эстонцев, они же — близкая родня сибирских оленеводов, научились у индоевропейцев, скифов и тюрков разному плохому, и устроили в Старом Свете фантастический кавардак на долгие полвека.

21K
41
29
974
От трагедии до фарса: три истории о том, как не надо обращаться с оружием

Личное оружие любит не только ласку и смазку, но и правильное обращение. А вот если с ним обращаться иначе, то последствия будут печальными. Увы, но во время войны были часты случаи, когда происходило именно так. Как пример — три истории о красноармейцах, обращавшихся с оружием не по уставу.

20K
29
25
207
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
124K
69
37
897
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

62K
60
18
742
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС
В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.
47K
38
73
361
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

45K
40
10
432
Бомбардировщик «Сотка»: бесполезный шедевр

Великий самолёт, превосходящий все аналоги, но погубленный интригами похлеще, чем в «Игре престолов». Речь идёт, разумеется, о бомбардировщике Сухого Т-4 «Сотка». Многие считают провал этой программы чуть ли не трагедией государственного масштаба. Так ли это и кого можно обвинить? Мы разобрались.

43K
34
9
466
Ликбез: что такое испанские терции и почему они проиграли?
Испанская армия больше ста лет господствовала на полях сражений. Испанцы громили всех, кто рисковал выступить против величайшей военной машины Европы. Но внезапно солдаты, которых боялись лучшие полководцы континента, начали проигрывать сражение за сражением. Почему?
40K
28
8
276
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

40K
32
23
467
Тест: какой вы боец спецназа?

Бойцы спецназа во многом взаимозаменяемы, но всё же у каждого из них есть своя специализация. Медики, штурмовики, группа поддержки… Пройдите наш тест и узнайте, что же вам ближе.

39K
2
2
90
Советские партизаны под итальянским солнцем: самый далёкий «фронт» Великой Отечественной

В ХХ веке жители СССР оказались в Италии не по своей воле — сюда их привезли нацисты на принудительные работы и смерть. Тысячам удалось бежать. Они продолжили войну в рядах итальянского Сопротивления, сражались плечом к плечу с британскими SAS и даже прошли победным маршем по улицам Рима под красным знаменем — на встречу с папой римским.

36K
47
6
284
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории
На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!
124K
69
37
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

90K
50
9
869
Ликбез: зачем танку бревно
Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.
75K
35
26
457
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе
Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.
71K
30
12
172
Тест: Какой вы военачальник?
Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.
70K
5
3
276
Мгновение до апокалипсиса: что происходит внутри термоядерной бомбы
Что происходит внутри дошедшей до цели термоядерной боеголовки? Много удивительных и красивых, с точки зрения физики, вещей. Правда, перед самым апокалипсисом о них вряд ли кто-нибудь подумает, поэтому мы расскажем о зарождении ядерного взрыва прямо сейчас.
64K
29
28
679
Одна пуля, изменившая ход великой войны
«Friendly Fire Isn’t Friendly» (дружественный огонь ни разу не дружественный) — эту истину знают все, кто хоть раз побывал в зоне боевых действий. Он часто приводит к трагическим последствиям. А один неизвестный иракский солдат из расчёта противовоздушной обороны ухитрился таким образом изменить весь ход Второй мировой войны.
64K
18
12
302
Гранатомёт Таубина: как Сталин не получил супероружие
Хотите предложить товарищу Сталину оружие, которое убьёт всех врагов? А конструктор Таубин сделал такое оружие в реальности. Казалось бы — вот оно! Сейчас Рабоче-Крестьянская Красная Армия покажет империалистам. Однако на вооружение вундерваффе так и не приняли. Почему?
63K
26
27
328
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

62K
60
18
742