Мидуэй: Sabaton o легендарной победе американцев на Тихом океане

Битва при Мидуэе в июне 1942 года стала одним из решающих моментов Второй мировой войны на Тихом океане. Песня Midway группы Sabaton посвящена этому сражению и тем людям, которые принимали в нём участие.

Мы встретимся у атолла Мидуэй

Инди: Битва при Мидуэе стала легендарной и довольно неожиданной победой для США.

Пэр: Мы часто пишем песни о морских сражениях, и это — одна из них.

Инди: 27 мая 1942 года могучий авианосец «Акаги», флагман 1-го воздушного флота под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо, покинул стоянку у острова Хасирадзима в Хиросимском заливе и вышел в Тихий океан.

Хотя японский флот имел сильнейшие линейные корабли из когда-либо виденных миром, многие специалисты там полагали, что ведущая роль в современной морской войне принадлежит авианосцам «мобильного соединения» — Кидо Бутай. Именно от них зависел контроль морского пространства, и до сих пор они справлялись с этой ролью.

Линейный крейсер «Кирисима» и авианосец «Акаги»

К середине 1942 года Япония успела унизить западные державы в Малайе и Ост-Индии, они продвинулись к Гуаму, Яве, Филиппинам, Сингапуру и британским базам на Цейлоне, даже атаковали север Австралии. Им удалось нанести внезапный удар по американскому флоту на Гавайях, повредить и затопить множество боевых кораблей. А только что они одержали тактическую победу в Коралловом море, хотя союзникам и удалось предотвратить захват Порт-Морсби. Но это лишь мелкая неудача, верно? Сама битва лишь подтвердила, что авианосцы отлично подходят для разгрома отсталых американцев.

Николай Колядко

Совершенно верно. Сражение в Коралловом море виделось тогда чистой победой японцев. Чего эта «победа» стоила им в стратегическом плане — стало ясно гораздо позже.

Но каким будет следующий шаг? Углубляться в Индийский океан, начать вторжение в Австралию или продолжать давить «пробудившегося гиганта» на востоке? Маршал Ямамото — главнокомандующий Объединённым флотом ВМС Японии — понимал: Штаты надо сокрушить до того, как они пустят в ход свою промышленную мощь. Он приказал продолжать «восточную операцию» и захватить Гавайи. Но перед этим надо было выманить американский флот с хорошо защищённых позиций в место, где его будет легко разгромить, но которое достаточно важно, чтобы американцы ринулись его защищать. Идеальным вариантом показался крохотный атолл Мидуэй в центре Тихого океана.

Николай Колядко

Инди называет Исороку Ямамото «маршалом», хотя это почётное звание — гэнсуй тайсё — было присвоено ему лишь посмертно. Весной 1942 года Ямамото имел звание полного адмирала — тайсё.

Четвёртого июня Кидо Бутай адмирала Нагумо в составе четырёх авианосцев — «Акаги», «Кага», «Хирю» и «Сорю» — подошло к Мидуэю. После битвы в Коралловом море соединение недосчитывалось двух авианосцев, погода была туманная, и всё уже шло не по плану.

Подводные лодки находились неизвестно где, а основные силы флота отстали и были в двух днях пути. Однако Нагумо не волновался — линкоры всё равно будут нужны только во второй фазе операции, когда американцы среагируют на бомбардировку Мидуэя. Ведь, как полагало японское командование, внезапность была на их стороне.

Николай Колядко

Подлодки были известно где. Другое дело, что они с большим опозданием заняли назначенные им позиции. А что касается «основных сил» — 11 линкоров — то, согласно плану, они и должны были находиться в тех «двух днях пути».

«Акаги»

Вот только внезапности не было. Американские специалисты по взлому шифров выяснили намерения Ямамото ещё несколько дней назад. Радиостанция на Гавайях перехватила сообщение, отправленное с «Акаги» другим авианосцам, и стало ясно, что назревает что-то крупное. Неизвестно было лишь место операции, которое японцы обозначили как AF. Тогда американцы пошли на хитрость. В эфир было отправлено незашифрованное сообщение о поломке опреснителя на Мидуэе. Японцы перехватили его и оповестили своих, что «на AF надо направить танкер с пресной водой». Так стало ясно, что их цель — Мидуэй.

Николай Колядко

Конечно же, всё не ограничивалось лишь одним перехваченным сообщением с «Акаги». Японцы не были настолько тупыми, чтобы передавать в эфир план операции даже в зашифрованном виде. Американской радиоразведке потребовались недели кропотливой работы, чтобы из обрывков информации составить более-менее полную картину японского плана. Как оказалось — далеко не точную.

На тот момент американцы войну уверенно проигрывали. От Азиатского флота США осталась тень былого могущества, на стороне японцев были численное превосходство и инициатива. Чтобы компенсировать отставание, могучей американской индустрии требовалось время на раскачку, но к тому моменту могло стать уже слишком поздно.

Японский авианосец «Хирю»

Николай Колядко

«Азиатским флотом» называлось сравнительно небольшое объединение, базировавшееся на Филиппинах. Оно действительно было почти полностью разгромлено японцами, а его остатки отступили аж в Австралию.

Тихоокеанская война, падают с неба бомбы

Адмирал Честер Нимиц, принявший командование Тихоокеанским флотом США после нападения на Пёрл-Харбор, пытался поднять боевой дух американских моряков. Именно сейчас, когда японцы, сами того не заметив, утратили фактор внезапности, Нимиц передал под командование контр-адмирала Реймонда Спрюэнса три авианосца — «Йорктаун», «Энтерпрайз» и «Хорнет». Авианосцы должны были устроить засаду в 300 милях к северу от предполагаемого маршрута японцев и ждать нападения на Мидуэй.

Николай Колядко

На самом деле Спрюэнс командовал лишь 16-м оперативным соединением, в него входили «Энтерпрайз», «Хорнет», несколько тяжёлых крейсеров и корабли эскорта. «Йорктаун» входил в состав 17-го оперативного соединения контр-адмирала Фрэнка Флетчера, который и осуществлял общее командование обоими соединениями.

Нападение началось в 06:00 с массированного авианалёта. Каждый японский авианосец нёс широкий ассортимент самолётов разного назначения. Истребители «Зеро» производства «Мицубиси», пикировщики «Аити» Тип 99 с фугасными и бронебойными бомбами и торпедоносцы «Накадзима» Тип 97.

Они должны были сокрушить врага одним мощным скоординированным ударом.

Небольшая справка. Ключ к успеху авианосной операции — применение нужных самолётов в нужный момент. Если на горизонте вражеские бомбардировщики — поднимай истребители. Если обнаружены эсминцы — в дело идут торпедоносцы. Показались авианосцы — готовь к вылету бомбардировщики. Поэтому крайне важна разведка. Оказаться с не теми самолётами — значит проиграть. Даже у отлично тренированных японских экипажей уходили часы на то, чтобы убрать с палубы одни машины и подготовить другие.

Николай Колядко

Про то, что против эсминцев лучше всего подходят торпеды, а против авианосцев — бомбы, звучит, конечно, забавно. Однако результирующий вывод верный.

В 07:00 первая волна бомбардировщиков вернулась с Мидуэя. В 08:00 адмирал Нагумо приказал готовить вторую волну, когда пришло сообщение от разведывательных самолётов: «Обнаружены корабли противника». Силы Спрюэнса двинулись на юг. В докладе говорилось о десяти кораблях, но их тип установить не удалось. Нагумо решил, что десять кораблей не представляют угрозы для могучего Кидо Бутай и продолжил бомбёжку Мидуэя.

Николай Колядко

До Мидуэя в тот момент было более 200 миль, а самолёты тогда были далеко не сверхзвуковыми. Так что «первая волна» вернулась на авианосцы лишь к 09:00.

Скоро над японцами появились первые американские бомбардировщики. Они ринулись на «Акаги» и «Сорю», и небо расчертили трассеры зениток. Авианосцы сумели уклониться от атаки, а «Зеро» быстро расправились с неопытными американскими пилотами. Однако японские зенитки не поразили ни один из самолётов. Они оказались неспособны реагировать на быстрые цели, заходящие на разной высоте с разных направлений.

Маневрирование японского авианосца во время бомбардировки

Николай Колядко

Здесь нужно уточнить, что пока это были самолёты не с американских авианосцев, а с самого Мидуэя. И попаданий по ним японские зенитчики всё же добились.

В 09:00 доклады разведки всё ещё говорили о крейсерах и эсминцах, однако в небе были американские самолёты — они не могли взяться из ниоткуда. «Сорю» пришлось отразить несколько волн торпедоносцев, но Нагумо всё ещё не понимал, откуда они прилетают, — и взять информацию было неоткуда. Ни на одном из японских авианосцев не было радара, а рации на разведывательных самолётах были слабыми.

Не имея конкретных разведданных, Нагумо решил продолжать бомбёжку Мидуэя. К 10:20 палубы всех четырёх его авианосцев были заполнены заправленными самолётами с загруженным боекомплектом.

Николай Колядко

А вот здесь сразу несколько уже серьёзных ошибок. Во-первых, ещё в 08:30 самолёт-разведчик доложил, что среди вражеских кораблей обнаружен авианосец. Соответственно, ни о какой подготовке к повторному удару по Мидуэю речь уже не шла.

Во-вторых, атаки американских палубных торпедоносцев (три группы) продолжались с 09:20 до 10:20. Так что японцам уже было прекрасно понятно, «откуда они прилетают». И целью этих атак, конечно, был не только «Сорю».

Ну и наконец, сразу по получении сообщения об авианосце, японцы начали лихорадочно перевооружать приготовленные для удара по Мидуэю самолёты по «противокорабельному» варианту — на торпеды и бронебойные бомбы. Поэтому к 10:20 никаких толп самолётов на полётных палубах не было — они всё ещё находились в ангарах.

Продемонстрируйте всю мощь авианосцев, адмиралы

Судьбу некоторых битв решают дни, иногда — часы. Исход этого сражения решился за каких-то десять минут. В 10:22 на японские авианосцы, заполненные самолётами, обрушились американские пикировщики. На сей раз это были опытные экипажи с «Йорктауна». Первому удару подвергся «Кага» — прорвавшись сквозь неэффективный зенитный огонь, самолёты обрушили на него бомбы калибром 500 и 1000 фунтов. Первые три упали в воду, но четвёртая пробила палубу и взорвалась в кубрике. Ещё одна попала в носовой подъёмник, сдетонировав в ангаре для истребителей. Внутренности корабля были растерзаны. Ещё одна бомба попала в мостик, уничтожив всех старших офицеров.

Николай Колядко

Всё верно, за исключением того, что «Кага» был атакован пикировщиками 6-й разведывательной и 6-й бомбардировочной эскадрилий с «Энтерпрайза». Кроме того, ни через какой зенитный огонь они не прорывались — японцы эту атаку тупо прозевали.

Потом пикировщики «Донтлесс» переключились на «Сорю». Многочисленными попаданиями бомб его буквально порвали в клочья. Нагумо в ужасе наблюдал, как оба авианосца окутываются дымом и пламенем. Их машины были выведены из строя, котлы пробиты, обломки самолётов и трупы устилали палубы.

Николай Колядко

Пикировщики никак не могли «переключиться». Потому как они не многозарядные. По «Сорю» работало другое подразделение — 3-я бомбардировочная эскадрилья. На этот раз действительно с «Йорктауна».

Да и «порвать в клочья» тремя 250-кг бомбами авианосец водоизмещением почти 19 000 тонн весьма затруднительно. И поскольку бомбы эти рвались в ангарах, то затронуть машинные отделения кораблей они тоже никак не могли. Так что живописные «клочья» и «пробитые котлы» здесь скорей для общей эпичности.

Внезапно тревога прозвучала и на «Акаги», и его зенитки открыли огонь. Затем раздался страшный взрыв — тысячефунтовая бомба взорвалась, пробив средний подъёмник. Целый ангар превратился в руины.

Николай Колядко

Всё было ещё хуже. Бомба взорвалась в шахте подъёмника и поэтому поразила не «целый ангар», а сразу два — верхний и нижний.

Американские бомбардировщики исчезли всего через несколько минут после начала атаки, оставив три могучих японских авианосца пылать. Ни один из кораблей не тонул, но пожар был страшен. Совсем скоро авианосцы, наполненные высокооктановым авиационным горючим, смазкой, бомбами, снарядами, бумагой и деревом, превратились в ревущую преисподнюю. Выжившие матросы пытались бороться с огнём, но их было мало. Сотни погибали от огня и жара, задыхались в дыму. Многие механики на нижних палубах и в машинных отделениях оказались в ловушке. Взрывы продолжали сотрясать корабли по мере того, как пожар добирался до боеприпасов и ёмкостей с горючим. Люди буквально варились заживо в отсеках, не имея возможности выбраться.

Не пострадал лишь «Хирю» — его прикрывали истребители, а атаковали его только неэффективные торпедоносцы.

Поражение было сокрушительным — любой командир, потерпев такое, отступил бы. Но Нагумо не был «любым командиром». Основные силы флота хоть и были в 600 милях, являлись весомым доводом. Американцы потеряли в атаке множество самолётов, и, если бы их удалось принудить к обычному морскому бою, победа была бы за японцами. Так как «Хирю» был цел, Нагумо приказал отправить две дюжины самолётов для нанесения ответного удара.

«Хирю»

Николай Колядко

На самом деле эти «две дюжины» состояли из 18 пикировщиков и шести истребителей в первой волне и десяти торпедоносцев, прикрытых шестью «Зеро», во второй.

В районе 13:30 отборные пикировщики Нагумо обрушились на «Йорктаун». Американские зенитчики нанесли им тяжёлые потери, но по меньшей мере две бомбы достигли цели. Одна, калибром 250 кг, ударила в центр палубы, вторая разорвалась в носовом подъёмнике. «Йорктаун» запылал.

Николай Колядко

Бóльшую часть этих тяжёлых потерь атакующим самолётам нанесли всё же американские истребители. Кроме того, «Йорктаун» получил не два, а три бомбовых попадания. Плюс два гораздо более серьёзных торпедных — о них Инди, наверное, забыл упомянуть.

Но к 14:30 японцам стало ясно, что потеряны не только «Кага» и «Сорю», но и «Акаги». «Йорктаун», однако, сохранил ход, успешно отбивал атаки и даже посылал самолёты на последний японский авианосец. В 17:00 его машины, вместе с машинами «Энтерпрайза», прорвались через заслон истребителей «Зеро» и поразили «Хирю» четырьмя бомбами, расколов его палубу и вызвав пожар. Кудо Бутай перестало существовать.

Николай Колядко

Самолёты «Йорктауна» действительно участвовали в атаке на «Хирю», но взлетали они уже с двух оставшихся американских авианосцев.

«Йорктаун» под атакой

С наступлением темноты исход битвы стал очевиден. Спрюэнс не имел желания бодаться со всем японским флотом. Четыре тяжело повреждённых авианосца были затоплены, чтобы не достаться врагу. Американцы думали, что «Йорктаун» получится сохранить, но незамеченная японская подлодка I-168 торпедировала его и утопила. Американские потери составили два корабля — «Йорктаун» и один эсминец — против четырёх авианосцев, потерянных японцами.

Николай Колядко

Кроме четырёх авианосцев японцы в этом сражении потеряли тяжёлый крейсер «Микума». Плюс серьёзные повреждения получили ещё один крейсер и пара эсминцев.

Восходит кроваво-красное солнце

Историки по сей день спорят о значимости битвы при Мидуэе.

Стала ли она поворотной точкой войны на Тихом океане? Концом японской экспансии? Японцы получили тяжёлый удар, потеряв четыре авианосца, ситуацию отягощала также гибель сотен квалифицированных механиков и опытных моряков. Мы знаем, что война на Тихом океане продолжалась ещё больше трёх лет, но тогда начался новый её раунд — раунд, в котором силы противников оказались равными.

Инди: В самом начале ты сказал, что у вас очень много песен, посвящённых морским сражениям. Это действительно так. А почему?

Пэр: Я лично — большой флотофил. Если оказываюсь в городе, где есть какой-нибудь боевой корабль, превращённый в музей, я непременно посещаю его. Самым впечатляющим для меня оказался американский линкор   «Нью-Джерси». Возможно, именно он вдохновил нас позже на песню о «Бисмарке». Очень красивый корабль — мы даже думали снять его в некоторых сценах клипа на песню Bismarck. Но потом решили обойтись компьютерной графикой.

Инди: Всё равно здорово получилось. Кстати, раз уж вы были на «Нью-Джерси», не возникало мысли написать песню именно об этом корабле? Или он просто напомнил о морских битвах?

Пэр: Мы были в целом вдохновлены, потому что про «Нью-Джерси» можно рассказать много историй. Кстати, в Сан-Диего стоит авианосец «Мидуэй», названный в честь битвы.

Инди: Он ведь в ней не участвовал?

Пэр: Нет, он вступил в строй после неё.

Инди: Было бы смешно, если бы перед ней. Назвали корабль «Мидуэй», а потом такие через три недели: «Вы не поверите, что случилось…».

А ты, выходит, с детства интересуешься морскими битвами?

Пэр: Да. Меня с самого раннего детства восхищали корабли.

Инди: Хорошая у тебя работа — можно писать песни о том, что тебя восхищает.

Пэр: Папа всегда говорил, что если бы я пошёл служить в шведские вооружённые силы, то оказался бы на подлодке. У меня небольшой рост и я не боюсь тесных замкнутых пространств, даже если они глубоко под водой.

Инди: Б-р-р, мне страшно даже представить.

Пэр: Нормально. Для меня служба в подплаве была реальным вариантом.

Инди: Так ты в итоге служил? В Швеции тогда вроде была всеобщая воинская обязанность.

Пэр: Нет, её отменили как раз за год до того, как пришло моё время. Служба стала добровольной. Я прошёл тестирование, но потом решил, что это не то, чего я хочу. Я хочу играть металл до конца своих дней. Мне сказали, что это не причина отказываться, а я ответил: «Дайте мне автомат, и я просто всех перестреляю». И они сказали: «Да, иди лучше играй музыку».

Инди: И это, дамы и господа, всё на сегодня. Это была   «История с Sabaton»!

Пэр: Спасибо вам!

Да, и не забудьте сообщить им о специальном издании альбома. Это всё, что пока надо знать. Отлично! Увидимся! Спасибо всем, кто смотрел. Поддерживайте нас на Patreon, подписывайтесь на канал. До встречи!

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.В следующей статье серии читайте о битве при Роркс-Дрифт >>

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий