itemscope itemtype="http://schema.org/WebPage"

Трудный день британской авиации

Немцы сокрушительным ударом взломали Западный фронт, и лицо войны изменилось не только на земле. 21 марта 1918 года британские «Рыцари неба» внезапно поняли, что им многое придётся осваивать заново.

/
13K
57
7
224
Фото: IWM

Немцы сокрушительным ударом взломали Западный фронт, и лицо войны изменилось не только на земле. 21 марта 1918 года британские «Рыцари неба» внезапно поняли, что им многое придётся осваивать заново.

Никакой романтики

К весне 1918 года авиация успела утратить немалую часть своего экзотического флёра. В 1914-м пилоты выглядели полумагами, невесть как поднимавшимися в воздух на немногочисленных хрупких аэропланах. Позже авиация стала прибежищем тех, кто желал действовать; туда шли оставшиеся без дела офицеры-кавалеристы, пехотинцы, не желавшие окопной грязи, и артиллеристы, которым хотелось острых ощущений, а не стрельбы по площадям с закрытых позиций. К ним присоединялась пылкая молодежь с гражданки, очарованная новизной и первыми легендами о воздушных рыцарях.

Но на последнем году войны качественный и количественный рост авиации задвинул романтику на второй план. Пришло время подготовленных профессионалов, тактически грамотных и знающих предел своих возможностей и возможностей противника.

С начала 1918 года британская авиация, как и вся остальная армия, от главкома до последнего солдата, ждали неизбежного немецкого удара.

Британские пилоты изучают карты
Британские пилоты изучают карты (фото: IWM)

21 марта 1918 в 4:40 утра горизонт вдоль фронта Пятой и Третьей британских армий озарился вспышками залпов 6500 немецких орудий и 3500 миномётов.

Настало время заводить моторы.

Истребители

Все любят лётчиков-истребителей. Молодых отважных мужчин, которые, если верить пропаганде и их некритически настроенным биографам, легко сбивают троих супостатов до сытного обеда, а потом ещё двух перед вечерним шампанским.

В рамках подготовки к наступлению немцы сделали то, чем они особенно прославятся в следующей войне. Не обладая количественным превосходством над противником, они сконцентрировали на главном направлении ударный кулак. На 570 английских самолётов в первый день наступления приходилось 730 немецких.

Но первый сюрприз британским истребителям преподнесли немецкие артиллеристы. Британцы считали вполне нормальным держать свои аэродромы прямо возле линии фронта — это повышало шансы на перехват вражеских самолётов и позволяло истребителям сразу бросаться в бой. Однако 21-го числа немецкая артиллерия начала беспокоящие обстрелы практически всех аэродромов в пределах своей дальности, осложняя взлётно-посадочные операции и вынуждая наземный персонал то прятаться в укрытиях, то пытаться спасать материальную часть.

Немецкая артиллерия на Западном фронте
Немецкая артиллерия на Западном фронте (фото: IWM)

Часть эскадрилий и вовсе быстро обнаружила, что от прорывающейся немецкой пехоты надо энергично убегать. Так, 8-й эскадрилье, чей аэродром находился всего в шести километрах позади линии фронта, пришлось срочно сниматься с места уже в 11 утра. К этому моменту откатывающаяся британская артиллерия била прямой наводкой прямо с окраины лётного поля, а мимо бежали неорганизованные группы пехоты. В таком же положении оказалась 5-я эскадрилья воздушных сил флота, которая к обеду полетела в тылы, сжигая ангары и склады с имуществом.

Мрачная ирония — одной из последних полученных депеш перед отступлением был приказ из штаба об организации парников для выращивания овощей для нужд личного состава.

Второй проблемой стал сильный туман, накрывший многие аэродромы чуть ли не на бóльшую часть дня. В результате вместо предусматриваемой планом мощной завесы из собственных истребителей над полем боя получились лишь отдельные и нерегулярные вылеты разрозненных групп самолётов. Тем не менее в воздухе разгорелись жаркие стычки, после которых обе стороны не отказывали себе в заявках на сбитых противников.

Немцы заявили сбитыми 11 британских самолётов: пять «Сопвич Кэмэл», четыре S.E.5 и два «Спада». Британцы признали потерю четырех самолётов в воздухе (двух «Сопвичей», одного S.E.5 и одного «Уитворта») и еще четырёх в результате аварийных посадок из-за повреждений немецкими истребителями. Характерно, что в авариях при взлётах и посадках было потеряно так же четыре самолёта, а немецкая артиллерия повредила 11 британских машин на собственных аэродромах.

Британцы заявили 14 немецких самолётов уничтоженными и ещё 23 «вероятно уничтоженными». По немецким данным их потери от всех причин, включая аварии, в этот день составили восемь самолётов.

Британские истребители SE5 на Западном фронте
Британские истребители SE5 на Западном фронте (фото: IWM)

Британские асы 21-го марта выдали желаемое за действительное значительно круче немцев.

Артиллерия

Все эти «бойся фрица от солнца», «собачьи свалки» и длинные списки воздушных побед само по себе очень здорово, но не главное. В реалиях Великой войны основная ценность авиации заключалась в возможности корректировать огонь артиллерии и наблюдать за действиями противника.

В феврале 1918 года в британском документе «Задачи авиации в обороне» прямо говорилось, что основная задача авиации — «Корректировка огня своей артиллерии с целью максимального повышения его эффективности». Истребителям надо было дать спокойно работать своим корректировщикам, в то же время гоняя вражеских.

Начиная с весны 1915 года авиация серьёзно и обстоятельно училась взаимодействовать с артиллерией, используя самые передовые достижения науки и техники. К концу 1917 года корректировка огня даже отдельных батарей по радио стала обыденным делом. На земле была создана сложная система связи и обработки сообщений.

Но вот беда, вся эта система росла и крепла в условиях позиционной войны и почти неподвижного фронта…

Британская артиллерия во время немецкого наступления
Британская артиллерия во время немецкого наступления (фото: IWM)

Туман приковал к земле и самолёты-наблюдатели. Первый английский R.E.8 из 59-й эскадрильи поднялся в небо в шесть утра. С него около часа вели трансляцию о ходе немецкой артподготовки, после чего он стал жертвой редкой случайности: летевший по своим делам в сторону британских позиций немецкий снаряд из полевого орудияпрошил машину в воздухе насквозь, не взорвавшись.

Наведение собственной артиллерии полностью провалилось на всём протяжении фронта.

Та же самая 59-я эскадрилья за весь день ни разу не сумела установить связь с артиллерий. Единственное, что смогли сделать пилоты — довольно архаично (по меркам 1918 года) сообщить штабу IV корпуса о замеченных немцах. Для этого прямо на штабные блиндажи сбросили сумку с написанным от руки донесением.

Причина крылась в полностью развалившейся системе связи и хаосе на земле. Штабы и центры связи оказались под плотным огнём, а некоторые вскоре присоединились к отступлению. Артиллерийские батареи либо захватывал противник, либо они сами отступали. Громоздкое радиооборудование в большинстве случаев оказывалось в самом конце очереди того, что надо спасать — его просто бросали. Даже те, кто забирал оборудование с собой, не торопились вновь разворачивать неудобные антенны и приёмо-передатчики, которые скорее на словах, чем на деле, назывались «переносными».

Истребители Sopwith Camel
Истребители Sopwith Camel (фото: IWM)

Артиллерийские штабы часто сами плохо представляли себе обстановку и куда делись их подчинённые; им было не до авиаторов. В результате самолёты могли часами кружить, так ни до кого и не докричавшись.

Проблемы возникли даже с передачей разведданных после посадки. Большинство магистральных телефонных линий оказалось уничтожено. Уже к полудню на всем фронте Пятой армии 13 пехотных дивизий повисли на одной-единственной живой линии. Так что и при передаче с аэродромов важная информация никак не могла пробиться в общем потоке до адресатов.

На бреющем полёте

В «Задачах авиации в обороне» британской авиации поручались «атаки вражеских резервов, транспортных колонн, артиллерийских позиций и пунктов выгрузки», но удары по вражеским наземным силам были именно тем, чем британские лётчики хотели заниматься меньше всего.

Первые эксперименты по непосредственной воздушной поддержке своих войск на земле начались весной семнадцатого, и концу года британцы во время наступления при Камбре выделили уже четыре эскадрильи для ударов по немцам с малых высот. Результаты вышли двойственными.
Командование (особенно сухопутное) считало, что при скромных достигнутых результатах в этом направлении надо работать и дальше. Авиаторы придерживались мнения, что атаки с малых высот — это прямая дорога в могилу, они только отвлекают силы от борьбы с немецкими самолётами.

Истребитель SE5 в полёте
Истребитель SE5 в полёте (фото: IWM)

Потери при атаках наземных сил действительно в разы превосходили потери в воздушных боях, а пилоты жаловались, что «выживание при атаках с малых высот оставлено на дело случая и никак не зависит от личного мастерства». Не упрощало ситуацию и то, что для атак не было подходящей техники.

Первый британский специализированный самолёт-штурмовик «Сопвич Саламандра» не поступал в войска до октября 1918 года — и фактически опоздал на войну.

Каждый доступный самолёт независимо от типа стал бросаться на атаки наземных частей немцев. Целей было в избытке — на многие километры вокруг весь фронт пришёл в движение, и все поля и дороги забили немцы.

Результаты вышли сомнительные. Пилоты докладывали о многочисленных удачных попаданиях, но эффект от попадания 25-фунтовых бомб и пулемётных обстрелов с отдельных самолётов не мог быть значительным. Немцы добросовестно фиксировали атаки, но не сообщали о сколь-нибудь чувствительных потерях от огня самолётов.

Потери за день от огня с земли составили четыре самолёта сбитыми и 11 повреждёнными, причём три из сбитых были корректировщиками R.E.8. Большие и маломанёвренные самолёты (их строили для стабильной работы на высоте) отважно жались к земле в надежде «положить бомбу прямо бошу на макушку» и гибли под огнём пехоты.

RE8
RE8 (фото: IWM)

Тем не менее, с этого дня массированные вылеты на штурмовку стали данностью для большинства эскадрилий. В условиях немецкого прорыва было уже не до жиру и ущемлённого самолюбия.

Новая заря

21 марта 1918 года и последующие дни изменили лицо авиации. Вопрос поддержки собственных наземных войск и нанесения ударов по вражеским тылам резко стал основным, а авиаторам пришлось учиться действиям при маневренной войне.

С другой стороны, именно 21 марта стали особенно ярко проявляться такие основные качества авиации, как мобильность и оперативность.

Первые эскадрильи, переброшенные из состава соседних британских армий, начали приземляться на передовых аэродромах в зоне немецкого удара уже после 14:00, а к ночи удары по немецким тылам наносили практически все британские бомбардировочные эскадрильи, бывшие во Франции.

21 марта 1918 года изменило войну не только на земле, но и воздухе. Это был не просто «трудный день» для авиации, но и день, который навсегда изменил её будущее.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Битва при Сволли
Двое против тридцати

5 сентября 1612 года маленькая английская эскадра из четырех кораблей — Red Dragon, Hosiander, James и Solomon, — бросила якорь на рейде индийского порта Сурат в устье реки Тапти. Командовал ей капитан Томас Бест. Его экспедиция была последней отчаянной попыткой Ост-Индской компании наладить в здешних краях торговый пост. В 1609 году король Иаков, разозлённый отсутствием результатов, дал ей три года сроку. Если бы Бесту не удалось добиться успеха, Компании оставалось бы несколько месяцев.

29K
22
7
0
15 головоломных фактов о войне в Корее

Что мы знаем о чучхе? Ничего. И то не все. Корейская война 50-53 годов — из разряда тех исторических событий, где все участвующие стороны «предательски напали из засады», виноватых не найти, да и кому перед кем извиняться — непонятно.

76K
92
115
30
Дарфурская резня
Кровавое наступление сахарских песков

О резне в суданской провинции Дарфур все уже успели подзабыть за более яркими конфликтами. Но её стоит вспомнить в качестве примера, как изменения климата могут влиять на судьбы стран и народов.

49K
28
4
73
Война за ухо Дженкинса
«Псс, не хотите немного Casus Belli?»

«Сasus belli» — формальный повод к войне. Этот термин ввели в оборот юридически грамотные римляне, задолго до нас знавшие свои права. Классический пример повода к войне — пресловутый «сараевский выстрел». Но история знает и куда более сюрреалистические casus belli. Не правда ли, занятно, когда в названии войны присутствует часть человеческого тела? Осталось ответить на вопрос: кто, кому и что отрезал, а главное, зачем? И почему только ухо? Чего так скромно? Отправимся за ответами в не столь далёкий XVIII век.

18K
26
2
63
4 примера идиотских поражений
Когда «логику придумали трусы!»

Иногда провальность выбранной стратегии и тактики лежат на поверхности. Но тщеславие и жажда лёгкой победы настолько застилают глаза полководцам, что ведут их прямиком к позорному поражению.

46K
60
0
76
Сэндвич «Цезарь»
Самая необычная осада древности

«Пришёл, увидел, победил», — сказал про себя великий Цезарь в 47 году до н.э. Однако в 52 до н.э. крылатое выражение могло бы звучать как «пришёл, увидел, осадил». Или, если ещё точнее: «пришёл, организовал инженерно-сапёрные работы, построил осадные укрепления, чуть было не лишился головы, когда подошло галльское подкрепление, но в последний момент, благодаря контратаке и личному обаянию, всё-таки победил».

20K
27
5
93
Атака лёгкой кавалерии здорового человека
Как польская конница совершила невозможное и открыла Наполеону дорогу на Мадрид

Любители истории прекрасно знают, что такое «Атака лёгкой кавалерии» (ей посвящены и картина, и поэма, и фильм с одноимённым названием). В битве под Балаклавой элитная бригада британской конницы из-за ошибки командования угодила под перекрёстные залпы русских пушек и ружей. И хотя отчаянные британцы под ураганным огнём прорвались-таки к назначенной им целью батарее и попутно опрокинули казачий полк, контратака русских улан заставила их отступить. Бригада понесла катастрофические потери, а бой стал для бриттов образцом «слабоумия и отваги» — первое в отношении командования, второе — всадников.

33K
28
27
249
Самые глупые поводы для войны (1/2)
За что умирали люди: футбол, гуано и религиозные видения

Война — дело серьёзное. И повод для неё нужен серьёзный. Например, уникальные месторождения невредных ископаемых, фокусы с оружием массового поражения, геноцид… Но попадаются и ещё более уважительные причины.

24K
20
4
100
Самые глупые поводы для войны (2/2)

В первой части нашей подборки перечислены далеко не все идиотские причины кровопролитных войн. К сожалению, таких примеров в истории было довольно много. Вот ещё несколько.

22K
15
10
111
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

375K
152
100
897
Правда ли? Эсэсовцы массово воевали во французском Иностранном легионе

Французский Иностранный легион имел германский акцент с первых дней: король Луи-Филипп создал его в 1831 году из наёмных немецких и швейцарских полков. Непростое, но массовое присутствие немцев в Легионе продлилось полтора века — его не прекратили ни мировые войны, ни взаимная ненависть французов и немцев.

276K
101
20
336
Азербайджанский эксперт — о войне и мире в Нагорном Карабахе

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере о взятии под контроль города Джебраил (Мехакаван) и нескольких сел, прилегающих к Нагорному Карабаху. Армянская сторона не подтверждает это заявление и сообщает о гибели мирных жителей под обстрелами в городах Шуша и Степанакерт.

133K
49
124
132
Зенитная самоходка «Деривация»: отличная новинка — или полный провал?

В последние годы российский ВПК показал большое количество новых образцов военной техники. Многие из них вызывают критику — и часто справедливую. Но порой ругают проекты, которые этого не заслуживают. Один из подобных примеров — новая ЗСУ «Деривация». Давайте разберёмся подробно.

202K
69
90
114
Как начинают войны: ликбез

Чтобы пересчитать все горячие точки планеты в 2017, вам не хватит пальцев обеих рук. В 2016 году в них погибло более 130 тысяч человек, что значительно меньше, чем в 2014, но примерно столько же, сколько в 2015. Хотя официально ни одной войны сейчас не идёт. Война вообще-то запрещена.

272K
73
12
274
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

170K
45
14
81
Чёрные и белые мифы о ленд-лизе: в трёх соснах

Вторая мировая война — и ленд-лиз. А можно ли было вообще без него? Здесь не будет срывания покровов и погружения в нюансы, но большинство спорщиков о ленд-лизе обычно блуждают именно в этих трёх соснах.

116K
146
445
884
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

145K
80
59
467
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

137K
105
27
869
Авиакатастрофы 1946 года: СССР и Китай

Твоя безопасность в XXI веке, при полёте на чартере "ФигЗнаетКакМыПолучилиЛицензиюАвиа" из Москвы в Ларнаку, вполне себе обеспечена статистикой. Шансы разбиться всего один к десяти миллионам. Думаешь так было всегда?

16K
14
0
0
Первый закон Рима

Римские законы XII таблиц это настоящий памятник юриспруденции. Это основа основ общемирового права вообще! Короче говоря, это классика, это знать надо. Но как они дошли до жизни такой, зачем римляне заморочились и записали свои обычаи?

13K
18
3
0
Эффект кумулятивного действия: Баньцао

Что-то давненько я не писал про аварии на дамбах, так что сегодня решил исправить это упущение. Итак, одна из крупнейших аварий на гидросооружениях — прорыв дамбы Баньцяо, август семьдесят пятого. Эффективный менеджмент made in China.

1.5K
13
1
0
Прогрессоры «Тёмных Веков»

«Тёмные Века» в представлении обывателей это мрак, ужас и смерть разума. Но на самом деле это важнейший период европейской цивилизации, когда античность была перекована в новую форму мышления, без которой последующий взлёт Европы был бы невозможен.

3.9K
11
3
0
Индийские СМИ клеймят «китайского шпиона» подонком и мошенником

Арестованного по подозрению в шпионаже на Китай индийского журналиста Раджива Шарму его коллеги характеризуют как «мошенника» и «подонка». В частности, он продавал одну и ту же информацию российским и китайским медиа, меняя ее так, чтобы она соответствовала интересам страны-заказчика.

2.4K
7
0
0
Когда переборщил с маркетингом: Первый Крестовый Поход

В 1096 году Папа Римский Урбан Второй призвал всю Европу пойти в крестовый поход и призвал так убедительно, что сам остался не особо доволен. Кроме бронированных терминаторов в Палестину отправились вообще все, в том числе крестьяне, женщины, дети, инвалиды и прочие очень нужные в военном походе личности.

4K
8
2
0
Спутник для подлодки

Боевой прицеп с ракетам, диверсантами и другими полезными вещами для подводной лодки.

2.4K
11
0
0
Эффект кумулятивного действия: Пожар на «Гюнешли»

В комментах к «Альфе» меня попросили рассказать о пожаре на нефтяной платформе № 10 месторождения «Гюнешли». Рассказываю. Географически это Каспий. Хронологически — 2015 год, 4 декабря. Юридически — стихийное бедствие, никто не виноват. Фактически — классика жанра «техногенка».

1.4K
4
0
0
«Здравствуйте, я от Гитлера» История Вилли Гѐрольда

Ефрейтор Вилли Герольд в апреле 1945 года выдавал себя за капитана Люфтваффе, и куролесил по немецким тылам — да так, что в конечном итоге потерял голову на британской гильотине.

4.1K
10
4
0