Трудный день британской авиации

Немцы сокрушительным ударом взломали Западный фронт, и лицо войны изменилось не только на земле. 21 марта 1918 года британские «Рыцари неба» внезапно поняли, что им многое придётся осваивать заново.

/
9.1K
50
7
224
Фото: IWM

Немцы сокрушительным ударом взломали Западный фронт, и лицо войны изменилось не только на земле. 21 марта 1918 года британские «Рыцари неба» внезапно поняли, что им многое придётся осваивать заново.

Никакой романтики

К весне 1918 года авиация успела утратить немалую часть своего экзотического флёра. В 1914-м пилоты выглядели полумагами, невесть как поднимавшимися в воздух на немногочисленных хрупких аэропланах. Позже авиация стала прибежищем тех, кто желал действовать; туда шли оставшиеся без дела офицеры-кавалеристы, пехотинцы, не желавшие окопной грязи, и артиллеристы, которым хотелось острых ощущений, а не стрельбы по площадям с закрытых позиций. К ним присоединялась пылкая молодежь с гражданки, очарованная новизной и первыми легендами о воздушных рыцарях.

Но на последнем году войны качественный и количественный рост авиации задвинул романтику на второй план. Пришло время подготовленных профессионалов, тактически грамотных и знающих предел своих возможностей и возможностей противника.

С начала 1918 года британская авиация, как и вся остальная армия, от главкома до последнего солдата, ждали неизбежного немецкого удара.

Британские пилоты изучают карты
Британские пилоты изучают карты (фото: IWM)

21 марта 1918 в 4:40 утра горизонт вдоль фронта Пятой и Третьей британских армий озарился вспышками залпов 6500 немецких орудий и 3500 миномётов.

Настало время заводить моторы.

Истребители

Все любят лётчиков-истребителей. Молодых отважных мужчин, которые, если верить пропаганде и их некритически настроенным биографам, легко сбивают троих супостатов до сытного обеда, а потом ещё двух перед вечерним шампанским.

В рамках подготовки к наступлению немцы сделали то, чем они особенно прославятся в следующей войне. Не обладая количественным превосходством над противником, они сконцентрировали на главном направлении ударный кулак. На 570 английских самолётов в первый день наступления приходилось 730 немецких.

Но первый сюрприз британским истребителям преподнесли немецкие артиллеристы. Британцы считали вполне нормальным держать свои аэродромы прямо возле линии фронта — это повышало шансы на перехват вражеских самолётов и позволяло истребителям сразу бросаться в бой. Однако 21-го числа немецкая артиллерия начала беспокоящие обстрелы практически всех аэродромов в пределах своей дальности, осложняя взлётно-посадочные операции и вынуждая наземный персонал то прятаться в укрытиях, то пытаться спасать материальную часть.

Немецкая артиллерия на Западном фронте
Немецкая артиллерия на Западном фронте (фото: IWM)

Часть эскадрилий и вовсе быстро обнаружила, что от прорывающейся немецкой пехоты надо энергично убегать. Так, 8-й эскадрилье, чей аэродром находился всего в шести километрах позади линии фронта, пришлось срочно сниматься с места уже в 11 утра. К этому моменту откатывающаяся британская артиллерия била прямой наводкой прямо с окраины лётного поля, а мимо бежали неорганизованные группы пехоты. В таком же положении оказалась 5-я эскадрилья воздушных сил флота, которая к обеду полетела в тылы, сжигая ангары и склады с имуществом.

Мрачная ирония — одной из последних полученных депеш перед отступлением был приказ из штаба об организации парников для выращивания овощей для нужд личного состава.

Второй проблемой стал сильный туман, накрывший многие аэродромы чуть ли не на бóльшую часть дня. В результате вместо предусматриваемой планом мощной завесы из собственных истребителей над полем боя получились лишь отдельные и нерегулярные вылеты разрозненных групп самолётов. Тем не менее в воздухе разгорелись жаркие стычки, после которых обе стороны не отказывали себе в заявках на сбитых противников.

Немцы заявили сбитыми 11 британских самолётов: пять «Сопвич Кэмэл», четыре S.E.5 и два «Спада». Британцы признали потерю четырех самолётов в воздухе (двух «Сопвичей», одного S.E.5 и одного «Уитворта») и еще четырёх в результате аварийных посадок из-за повреждений немецкими истребителями. Характерно, что в авариях при взлётах и посадках было потеряно так же четыре самолёта, а немецкая артиллерия повредила 11 британских машин на собственных аэродромах.

Британцы заявили 14 немецких самолётов уничтоженными и ещё 23 «вероятно уничтоженными». По немецким данным их потери от всех причин, включая аварии, в этот день составили восемь самолётов.

Британские истребители SE5 на Западном фронте
Британские истребители SE5 на Западном фронте (фото: IWM)

Британские асы 21-го марта выдали желаемое за действительное значительно круче немцев.

Артиллерия

Все эти «бойся фрица от солнца», «собачьи свалки» и длинные списки воздушных побед само по себе очень здорово, но не главное. В реалиях Великой войны основная ценность авиации заключалась в возможности корректировать огонь артиллерии и наблюдать за действиями противника.

В феврале 1918 года в британском документе «Задачи авиации в обороне» прямо говорилось, что основная задача авиации — «Корректировка огня своей артиллерии с целью максимального повышения его эффективности». Истребителям надо было дать спокойно работать своим корректировщикам, в то же время гоняя вражеских.

Начиная с весны 1915 года авиация серьёзно и обстоятельно училась взаимодействовать с артиллерией, используя самые передовые достижения науки и техники. К концу 1917 года корректировка огня даже отдельных батарей по радио стала обыденным делом. На земле была создана сложная система связи и обработки сообщений.

Но вот беда, вся эта система росла и крепла в условиях позиционной войны и почти неподвижного фронта…

Британская артиллерия во время немецкого наступления
Британская артиллерия во время немецкого наступления (фото: IWM)

Туман приковал к земле и самолёты-наблюдатели. Первый английский R.E.8 из 59-й эскадрильи поднялся в небо в шесть утра. С него около часа вели трансляцию о ходе немецкой артподготовки, после чего он стал жертвой редкой случайности: летевший по своим делам в сторону британских позиций немецкий снаряд из полевого орудияпрошил машину в воздухе насквозь, не взорвавшись.

Наведение собственной артиллерии полностью провалилось на всём протяжении фронта.

Та же самая 59-я эскадрилья за весь день ни разу не сумела установить связь с артиллерий. Единственное, что смогли сделать пилоты — довольно архаично (по меркам 1918 года) сообщить штабу IV корпуса о замеченных немцах. Для этого прямо на штабные блиндажи сбросили сумку с написанным от руки донесением.

Причина крылась в полностью развалившейся системе связи и хаосе на земле. Штабы и центры связи оказались под плотным огнём, а некоторые вскоре присоединились к отступлению. Артиллерийские батареи либо захватывал противник, либо они сами отступали. Громоздкое радиооборудование в большинстве случаев оказывалось в самом конце очереди того, что надо спасать — его просто бросали. Даже те, кто забирал оборудование с собой, не торопились вновь разворачивать неудобные антенны и приёмо-передатчики, которые скорее на словах, чем на деле, назывались «переносными».

Истребители Sopwith Camel
Истребители Sopwith Camel (фото: IWM)

Артиллерийские штабы часто сами плохо представляли себе обстановку и куда делись их подчинённые; им было не до авиаторов. В результате самолёты могли часами кружить, так ни до кого и не докричавшись.

Проблемы возникли даже с передачей разведданных после посадки. Большинство магистральных телефонных линий оказалось уничтожено. Уже к полудню на всем фронте Пятой армии 13 пехотных дивизий повисли на одной-единственной живой линии. Так что и при передаче с аэродромов важная информация никак не могла пробиться в общем потоке до адресатов.

На бреющем полёте

В «Задачах авиации в обороне» британской авиации поручались «атаки вражеских резервов, транспортных колонн, артиллерийских позиций и пунктов выгрузки», но удары по вражеским наземным силам были именно тем, чем британские лётчики хотели заниматься меньше всего.

Первые эксперименты по непосредственной воздушной поддержке своих войск на земле начались весной семнадцатого, и концу года британцы во время наступления при Камбре выделили уже четыре эскадрильи для ударов по немцам с малых высот. Результаты вышли двойственными.
Командование (особенно сухопутное) считало, что при скромных достигнутых результатах в этом направлении надо работать и дальше. Авиаторы придерживались мнения, что атаки с малых высот — это прямая дорога в могилу, они только отвлекают силы от борьбы с немецкими самолётами.

Истребитель SE5 в полёте
Истребитель SE5 в полёте (фото: IWM)

Потери при атаках наземных сил действительно в разы превосходили потери в воздушных боях, а пилоты жаловались, что «выживание при атаках с малых высот оставлено на дело случая и никак не зависит от личного мастерства». Не упрощало ситуацию и то, что для атак не было подходящей техники.

Первый британский специализированный самолёт-штурмовик «Сопвич Саламандра» не поступал в войска до октября 1918 года — и фактически опоздал на войну.

Каждый доступный самолёт независимо от типа стал бросаться на атаки наземных частей немцев. Целей было в избытке — на многие километры вокруг весь фронт пришёл в движение, и все поля и дороги забили немцы.

Результаты вышли сомнительные. Пилоты докладывали о многочисленных удачных попаданиях, но эффект от попадания 25-фунтовых бомб и пулемётных обстрелов с отдельных самолётов не мог быть значительным. Немцы добросовестно фиксировали атаки, но не сообщали о сколь-нибудь чувствительных потерях от огня самолётов.

Потери за день от огня с земли составили четыре самолёта сбитыми и 11 повреждёнными, причём три из сбитых были корректировщиками R.E.8. Большие и маломанёвренные самолёты (их строили для стабильной работы на высоте) отважно жались к земле в надежде «положить бомбу прямо бошу на макушку» и гибли под огнём пехоты.

RE8
RE8 (фото: IWM)

Тем не менее, с этого дня массированные вылеты на штурмовку стали данностью для большинства эскадрилий. В условиях немецкого прорыва было уже не до жиру и ущемлённого самолюбия.

Новая заря

21 марта 1918 года и последующие дни изменили лицо авиации. Вопрос поддержки собственных наземных войск и нанесения ударов по вражеским тылам резко стал основным, а авиаторам пришлось учиться действиям при маневренной войне.

С другой стороны, именно 21 марта стали особенно ярко проявляться такие основные качества авиации, как мобильность и оперативность.

Первые эскадрильи, переброшенные из состава соседних британских армий, начали приземляться на передовых аэродромах в зоне немецкого удара уже после 14:00, а к ночи удары по немецким тылам наносили практически все британские бомбардировочные эскадрильи, бывшие во Франции.

21 марта 1918 года изменило войну не только на земле, но и воздухе. Это был не просто «трудный день» для авиации, но и день, который навсегда изменил её будущее.

Hoвости СМИ2
«‡„ÛÁ͇...
Битва при Сволли
Двое против тридцати

5 сентября 1612 года маленькая английская эскадра из четырех кораблей — Red Dragon, Hosiander, James и Solomon, — бросила якорь на рейде индийского порта Сурат в устье реки Тапти. Командовал ей капитан Томас Бест. Его экспедиция была последней отчаянной попыткой Ост-Индской компании наладить в здешних краях торговый пост. В 1609 году король Иаков, разозлённый отсутствием результатов, дал ей три года сроку. Если бы Бесту не удалось добиться успеха, Компании оставалось бы несколько месяцев.

22K
21
6
0
15 головоломных фактов о войне в Корее

Что мы знаем о чучхе? Ничего. И то не все. Корейская война 50-53 годов — из разряда тех исторических событий, где все участвующие стороны «предательски напали из засады», виноватых не найти, да и кому перед кем извиняться — непонятно.

54K
49
60
30
Дарфурская резня
Кровавое наступление сахарских песков

О резне в суданской провинции Дарфур все уже успели подзабыть за более яркими конфликтами. Но её стоит вспомнить в качестве примера, как изменения климата могут влиять на судьбы стран и народов.

31K
21
3
73
Война за ухо Дженкинса
«Псс, не хотите немного Casus Belli?»

«Сasus belli» — формальный повод к войне. Этот термин ввели в оборот юридически грамотные римляне, задолго до нас знавшие свои права. Классический пример повода к войне — пресловутый «сараевский выстрел». Но история знает и куда более сюрреалистические casus belli. Не правда ли, занятно, когда в названии войны присутствует часть человеческого тела? Осталось ответить на вопрос: кто, кому и что отрезал, а главное, зачем? И почему только ухо? Чего так скромно? Отправимся за ответами в не столь далёкий XVIII век.

15K
22
2
63
4 примера идиотских поражений
Когда «логику придумали трусы!»

Иногда провальность выбранной стратегии и тактики лежат на поверхности. Но тщеславие и жажда лёгкой победы настолько застилают глаза полководцам, что ведут их прямиком к позорному поражению.

35K
44
0
76
Сэндвич «Цезарь»
Самая необычная осада древности

«Пришёл, увидел, победил», — сказал про себя великий Цезарь в 47 году до н.э. Однако в 52 до н.э. крылатое выражение могло бы звучать как «пришёл, увидел, осадил». Или, если ещё точнее: «пришёл, организовал инженерно-сапёрные работы, построил осадные укрепления, чуть было не лишился головы, когда подошло галльское подкрепление, но в последний момент, благодаря контратаке и личному обаянию, всё-таки победил».

17K
23
4
93
Атака лёгкой кавалерии здорового человека
Как польская конница совершила невозможное и открыла Наполеону дорогу на Мадрид

Любители истории прекрасно знают, что такое «Атака лёгкой кавалерии» (ей посвящены и картина, и поэма, и фильм с одноимённым названием). В битве под Балаклавой элитная бригада британской конницы из-за ошибки командования угодила под перекрёстные залпы русских пушек и ружей. И хотя отчаянные британцы под ураганным огнём прорвались-таки к назначенной им целью батарее и попутно опрокинули казачий полк, контратака русских улан заставила их отступить. Бригада понесла катастрофические потери, а бой стал для бриттов образцом «слабоумия и отваги» — первое в отношении командования, второе — всадников.

26K
26
25
249
Самые глупые поводы для войны (1/2)
За что умирали люди: футбол, гуано и религиозные видения

Война — дело серьёзное. И повод для неё нужен серьёзный. Например, уникальные месторождения невредных ископаемых, фокусы с оружием массового поражения, геноцид… Но попадаются и ещё более уважительные причины.

21K
19
4
100
Самые глупые поводы для войны (2/2)

В первой части нашей подборки перечислены далеко не все идиотские причины кровопролитных войн. К сожалению, таких примеров в истории было довольно много. Вот ещё несколько.

20K
14
10
111
Пожалуй, худшее историческое кино: сериал «Екатерина. Самозванцы»

Если вы хотите в подробностях узнать, как не надо снимать исторические сериалы, то сейчас для этого есть все шансы — на экраны страны вышел сериал «Екатерина. Самозванцы». В нём плохо абсолютно всё — от сценария до игры актёров. WARHEAD с огромным усилием начал знакомиться с новым масштабным телепроектом.

33K
44
58
844
Топ-5 безбашенных воинов Средневековья

Знаете, говорят про некоторых «вообще отбитый»? И при этом у «отбитого» нередко вполне получается то, за что он берётся, — то ли благодаря, то ли вопреки лихости и отчаянности. Вот о таких «отбитых» средневековых воинах, вошедших в легенды, мы и поговорим.

28K
60
15
875
Как американский робот выбрал свободу: «побег» D-21 в СССР

Американский шпион из Зоны 51 убил американского же пилота, разбил новейший самолёт — а потом вообще сбежал в СССР! Причём шпион был роботом! Как секретный беспилотный разведчик оказался у Туполева — в нашей статье.

21K
62
13
438
Тест: хорошо ли вы знаете историю Античности и Древнего мира?

Вы уверены, что прекрасно знаете историю. Но сможете ли вы сопоставить события, происходившие в различных странах в одно время? Проверим?

19K
4
18
87
Диванная аналитика: бомбардировщик Ту-160 обогнал пару F-35A, но это не точно

Стратегический бомбардировщик Ту-160, разработанный ещё в 1980-е, легко оторвался и ушёл от новейших истребителей пятого поколения F-35A, которые пытались преследовать его над Японским морем. По крайней мере, так сказали нам китайские журналисты. Было ли это на самом деле, а если было, то что именно? Отдел диванной аналитики WARHEAD.SU разобрался.

19K
35
69
374
Тест: знаете ли вы историю Древней Руси?

Вы давно окончили школу, но интерес к истории сохранили? А вот давайте проверим, хорошо ли вы знаете историю Древней Руси.

17K
5
12
259
Торгутский побег: цена возвращения на историческую родину

В 1771 году калмыки откочевали в Джунгарию с Волги. Стремились ли они вернуться под власть Великого государя Вселенной или им стало тесно на насиженных территориях? О том, чем обернулось возвращение ойратов на землю предков, — в материале WARHEAD.SU.

17K
36
32
923
Искупившие вину: подвиг бойцов 65-й отдельной штрафроты

Стремительным броском штрафной взвод ворвался в село. Начался жаркий бой. Солдаты дрались отчаянно, но попали в окружение и почти трое суток вынуждены были держать оборону.

16K
42
19
590
Оборона Вестерплатте: первые выстрелы Второй мировой

Семидневная защита ключка суши в устье Вислы стала одним из главных патриотических столпов послевоенной польской историографии. В честь героев Вестерплатте называли военные части и улицы городов, на их примере воспитывают защитников Польши. Но некоторые говорят, что ничего особенного тогда не произошло и за легендой стоят не слишком впечатляющие события. Где же правда?

16K
47
103
351
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

81K
68
21
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

80K
45
33
467
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

74K
23
11
81
Я только спросить: 10 наивных вопросов о ваффен СС

В ваффен СС брали настоящих арийцев с безупречной родословной? Эсэсовцы были помешаны на оккультизме? Вермахт и СС конкурировали? WARHEAD.SU собрал самые простые и одновременно сложные вопросы об организации войск СС.

59K
41
77
361
Партизанские реалии: насколько точными были полевые сводки?

«Чем дальше в лес, тем толще партизаны», гласит известная шутка. В начале 1944 года, когда Красная армия освободила значительную часть Украины, штаб партизанского движения захотел проверить — а так ли были точны сводки?

52K
61
66
862
Ликбез: численность средневековых армий

Ничто не вызывает столько споров у историков, как вопрос о численности средневековых армий. По страницам серьёзных монографий и научно-популярных книг ходят цифры, порой очень плохо сопоставимые с реальностью. Так сколько же воинов могло выставить средневековое государство? WARHEAD.SU разобрался.

52K
41
54
591
Стройка века по-немецки: Атлантический вал

«Мы построим свою линию укреплений, с пушками и адским пламенем!» — решили немцы в 30-е годы, обиженно наблюдая, как тем же самым вовсю уже занимается весь остальной мир. Немецкая пропаганда утверждала, что Атлантический вал неприступен и любая попытка высадки обречена. Но союзники решили, что этот вал не так страшен, как его малевал доктор Геббельс.

51K
42
10
432
Битва за Радзехов: анти-Расейняй Великой Отечественной

«Советские КВ и Т-34 были неуязвимы для немецкой артиллерии летом 1941 года!» — такие утверждения можно встретить и сегодня. Обычно дальше вспоминают прибалтийский Расейняй и одинокий КВ против 4-й танковой группы. Но ход боевых действий подсказывает, что была и полная его противоположность. Имя ей — Радзехов.

51K
64
34
719
Монгольские нукеры против рыцарей: битва при Легнице

Сравнивать крестоносцев и монголов, казалось бы, заведомо бесполезное занятие. Ведь где рыцарство, а где хитрые азиаты? Однако 9 апреля 1241 года под Легницей, что в Силезии, произошла великая битва, которая поможет ответить на вопрос: какая же военная культура прошлого превосходит остальные?

48K
45
33
1.1K
10 «школьных» заблуждений о русской военной истории

На Куликовом поле не было пехоты, стрельцы не воевали в красном, Карл XII не нападал на Россию!

200K
89
56
897
Взгляд Запада: каким видели советский спецназ в Афганистане

Советского спецназа на Западе очень боялись — и заслуженно. О наших бойцах писали в зарубежной прессе, рассказывали душманы. За Spetsnaz пристально следили за океаном. О подвигах бойцов в Афганистане ходило много легенд. Какие из них правда? Сейчас расскажем.

106K
58
16
869
Ликбез: зачем танку бревно

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

86K
39
29
457
Тест: Какой вы военачальник?

Всегда мечтали стать Верховным Главнокомандующим, но что-то мешало? Опыт знаменитых военачальников прошлого поможет подготовиться как следует и избежать ошибок. Пройдите тест WARHEAD.SU и узнайте, какой стиль командования войсками ближе именно вам.

83K
7
3
276
Советская пехота держит удар: как растерялись «тигры»

«Разгромить!» — такой безапелляционный приказ получил свежий 507-й тяжёлый танковый батальон «тигров». Его машины 21 марта 1944 года выгрузились с платформ в районе Львова прямо к началу нового наступления Красной армии. Ожидания немецкого командования по поводу чудесной силы «тигров» оказались обмануты самым подлым образом.

81K
68
21
742
Острее бритвы: как правильно точить ножи

Пришли на шашлыки, а тупой «дедушкин» ножик не режет мясо? Вовремя затачивать надо было! Чтобы вы больше не попали впросак в такой ситуации — наша статья о том, как же правильно «лечить» затупившиеся клинки.

80K
45
33
467
Гиганты в тупике
Мы не увидим их в небе

Бомбардировщики — самые большие, сложные и дорогие боевые самолёты своего времени. Ведь доставлять на территорию противника смертельный груз — это задача, на которую сил и средств не жалеют. Однако, попытка внедрения даже самых амбициозных идей часто даёт осечку. Взглянем на чудовищ, которых породил временный сон разума некоторых конструкторов.

75K
33
14
172
Плавучие ветераны Второй мировой: самые старые действующие военные корабли

Вторая мировая была настолько давно, что корабли, принимавшие в ней участие, уже давно превратились в плавучие музеи. Но не все! Некоторые всё ещё стоят в строю и гордо несут флаги своих стран. Мы собрали для вас подборку самых интересных кораблей-ветеранов.

74K
23
11
81
Рожок, бубен и мясорубка: что поможет перезарядить быстрее?

Запас патронов бывает двух видов: «мало» и «всё равно мало». Однако просто забить рюкзак патронами — тоже не выход. Процесс перезарядки для противника вовсе не повод по-джентльменски прекратить стрельбу. Перезаряжаться желательно как можно быстрее и реже, а патроны таскать уже «готовыми к употреблению». Что же для этого придумали?

74K
27
17
346